В последние голы в военном кораблестроении основных капиталистических государств все более заметную роль начали играть ракетные катера, что обусловливается рядом особенностей, присущих этому классу кораблей, а также некоторыми географическими условиями морских ТВД. Ракетные катера современной постройки, по мнению иностранных специалистов, имеют малую осадку и могут действовать вблизи берегов, в мелководных районах, шхерах и устьях рек. Небольшие размеры затрудняют их обнаружение и значительно повышают скрытность действий, а хорошие маневренные и ходовые качества и возросшая огневая мощь обеспечивают выполнение поставленных перед ними задач. Принимая во внимание высокую стоимость крупных надводных кораблей, западная печать считает, что ракетные катера будут основой ВМС малых стран, а в главных капиталистических странах станут важным дополнительным средством ведения боевых действий на море.

По данным справочника «Джейн», на начало 1977 года, в составе флотов капиталистических государств насчитывалось более 80 ракетных катеров различных типов, а в ближайшей перспективе их количество достигнет 240.

В настоящее время в капиталистических государствах осуществляется строительство серийных и ведётся интенсивная разработка ракетных катеров новых типов. В с 1973 года строятся шесть ракетных катеров на подводных крыльях типа . Проект его был разработан в соответствии с соглашением между США, и Италией. Как сообщает иностранная пресса, США намерены построить 30 ракетных катеров этого типа, ФРГ — десять и — четыре. По конструкции и водоизмещению все они будут одинаковыми, но с различным ракетным вооружением: на американских катерах устанавливается система УРО «Гарпун», на западногерманских — и на итальянских — .

Значительный опыт строительства ракетных катеров имеет , которая поставляет их в , Грецию, Малайзию, Ливию, Марокко. Во Франции осуществляется серийное строительство ракетных катеров типа «Комбаттант» 2. В зависимости от требований заказчика могут выпускаться различные его модификации, незначительно отличающиеся составом вооружения. Кораблестроительной программой этой страны предусматривается также постройка 30 быстроходных ракетных катеров типа «Тридан», четыре из которых проходят испытания. Кроме того, разработаны проекты больших ракетных катеров типов «Комбаттант» 3, 3В и 4, а также PR-72S.

В состав ВМС ФРГ в 1976 году введены 20 ракетных катеров проекта 148 (рис. 1), строительство которых осуществлялось во Франции, Завершается также постройка в ФРГ десяти ракетных катеров проекта 143.

Западногерманский ракетный катер проекта 148
Рис. 1. Западногерманский ракетный катер проекта 148

В Италии введён в боевой состав флота ракетный катер на подводных крыльях типа «Спарвьеро» (бывший ), планируется построить ещё шесть катеров типа «Решеф» в Израиле (шесть из них уже находятся в составе флота).

Для ВМС Швеции в Норвегии строятся 17 катеров типа «Ягарен» (один уже введён в боевой состав ВМС, рис. 2). В Великобритании на базе катера типа «Тенесити» разработан проект нового катера водоизмещением свыше 200 т. В качестве его основного вооружения планируется использовать две спаренные пусковые установки УРО «Экзосет». Остальное вооружение зависит от предназначения катера.

Шведский ракетный катер типа «Ягарен»
Рис. 2. Шведский ракетный катер типа «Ягарен»

Милитаристские круги США и их союзники по агрессивному блоку , осуществляя свои военные приготовления, направленные против СССР и других стран социалистического содружества, считают, что в современных условиях вооружённой борьбы на море ракетные катера в составе флотов являются одним из важнейших средств завоевания господства на закрытых морских театрах, в прибрежных водах и других ограниченных морских районах, и прежде всего на Балтийском и Северном морях, в зоне пролива Ла-Манш, на Средиземном море. В частности, командование ВМС США, приступая к серийному строительству ракетных катеров типа «Пегас», придает большое значение вопросам организации их действий на морских ТВД.

В зарубежной печати сообщалось, что из запланированных к постройке 30 ракетных катеров этого типа в перспективе предполагается создать пять специальных отрядов по шесть катеров. Для обеспечения действий каждой такой группы (текущий ремонт катеров, отдых личного состава, снабжение топливом, продовольствием и другими видами материально-технического обслуживания) намечено построить специальные плавучие базы. Считается, что такая организационная структура позволит поддерживать высокий коэффициент их оперативного использования — из шести катеров один будет находиться в ремонте, а пять — в эксплуатации. Как вероятные районы их действий рассматриваются Средиземное и Южно-Китайское моря, Персидский и Мексиканский заливы, Малаккский пролив и другие.

Учитывая опыт боевых действий ракетных катеров в локальных войнах, в частности арабо-израильской войне 1973 года, а также результаты учений и боевой подготовки военно-морских сил, специалисты ВМС США и НАТО отмечают, что они могут решать следующие основные задачи: нанесение ударов по отрядам боевых кораблей и десантных судов в море п базах, а также по береговым объектам, нарушение морских коммуникаций и обеспечение обороны своего побережья, оказание поддержки сухопутным войскам на приморском фланге, ведение разведки и высадка разведывательно-диверсионных групп.

