Системы зенитного управляемого ракетного оружия
В первые послевоенные годы создавались сверхзвуковые реактивные самолёты, увеличивались высоты их полёта, возникла необходимость разработки корабельных средств борьбы с ними. К концу 50-х годов на вооружение кораблей ВМС стран НАTO поступили первые зенитные управляемые ракеты, разработанные в США и Великобритании.
По данным зарубежной печати, современные корабельные ЗУР соответствуют требованиям противовоздушной обороны соединений и отдельных кораблей от пилотируемых и беспилотных средств на средней и большой высоте их полёта, однако малоэффективны при отражении атак низколетящих самолётов и крылатых ракет. Кроме того, они слабо защищены от средств радиопротиводействия. Поэтому за рубежом при разработке новых и модернизации состоящих на вооружения систем ЗУРО особое внимание уделяется повышению их помехоустойчивости, манёвренности, уменьшению времени реакции и совершенствованию систем наведения.
В США наибольшее распространение получили системы ЗУРО «Терьер», «Тартар» и значительно меньшее — «Талос». Комплексом «Терьер» вооружены большинство крейсеров и два авианосца ВМС США, а также корабли ВМС других стран. Комплекс «Тартар» установлен на американских крейсерах, эскадренных миноносцах, фрегатах и, кроме того, на кораблях ВЧС ФРГ, Франции, Италии, Австралии, Японии и других государств.
В середине 60-х годов, как отмечалось в зарубежной печати, в США взамен ракет «Талос», «Терьер» и «Тартар» начали разрабатывать единую универсальную ЗУР. Однако вскоре выяснилось, что создать ракету широкого диапазона дальностей стрельбы затруднительно. В результате ЗУР «Талос» осталась на вооружении, а для замены «Терьер» и «Тартар» создали ракету «Стандарт» (варианты RIM-66A и RIM-67A). Второй вариант отличается от первого дополнительным стартовым твердотопливным двигателем. Все узлы обоих вариантов максимально унифицированы.
Хотя ЗУР «Стандарт» начали поступать на корабли только в начале 70-х годов, ВМС США уже разрабатывают новую систему ЗУРО «Иджис», которая, по мнению американского военно-морского руководства, обеспечит потребности флота в период 80-х — 90-х годов. Система должна обладать высокой эффективностью в условиях сильного радио-противодействия, высокой огневой мощью и малым временем реакции. Она включает многофункциональную РЛС AN/SPY-1 с фазированной антенной решёткой, обеспечивающей обнаружение и автоматический переход в режим сопровождения одновременно нескольких воздушных целей, усовершенствованную ракету «Стандарт», систему управления стрельбой с цифровой ЭВМ и универсальную пусковую установку Мк26. Принятие комплекса «Иджис» на вооружение ожидается в конце 70-х — начале 80-х годов.
Командование ВМС США в течение длительного времени вооружало свои корабли ЗУР только большой и средней дальности действия, предназначенных для поражения самолётов, летящих на большой высоте. В последние годы, изучив опыт войны во Вьетнаме, а также учитывая появление низколетящих ракет класса «корабль—корабль» различных типов, в США была создана система ЗУРО ближнего действия «Си Спарроу». После усовершенствования (новое обозначение «Си Спарроу-НАТО» она устанавливается на эскадренных миноносцах типа «Спрюенс» (CША), «Ирокез» (Канада) и других.
В настоящее время, как сообщает зарубежная печать, командование ВМС проявило заинтересованность в ракете «Феникс», состоящей на вооружении палубного истребителя F-14, и изучает вопрос о возможности её применения на авианосцах. На корабле может быть установлено три автономных комплекса, каждый из которых имеет пусковую установку с 12 направляющими. Дальность обнаружения низколетящих воздушных целей составит около 37 км и дальность стрельбы — 22—24 км.
Зенитное оружие кораблей ВМС Великобритании по разнообразию типов значительно уступает американскому. В начале 70-х годов на вооружение поступила система ЗУРО «Си Дарт» (рис. 1) её система управления стрельбой позволяет сопровождать и вести огонь одновременно по нескольким целям, находящимся на предельно больших и малых высотах. Эта система ЗУРО имеет большую вероятность поражения и малое время реакции.
