В середине 60-х годов в основных странах агрессивного блока активно разрабатывалась концепция так называемой «ракетной войны на море», которая предусматривала широкое применение ракет классов «корабль—корабль» и «воздух— корабль», обладающих высокой скоростью полета (М=1—2), малой радиолокационной площадью отражения (не более 0,1 кв.м), автоматическими системами наведения на конечном участке траектории и способных поражать корабли со сверхмалых высот (5—10 м над поверхностью моря) или с пикирования под большими углами. Одновременно с совершенствованием противокорабельных ракет велся поиск новых средств и методов борьбы с ними.

Как сообщалось в зарубежной печати, среди стран НАТО наибольших успехов в создании корабельных систем для борьбы с противокорабельными ракетами добились . В 1968 году там началась реализация программы SAMID (Ship Anti-Missile Integrated Defense), которая предусматривала создание единого комплекса, объединяющего РЛС, устройства РЭБ и огневые средства для эскадренных миноносцев типа DD-963 и атомных крейсеров УРО типа CGN-38 . Отдельные элементы этого комплекса предполагается устанавливать на корабли меньшего водоизмещения.

Известно, что по программе SAMID к 1974 году были созданы:

  • радиоэлектронное оборудование для вертолётов системы ;
  • РЛС AN/SPS-58;
  • радиолокационо-инфракрасная система «Тас»;
  • система «Шортстоп»;
  • РЛС системы .

Радиоэлектронное оборудованне системы «Лэмпс» позволяет обнаруживать подводные лодки и ракетные катера за пределами радиолокационного горизонта корабля.

В настоящее время в ВМС США на вертолёте SH-2D «Си Спрайт» используется оборудование системы «Лэмпс» Мк1 (дальность действия 55—70 км). К концу 1974 года для вертолёта UTTAS намечалось разработать вариант оборудования этой системы — «Лэмпс» МкЗ (дальность действия до 125 км). Кроме средств обнаружения подводных лодок, в него должны входить: РЛС обнаружения надводных целей AN/APS-124 (3-см диапазон), станция AN/ALR-47 перехвата сигналов навигационных РЛС ракетных катеров (тип катера распознается на дальности около 110 км по десяти импульсам, получаемым за один цикл сканирования), многоцелевой индикатор AN/ASA, подсистема передачи данных на борт корабля AN/VKQ и предположительно аппаратура РЭБ для подавления корабельных станций обнаружения целей и наведения противокорабельных ракет противника. Как указывалось в зарубежной печати, РЛС AN/APS-124 может использоваться для подсветки катера-цели при полуактивном наведении на него УР .

Командование ВМС США намерено получить 200 комплектов оборудования системы «Лэмпс» МкЗ в 1974-75 финансовом году.

РЛС AN/SPS-58 разработана фирмой «Вестингауз» в конце 1972 года (рис. 1). Она работает в импульсном режиме с высокой скоростью обзора пространства (23-см диапазон), предназначена для обнаружения низколетящих противокорабельных ракет на дальности до 20 км и выдачи целеуказания системе «Вулкан-Фаланкс». Станция имеет высокоэффективную аппаратуру цифровой селекции движущихся целей (СДЦ) и устройство оценки угрозы.

Антенная система РЛС AN/SPS-58Рис. 1. Антенная система РЛС AN/SPS-58

Система «Тас» создана фирмой «Хьюз» в 1974 году (стоимость разработки около 30 млн. долларов) и предназначена для обнаружения низколетящих и высотных (пикирующих) противокорабельных ракет. Она включает широкополосную РЛС, инфракрасную станцию и отличается от обычных систем обнаружения режимом работы. В пассивном режиме система обнаруживает ракету по инфракрасному излучению её факела и излучению радиолокационной головки самонаведения. Для определения координат цели в момент ее обнаружения РЛС переводится в режим излучения (азимут и угол места измеряет инфракрасная станция, а дальность и скорость — РЛС). ИК приемник смонтирован с обратной стороны антенны РЛС, которая установлена на стабилизированной платформе (рис. 2). Система полностью автоматизирована и имеет угол обзора в вертикальной плоскости от 0 до +75°, а скорость обзора в горизонтально плоскости 30 об./мин.

Антенное устройство радиолокационно-инфракрасной системы «Тас»Рис. 2. Антенное устройство радиолокационно-инфракрасной системы «Тас»

Имеются упрощенные варианты системы, управляемые вручную, которые могут включать радиолокационный или инфракрасный датчик.

Система «Шортстоп». В ее состав будет входить разрабатываемая аппаратура радиотехнической разведки AN/SLQ-27 модульной конструкции, состоящая из многодиапазонной приёмной антенны, набора приемников обнаружения, анализаторов степени угрозы и устройств отображения данных оценки. В иностранной печати сообщалось, что командование ВМС США по экономическим соображениям якобы отказалось от использования совместно с аппаратурой AN/SLQ-27 станций радиопротиводействия, предназначенных для подавления радиотехнических средств, установленных на ракетные кораблях противника. Вместо них будут устанавливать станции только для подавления некоторых этих средств.

На эскадренном миноносце DD-963 «Спрюенс» предполагается установить упрощенный вариант системы «Шортстоп», в котором намечается использовать аппаратуру радиотехнической разведки AN/WLR-8, включающую панорамный и анализирующий приёмники, и станцию AN/SLQ-17 (с многолучевой антенной) для постановки дезинформирующих помех. Эту систему планируют устанавливать также на подводных лодках.

