Военно-морские силы Пакистана были созданы в 1947 году после раздела англичанами Индии на два доминиона — Индию и Пакистан. Как сообщалось в зарубежной печати, основу пакистанского флота в начальный период его строительства составили несколько устаревших фрегатов и тральщиков бывшего индийского флота. Дальнейшее укрепление ВМС Пакистана осуществлялось путём закупок кораблей за границей, так как страна не располагала необходимой материально-технической базой для строительства боевых кораблей.

Основное развитие пакистанского флота началось после вступления страны в Багдадский пакт в 1955 году (с 1959 года — военно-политический союз ). Создатели этого военно-политического союза — и — в планах по осуществлению своих агрессивных замыслов в районе Южной Азии не последнюю роль отводили другим странам — участницам этого блока. Поэтому они были заинтересованы в развитии пакистанских вооружённых сил, в том числе ВМС, и оказывали значительную помощь в их укреплении. В строительстве пакистанских ВМС, помимо США и Великобритании, принимали участие также и .

В настоящее время военно-морские силы Пакистана являются самостоятельным видом вооружённых сил. Они включают надводные корабли, подводные лодки, морскую авиацию и обслуживающие их вспомогательные суда и береговые части. Судя по сообщениям иностранной печати, пакистанские ВМС призваны решать следующие основные задачи: нарушение морских коммуникаций противника, нанесение ударов по его военно-морским базам и портам, защита морских коммуникаций в Аравийском море, оборона военно морской базы и порта Карачи.

Как сообщает зарубежная печать, в организационном отношении надводные силы пакистанского флота сведены во флотилию, подводные — в эскадру. Флотилия надводных кораблей состоит из двух дивизионов эскадренных миноносцев, двух дивизионов базовых тральщиков и отряда торпедных и сторожевых катеров, а эскадра включает два отряда подводных лодок.

Военно-морские силы возглавляет начальник штаба. На него возложены функции повседневного руководства деятельностью флота. Он организует через штаб ВМС (в г. Исламабад) боевую подготовку, несение патрульной и дозорной службы, материально-техническое обеспечение сил флота, подготовку кадров. В боевой обстановке начальник штаба планирует морские операции и руководит боевыми действиями флота

По данным справочника «Джейн» на 1976-1977 годы, в составе пакистанских ВМС к середине 1976 года имелось около 40 боевых кораблей и катеров различных классов: крейсер, четыре эскадренных миноносца, два фрегата, три подводные лодки, семь базовых тральщиков, шесть торпедных катеров на подводных крыльях и несколько сторожевых и патрульных катеров. Кроме того, в строю находились шесть сверхмалых подводных лодок. Общая численность личного состава ВМС Пакистана составляла около 11 тыс. человек.

Иностранные военно-морские специалисты считают все крупные надводные корабли (семь единиц) устаревшими, так как они построены в период второй мировой войны и в первые послевоенные годы. Наиболее современными являются три подводные лодки типа «Дафнэ» французской постройки, шесть сверхмалых подводных лодок типа SX-4Q4, построенные в Италии, а также торпедные и сторожевые катера китайского производства. Слабым местом пакистанских ВМС, по оценке зарубежной печати, является отсутствие на кораблях современных радиотехнических средств и ракетного оружия, предназначенного для борьбы как с воздушным, так и с надводным противником.

Крейсер «Бабур»

Бывший английский крейсер типа «Дидо», построен в 1944 году, Пакистану поставлен в 1957 году, в 1961 году прошёл модернизацию. Водоизмещение стандартное 5900 т, полное 7560 т; длина 156,1 м, ширина 15,8 м, осадка 5,6 м; наибольшая скорость хода 32 уз; дальность плавания при скорости 18 уз 4000 миль; вооружение — четыре спаренные 133-мм универсальные артустановки, 14 40-мм автоматов, два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата. Экипаж 588 человек. Помимо выполнения функций боевого корабля, крейсер используется как учебный — для подготовки кадетов военно-морских училищ.

Эскадренные миноносцы (четыре единицы)

«Бадр» — бывший английский типа «Бэттл» постройки 1946 года, передан Пакистану в 1957 году. Его стандартное водоизмещение 2325 т, полное 3361 т; длина 115,5 м, ширина 12,3 м, осадка 5,3 м; максимальная скорость хода 35 уз; дальность плавания при скорости 20 уз 6000 миль. На вооружении состоят две спаренные 114-мм универсальные артустановки, десять 40-мм автоматов, два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата, бомбомёт «Сквид». Экипаж 270 человек.

