В общем потенциале противолодочных сил, наряду с подводными лодками и надводными кораблями, командования ВМС основных капиталистических стран в своих планах важное место отводят противолодочным самолётам базовой и авианосной авиации.
Противолодочные самолёты базовой авиации
В настоящее время в составе ВМС США находятся противолодочные самолёты Р-3 «Орион» модификаций А, В и С. Устаревшие самолёты Р-2Н «Нептун» выведены в резерв (небольшое их количество находится на вооружении авиации ВМС других стран). Самолёты P-3A «Орион» поступили в части в 1962 году, а P-3C — в 1969 году. К концу 1972 года фирма «Локхид» поставила ВМС 390 самолётов всех модификаций (из них 286 модификаций А и В). В серийном производстве находятся только самолёты Р-3С, которые постепенно вытесняют P-3A. Самолётами Р-3В и Р-3С оснащёны 24 эскадрильи.
По мнению зарубежных военных специалистов, самолёт Р-ЗС (рис. 1) обладает хорошими лётными характеристиками для ведения противолодочных операций. Он имеет современные бортовые системы поиска, обнаружения и классификации целей, а также разнообразное вооружение для поражения не только подводных лодок, но и надводных кораблей.
Рис. 1. Американский базовый противолодочный самолёт Р-3С «Орион»
Этот самолёт оснащён боевой информационно-управляющей противолодочной системой A-NEW, основными элементами которой являются цифровая универсальная ЭВМ AN/ASQ-114, аппаратура обработки и преобразования данных AN/AYA-8 и комплексный индикатор данных AN/ASA-70. Последний состоит из двух основных и двух вспомогательных индикаторов для отображения выдаваемых ЭВМ данных и информации, поступающей от различных датчиков.
В состав навигационной аппаратуры самолёта входят: инерциальная навигационная система AN/ASN-34, доплеровская навигационная РЛС AN/APN-187, приёмоиндикаторы навигационных систем «Лоран» (А и С) и «Омега», приёмник системы VOR, запросчики системы «Такан», УКВ радиокомпас, радиовысотомер малых высот и т. д.
Средства поиска и обнаружения подводных и надводных кораблей включают:
- радиогидроакустические буи;
- приёмники AN/ARR-72 и AN/ARR-52 сигналов РГБ;
- аппаратуру обработки и отображения сигналов РГБ системы «Дифар»;
- обнаружитель магнитных аномалий Земли AN/ASQ-81;
- обнаружитель магнитных аномалии, создаваемых подводными лодками, AN/ASA-64;
- компенсатор магнитного поля самолёта AN/ASA-65;
- панорамный разведывательный приёмник AN/ALQ-78;
- две поисковые РЛС AN/APS-M5, антенны которых размещены в носовой и хвостовой частях фюзеляжа;
- телевизионную аппаратуру AN/AXR-13, обеспечивающую обнаружение целей при низких уровнях освещенности;
- АФА переднего обзора KA-74 и АФА КВ-18А для фиксирования результатов применения оружия.
Вооружение самолёта размещается в отсеке (2 X 0,8 X 3,9 м) и на 10 наружных узлах подвески. Варианты вооружения (в отсеке вооружения на бомбодержателях): одна мина Мк25, 39, 55 или 56 (калибр 2000 фунтов); три мины Мк3б или Мк52 (калибр 1000 фунтов); три глубинные бомбы Мк57; восемь бомб Мк54; восемь торпед Мк43, 44 и 46 (общим весом до 3200 кг). На наружных узлах подвески могут подвешиваться мины, торпеды, НУР, УР «Гарпун» и «Буллпап». Самолёт оснащается морскими маркерами, двумя батитермографическими буями и осветительными бомбами, сбрасываемыми на парашютах.
Базовый патрульный самолёт типа «Шэклтон», принятый на вооружение ВМС Великобритании в 1955 году и предназначенный для борьбы с подводными лодками, использовался до 1969 года. Ему на смену пришел самолёт «Нимрод» MR.1 (рис. 2), разработанный на базе транспортного самолёта «Комета» 4С. Он стал первым в странах НАТО базовым противолодочным самолётом с четырьмя реактивными двигателями (суммарная тяга 20 800 кг). Самолёт может быстро достичь заданного района (скорость около 880 км/ч). Внешние двигатели можно выключать на высоте поиска 50—150 м, а это снижает общий расход топлива и тем самым увеличивает время патрулирования, а также общую продолжительность полёта.
Рис. 2. Английский базовый противолодочный самолёт «Нимрод» MR.1
Вся аппаратура самолёта объединена в комплекс, состоящий из навигационной и тактической систем.
