Как известно, до конца 60-х годов ракетными комплексами вооружались в основном крупные надводные корабли. Однако после того как в районе Порт-Саида 21 октября 1967 года египетские ракетные катера потопили израильский эскадренный миноносец «Эйлат», идея создания небольших быстроходных катеров, оснащенных современным морским вооружением, включая системы УРО класса «корабль—корабль», начала завоевывать все больше сторонников. В этой связи в ряде иностранных флотов сократилось строительство артиллерийских и даже торпедных катеров.
Как отмечалось в зарубежной печати, командования ВМС большинства капиталистических стран считают, что ракетные катера, обладающие высокими маневренными и ходовыми качествами, а также значительном огневой мощью и дальностью стрельбы, способны в настоящее время выполнять широкий круг задач в боевик действиях на море, особенно в прибрежных районах, узкостях и шхерах. Кроме того, иностранные военные специалисты, принимая во внимание высокую стоимость строительстве крупных надводных кораблей, считают, что ракетные катера станут основой военно-морских сил малых стран. В крупных капиталистических государствах ракетные катера рассматриваются как важное дополнительное средство ведения боевых действий на море. На них могут быть возложены следящие задачи:
- борьба с надводными кораблями и катерами (особенно ракетными) в прибрежных водах и узкостях;
- охрана водных районов;
- блокадные действия в проливах;
- боевое охранение соединений кораблей на переходе морем;
- защита конвоев;
- разведка и обеспечение раннего предупреждения;
- ракетные удары по береговым объектам.
Строительство ракетных катеров связано с созданием для них ракетного оружия. Разработка систем УРО класса «корабль — корабль» первого поколения началась в начале 60-x годов одновременно во Франции, Норвегии, Италии и Израиле.
За основу противокорабельных ракет во Франции были приняты состоящие на вооружении сухопутных войск противотанковые управляемые снаряды. Первоначально на катере типа «Ла Комбаттант» испытывались ПТУРС SS-11B1, а затем на базе ПТУРС SS-12 была создана первая французская система УРО для поражения малых кораблей на дальностях до 6 км. Для нее была принята командная система управления ракетами по проводам.
В 1960 году в Норвегии при финансовой и технической помощи США и ФРГ была начата разработка противокорабельных УР типа «Пингвин». В конце 1970 года они прошли заводские испытания, на которых была досгигнута максимальная дальность стрельбы 20 км. Система наведения ракет инерциальная, а самонаведение осуществляется с помощью инфракрасной головки.
В I963 году в Италии на базе УР «Си Индиго» была начата разработка УР «Си Киллер» Мк1 (дальность стрельбы около 10 км), а в 1965 году «Си Киллер» Мк2 (20 км). Эти ракеты поступили на вооружение в 1969 и 1971 годах соответственно. Наведение их на цель осуществляется по лучу РЛС и радиокомандам.
Разработанная в Израиле система УРО «Габриэль» Мк1 (максимальная дальность стрельбы 20 км) начала поступать на вооружите катеров еще в 1969 году. Система наведения ракеты на цель комбинированная (радиокомандная и с помощью радиолокационной головки наведения).
После 1967 года во Франции, Италии, Израиле и США приступили к созданию систем УРО класса «корабль—корабль» второго поколения, имеющих дальность стрельбы 38 — 110 км: во Франции «Экзосет» Мк1 и Мк2 (дальность стрельбы 38 и 70 км соответственно), в Италии — «Си Киллер» МкЗ (40 км) и «Отомат» Мкl и Мк2 (60 — 80 и более 100 км), в Израиле — «Габриэль» Мк2 (около 40 км), в США — «Гарпун» (до 110 км). Некоторые из этих систем второго поколения приняты на вооружение ракетных катеров, а разработку других планируется завершить в 1975 году.
Системы УРО класса «корабль — корабль» второго поколения имеют, как правило, комбинированные системы наведения: на начальном и маршевом участках траектории автономную инерциальную и на конечном активное радиолокационное самонаведение. Управление этими ракетами в вертикалыной плоскости осуществляется с помощью радиовысотомера.