«Шах Джаган», «Аламгир» (рис. 1), «Джаханхир» — также английской постройки 1946 года. В Пакистан поступили в 1957—1958 годах. Каждый из них имеет стандартное водоизмещение 1720 т, полное 2550 т; длину 110,5 м, ширину 10,9 м, осадку 5.2 м; может развивать скорость хода до 36 уз; дальность плавания при скорости 20 уз 5600 миль; вооружение включает три 114-мм универсальные артустановки, шесть 40-мм автоматов, четырёхтрубный 533-мм торпедный аппарат, два бомбомёта «Сквид». Экипаж 200 человек.

Эскадренный миноносец «Аламгир»
Рис. 1. Эскадренный миноносец «Аламгир»

Фрегаты (две единицы) английской постройки 1941—1942 годов

Получены Пакистаном в 1957 году. Водоизмещение корабля стандартное 1800 т, полное 2300 т; длина 107,2 м, ширина 10,7 м, осадка 4,8 м, наибольшая скорость хода 34 уз; дальность плавания при скорости 13 уз 3100 миль. Фрегаты вооружены спаренной 102-мм универсальной артустановкой, пятью 40-мм автоматами, четырёх трубным 533-мм торпедным аппаратом, двумя бомбомётами «Сквид». Экипаж 170 человек.

Как сообщает зарубежная пресса, Пакистан закупил в Великобритании ещё два фрегата: F63 «Скарборо» и F65 «Тенби» (оба типа «Уbтби»). Полное водоизмещение каждого 2560 т; скорость хода около 30 уз; вооружение — спаренная 114-мм универсальная артустановка, спаренный 40-мм автомат, два бомбомёта «Лимбо». После ремонта и некоторой модернизации в Великобритании корабли будут введены в боевой состав пакистанских ВМС.

Подводные лодки тина «Дафнэ»

Подводные лодки тина «Дафнэ» (три единицы) построены во Франции в 1970 году, в состав ВМС Пакистана поступили в 1971 году (рис. 2). Их тактико-технические данные: водоизмещение надводное 869 т, подводное 1013 т; длина 57,8 м, ширина 6,8 м, осадка 4,6 м; скорость хода в подводном положении 13 уз; на вооружении каждой двенадцать 550-мм торпедных аппаратов (восемь носовых и четыре кормовых). Экипаж 45 человек.

Подводная лодка «Хаигор» типа «Дафнэ»
Рис. 2. Подводная лодка «Хаигор» типа «Дафнэ»

Сверхмалые подводные лодки типа SX-404 (шесть единиц) итальянской постройки 1972-1973 годов

Водоизмещение 10 т; скорость надводная 11 уз, подводная 6,5 уз; дальность плавания в надводном положении 1200 миль, в подводном — 60 миль; глубина погружения около 100 м. Экипаж четыре человека. Подводные лодки предназначены для выполнения разведывательных и диверсионных задач. Они могут брать на борт до 12 подводных диверсантов.

Судя по сообщениям иностранной печати, Пакистан разместил в Италии заказ на строительство ещё шести сверхмалых подводных лодок этого же типа.

Базовые тральщики (семь единиц) американской постройки 1953—1961 годов типа «Блюберд»

Переданы Пакистану по программе военной «помощи» в 1955—1963 годах. Водоизмещение кораблей стандартное по 335 т. полное 375 т; скорость хода 14 уз; дальность плавания при скорости 10 уз 2500 миль, вооружение — два 20-мм автомата. Экипаж 39 человек. Корабли располагают необходимым оборудованием для траления контактных и неконтактных мин.

Торпедные катера на подводных крыльях

Торпедные катера на подводных крыльях (шесть единиц) китайской постройки типа «Хучуань» на вооружение пакистанских ВМС поступили в 1973 году. Водоизмещение 45 т; максимальная скорость хода 55 уз; вооружение — два 533-мм торпедных аппарата, два спаренных 12,7-мм пулемёта.

Сторожевые катера типа «Шанхай» (12 единиц) получены из Китая в 1972—1975 годах.