Рис. 1. Пуск ЗУР «Си Дарт»
На вооружении английских ВМС состоит также система ЗУРО ближнего действия «Си Кэт», которая получила широкое распространение и в ВМС многих других капиталистических стран. Зарубежные военные специалисты считают, что простота в эксплуатации, хорошие весовые и габаритные характеристики ракеты и пусковой установки обеспечили использование комплекса в 14 странах.
В 1967 году, как сообщает иностранная печать, в Великобритании приступили к разработке более совершенной системы ЗУРО аналогичного назначения «Сивулф». Система компактна и может устанавливаться на вновь строящихся и находящихся в строю кораблях. Она предназначена для поражения скоростных (М = 2) низколетящих воздушных целей.
Предполагается, что систему полностью автоматизируют и она будет иметь малое время реакции. В зарубежной печати сообщалось, что ракета не требует проведения предстартовых проверок её систем на борту корабля. Пусковая установка для шести ракет обеспечивает их длительное хранение в сложных метеорологических условиях. Для применения на боевых катерах разрабатывается упрощённый вариант комплекса «Си-вулф/Омега». Система должна поступить на вооружение во второй половине 70-х годов.
В Великобритании на базе армейской ЗУР «Блоупайп» разработана система ЗУРО «Слэм» для подводных лодок, которая включает шестиствольную пусковую установку для запуска ракет при нахождении подводной лодки на перископной глубине.
Во Франции находится на вооружении единственная ЗУР средней дальности «Масурка», по внешнему виду и компоновке напоминающая ЗУР «Терьер», но имеющая корпус большего диаметра и более развитое оперение. На вооружении состоят две модификации ракеты, отличающиеся системой наведения. Приборы управления стрельбой и РЛС, работающие на разной частоте, позволяют управлять ракетами обеих модификаций одновременно.
Промышленность Франции создаёт перспективные корабельные ЗУР на базе армейских и авиационных ракет класса «земля—воздух» и «воздух—воздух». К ним, например, относится система «Прондель», создаваемая на базе авиационной ракеты «Супер Матра» 530. По мнению зарубежных военных специалистов, после доработки и укомплектования ракеты дополнительным стартовым двигателем она будет иметь дальность полёта около 12 км. Счётверенные пусковые установки системы предполагается установить на кораблях малого водоизмещения.
Системы управляемого ракетного оружия класса «корабль—корабль»
Если необходимость в зенитном ракетном вооружении кораблей не вызывала сомнений у иностранных специалистов, то иное мнение было о вооружении кораблей средствами борьбы с надводными целями. По данным зарубежной печати, до начала 60-х годов почти полностью были прекращены все разработки этого вида оружия даже в таких странах, как США и Великобритания. Однако затем руководство ВМС стран НАТО признало серьёзным недостатком отсутствие эффективного оружия для борьбы с надводными кораблями. Было уделено внимание созданию противокорабельных ракет в США, Франции, Италии и Норвегии.
В большинстве случаев в УР имеются системы активного и пассивного самонаведения на конечном участке полёта, а также системы управления, обеспечивающие их скрытный полёт на малой высоте над уровнем моря. Одним из основных направлений совершенствования ракет, как утверждает западная печать, является непрерывное увеличение дальности их действия и скорости полёта.
Силовые установки УР включают в большинстве случаев стартовые и маршевые РДТТ. На ракетах, имеющих большую дальность полёта («Гарпун» и «Отомат»), установлены турбореактивные двигатели.
В настоящее время на вооружение кораблей ВМС стран НАТО поступили французские ракеты «Экзосет», франко-итальянские «Отомат», итальянские «Си Киллер», норвежские «Пингвин» (см. таблицу). В стадии окончательной разработки находится американская ракета «Гарпун».