Анализируя боевую деятельность ракетных катеров в арабо-израильской воине 1973 года, иностранные военно-морские специалисты подчёркивают, что наиболее интенсивно они использовались при решении задач уничтожения кораблей противника в море. В этой войне с обеих сторон, по данным зарубежной печати, было потоплено до 20 боевых кораблей, в том числе 13-15 ракетных катеров, два-три торпедных и сторожевых катера, сторожевой корабль и тральщик. Отмечается, что в морских боях ракетные катера действовали, как правило, однородными ударными группами (пять-шесть единиц) или смешанными ударными группами (три-пять ракетных и до трёх артиллерийских катеров).

Бои между ракетными катерами проводились, как правило, в ночное время и отличались высокой скоротечностью и динамичностью. Ракетные удары по обнаруженным кораблям наносились с эффективных дальностей стрельбы с одного или нескольких направлений. В ходе боя применялись повторные ракетные удары или использовалось артиллерийское оружие (при сближении с кораблями противника). Особое внимание уделялось организации тактического взаимодействия между самими ракетными катерами ударной группы, четкому целераспределению, особенно в ночное время и при ведении боя с большим количеством катеров противника.

Зарубежные военно-морские специалисты отмечают, что большие дальности стрельбы ракетных комплексов позволяют катерам выбирать позиции залпа за пределами действия артиллерийского огня кораблей противника. В то же время они считают, что применение ракет с предельных дальностей стрельбы затруднено из-за ограниченного радиуса действия средств обнаружения. Поэтому признается целесообразным, чтобы в борьбе с надводными кораблями противника ракетные катера использовались совместно с другими силами флота — эскадренными миноносцами, фрегатами, артиллерийскими и торпедными катерами, самолётами и вертолётами.

Организация совместных действий при этом предполагает применение тактики массированных атак с различных направлений, что может привести к распылению усилий противника в отражении ракетного удара и обеспечит прорыв к цели определённой части ракетных катеров. Одним из важных условий успешных действий ракетных катеров, по мнению иностранных военных специалистов, является также обеспечение их скрытного развёртывания и стремительного появления в районе нахождения цели. Этому способствуют темное время суток, ограниченная видимость и волнение моря, но в таких пределах, чтобы не было серьёзных помех для плавания катеров.

Опыт использования ракетных катеров в локальных войнах показывает, что они могут эффективно решать задачу нанесения ударов по береговым объектам. В арабо-израильской войне 1973 года ракетные катера обеих сторон в течение 20 сут нанесли 15-16 ракетных ударов по различным береговым объектам — военно-морским базам и портам, портовым сооружениям, складам, нефтехранилищам, позициям батарей ЗУР и радиолокационным станциям, Удары по береговым объектам, за небольшим исключением, наносились в ночное время. Ракетные катера при этом действовали в составе ударных групп по три-пять катеров. В ряде случаев, и особенно в дневное время, осуществлялась поддержка их боевых действий с воздуха вертолётами.

Зарубежные военные специалисты считают, что борьбу с ракетными катерами при нанесении ударов по береговым объектам, кроме корабельных сил флота и авиации, могут вести также береговые батареи противника. Поэтому признается целесообразным нанесение ударов ракетных катеров по береговым объектам согласовывать с действиями авиации и разведывательно-диверсионных групп, проводить различные демонстративные действия и маскировочные мероприятия, широко использовать средства радиоэлектронного противодействия, особенно при нахождении в зоне огня береговых батарей, заблаговременно уничтожать корабли и катера противника, находящиеся в дозоре.

Для нарушения морских коммуникаций противника ракетные катера арабов наносили удары по израильским транспортам и танкерам в море и базах, базовым и нефтедобывающим сооружениям, складам, участвовали в блокировании морских районов. Они оказывали поддержку сухопутным войскам на приморском направлении в основном путём нанесения ударов по объектам тыловых частей противника на побережье и высадки разведывательно-диверсионных групп. Такие действия арабских ракетных катеров вынуждали израильское командование выделять специальные силы для обороны морского побережья, а для защиты прибрежных морских коммуникаций привлекать также ракетные катера. Основными способами их использования являлись: патрулирование в районах наиболее интенсивного движения судов и на направлениях возможного появления кораблей и катеров противника, участие в непосредственном сопровождении судов с важными грузами.