Имеют водоизмещение 120 т; наибольшую скорость хода 30 уз; вооружение — по два спаренных 37-мм и 25-мм автомата. Экипаж 25 человек.

Обеспечение повседневной и боевой деятельности пакистанского флота в море осуществляется силами отряда вспомогательных судов, который насчитывает несколько танкеров, буксиров и других судов специального назначения. Как и боевые корабли, все вспомогательные суда получены из-за границы Наиболее крупными из них являются танкеры: «Дакка» американской постройки (водоизмещение стандартное 5730 т, полное 22 380 т) и «Атток», построенный в Италии на американские средства (водоизмещение стандартное 600 т, полное 1225 т). Оба они переданы ВМС Пакистана по программе военной «помощи».

Морская авиация

Судя по сообщениям иностранной печати, морская авиация Пакистана предназначена для ведения воздушной разведки на море, поиска и уничтожения подводных лодок противника во взаимодействии с боевыми кораблями. Организационно она сведена в эскадрилью самолётов и вертолётов. В своём составе морская авиация имеет три базовых патрульных самолёта Бреге 1150 и четыре вертолёта (два Н-19 и два ), Как следует из сообщений зарубежной прессы, военное командование Пакистана прилагает определённые усилия по дальнейшему развитию морской авиации. С этой целью в Великобритании закуплены ещё четыре противолодочных вертолёта «Си Кинг».

По мнению иностранных военных обозревателей, Пакистан из-за значительных экономических и финансовых трудностей в ближайшее время не предусматривает проведение широких мероприятий по дальнейшему развитию ВМС.

Резервом военно-морских сил Пакистана является его торговый флот, часть судов которого в военное время передастся в распоряжение командования ВМС для обеспечения возможных морских перевозок войск, боевой техники и других грузов. Подготовленные кадры торговых моряков могут быть использованы для доукомплектования экипажей кораблей флота. К середине 1976 года пакистанский торговый флот насчитывал до 84 больших и малых торговых судов общим тоннажем 480 тыс. т.

Все боевые и вспомогательные силы и средства пакистанских ВМС базируются на единственную военно-морскую базу Карачи, где находятся основные склады и службы материально-технического обеспечения кораблей. Здесь расположены штабы военно-морской базы, соединений и частей, а также училища и учебные центры по подготовке командного и рядового состава. Ремонтные возможности ВМБ Карачи ограничены, ремонт боевых кораблей производится на гражданских судостроительных верфях.

Как сообщает иностранная печать, комплектование ВМС личным составом производится путём набора добровольцев, которые впоследствии проходят специальную подготовку в учебных центрах. Унтер-офицерский состав комплектуется из числа наиболее подготовленных и проверенных рядовых, успешно закончивших обучение на специальных курсах. Офицерский состав флота пополняется в основном за счёт выходцев из зажиточных слоёв населения. Начальное специальное образование будущие офицеры получают в военно-морских училищах Пакистана. В дальнейшем многие из них повышают свою военную квалификацию в военно-морских учебных заведениях Великобритании и США.

По сообщениям зарубежной прессы, боевая подготовка пакистанских ВМС направлена в основном на отработку задач противолодочной и противовоздушной обороны соединения боевых кораблей на переходе морем, а также поиска и уничтожения надводных сил противника. Большое внимание уделяется вопросам защиты морских коммуникаций в Аравийском море, организации обороны военно-морской базы Карачи. Ввиду того что ВМС не имеют морской истребительной авиации и прикрытие кораблей с воздуха организуется силами ВВС, в ходе боевой подготовки регулярно отрабатываются вопросы взаимодействия кораблей с береговой авиацией.

Кроме того, ВМС Пакистана участвуют в двусторонних учениях с кораблями Ирана и ежегодных совместных учениях отрядов кораблей стран—участниц блока СЕНТО под условным наименованием «Мидлинк» («Среднее звено»), к участию в которых привлекаются также крупные силы ВМС США. На учениях «Мидлинк» пакистанские ВМС отрабатывают следующие вопросы: совместное плавание в составе соединения разнородных сил, организация проводки конвоя, контроль морских коммуникаций в северной части Индийского океана, по которым осуществляется перевозка стратегического сырья в Великобританию и США, а также оружия и боевой техники в страны Среднего Востока и Пакистан.

Добавить комментарий