Для ракетных катеров, вооруженных противокорабельными УР второго поколения, разработаны современные системы приборов управления стрельбой, в которые входят ЭВМ, преобразователь координат, РЛС обнаружения и целеуказания, а также РЛС управления оружием. Данные, полученные от этих систем, обеспечивают как одиночную, так и залповую стрельбу УР.
Катера, оснащенные системами УРО, активно участвовали в индо-пакистанском конфликте 1971 года и арабо-израильской войне 1973 года.
В зарубежной прессе отмечалось, что в индо-пакистанском конфликте ракетные катера ВМС Индии использовались в смешанных группах,, состоящих, как правило, из трех — пяти ракетных катеров и трех сторожевых кораблей. Ракетные катера применялись скрытно, в основном в темное время суток, когда трудно было использовать авиацию для прикрытия кораблей противника. Уже в первом бою в ночь с 4 на 5 декабря 1971 года индийские ракетные катера потопили эскадренный миноносец и тральщик. В дальнейшем катера наносили ракетные удары по береговым объектам главной военно-морской базы Пакистана Карачи и по находившимся там кораблям и торговым судам. Всего в индо-пакистанском конфликте ракетные катера ВМС Индии потопили семь кораблей и торговых судов.
В арабо-израильской воине 1973 года впервые происходили бои между ракетными катерами противоборствующих сторон. При этом катера использовались преимущественно в темное время суток под прикрытием вертолетов и в некоторых случаях авиации.
В боевых действиях ракетных катеров широко применялись зенитные орудия малого калибра для их ПВО. По мнению зарубежных военных специалистов, опыт войны на Ближнем Востоке показал, что ракетным катерам необходимы эффективные зенитные средства (малокалиберные артиллерийские комплексы и системы ЗУРО ближнего действия) для борьбы с самолетами, вертолетами и управляемыми ракетами класса «корабль — корабль». Все это, как сообщалось в зарубежной прессе, будет учтено при разработке ракетных катеров новых типов.
В настоящее время в капиталистических странах имеются или строятся в основном водоизмещающие ракетные катера. Вместе с тем в ряде государств приступили к строительству ракетных катеров на подводных крыльях и на воздушной подушке.
Водоизмещающие ракетные катера
Водоизмещающие ракетные катера начали строить во второй половине 60-х годов. По водоизмещению их можно разделить на три группы — 100 — 150 т., 230 — 270 т., и 350 — 420 т., а по характеристикам ракетного вооружения — на оснащенные системами УРО первого поколения (дальность стрельбы до 20 км) и второго поколения (38 — 110 км).
Разработкой проектов и строительством водоизмещающих ракетных катеров занимаются судостроительные верфи во Франции, ФРГ, Великобритании, Норвегии, Дании и Израиле, а по иностранным лицензиям — в Турции и Сингапуре.
Катера водоизмещением 100 — 150 т. имеются в составе ВМС Норвегии, Швеции, Ливии, Малайзии, Брунея и строятся для ВМС Франция, Швеции, Венесуэллы и Габона. Наиболее многочисленную группу составляют построенные и строящиеся на норвежских верфях для ВМС Норвегии и Швеции катера типов «Снёгг» (рис. 1) и «Сторм» (43 единицы). Они оснащены в основном системами УР первого поколения.
Рис. 1. Ракетный катер типа «Снёгг»
В составе ВМС США, ФРГ, Греции, Израиля, Малайзии, Сингапура и Туниса имеются катера водоизмещением 230 — 270 т. Такие же катера строятся для ВМС Дании, Ирана и планируются к постройке для ВМС Италии и Таиланда. На французских верфях построены или строятся 64 катера типа «Ла Комбаттант» 2 (с учетом вероятного заказа Испании). Эти катера вооружены в основном системами УРО второго поколения.