В состав первой входит доплеровская РЛС «Декка» С7 с инерциальной платформой, приёмоиндикаторы радионавигационных систем «Такан», «Лоран» С, VOR, ILS и радиокомпас. Самолётовождение в район поиска цели выполняет так называемый «маршрутный» штурман, который пользуется навигационными системами и пультом с расположенным на нём проектором фирмы «Ферранти», индицирующим символы самолётов и надводных кораблей по данным поисковой РЛС на карте-экране (для облегчения считывания их координат).
Тактическая система включает цифровое счётно-решающее устройство 920В фирмы «Маркони-Эллиот», РЛС ASV.21D для обнаружения надводных кораблей и самолётов, радиогидроакустические буи американской системы «Джезебел» и английской Мк1С, магнитный обнаружитель AN/ASQ-10, газоанализирующую аппаратуру «Автоликус», аппаратуру радиоэлектронного подавления, две фотосистемы, расположенные в люках в нижней хвостовой части фюзеляжа (рядом с осветительными средствами для ночных съемок), поисковый прожектор на правой плоскости крыла (сила света 70 млн. свечей) и аппаратуру отображения данных. Информация от различных датчиков обрабатывается в счётно-решающем устройстве и отображается на экране электронно-лучевой трубки (диаметр 610 мм), размещённой на пульте управления оператора тактической обстановки.
Противолодочное вооружение самолёта «Нимрод» Мк.1 составляют мины, глубинные бомбы, авиационные бомбы и торпеды, размещаемые в различных вариантах в отсеке вооружения длиной 15,4 м. На двух подкрыльевых пилонах подвешиваются ракеты AS-12 или УР «Мартель». Для принятия экипажем окончательного решения о применении оружия используются небольшое счётно-решающее устройство и аппаратура отображения, которые автоматически производят все расчёты, поступающие от датчиков. Применение оружия любого типа из соображения безопасности осуществляется не автоматически (как это делается на американских самолётах), а по сигналу оператора тактической обстановки.
Во Франции фирмой «Бреге» был разработан базовый патрульный самолёт Бреге 1150 «Атлантик» (рис. 3). Такие самолёты поступили на вооружение ВМС стран НАТО в 1964 году на смену устаревшим американским базовым патрульным самолётам Р-2Н «Нептун». Два турбовинтовых двигателя английской фирмы «Роллс-Ройс» (суммарная мощность 12 300 л. с.) при запасе топлива около 21 000 л. обеспечивают достаточно высокую крейсерскую скорость при полёте в район поиска и сравнительно продолжительное время патрулирования. Так, при скорости полёта 560 км/ч на высоте 7650 м радиус действия самолёта 1100 км, время патрулирования на малой высоте 8 ч., общая продолжительность полёта 12,5 ч. При этом резерв топлива составляет 20% общего количества.
Рис. 3. Французский базовый противолодочный самолёт Бреге 1150 «Атлантик»
Для успешного проведения противолодочных операций самолёт оснащён такими навигационными средствами, как радиокомпас, бортовая аппаратура системы «Такан», VOR и «Лоран», навигационная ЭВМ, доплеровская навигационная система, вычислитель аэродинамических параметров, а также аналоговый вычислитель, который, получая информацию от указанных датчиков, непрерывно определяет положение самолёта (при этом широта и долгота отображаются на цифровых индикаторах). Информация о положении самолёта в условной прямоугольной системе координат поступает от вычислителя на два стола-экрана размером 800X800 мм. Один из них используется в процессе поиска, а второй — для тактической навигации в ходе преследования и атаки цели. На обоих столах-экранах нанесены соответствующие символы и метки о положении самолёта, цели, маркеров и т. п. У каждого лётчика имеется прибор IDI-6, выдающий информацию о направлении на цель и расстоянии до нее. Он может быть подсоединен к автопилоту, который выдерживает высоту полёта с точностью 1,5 м и курс до 1°.
Самолёт оснащён системами РГБ: «Джезебел» (используется на первом этапе поиска подводной лодки) и «Джули» (для уточнения её координат после обнаружения). Сигналы от РГБ поступают на стол-экран оператора тактической обстановки и анализируются блоком АОА-1. На хвостовой штанге самолёта размещен датчик магнитного обнаружителя типа DHAX-1 дальностью действия около 300 м. Сигналы от него могут поступать в автопилот для выполнения необходимого манёвра самолёта.
Для выявления выхлопных газов дизельных подводных лодок самолёт оснащён английской газоанализирующей аппаратурой «Автоликус» Мк3В. Кроме того, на нём имеются приёмники радиолокационных сигналов ARAR-10B и ARAX-10B, с помощью которых определяются продолжительность и частота импульсов, излучаемых РЛС, ширина луча и скорость вращения антенны, а также направление на РЛС с точностью 1—3°.
