Милитаристские круги и других стран в своих агрессивных приготовлениях уделяют большое внимание совершенствованию сил и средств борьбы с подводными лодками. Однако, несмотря на значительные денежные фонды, выделяемые на эти цели, по мнению иностранных специалистов, проблема борьбы с подводными лодками до сего времени не решена. Они считают, что в последние годы эта проблема еще более осложнилась в связи с вводом в состав флотов малошумных атомных подводных лодок, способных быстро передвигаться на больших глубинах и оставаться под водой неограниченное время.

В общем потенциале противолодочных сил, наряду с подводными лодками и надводными кораблями, командования ВМС основных капиталистических стран в своих планах важное место отводят противолодочным самолётам базовой и авианосной авиации.

Противолодочные самолёты базовой авиации

В настоящее время в составе ВМС США находятся противолодочные самолёты Р-3 «Орион» модификаций А, В и С. Устаревшие самолёты Р-2Н «Нептун» выведены в резерв (небольшое их количество находится на вооружении авиации ВМС других стран). Самолёты P-3A «Орион» поступили в части в 1962 году, а P-3C — в 1969 году. К концу 1972 года фирма «Локхид» поставила ВМС 390 самолётов всех модификаций (из них 286 модификаций А и В). В серийном производстве находятся только самолёты Р-3С, которые постепенно вытесняют P-3A. Самолётами Р-3В и Р-3С оснащёны 24 эскадрильи.

По мнению зарубежных военных специалистов, самолёт Р-ЗС (рис. 1) обладает хорошими лётными характеристиками для ведения противолодочных операций. Он имеет современные бортовые системы поиска, обнаружения и классификации целей, а также разнообразное вооружение для поражения не только подводных лодок, но и надводных кораблей.

Американский базовый противолодочный самолёт Р-3С «Орион»Рис. 1. Американский базовый противолодочный самолёт Р-3С «Орион»

Этот самолёт оснащён боевой информационно-управляющей противолодочной системой A-NEW, основными элементами которой являются цифровая универсальная ЭВМ AN/ASQ-114, аппаратура обработки и преобразования данных AN/AYA-8 и комплексный индикатор данных AN/ASA-70. Последний состоит из двух основных и двух вспомогательных индикаторов для отображения выдаваемых ЭВМ данных и информации, поступающей от различных датчиков.

В состав навигационной аппаратуры самолёта входят: инерциальная навигационная система AN/ASN-34, доплеровская навигационная РЛС AN/APN-187, приёмоиндикаторы навигационных систем «Лоран» (А и С) и «Омега», приёмник системы VOR, запросчики системы , УКВ радиокомпас, радиовысотомер малых высот и т. д.

Средства поиска и обнаружения подводных и надводных кораблей включают:

  • радиогидроакустические буи;
  • приёмники AN/ARR-72 и AN/ARR-52 сигналов РГБ;
  • аппаратуру обработки и отображения сигналов РГБ системы «Дифар»;
  • обнаружитель магнитных аномалий Земли AN/ASQ-81;
  • обнаружитель магнитных аномалии, создаваемых подводными лодками, AN/ASA-64;
  • компенсатор магнитного поля самолёта AN/ASA-65;
  • панорамный разведывательный приёмник AN/ALQ-78;
  • две поисковые РЛС AN/APS-M5, антенны которых размещены в носовой и хвостовой частях фюзеляжа;
  • телевизионную аппаратуру AN/AXR-13, обеспечивающую обнаружение целей при низких уровнях освещенности;
  • АФА переднего обзора KA-74 и АФА КВ-18А для фиксирования результатов применения оружия.