В последнее время наметилась тенденция строительства более крупных ракетных катеров водоизмещением 350 — 420 т. (для ВМС ФРГ, Греции, Турции и Израиля). Все они оснащаются системами УРО второго поколения. Большее водоизмещение катеров этой группы привело к некоторому увеличению их размеров, но не настолько, чтобы можно было разместить дополнительно пусковые установки для УР. Однако это позволили установить на катерах по две 76-мм универсальных артустановки и боевые информационно-управляющие системы, повысить их мореходные качества, дальность и автономность плавания.
ВМС капиталистических и развивающихся стран имеют в составе своих флотов около 70 водоизмещяющих ракетных катеров и планируют в ближайшие годы довести их количество до 180 единиц, из которых более половины предполагается оснастить системами УРО второго поколения.
Ракетные катера на подводных крыльях
Ведущее место в строительстве таких катеров среди капиталистических стран занимают США. В иностранной печати сообщалось, что за последние 15 лет на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в этой области в США было израсходовано 85 млн. долларов. В результате разработана система с полностью погруженными крыльями и их автоматической стабилизацией. Стойки и крылья могут подниматься в верхнее (надводное) положение на период стоянки в базе или при движении в водоизмещающем режиме. Применение такой системы крыльев позволило, по мнению зарубежных специалистов, создать ракетные катера с высокими мореходными качествами, большой скоростью хода (в том числе в штормовую погоду) и наилучшими условиями для размещения оружия. Американской фирмой «Боинг» разработаны два проекта ракетных катеров на подводных крыльях типов «Свордфиш» и «Пегас» водоизмещением 64,5 т. и 235 т.
На катерах обоих типов установлены газотурбинные двигатели и водометные движители для хода в режиме на крыльях, а для плавания в водоизмещающем режиме — дизели и водометные движители (на катере типа «Пегас») или винт в убираемой колонке с угловой передачей (на катере типа Свордфиш»). Корпуса обоих катеров выполнены из легких сплавов.
Головной катер типа «Свордфиш» построен в Италии по американской лицензии и в 1974 году введен в состав ВМС. По мнению специалистов, на испытаниях катер показал неплохие результаты. В частности, углы бортовой и килевой качки при волнении моря пять баллов составили ±2°, увеличение скорости хода с 8 узлов при движении в водоизмещающем режиме до 18 узлов с выходом на крылья занимало 2 мин. При движении со скоростью хода 45 узлов дальность плавания достигла 36О миль, а расход топлива был около 8 т., в то время как водоизмещающий ракетный катер «Ля Комбаттант» 2, имея в три раза большую мощность главных двигателей, расходует около 25 т. топлива при движении на такое же расстояние со скоростью хода 30 узлов. В ВМС Италии намечено построить еще четыре катера типа «Свордфиш».
Проект ракетного катера на подводных крыльях типа «Пегас» (рис. 2) был разработан в соответствии с соглашением между США, ФРГ и Италией. В настоящее время для ВМС США строятся два головных катера этого типа (строительство должно бить завершено в 1975 году). После этих испытаний планируется построить еще 28 катеров для ВМС США, 10 для ФРГ и четыре для Италии. По конструкции и водоизмещению вce катера будут одинаковыми, но ракетное вооружение у них различное: на американских катерах планируется установить системы УРО «Гарпун», на западногерманских — «Экзосет», а на итальянских — «Отомат».
Рис. 2 Эскиз ракетного катера на подводных крыльях типа «Пегас»
По сообщениям иностранной печати, к катерам типов «Свордфиш» и «Пегас» проявляют интерес и другие страны НАТО.
Ракетные катера на воздушной подушке
В составе иностранных флотов их пока нет. И хотя английские фирмы разработали ряд проектов таких катеров амфибийного типа (с гибким ограждением), заказ на строительство их разместил пока только Иран (четыре катера проекта BN7 Мк5A). Их вес 50 т., полезная нагрузка 11 т. (на каждом катере можно установить по две пусковых установки для УР). Скорость хода на тихой воде 60 узлов и 37 узлов при высоте волны 1,4 м. Воздушная подушка создается вентилятором (диаметр винта 3,5 м.), поступательное движение обеспечивается воздушным винтом регулируемого шага (диаметр 5,8 ч). Двигатель для вентилятора и воздушного винта единый (газотурбинный, мощностью 4250 л. с.).