В нижней части фюзеляжа смонтирована РЛС типа DRAA-2B дальностью действия 22—110 км или 75—370 км (длительность импульса 0,5 или 2 мкс). Антенна РЛС выдвижная и вращается со скоростью 6 — 8 об/мин. Радиосвязь осуществляется с помощью КВ и УКВ станций. Вся информация, используемая при поиске и обнаружении подводной лодки, записывается 15-канальным регистратором.
В главном отсеке (9х2,2х1,55 м) в различных вариантах подвешиваются пять глубинных бомб по 160 кг, торпеды LX.4 или Мк44 и РГБ. Один из вариантов предусматривает подвеску четырех торпед LX.4 (или восьми Мк44), ядерной глубинной бомбы и десяти активных РГБ. На самолёте имеются также вспомогательные отсеки для размещения осветительных бомб, морских маркеров, подводных источников звука (до 96) и активных РГБ (до 72). На четырёх подкрыльевых пилонах могут подвешиваться УР AS-12 или другого типа, либо контейнеры с фотоаппаратурой.
После незначительного переоборудования самолёт Бреге 1150 «Атлантик» может выполнять задачи самолёта ДРЛО, постановщика мин и поисково-спасательного.
Командование ВМС Канады планирует заменить находящийся на вооружении самолёт CL-28 «Аргус». С этой целью оно решило тщательно проанализировать характеристики и боевые возможности американских самолётов Р-3С «Орион» и Боинг 707-ASW (проект переоборудованного транспортного самолёта Боинг 707-320С), чтобы выбрать один из них для дальнейшей доработки и закупки. На самолёте Р-3С в случае его закупки не планируется производить каких-либо значительных изменений. А по проекту переоборудования самолёта Боинг 707-320С в самолёт Боинг 707-ASW предусматривается полностью изменить внутрифюзеляжную компоновку, оснастить его современными средствами поиска и обнаружения подводных лодок, аппаратурой приёма, обработки и отображения информации, поступающей от различных датчиков, а также системами оружия.
По сообщениям зарубежной печати, самолёт Боинг 707-ASW намечено оснастить четырьмя экономичными ТРДД максимальной тягой по 8600 кг, которые должны обеспечить ему достаточно высокую скорость полёта в район поиска, небольшую скорость патрулирования на малых высотах в этом районе, значительные дальность и продолжительность полёта. Предполагается, что максимальный вес самолёта составит около 150 000 кг.
Прежде чем приступить к переоборудованию самолёта Боинг 707-320С, американские специалисты переоборудовали в летающую лабораторию самолёт Боинг 720, близкий к нему по своим лётным характеристикам. Самолёт оснащён новой навигационной аппаратурой и средствами поиска и обнаружения подводных лодок. Кроме того, на нём установлены два магнитных обнаружителя AN/ASQ-10, штанги которых располагаются в концевых частях крыльев. Испытывались магнитные обнаружители со штангами длиной 1,52 м, 2,44 м и 3,05 м. Зарубежные военные специалисты считают, что установка двух штанг с датчиками должна повысить дальность обнаружения подводной лодки и точность определения её координат. К концу 1972 года самолёт выполнил 90-часовую программу летных испытании, в ходе которых проводились продолжительные полёты на высотах до 60 м над поверхностью моря, осуществлялись развороты при угле крена 40°, сбрасывались РГБ на скорости 740 км/ч с высот до 12 000 м. Самолёт барражировал в течение 8—10 ч на дальности 1850 км.
Оружие (ракеты класса «воздух—корабль» и т. п.) планируется размещать на четырёх подкрыльевых пилонах. Считается, что в зависимости от оборудования самолёт можно будет использовать также для решения задач дальнего обнаружения воздушных целей и ведения разведки в районах Арктики. Командование ВМС предполагает приобрести 20—30 самолётов на сумму 750 млн. долларов.
Противолодочные самолёты авианосной авиации
Основным таким самолётом в США является S-2 «Треккер», первая модификация которого (S-2A) была принята на вооружение в начале 50-х годов. Известно пять модификаций самолёта, причем последняя (S-2E) начала поступать на вооружение ВМС в 1962 году. Всего было построено около 1000 самолётов различных модификаций. Самолёты поставлялись в Нидерланды (26), Италию (40), Аргентину (шесть), Бразилию (12), Японию (60) и Австралию (14). Несмотря на многократную модернизацию самолёта «Треккер», командование ВМС США считает, что он по своим тактико-техническим характеристикам, составу оборудования и вооружения не отвечает требованиям ведения борьбы с современными подводными лодками.