РЛС управления огнем системы «Вулкан—Фаланкс». Эта РЛС импульсно-доплеровского типа дальностью действия несколько километров обеспечивает автоматический захват цели. Она состоит из двух станций, одна из которых сопровождает цель, а другая — снаряды при подлёте их к цели. Угловое рассогласование между направлением на цель и трассой снарядов по мере приближения противокорабельной ракеты автоматически устраняется. После каждой огневой очереди производится кратковременный поиск цели.

Всего предполагается закупить около 740 комплектов системы «Вулкан-Фаланкс» (стоимость одного комплекта 711 тыс. долларов) для вооружения 300 кораблей основных классов (на авианосцах будет устанавливаться по четыре комплекта).

Одновременно с работами по программе SAMID в США ведутся поиски новых радиоэлектронных средств для борьбы с противокорабельными ракетами. Например, в новой перспективной системе ЗУРО в качестве основного функционального элемента используется РЛС AN/SPY-1 с фазированной антенной решеткой.

В Великобритании к 1971 году была разработана система «Си Спрэй» (фирма ) для обнаружения противокорабельных ракет за пределами радиолокационного горизонта корабля, а в 1974 году — корабельная система ЗУРО (фирма «Маркони»).

РЛС «Си Спрэй» устанавливается на легких вертолётах типа «Линкс» англо-французского производства, базирующихся на кораблях основных классов. Станция, работающая в 3-см диапазоне (мощность в импульсе 90 кВт), в режиме обнаружения осуществляет поиск надводных целей в секторе по азимуту до 180 градусов в режиме сопровождения распознает среди них ракетные катера.

Характерным в работе этой РЛС являются быстрая перестройка частоты, повышающая эффективность обнаружения надводных целей на фоне естественных помех, разрешающая способность станции и её помехозащищенность, а также моноимпульсное сопровождение целей, за счёт чего точность определения азимута цели увеличивается в 8—10 раз.

Станция (общий вес 61 кг) включает параболическую антенну, размещаемую в носовой части вертолёта (рис. 3), блок управления антенной, передатчик, приемник, ЭВМ оценки типа цели и индикатор с панелью управления. На индикаторе, имеющем растровую развертку телевизионного типа, отображаются также данные тактической обстановки в буквенно-цифровой форме. На нем могут быть выбраны три различных масштаба шкал дальности, с переключением которых автоматически изменяется также длительность импульсов РЛС, чем регулируется ее разрешающая способность по дальности.

Антенная система РЛС «Си Спрэй» и индикаторный блокРис. 3. Антенная система РЛС «Си Спрэй» и индикаторный блок

Зарубежные военные специалисты считают, что РЛС «Си Спрай» будут наводить ракеты CL834 класса «воздух—корабль», которыми предполагают вооружить вертолёты типа «Линкс».

Система GWS-25 «Си вулф» предназначается для обнаружения как низколетящих, так и пикирующих противокорабельных ракет. Она оснащена РЛС обнаружения типов 967 и 968, а также типа 910 для сопровождения и наведения ЗУР. В состав каждой РИС входит ЭВМ FM1600В фирмы «Ферранти». Время реакции системы несколько секунд. Ее планируют использовать до конца 80-х годов.

РЛС 967 работает в импульсно-доплеровском режиме и способна обнаруживать на дальности порядка 10 км цели, летящие со скоростью до М=2 и имеющие эффективную площадь отражения 20 кв.см. Малое время реакции системы позволяет осуществлять пуск ЗУР по цели, находящейся на расстоянии 3—5 км.

РЛС 968 предназначена для обнаружения надводных целей (ракетных катеров) на большой дальности. Ее антенна (рис. 4) смонтирована в общем обтекателе с задней стороны антенны РЛС 967, которая способна обнаруживать только подвижные цели.

Антенное устройство РЛС 967 и 968 системы «Сивулф»
Рис. 4. Антенное устройство РЛС 967 и 968 системы «Сивулф»

По данным зарубежной печати, импульсно-доплеровская РЛС 910 (3-см диапазон) осуществляет наведение ЗУР посредством одновременного дифференциального сопровождения цели и ЗУР. На антенне РЛС монтируется камера замкнутой телевизионной системы, которой передается сопровождение цели и наведение ЗУР. Этот способ, как сообщает зарубежная печать, применяется в большинстве современных РЛС управления огнём в тех случаях, когда цель находится под углом места, меньшим половины ширины луча диаграммы направленности (радиолокационное сопровождение невозможно), или когда станция подавлена помехами противника. Телевизионная система работает по инфракрасному излучению факелов цели (противокорабельной ракеты) и ЗУР в условиях слабой освещённости. Предполагаемая дальность ее действия составляет 10 км.

Кроме основного варианта системы «Сивулф», которую намечается принять на вооружение в 1977 году, разработаны прощенные варианты «Сивулф/Дельта» и «Сивулф/Омега». Они имеют сложное радиолокационное оборудование: английскую РЛС управления огнем типа ST801 или голландскую типа М29.

Согласно сообщениям зарубежной печати, в основных западноевропейских капиталистических странах интенсивно разрабатываются корабельные средства РЭБ для использования в системах корабельных ПРО.

Добавить комментарий