За последние годы в печати ряда капиталистических стран, и особенно , было опубликовано много материалов о боевых действиях американской авиации в период агрессивной войны в Юго-Восточной Азии. Только по официальным данным Пентагона, с 1961 года по 25 июля 1969 года военная авиация США потеряла во Вьетнаме 5656 самолётов и вертолётов и большое количество лётного состава. Иностранные специалисты считают необходимым предпринять ряд мер по обеспечению выживаемости экипажей, поврежденных самолётов и вертолётов. Для этого рекомендуется оснащать экипажи более современными индивидуальными спасательными средствами, повышать живучесть и надежность самолётов и вертолётов, совершенствовать силы и средства поисково-спасательной службы.

Экипажи самолётов и вертолётов снабжаются индивидуальными средствами спасения, которые размещаются в спасательном жилете и носимом аварийном запасе. Состав этих средств зависит от климатических условий и характера местности района планируемых боевых действий. В состав снаряжения лётчика могут входить:

  • спасательная лодка, автоматически заполняемая воздухом при ударе о водную поверхность;
  • радиомаяк, начинающий автоматически работать при раскрытии парашюта;
  • световые (многоцветные) и дымовые ракеты, способные пробивать густой слой листвы;
  • трассирующие патроны для обычного пистолета;
  • проблесковый сигнальный фонарь с питанием от портативной батареи;
  • зеркало для подачи сигналов с помощью отраженных солнечных лучей;
  • нейлоновый трос (длина 50 м), применяемый для спуска в случае зависания парашюта на деревьях;
  • портативная радиостанция.

В ходе учебно-боевой подготовки лётный состав учится пользоваться всеми спасательными средствами.

В настоящее время поисково-спасательные службы имеются в составе ВВС и авиации ВМС основных капиталистических стран. Ведущее место по оснащённости этих служб новой техникой занимают США.

Для проведения поисково-спасательных операций командования ВМС и ВВС основных капиталистических стран используют однотипные вертолёты, переоборудованные из многоцелевых. Они отличаются по конструкции и составу средств спасения. В ВМС, исходя из особенностей базирования, применяются, как правило, более лёгкие вертолёты, обладающие положительной плавучестью, что позволяет производить посадку на воду. Они оснащёны снаряжением для спасения потерпевшего бедствие непосредственно из воды. На спасательных вертолётах устанавливаются специальное поисковое и спасательное оборудование, радиосвязная аппаратура, средства оказания медицинской помощи и т. д. Некоторые вертолёты имеют вооружение и броневую защиту. Кроме летного состава, в экипаж вертолёта входят специалисты, прошедшие соответствующую подготовку по ведению поисково-спасательных операций, и медицинский персонал.

Основные тактико-технические характеристики поисково-спасательных вертолётов ВМС США, Великобритании, Франции, Италии и Японии приведены в таблице.

Основные тактико-технические характеристики поисково-спасательных вертолётов

Основные тактико-технические характеристики поисково-спасательных вертолётов

Поисково-спасательные вертолёты США

Командование ВМС в спасательных операциях использует в основном вертолёты HH-3A, HH-3F, HH-52 и HH-2С и D.

Вертолёт НН-3А (вариант противолодочного вертолёта SH-3A) может действовать с палубы корабля и с поверхности воды. Нижняя часть фюзеляжа водонепроницаемая, выполнена в виде днища летающей лодки (рис. 1). Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей фирмы «Дженерал электрик». Двигатели приводят во вращение основной несущий и хвостовой пятилопастные винты. Лопасти основного винта, а также хвостовая часть фюзеляжа вместе с закреплённым на киле винтом для удобства размещения вертолёта на корабле автоматически складываются с помощью гидравлической системы.

Общий вид американского вертолёта НН-3АРис. 1. Общий вид американского вертолёта НН-3А

Вертолёт оснащён трёхколесным шасси, основные стойки которого убираются в поплавки, закрепленные на спонсонах левого и правого бортов фюзеляжа и обеспечивающие остойчивость вертолёта на поверхности воды. Нормальный запас топлива 2615 л обеспечивает дальность полёта 860 км при 10% резерва топлива. Под спонсонами могут подвешиваться два дополнительных топливных бака.

Сверху правого борта фюзеляжа установлена гидравлическая лебёдка (грузоподъёмность 272 кг, длина троса около 70 м). К тросу лебёдки крепятся различные средства спасения: нейлоновые лестницы, канаты, специальное снаряжение для подъёма тяжелораненых и другие. Применение того или иного вида снаряжения зависит от местности (море, лес, джунгли и т. д.) и состояния спасаемого. За спонсонами смонтированы две турельные установки ТAТ-102 с пулеметом (калибр 7,62 мм) в каждой. Стрельбу ведёт лётчик или стрелок. Вертолёт оборудован поисковой РЛС AN/APN-130 и радиовысотомером.

