Американская самолётостроительная фирма «Рокуэлл» спроектировала для морской пехоты самолёт с вертикальным взлётом и посадкой (рис. 1) на базе транспортного самолёта С-130 , на котором предусматривается применить новую силовую установку, изменить конструкцию крыла, усовершенствовать топливные, гидравлические, электрические системы и системы управления. Четыре турбовинтовых двигателя мощностью по 4500 л. с. планируется заменить четырьмя турбореактивными двух контурным и двигателями F-101-GE-100 (максимальная статическая тяга каждого около 13600 кг).

Чертеж самолёта С-130 с вертикальным взлётом и посадкойРис. 1. Чертеж самолёта С-130 с вертикальным взлётом и посадкой: 1 — трубопроводы сопел управления по тангажу; 2 — сопло управления по тангажу; 3 — поперечные трубопроводы; 4 — центральные эжекторы; 5 — задняя диффузорная камера; 6 — передняя диффузорная камера

Согласно проекту на самолёте будет использован новый принцип создания подъёмной силы при вертикальном (коротком) взлёте и посадке с помощью эжекторной системы, основными элементами которой являются диффузорные камеры с эжекторами (две в каждой плоскости крыла), а также закрылки этих камер и каналы с отклоняющейся системой перекрытия реактивной струи от двигателей.

В режиме вертикального взлёта и посадки выхлопные газы с помощью отклоняющейся системы перекрываются и направляются к эжекторам диффузорных камер крыла (рис. 2). При этом закрылки камер отклонены вниз на максимальный угол (примерно 90°), и реактивная струя, проходя через камеры, смешивается с окружающим воздухом и увлекает его вниз, создавая эффект реактивной накачки с резким увеличением подъёмной силы.

Схема работы эжекторной системы в различных режимах полётаРис. 2. Схема работы эжекторной системы в различных режимах полёта: 1 — вертикальный взлёт, висение; 2 — взлёт с коротким разбегом, переход в горизонтальный полёт; 3 — горизонтальный полёт

При взлёте с коротким разбегом или посадке с коротким пробегом диффузорные закрылки отклоняются на 45-60 градусов. При горизонтальном полёте реактивная струя от двигателей с помощью отклоняющейся системы (находится в убранном положении) выбрасывается через выхлопные сопла, создавая реактивную тягу, а закрылки диффузорных камер полностью убраны заподлицо с наружными поверхностями крыла.

Для управления по тангажу в переходном режиме, когда руль высоты малоэффективен, в хвостовой части фюзеляжа предполагается дополнительно смонтировать реактивное сопло, управляющая сила которого будет создаваться реактивной струёй, отбираемой от двигателей. Управление по крену должно осуществляться дифференциальным отклонением закрылков диффузорных камер, а управление по углу рыскания — отклонением руля поворота.

Максимальный взлётный вес самолёта с укороченным разбегом 79380 кг, при вертикальном взлёте 50410 кг (вес груза 16000 кг), нормальный вес при вертикальном взлёте 48 100 кг. Дальность полёта самолёта в зависимости от вида взлёта и посадки, а также веса груза будет различной. Так, при вертикальном взлёте и посадке она составит 1480 км (вес груза 6800 кг), 2960 км (2270 кг) и 3330 км (без груза), а при взлёте с разбегом 90 м и вертикальной посадке — 1480 км (16800 кг), 2960 км (10430 кг), 4440 км (4540 кг) и 5550 км (без груза).

По данным иностранной прессы, расходы на разработку и постройку двух опытных образцов самолёта С-130 с вертикальным взлётом и посадкой составят около 100 млн. долларов.

Фирма разработала также самолёт С-130 в санитарном варианте и в варианте самолёта-заправщика. Санитарный самолёт при вертикальном взлёте и посадке может перевозить 74 или 30 раненых на носилках (дальность 500 км или 2000 км). При взлёте с разбегом 90 м эта дальность составит 3050 км и 4440 км соответственно.

Самолёт-заправщик при взлёте с разбегом 210 м и пробеге во время посадки 60 м может взять 8600 кг топлива для передачи другим самолётам (дальность полёта 4800 км). Специалисты подсчитали, что трёх таких самолётов-заправщиков достаточно, чтобы дозаправить в полёте семь истребителей F-4 и двух — для заправки восьми штурмовиков А-4 или семи самолётов AV-8A .

Добавить комментарий