Перспективы развитии ракетных катеров
В зарубежной печати сообщалось, что ракетные катера получили признание во многих иностранных флотах. Если в 1969 году ВМС капиталистических стран насчитывали всего несколько таких катеров, то к началу 1975 года их было уже около 70, а в ближайшие годы численность их возрастет до 230 единиц.
Целесообразность строительства, выбор типа и тактико-технических данных ракетных катеров определяются взглядами командования вооруженных сил той или иной страны на возможный характер будущей войны, условиями театра военных действий, экономическими и финансовыми возможностями. Например, Норвегия и Швеция предпочли строить только водоизмещающие катера, оснащенные системами УРО первого поколения, а Израиль перешел к строительству более крупных катеров, вооруженных системами УРО второго поколения (рис. 3). США и Италия планируют пока строительство только ракетных катеров на подводних крыльях с системами УРО второго поколения, а ФРГ строит водоизмещающие ракетные катера (см. цветную вклейку) и планирует строительство катеров на подводных крыльях (все будут оснащены системами УРО второго поколения).
Рис. 3. Ракетный натер типа «Решеф»
По мнению иностранных военно-морских специалистов, строительство водоизмещающих катеров продолжится и в дальнейшем. Предполагается, что будут строиться в основном катера водоизмещением 230 — 270 т. и в меньшем количестве катера другого водоизмещения. На ракетных катерах предусматривается устанавливать системы ЗУРО ближнего действия вместо артиллерийского вооружения малого калибра или в дополнение к нему. Считается, что для этих целей наиболее пригодны системы ЗУPO «Сивулф» или разрабатываемые корабельные модификации систем «Роланд», «Кроталь» и «Стингер».
Ракетные катера на подводных крыльях получили признание пока в трех странах. В случае реализации планов их строительства количество таких катеров возрастет в ближайшие годы до 45 единиц. Все их планируется вооружить системами УРО второго поколения. Работами в области проектирования таких катеров, кроме США, занимаются во Франции и Канаде.
Но данным иностранной печати, в настоящее время с техническое точки зрения возможно серийное строительство ракетных катеров на подводных крыльях водоизмещением до 1500 т., имеющих следующие характеристики: скорость полного хода на тихой воде 50 узлв, полезная нагрузка 35% водоизмещения, потеря скорости полного хода при волнении моря до пяти баллов 5%, уменьшение величины вертикальной составляющей ускорения на 70% и веса главной энергетической установки на одну треть по сравнению с водоизмещающими катерами, имеющими такую же скорость хода.
Английские фирмы продолжают разрабатывать проекты ракетных катеров на воздушной подушке амфибийного типа. В частности, фирма «Уоспер торникрофт» приступила к строительству опытного образца катера проекта VТ2-001. Его основные тактико-технические данные: вес 100 т., скорость хода на тихой воде более 60 узлов (55 узлов при высоте волны до 1,5 м.), дальность плавания при скорости хода 60 узлов 300 миль; вооружение две — четыре пусковые установки УР и 57-мм универсальная артустановка. Такие катера смогут перемещаться как над поверхностью моря, так и над землей в прибрежной полосе. Это позволяет базировать их при необходимости на необорудованном побережье и наносить ракетные удары в неожиданных для противника районах. Такие катера обладают высокой скоростью хода, они значительно меньше подвержены опасности поражения минным и торпедным оружием, чем катера других типов.
Вместе с тем, как отмечается в зарубежной печати, у катеров на воздушной подушке имеется и ряд недостатков, к которым относятся: малая дальность действия, большая шумность при работе воздушных винтов, низкие маневренные и мореходные качества, высокая стоимость эксплуатации, быстрая изнашиваемость гибкого ограждения и другие. Но этим причинам в некоторых странах воздерживаются пока от строительства ракетных катеров на воздушной подушке и отдают предпочтение водоизмещающим и ракетным катерам на подводных крыльях.