Основные тактико-технические характеристики противокорабельных ракет
Американская противокорабельная УР «Гарпун» предназначена для вооружения надводных кораблей, подводных лодок и самолётов. Новые ракеты планируется иметь на крейсерах, эскадренных миноносцах (в том числе типа «Спрюенс»), фрегатах (включая новые корабли типа «Оливер X. Перри»), ракетных катерах на подводных крыльях типа «Пегас», атомных торпедных подводных лодках типа «Лос-Анджелес», «Стёрджен» и «Пермит», а также на противолодочных самолётах «Орион», штурмовиках «Интрудер» и «Корсар». Руководство ВМС США считает, что принятие УР «Гарпун» на вооружение приведёт к изменению баланса сил и окажет определённое влияние на тактику боевых действий на море. Заинтересованность в её приобретении проявили многие страны, в том числе Великобритания ФРГ, Нидерланды, Турция, Дания, Иран.
Пуск УР «Гарпун» с надводных кораблей может производиться с пусковых установок Мк 112 (для ПЛУР «Асрок»), Мк11, 13 и 22 (для ЗУР «Тартар»), универсальных пусковых установок Мк26 и из цилиндрических контейнеров, предназначенных одновременно для транспортировки и хранения ракет, которые могут быть быстро смонтированы на неподвижных основаниях на корабле. Пуск таких ракет из стандартных торпедных аппаратов подводных лодок осуществляется в капсуле, имеющей положительную плавучесть и выдвижные регулируемые стабилизаторы (рули), которые обеспечивают движение к поверхности по заданной траектории. По достижении поверхности носовой конус капсулы отбрасывается и начинает работать стартовый РДТТ. Когда ракета выходит из контейнера, её крылья и стабилизаторы раскрываются. После выхода на заданную высоту по команде высотомера включается маршевый ТРД.
Ракета большую часть траектории проходит на малой высоте, затем снижается к самой поверхности воды и продолжает движение к цели на этой высоте либо делает горку и пикирует на неё.
Наибольшее распространение за рубежом получила французская УР «Экзосет», поступившая на вооружении в 1972 году. В настоящее время такие ракеты имеются на восьми французских кораблях (34 пусковые установка), а всего намечено вооружить 30 кораблей ВМС Франции. Судя по сообщениям иностранной прессы, подписаны контракты на поставку ракет Великобритании, ФРГ, Греции, Турции и другим странам (предварительно заказано около 800 единиц). Фирма «Аэроспасьяль» заключила договоры с девятью странами на подготовку специалистов по эксплуатации УР. Систему УРО «Экзосет» планируют использовать на надводных кораблях различных классов, включая катера. Корабельное оборудование системы включает герметическую пусковую установку контейнерного типа с гидравлическим приводом для открывания крышек (рис. 2). Контейнер служит также для транспортировки и хранения ракет (в течение года). Создано два варианта пусковых установок: неподвижная, имеющая постоянный угол возвышения 10°, и подвижная, обеспечивающая предстартовое наведение ракет по азимуту.
Рис. 2. Пусковая установка контейнерного типа системы УРО «Экзосет»
При обнаружении цели корабельные приборы управления стрельбой по параметрам, полученным от РЛС корабля или вертолёта (дальность, пеленг, скорость и курс цели), вырабатывают данные, которые вводятся автоматически в бортовую инерциальную систему управления ракеты. После старта УР делает горку до 30 м, а затем снижается до 10—15 м и летит по направлению к цели. За время работы стартового двигателя ракета пролетает около 4 км, а до момента контакта головки самонаведения с целью — почти 20 км. После захвата цели системой самонаведения (на расстоянии от неё 9—12 км) ракета снижается до 2—3 м и на этой высоте атакует цель.
В настоящее время фирма «Аэроспасьяль» продолжает работы по разработке новых моделей ракеты, имеющих дальность полёта 50 и 70 км (получили обозначение ММ-39 и ММ-40).
В начале 70-х годов в ВМС Италии поступит две модификации УР «Си Киллер» Мк1 и Мк2, которые из-за несовершенной системы наведения и малой дальности действия не получили широкого распространения. Ими вооружены итальянский экспериментальный катер и четыре фрегата типа «Саам», построенных в Великобритании для BМC Ирана. В 1972 году сообщалось о разработке нового варианта ракеты Мк3 с увеличенным радиусом действия и улучшенной системой наведения. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имеет несколько большие размеры по сравнению с предшествующими модификациями. Боевая часть ракеты полубронебойного типа (вес 150 кг) снабжена контактным и дистанционным взрывателями. УР имеет своеобразную траекторию полёта.