Вертолёт HH-3F «Пеликан» (вариант транспортного вертолёта S-61R «Сикорский») рассчитан на ведение поисково-спасательных операций в открытом море на большом удалении от берега (рис. 2). Вертолёт выполнен в амфибийном варианте и может действовать с береговых площадок и с поверхности моря. Шасси трёхколесное. Стойки основного шасси (кроме передней) убираются в ниши спонсонов. Каждая стойка имеет два колеса (562X165 мм, давление в пневматиках 6,7 кг/кв.см.). Днище фюзеляжа водонепроницаемое.

Вертолёт HH-3F «Пеликан» в море
Рис. 2. Вертолёт HH-3F «Пеликан» в море

Силовая установка вертолёта состоит из двух газотурбинных двигателей T58-GF-5, которые приводят во вращение основной и хвостовой пятилопастные винты (диаметры 18,9 м и 3,15 м). Топливо размещается в переднем баке (ёмкость 1204 л) под полом кабины и заднем баке (1226 л). В составе экипажа вертолёта два лётчика, штурман и оператор спасательного оборудования. В грузовой кабине можно разместить спасательное снаряжение и до 15 носилочных раненых.

Грузовая лебёдка (длина троса 72 м) смонтирована снаружи верхней части фюзеляжа с правого борта. Размеры люка под лебёдкой позволяют применять специальные платформы для спасения тяжелораненых. На вертолёте установлены современная навигационная аппаратура и аппаратура радиосвязи, обеспечивающие проведение операций в плохих метеорологических условиях. Для поиска используется РЛС, антенна которой размещена слева в носовой части фюзеляжа.

Дальность (продолжительность) полёта вертолёта планируют увеличить за счёт оснащения его системой дозаправки топливом в воздухе и сбрасываемыми дополнительными топливными баками. Предусматривают увеличить мощность силовой установки, чтобы осуществлять взлёт с большим полётным весом и с большей скоростью перемещаться в районы проведения спасательных операций. Всего до 1974 года было построено около 40 таких машин.

Вертолёт НН-52 (вариант пассажирского вертолёта S-62 «Сикорский») действует с береговых баз и поверхности воды. Во время лётных испытаний сохранял хорошую остойчивость при высоте волн 2,5—3,0 м.

Силовая установка вертолёта состоит из одного газотурбинного двигателя T58-GE-8. Топливо размещается в трёх баках под полом грузовой кабины — переднем (348 л), центральном (689 л) и заднем (523 л). Общий запас вырабатываемого топлива 1560 л.

Нижняя часть фюзеляжа вертолёта водонепроницаемая, выполнена в виде днища летающей лодки. Шасси трёхстоечное. Стойки основного шасси убираются наполовину в ниши поплавков, закреплённых по бортам фюзеляжа; хвостовая стойка не убирается. Вертолёт оснащён стандартной грузовой лебёдкой с тросом и якорем. Бортовой люк, размещенный по правому борту фюзеляжа, позволяет использовать специальные спасательные платформы длиной 1,22 м. Один из членов экипажа в случае необходимости может опустился в платформе и помочь тяжелораненым подняться на борт вертолёта. Вертолёт имеет необходимую аппаратуру радиосвязи и устройства автоматической стабилизации.

Вертолёты HH-2С и D — варианты многоцелевых вертолётов HH-2 «Сиспрай» фирмы «Каман». Вертолёты HH-2С (рис. 3) принимали участие в поисково-спасательных операциях в период агрессивной войны США во Вьетнаме. На них смонтирована турельная установка с двумя пулеметами «Миниган». Кабина экипажа и наиболее важные системы вертолёта бронированы. На вертолётах модификации HH-2D, поставка которых в части началась в 1970 году, нет вооружения и броневой защиты. Силовая установка вертолёта НН-2С состоит из одного газотурбинного двигателя T58-GE-8 максимальной мощности 1350 л. с., а вертолёта HH-2D — из двух двигателей этого же типа. Лопасти несущего винта (диаметр 13,4 м) складываются вручную. Нормальный запас топлива 1016 л. По бортам фюзеляжа могут подвешиваться два дополнительных бака общей емкостью 154 л. Вертолёты оснащены грузовыми лебёдками и разнообразным спасательным снаряжением. Благодаря небольшому взлётному весу они могут использоваться с кораблей малого водоизмещения, оборудованных специальными посадочными площадками. В настоящее время вертолёты HH-2D переоборудуются в противолодочные вертолёты системы Мк1.