Вооружение самолёта размещается в отсеке (2 X 0,8 X 3,9 м) и на 10 наружных узлах подвески. Варианты вооружения (в отсеке вооружения на бомбодержателях): одна мина Мк25, 39, 55 или 56 (калибр 2000 фунтов); три мины Мк3б или Мк52 (калибр 1000 фунтов); три глубинные бомбы Мк57; восемь бомб Мк54; восемь торпед Мк43, 44 и 46 (общим весом до 3200 кг). На наружных узлах подвески могут подвешиваться мины, торпеды, НУР, УР и . Самолёт оснащается морскими маркерами, двумя батитермографическими буями и осветительными бомбами, сбрасываемыми на парашютах.

Базовый патрульный самолёт типа «Шэклтон», принятый на вооружение ВМС Великобритании в 1955 году и предназначенный для борьбы с подводными лодками, использовался до 1969 года. Ему на смену пришел самолёт MR.1 (рис. 2), разработанный на базе транспортного самолёта «Комета» 4С. Он стал первым в странах НАТО базовым противолодочным самолётом с четырьмя реактивными двигателями (суммарная тяга 20 800 кг). Самолёт может быстро достичь заданного района (скорость около 880 км/ч). Внешние двигатели можно выключать на высоте поиска 50—150 м, а это снижает общий расход топлива и тем самым увеличивает время патрулирования, а также общую продолжительность полёта.

Английский базовый противолодочный самолёт «Нимрод» MR.1Рис. 2. Английский базовый противолодочный самолёт «Нимрод» MR.1

Вся аппаратура самолёта объединена в комплекс, состоящий из навигационной и тактической систем.

В состав первой входит доплеровская РЛС «Декка» С7 с инерциальной платформой, приёмоиндикаторы радионавигационных систем «Такан», «Лоран» С, VOR, ILS и радиокомпас. Самолётовождение в район поиска цели выполняет так называемый «маршрутный» штурман, который пользуется навигационными системами и пультом с расположенным на нём проектором фирмы , индицирующим символы самолётов и надводных кораблей по данным поисковой РЛС на карте-экране (для облегчения считывания их координат).

Тактическая система включает цифровое счётно-решающее устройство 920В фирмы «Маркони-Эллиот», РЛС ASV.21D для обнаружения надводных кораблей и самолётов, радиогидроакустические буи американской системы «Джезебел» и английской Мк1С, магнитный обнаружитель AN/ASQ-10, газоанализирующую аппаратуру «Автоликус», аппаратуру радиоэлектронного подавления, две фотосистемы, расположенные в люках в нижней хвостовой части фюзеляжа (рядом с осветительными средствами для ночных съемок), поисковый прожектор на правой плоскости крыла (сила света 70 млн. свечей) и аппаратуру отображения данных. Информация от различных датчиков обрабатывается в счётно-решающем устройстве и отображается на экране электронно-лучевой трубки (диаметр 610 мм), размещённой на пульте управления оператора тактической обстановки.

Противолодочное вооружение самолёта «Нимрод» Мк.1 составляют мины, глубинные бомбы, авиационные бомбы и торпеды, размещаемые в различных вариантах в отсеке вооружения длиной 15,4 м. На двух подкрыльевых пилонах подвешиваются ракеты AS-12 или УР . Для принятия экипажем окончательного решения о применении оружия используются небольшое счётно-решающее устройство и аппаратура отображения, которые автоматически производят все расчёты, поступающие от датчиков. Применение оружия любого типа из соображения безопасности осуществляется не автоматически (как это делается на американских самолётах), а по сигналу оператора тактической обстановки.

Во Франции фирмой «Бреге» был разработан базовый патрульный самолёт Бреге 1150 «Атлантик» (рис. 3). Такие самолёты поступили на вооружение ВМС стран НАТО в 1964 году на смену устаревшим американским базовым патрульным самолётам Р-2Н «Нептун». Два турбовинтовых двигателя английской фирмы «Роллс-Ройс» (суммарная мощность 12 300 л. с.) при запасе топлива около 21 000 л. обеспечивают достаточно высокую крейсерскую скорость при полёте в район поиска и сравнительно продолжительное время патрулирования. Так, при скорости полёта 560 км/ч на высоте 7650 м радиус действия самолёта 1100 км, время патрулирования на малой высоте 8 ч., общая продолжительность полёта 12,5 ч. При этом резерв топлива составляет 20% общего количества.