После старта ракета делает горку высотой 120 м, затем снижается до 10 м и на этой высоте проходит весь маршевый участок траектории (скорость полёта М = 0,84). За 4,6 км до цели ракета снижается до 3—5 м над уровнем моря и включается головка самонаведения. Высота полёта ракеты контролируется радиовысотомером.
Старт и первоначальный неуправляемый полёт ракеты обеспечивается стартовым двигателем тягой 10000 кг, последующее движение осуществляется с помощью маршевого двигателя. На расстоянии 4 км до цели производится дополнительный разгон ракеты.
Среди проектов УР выделяется франко-итальянская ракета «Отомат», которая может применяться с надводных кораблей, самолётов, вертолётов и береговых пусковых установок. В её конструкции используется большое число систем и узлов, созданных для других ракет. УР «Отомат» относится ко второму поколению ракет подобного назначения.
После старта ракета делает горку высотой около 150 м, затем снижается до 15 м и на этой высоте удерживается радиовысотомером до момента получения надёжного контакта системы самонаведения с целью (примерно в 12 км от неё). Затем на расстоянии 7 км от цели ракета снова делает горку и после этого пикирует на цель. Предполагается, что такое маневрирование обеспечивает лучшее слежение за целью, усиливает эхо-сигналы, отражённые от неё, и увеличивает возможность проникновения боевой части ракеты во внутренние помещения корабля.
Корабельная пусковая установка контейнерного типа размещается на неподвижном основании с углом возвышения 15°. Она развёрнута относительно диаметральной плоскости корабля на 20°. В настоящее время ведутся работы по созданию следующей модели ракеты (Мк2), которая должна иметь увеличенную дальность стрельбы — до 100 км.
Системы ротиволодочного управляемого ракетного оружия
Системы противолодочного управляемого ракетного оружия поступили на вооружение кораблей в начале 60-х годов. Они отличаются большой скоростью доставки заряда к цели и свободны от ряда недостатков, присущих торпедному и бомбомётному противолодочному оружию. В настоящее время на вооружении иностранных ЕМС находятся американские системы «Асрок» и «Саброк», французские «Малафон» и австралийская «Икара». Наиболее распространена система ПЛУРО «Асрок», разработанная в США и поступившая на вооружение в 1961 году. Ею вооружены надводные корабли ВМС США, ФРГ, Италии, Канады и других государств.
Она состоит из ракеты «Асрок», пусковой установки Мк112 контейнерного типа, корабельной ГАС и подсистем управления стрельбой (Мк111), хранения, подачи и перезаряжания.
ПЛУР представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету с боевой частью в виде самонаводящейся малогабаритной противолодочной торпеды (Мк44 или Мк46) или глубинной бомбы с ядерным зарядом (тротиловый эквивалент 1-10 кт). Общая длина 1,57 м, диаметр корпуса 0,324 м, стартовый вес 454 кг, максимальная дальность полёта 14,5 км, предельная эффективная дальность стрельбы 9 км минимальная дальность полёта 1,6 км, скорость полёта соответствует числу М = 1. В качестве силовой установки применяется РДТТ тягой 5000 кг.
Пусковая установка (вес 22 т) состоит из четырёх спаренных кассет и может поворачиваться в горизонтальной плоскости на 350°, а каждая кассета наводится по углу возвышения до 85°. Стрелять можно одиночной ракетой и залпом от двух до восьми ракет, находящихся в постоянной боевой готовности в кассетах на выдвижных рельсовых направляющих.
Створки кассет открываются, и рельсовые направляющие выдвигаются в боевое положение за 30 с до пуска ракет. В походном положении в кассетах поддерживается установленная температура для обеспечения постоянства скорости горения заряда твёрдого топлива ракетного двигателя при любых климатических условиях. На некоторых кораблях BМC США и Италии установлена спаренная универсальная пусковая установка, предназначенная для запуска ЗУР «Терьер» («Стандарт») и ПЛУР «Асрок».