Размещение грузовой лебёдки иа вертолёте НН-2С и применение с него специальной спасательной сетиРис. 3. Размещение грузовой лебёдки иа вертолёте НН-2С и применение с него специальной спасательной сети

Поисково-спасательные вертолёты Великобритании

Основным типом поисково-спасательного вертолёта, применяемого в ВМС Великобритании, является переоборудованный вариант противолодочного вертолёта HAS. Мк1 , построенный английской фирмой «Уэстленд» в начале 70-х годов. Вертолёт выполнен в амфибийном варианте. Его силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей «Гном» H.1400 фирмы «Роллс-Ройс». Двигатели приводят во вращение пяти лопастные несущий (диаметр 18,9 м) и хвостовой (3.16 м) винты. Лопасти несущего винта и хвостовая часть фюзеляжа складываются. Топливо находится в баках (суммарная емкость 3636 л) под полом грузовой кабины, в которой могут быть установлены два бака ёмкостью по 800 л.

В грузовой кабине при необходимости можно разместить сиденья или носилки, или то и другое. Например, девять носилок для раненых и два сиденья для медицинского персонала или двое носилок и 14 сидений. Вертолёт (рис. 4) оснащён грузовой лебёдкой (грузоподъёмность до 272 кг), системой стабилизации и автоматической системой управления полётом.

Подъём потерпевшего на борт английского спасательного вертолёта фирмы «Уэстленд»
Рис. 4. Подъём потерпевшего на борт английского спасательного вертолёта фирмы «Уэстленд»

Радиоэлектронная аппаратура вертолёта включает КВ и УКВ радиостанции, радиовысотомер AN/APN-171, доплеровскую навигационную систему AD580 фирмы «Маркони-Эллиот», систему компасов фирмы «Сперри», запросчики систем VOR/1LS, маркерные приемники и обзорную РЛС AW391.

Для поисково-спасательных операций в ВМС у Великобритании закупили вертолёты типа «Си Кинг»: — 22 вертолёта Мк41, — десять Мк43, Австралия — десять Мк50 и — пять вертолётов Мк48.

Кроме того, для поисково-спасательной службы английское командование планирует использовать переоборудованный вариант транспортно-десантного вертолёта Мк2, построенный на базе вертолёта HAS. Мк 1 «Си Кинг» фирмой «Уэстленд».

Поисково-спасательные вертолёты Франции

Для спасательных операций ВМС страны используют лёгкие вертолёты SA 319В 3 и SA 341 .

Вертолёт SA 319В «Алуэтт» 3 (противолодочный вариант вертолёта SA 316В «Алуэтт») может оснащаться лебёдкой (грузоподъёмность 250 кг) и комплектом спасательного снаряжения. Пол грузовой кабины вертолёта водонепроницаемый и снизу имеет антикоррозийное покрытие. Лопасти несущего винта складываются. Запас топлива 575 л. Для поиска потерпевших бедствие в море применяется обзорная РЛС «Омера» ORB 31.

Вертолёт SA341 «Газель» (многоцелевой) оборудован грузовой лебёдкой (грузоподъёмность 135 кг) и оснащён спасательным снаряжением. В кабине могут разместиться два носилочных раненых. Лопасти несущего винта складываются. Максимальный запас топлива 735 л.

Поисково-спасательные вертолёты Италии

В ВМС для ведения поисково-спасательных операций с кораблей малого водоизмещения используются многоцелевые вертолёты «Агуста-Белл» 204, 205 и 212 (противолодочные варианты). В грузовой кабине размещаются лебёдка с тросом и комплекты спасательного снаряжения. Устанавливать дополнительное связное поисковое и навигационное оборудование не требуется.

В 1974 году фирма «Агуста» по американской лицензии начала производство поисково-спасательного вертолёта «Агуста-Сикорский» HH-3F. Первоначальный заказ 20 машин.

Поисково-спасательные вертолёты Японии

Для ведения поисково-спасательных операций предназначен вертолёт KV-107/II-5, изготовленный по лицензии японской фирмой «Кавасаки» в конце 60-х годов на базе американского транспортного вертолёта «Боинг Вертол» 107. К началу 1974 года было выпущено 20 вертолётов. Вертолёт имеет тандемное расположение двух несущих трехлопастных винтов (диаметр 15,2 м). Он обладает положительной плавучестью, что позволяет ему действовать с поверхности моря. Шасси трёхстоечное, фюзеляж водонепроницаемый.

Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей фирмы «Дженерал электрик» СТ58-110-1 или «Исакавадзима—Харама дзюкогё» CT58-IHI-101-1C. Максимальный запас топлива с двумя дополнительными баками, расположенными по бортам фюзеляжа, 3790 л. Вертолёт оснащён грузовой лебёдкой с тросом, четырьмя прожекторами и совершенным радиоэлектронным оборудованием. Восемь вертолётов этого типа были закуплены ВМС Швеции. На них были установлены двигатели «Гном» Н.1200 фирмы «Роллс-Ройс», навигационное оборудование английской фирмы «Декка» и другое более современное оборудование, облегчающее ведение поисково-спасательных операций.

Добавить комментарий