Массированное использование ракетных катеров в решении всего комплекса задач на море, по мнению иностранных военных специалистов, возможно ввиду их высокой боеготовности, значительной маневренности и автономности, что позволяет в кратчайшие сроки осуществлять переразвёртывание в новые районы, а также в результате падежного обеспечения их боевых действий. К основным мероприятиям обеспечения боевых действий ракетных катеров зарубежные специалисты относят разведку и маскировку, радиоэлектронное противодействие управление и связь, организацию всех видов обороны, материально-техническое снабжение. Высокие боевые возможности ракетных катеров, полагают они, могут быть эффективнее реализованы, если сведения о противнике будут добываться непрерывно в любое время суток и при любом состоянии погоды, а ударные группы ракетных катеров будут своевременно обеспечены разведывательными данными о местонахождении и характере действий кораблей противника и надёжно наведены па объекты удара. Ввиду высокой маневренности ракетных катеров, скоротечности и динамичности морского боя управление ими, по мнению командования ВМС США и НАТО, должно осуществляться централизованно из единого центра с использованием надёжных средств связи. При этом важное значение придаётся организации управления и взаимодействия ракетных катеров, действующих в морском бою в составе ударной группы. Для этих целей на ракетных катерах используются специальные корабельные системы автоматической обработки информации.

Так, на ракетных катерах проекта 143 ВМС ФРГ установлена система AGIS, предназначенная для обнаружения и сопровождения воздушных и надводных целей и выдачи целеуказания ракетному, артиллерийскому и торпедному оружию. Она может обеспечивать командира ударной группы информацией об изменении обстановки на море и в воздухе, использоваться для координации действий катеров одной ударной группы или нескольких групп, а также для организации взаимодействия с авиацией и другими силами флота. Французские ракетные катера типа «Комбаттант» оснащаются системой SATIN, с помощью которой обеспечивается эффективное управление ракетными катерами, осуществляется оценка обстановки и выработка оптимального тактического решения с минимальной затратой времени. В состав указанных систем, как правило, входят:

  • РЛС и другие средства обнаружения целей, цифровая ЭВМ, обрабатывающая информацию по боевой обстановке;
  • устройства отображения тактической обстановки;
  • различные средства связи;
  • навигационная аппаратура и системы управления оружием.

Обязательным видом обеспечения боевых действий ракетных катеров считается применение средств РЭБ, используемых с целью создания помех радиолокационному наблюдению противника и введения его в заблуждение относительно местонахождения катеров в ударных группах, срыва ответного удара противника. Зарубежные военные специалисты полагают, что максимальная эффективность в этом может быть достигнута при комбинированном выполнении следующих мероприятий: применение активных средств РЭБ, организация эффективного заградительного огня корабельной артиллерии, максимальное использование маневренных и скоростных качеств ракетных катеров, организация мероприятия дезинформационного характера и использование ложных целей.

Судя по сообщениям зарубежной печати, наиболее уязвимым местом ракетных катеров является их слабая защищённость от воздушного противника. Эффективность действий самолётов и вертолётов против ракетных катеров была продемонстрирована ещё в 1968 году во время учения ВМС НАТО в Норвежском море, когда группа ракетных катеров была «атакована» вертолётами с английского десантного вертолётоносца «Булварк». В ходе этого «боя» с вертолётов был осуществлён пуск 12 ракет класса «воздух — корабль» с расстояния 5 км, из которых 11 достигли цели. Отмечались случаи потопления ракетных катеров вертолётами и во время арабо-израильской войны.

Решение проблемы организации противовоздушной обороны соединении ракетных катеров, по мнению командования ВМС США и их союзников, должно осуществляться одновременно по двум направлениям — организация воздушного прикрытия соединений ракетных катеров в море самолётами и вертолётами, а также дальнейшее повышение собственных возможностей катеров по отражению атак с воздуха.

Основным средством противовоздушной обороны ракетных катеров являются зенитные артустановки калибра 20, 30, 35 и 40 мм, используемые в различных сочетаниях, В последние годы военные специалисты работали над тем, чтобы значительно увеличить их скорострельность. Так, например, американские 20-мм автоматы Мк11 револьверного типа имеют скорострельность до 4000 выстр./мин на два ствола. В настоящее время рассматривается вопрос об установке на ракетных катерах улучшенных моделей зенитных автоматов, в том числе американской системы ближнего действия .

Наряду с широким применением малокалиберных зенитных автоматов на ракетных катерах устанавливается универсальная 76-мм артиллерийская установка облегчённого типа, имеющая дальность стрельбы 12-15 км. В перспективе считается целесообразным оснащение ракетных катеров системами ЗУРО ближнего действия, таких, как , смонтированной на одной установке с 40-мм одноствольным автоматом, или других.

Активное участие ракетных катеров в арабо-израильской войне и высокая эффективность их действий явились основной причиной пристального внимания командований ВМС капиталистических государств к этому классу кораблей.

Количественный и качественный анализ развития ракетных катеров, их бурный процесс внедрения во флоты капиталистических государств и дальнейшее совершенствование тактики их применения, по мнению зарубежных специалистов, показывают, что в ближайшей перспективе они займут значительное место в составе ВМС и будут играть важную роль в решении задачи завоевания и удержания господства на закрытых морских театрах военных действий.

Добавить комментарий