Французский базовый противолодочный самолёт Бреге 1150 «Атлантик»
Рис. 3. Французский базовый противолодочный самолёт Бреге 1150

Для успешного проведения противолодочных операций самолёт оснащён такими навигационными средствами, как радиокомпас, бортовая аппаратура системы «Такан», VOR и «Лоран», навигационная ЭВМ, доплеровская навигационная система, вычислитель аэродинамических параметров, а также аналоговый вычислитель, который, получая информацию от указанных датчиков, непрерывно определяет положение самолёта (при этом широта и долгота отображаются на цифровых индикаторах). Информация о положении самолёта в условной прямоугольной системе координат поступает от вычислителя на два стола-экрана размером 800X800 мм. Один из них используется в процессе поиска, а второй — для тактической навигации в ходе преследования и атаки цели. На обоих столах-экранах нанесены соответствующие символы и метки о положении самолёта, цели, маркеров и т. п. У каждого лётчика имеется прибор IDI-6, выдающий информацию о направлении на цель и расстоянии до нее. Он может быть подсоединен к автопилоту, который выдерживает высоту полёта с точностью 1,5 м и курс до 1°.

Самолёт оснащён системами РГБ: «Джезебел» (используется на первом этапе поиска подводной лодки) и «Джули» (для уточнения её координат после обнаружения). Сигналы от РГБ поступают на стол-экран оператора тактической обстановки и анализируются блоком АОА-1. На хвостовой штанге самолёта размещен датчик магнитного обнаружителя типа DHAX-1 дальностью действия около 300 м. Сигналы от него могут поступать в автопилот для выполнения необходимого манёвра самолёта.

Для выявления выхлопных газов дизельных подводных лодок самолёт оснащён английской газоанализирующей аппаратурой «Автоликус» Мк3В. Кроме того, на нём имеются приёмники радиолокационных сигналов ARAR-10B и ARAX-10B, с помощью которых определяются продолжительность и частота импульсов, излучаемых РЛС, ширина луча и скорость вращения антенны, а также направление на РЛС с точностью 1—3°.

В нижней части фюзеляжа смонтирована РЛС типа DRAA-2B дальностью действия 22—110 км или 75—370 км (длительность импульса 0,5 или 2 мкс). Антенна РЛС выдвижная и вращается со скоростью 6 — 8 об/мин. Радиосвязь осуществляется с помощью КВ и УКВ станций. Вся информация, используемая при поиске и обнаружении подводной лодки, записывается 15-канальным регистратором.

В главном отсеке (9х2,2х1,55 м) в различных вариантах подвешиваются пять глубинных бомб по 160 кг, торпеды LX.4 или Мк44 и РГБ. Один из вариантов предусматривает подвеску четырех торпед LX.4 (или восьми Мк44), ядерной глубинной бомбы и десяти активных РГБ. На самолёте имеются также вспомогательные отсеки для размещения осветительных бомб, морских маркеров, подводных источников звука (до 96) и активных РГБ (до 72). На четырёх подкрыльевых пилонах могут подвешиваться УР AS-12 или другого типа, либо контейнеры с фотоаппаратурой.

После незначительного переоборудования самолёт Бреге 1150 «Атлантик» может выполнять задачи самолёта ДРЛО, постановщика мин и поисково-спасательного.