В 1969 году фирма «Локхид» начала разработку палубного противолодочного самолёта S-3A «Викинг». Первый полёт опытного образца произведен в январе 1972 года. Самолёт принят на вооружение в 1971 году. Всего намечалось построить восемь опытных и 186 серийных машин.
Самолёт «Викинг» (см. цветную вклейку) оснащён двумя экономичными ТРДД максимальной тягой по 4080 кг, и поэтому он имеет сравнительно высокую скорость и большую дальность (продолжительность) полёта.
Основой всей электронной аппаратуры самолёта является цифровая ЭВМ «Юнивак» 1832, позволяющая максимально использовать информацию, поступающую от датчиков. Поиск целей производится как акустическими, так и другими средствами обнаружения.
В хвостовой части фюзеляжа размещены 60 РГБ, которые сбрасываются автоматически по команде ЭВМ. В аварийных случаях за 10 с можно сбросить 59 буёв. На самолёте, кроме РГБ AN/SSQ-41 системы «Лофар», предполагается применять PГБ AN/SSQ 53 системы «Дифар» с устройством для автоматической классификации целей, буи AN/SSQ-50 системы «Касс», VN/SSQ-62 системы «Дикасс» и батитермографические буи AN/SSQ-36.
В запоминающем устройстве ЭВМ хранится информация о зонах возможного появления целей, их типах, боевой нагрузке самолёта, частотах и циклах работы РГБ. В памяти ЭВМ хранятся также данные о местоположении, времени и глубине постановки РГБ, которые затем записываются на магнитную ленту для последующей обработки. Высокочувствительный многоканальный акустический процессор обрабатывает сигналы буёв и выдает данные на соответствующие индикаторы. При предварительном поиске, классификации и определении цели РГБ работают в пассивном режиме, а выдаваемая ими информация записывается на двух магнитных барабанах. По каналам от различных РГБ оператор может опознать цель и переключить РГБ в режим активной работы, а процессор автоматически обновляет данные о местоположении цели.
При атаке цели ЭВМ автоматически выбирает вид оружия, определяет момент нанесения удара и выдает команду лётчику на применение оружия.
РЛС переднего обзора AN/APS-116 предназначена для обнаружения небольших целей в открытом море. Её стабилизированная антенна расположена в носовой части фюзеляжа. Кроме того, она работает в режимах поиска и навигации.
ИК станция OR-89/AA переднего обзора высокой разрешающей способности предназначена для работы в условиях плохой видимости. Датчик системы, установленный под фюзеляжем в носовой его части, наводится автоматически с помощью ЭВМ. За датчиком находится панорамная камера, управляемая лётчиком, которая позволяет следить за обстановкой по всему горизонту.
Самолёт оснащён магнитным обнаружителем подводных лодок и точной навигационной системой, состоящей из инерциальной AN/ASN-92(V) и доплеровской AN/APM-200 систем определения путевой скорости, центрального вычислительного блока, системы определения координат буёв и радиовысотомере AN/APN-201 с устройством сигнализации о малых высотах (световая и звуковая). Диапазон рабочих высот 3—1500 м (точность ± 1,5 м). Минимальная безопасная высота выбирается в пределах 3—90 м.
В состав оборудования входят также два разведывательных приёмника AN/ALR-47, четыре антенны которых расположены в обтекателях на концах крыла. С их помощью ЭВМ может анализировать излучение одного и того же передатчика и определять зоны вероятного нахождения цели.
Многочисленная аппаратура обработки и отображения данных и высокая степень автоматизации всех процессов позволяет экипажу самолёта (два лётчика и два оператора) выполнять такой же объём работ, какой выполняет экипаж из 10—12 человек на самолётах Р-3С «Орион».
В двух разделённых между собой отсеках, расположенных в фюзеляже, на бомбодержателях BRU-14/A подвешиваются боеприпасы в следующих вариантах: четыре бомбы Мк36 или Мк82; две глубинные бомбы Мк57 или четыре Мк54; четыре торпеды Мк46 или четыре мины Мк53.
На бомбодержателях BRU-11/A, находящихся на двух подкрыльевых пилонах, размещают мины Мк52, Мк55 или Мк56; две пусковые установки с семью или 19 НУР калибра 70-мм каждая; пусковые установки с четырьмя НУР калибра 127 мм. На пилоны могут быть установлены трёхзамковые держатели для подвески кассетных бомб Мк20, фугасных бомб Мк82 и Мк3б.
Управление оружием осуществляется автоматически через комплексную систему управления самолётом. Лётчик может управлять оружием вручную.
В настоящее время самолёты «Викинг» в связи с выводом из состава флота США противолодочных авианосцев базируются на многоцелевые авианосцы.