Ракета «Асрок» (рис. 3) не имеет системы наведения. Она разгоняется стартовым двигателем и летит к цели по баллистической траектории. В районе цели по команде реле времени отделяется РДТТ, а боевая часть продолжает полёт. На этом участке траектории боевая часть (торпеда Мк41) тормозится парашютом (диаметр 1,8 м) и входит в воду. В этот момент отделяется парашют и запускается двигатель торпеды, которая выходит на заданную глубину и производит поиск цели. Израсходовав энергоресурсы, торпеда тонет, если цель до этого не была обнаружена. Ограниченная скорость и дальность хода торпеды Мк44 позволяет использовать ПЛУР для поражения подводных лодок, идущих со скоростью не более 24 уз.
Рис. 3. Пуск ПЛУР «Асрок»
По данным зарубежной печати, система «Асрок» совершенствуется в направлении увеличения дальности стрельбы в два-три раза и внедрения радиоуправления полётом ПЛУР в воздухе.
Французская ПЛУР «Малафон» (длина 6,15 м, стартовый вес 1500 кг, дальность полёта 18 км, скорость 720 км/ч) внешне походит на самолёт. Она оснащена радио-командной системой управления полётом на воздушном участке траектории, её боевая часть представляет собой электрическую 533-мм противолодочную торпеду (вес ВВ 100 кг). Пусковая установка раинового типа рассчитана на одну ракету.
Координаты, направление и скорость движения цели определяются ЭВМ по данным корабельной ГАС. ПЛУР автоматически запускается в точку встречи с целью. На активном участке траектории в воздухе (1/3 пути) ПЛУР летит по заданной программе. В расчётной точке двигатель сбрасывается и ПЛУР продолжает полёт, стабилизированный автопилотом. Высота полёта поддерживается постоянной (100 м) и контролируется радиовысотомером. В районе цели в заранее вычисленной точке, находящейся на расстоянии 400 м от неё, раскрывается хвостовой тормозной парашют. Полёт ПЛУР затормаживается, торпеда по инерции отделяется от ракеты и входит в воду.
ПЛУР «Малафон», как отмечает зарубежная печать, вследствие существенных недостатков (значительный вес и габариты, малые скорость и дальность хода торпеды и т. д.) не получила широкого распространения и находится на вооружении только ВМС Франции.
В Австралии при участии ВМС США и Великобритании разработана система ПЛУРО «Икара» (вес 294 кг, длина 3,35 м, размах дельтообразного крыла 1,5 м, дальность полёта до 24 км). В настоящее время она находится на вооружении противолодочных кораблей ВМС Австралии и, по оценке иностранных специалистов, является лучшим современным образцом противолодочного оружия подобного вида. Она оснащена системой радиоуправления полётом в воздухе. Твердотопливный реактивный двигатель имеет две ступени тяги. Боевая часть (американская торпеда Мк44) размещается в углублении нижней части лёгкого корпуса ракеты. Стрельба ведётся по данным, полученным от корабельной или вертолётной гидроакустической станции и обработанным ЭВМ, которая выдаёт параметры движения ракеты и точку сбрасывания торпеды. Ракета летит к цели на малой высоте, достаточной для раскрытия тормозного парашюта торпеды и в то же время затрудняющей обнаружение её корабельными РЛС противника.
Модифицированный вариант системы ПЛУРО «Икара» разработан английской фирмой для ВМС Великобритании.
Американская ПЛУРО «Саброк» (длина 6,25 м, наибольший диаметр 533 мм, стартовый вес 1853 кг, сверхзвуковая скорость полёта, дальность стрельбы 50 км) является в настоящее время за рубежом единственной системой такого назначения, предназначенной для подводных лодок. Она поступила на вооружение в 1965 году и имела только ядерную боевую часть, взрываемую на глубине 300 м. Ракета может использоваться также для стрельбы по надводным целям. Управление её движением под водой и на воздушном участке траектории полёта производится с помощью дефлекторов газовой струи и аэродинамических рулей по командам инерциальной системы наведения в соответствии с программой, введённой в неё перед пуском. Головная часть ракеты после отделения РДТТ продолжает полёт по баллистической траектории и входит в воду со скоростью 365 м/с. Удар о воду смягчается специальным разрушаемым носовым конусом.
По данным зарубежной печати, позже в США была разработана боевая часть с обычным ВВ, которой в настоящее время снаряжены 2/3 общего количества ПЛУР «Саброк».