Командование ВМС Канады планирует заменить находящийся на вооружении самолёт CL-28 «Аргус». С этой целью оно решило тщательно проанализировать характеристики и боевые возможности американских самолётов Р-3С «Орион» и Боинг 707-ASW (проект переоборудованного транспортного самолёта Боинг 707-320С), чтобы выбрать один из них для дальнейшей доработки и закупки. На самолёте Р-3С в случае его закупки не планируется производить каких-либо значительных изменений. А по проекту переоборудования самолёта Боинг 707-320С в самолёт Боинг 707-ASW предусматривается полностью изменить внутрифюзеляжную компоновку, оснастить его современными средствами поиска и обнаружения подводных лодок, аппаратурой приёма, обработки и отображения информации, поступающей от различных датчиков, а также системами оружия.

По сообщениям зарубежной печати, самолёт Боинг 707-ASW намечено оснастить четырьмя экономичными ТРДД максимальной тягой по 8600 кг, которые должны обеспечить ему достаточно высокую скорость полёта в район поиска, небольшую скорость патрулирования на малых высотах в этом районе, значительные дальность и продолжительность полёта. Предполагается, что максимальный вес самолёта составит около 150 000 кг.

Прежде чем приступить к переоборудованию самолёта Боинг 707-320С, американские специалисты переоборудовали в летающую лабораторию самолёт Боинг 720, близкий к нему по своим лётным характеристикам. Самолёт оснащён новой навигационной аппаратурой и средствами поиска и обнаружения подводных лодок. Кроме того, на нём установлены два магнитных обнаружителя AN/ASQ-10, штанги которых располагаются в концевых частях крыльев. Испытывались магнитные обнаружители со штангами длиной 1,52 м, 2,44 м и 3,05 м. Зарубежные военные специалисты считают, что установка двух штанг с датчиками должна повысить дальность обнаружения подводной лодки и точность определения её координат. К концу 1972 года самолёт выполнил 90-часовую программу летных испытании, в ходе которых проводились продолжительные полёты на высотах до 60 м над поверхностью моря, осуществлялись развороты при угле крена 40°, сбрасывались РГБ на скорости 740 км/ч с высот до 12 000 м. Самолёт барражировал в течение 8—10 ч на дальности 1850 км.

Оружие (ракеты класса «воздух—корабль» и т. п.) планируется размещать на четырёх подкрыльевых пилонах. Считается, что в зависимости от оборудования самолёт можно будет использовать также для решения задач дальнего обнаружения воздушных целей и ведения разведки в районах Арктики. Командование ВМС предполагает приобрести 20—30 самолётов на сумму 750 млн. долларов.

Противолодочные самолёты авианосной авиации

Основным таким самолётом в США является S-2 , первая модификация которого (S-2A) была принята на вооружение в начале 50-х годов. Известно пять модификаций самолёта, причем последняя (S-2E) начала поступать на вооружение ВМС в 1962 году. Всего было построено около 1000 самолётов различных модификаций. Самолёты поставлялись в (26), Италию (40), Аргентину (шесть), Бразилию (12), Японию (60) и Австралию (14). Несмотря на многократную модернизацию самолёта «Треккер», командование ВМС США считает, что он по своим тактико-техническим характеристикам, составу оборудования и вооружения не отвечает требованиям ведения борьбы с современными подводными лодками.

В 1969 году фирма «Локхид» начала разработку палубного противолодочного самолёта S-3A «Викинг». Первый полёт опытного образца произведен в январе 1972 года. Самолёт принят на вооружение в 1971 году. Всего намечалось построить восемь опытных и 186 серийных машин.

Самолёт «Викинг» (см. цветную вклейку) оснащён двумя экономичными ТРДД максимальной тягой по 4080 кг, и поэтому он имеет сравнительно высокую скорость и большую дальность (продолжительность) полёта.

Основой всей электронной аппаратуры самолёта является цифровая ЭВМ «Юнивак» 1832, позволяющая максимально использовать информацию, поступающую от датчиков. Поиск целей производится как акустическими, так и другими средствами обнаружения.

В хвостовой части фюзеляжа размещены 60 РГБ, которые сбрасываются автоматически по команде ЭВМ. В аварийных случаях за 10 с можно сбросить 59 буёв. На самолёте, кроме РГБ AN/SSQ-41 системы «Лофар», предполагается применять PГБ AN/SSQ 53 системы «Дифар» с устройством для автоматической классификации целей, буи AN/SSQ-50 системы «Касс», VN/SSQ-62 системы «Дикасс» и батитермографические буи AN/SSQ-36.

В запоминающем устройстве ЭВМ хранится информация о зонах возможного появления целей, их типах, боевой нагрузке самолёта, частотах и циклах работы РГБ. В памяти ЭВМ хранятся также данные о местоположении, времени и глубине постановки РГБ, которые затем записываются на магнитную ленту для последующей обработки. Высокочувствительный многоканальный акустический процессор обрабатывает сигналы буёв и выдает данные на соответствующие индикаторы. При предварительном поиске, классификации и определении цели РГБ работают в пассивном режиме, а выдаваемая ими информация записывается на двух магнитных барабанах. По каналам от различных РГБ оператор может опознать цель и переключить РГБ в режим активной работы, а процессор автоматически обновляет данные о местоположении цели.

При атаке цели ЭВМ автоматически выбирает вид оружия, определяет момент нанесения удара и выдает команду лётчику на применение оружия.

РЛС переднего обзора AN/APS-116 предназначена для обнаружения небольших целей в открытом море. Её стабилизированная антенна расположена в носовой части фюзеляжа. Кроме того, она работает в режимах поиска и навигации.

ИК станция OR-89/AA переднего обзора высокой разрешающей способности предназначена для работы в условиях плохой видимости. Датчик системы, установленный под фюзеляжем в носовой его части, наводится автоматически с помощью ЭВМ. За датчиком находится панорамная камера, управляемая лётчиком, которая позволяет следить за обстановкой по всему горизонту.

Самолёт оснащён магнитным обнаружителем подводных лодок и точной навигационной системой, состоящей из инерциальной AN/ASN-92(V) и доплеровской AN/APM-200 систем определения путевой скорости, центрального вычислительного блока, системы определения координат буёв и радиовысотомере AN/APN-201 с устройством сигнализации о малых высотах (световая и звуковая). Диапазон рабочих высот 3—1500 м (точность ± 1,5 м). Минимальная безопасная высота выбирается в пределах 3—90 м.

В состав оборудования входят также два разведывательных приёмника AN/ALR-47, четыре антенны которых расположены в обтекателях на концах крыла. С их помощью ЭВМ может анализировать излучение одного и того же передатчика и определять зоны вероятного нахождения цели.

Многочисленная аппаратура обработки и отображения данных и высокая степень автоматизации всех процессов позволяет экипажу самолёта (два лётчика и два оператора) выполнять такой же объём работ, какой выполняет экипаж из 10—12 человек на самолётах Р-3С «Орион».

В двух разделённых между собой отсеках, расположенных в фюзеляже, на бомбодержателях BRU-14/A подвешиваются боеприпасы в следующих вариантах: четыре бомбы Мк36 или Мк82; две глубинные бомбы Мк57 или четыре Мк54; четыре торпеды Мк46 или четыре мины Мк53.

На бомбодержателях BRU-11/A, находящихся на двух подкрыльевых пилонах, размещают мины Мк52, Мк55 или Мк56; две пусковые установки с семью или 19 НУР калибра 70-мм каждая; пусковые установки с четырьмя НУР калибра 127 мм. На пилоны могут быть установлены трёхзамковые держатели для подвески кассетных бомб Мк20, фугасных бомб Мк82 и Мк3б.

Управление оружием осуществляется автоматически через комплексную систему управления самолётом. Лётчик может управлять оружием вручную.

В настоящее время самолёты «Викинг» в связи с выводом из состава флота США противолодочных авианосцев базируются на многоцелевые авианосцы.

Добавить комментарий