По мнению руководства агрессивного блока , ход и исход воины на европейских ТВД во многом будет зависеть от того, в какой степени ему удастся обеспечить бесперебойную переброску морем войск, вооружения и различных предметов снабжения из и других районов в Западную Европу. «Я считаю, — говорил в свое время по этому поводу английский фельдмаршал Монтгомери, — что Запад не сможет добиться победы, если он потеряет контроль над Атлантикой».

Оценивая современное значение морских перевозок, иностранные военные обозреватели отмечают, что их роль и объём непрерывно возрастают в связи с постоянным ростом грузооборота между странами и увеличением общей численности судов торговых флотов мира. В зарубежной прессе сообщалось, что только в 1973 году в водах Мирового океана находилось 59 606 судов (общей грузовместимостью 289,9 млн. бр.т.), из них около 40% танкеров. Интенсивность судоходства на каждые 100 миль составляла: на коммуникациях в Средиземном море 39 судов, между Европой и Америкой (Северной и Южной) 28 судов и в районе мыса Доброй Надежды 22 судна. Что касается военного времени, то, как считают иностранные поенные специалисты, объём коммерческих и военно-морских перевозок, особенно между странами НАТО, резко возрастёт. Это положение подтверждает и опыт войны, которую американские агрессоры развязали во Вьетнаме. Во время этой войны, несмотря на возросшую роль транспортной авиации. 97,5% всех грузов из США в Южный Вьетнам доставлялось морем. Специалисты объясняют это прежде всего тем, что морские перевозки значительно дешевле, чем воздушные. Они, например, подсчитали, что стоимость переброски в Южный Вьетнам одной американской тонны (907 кг) груза транспортным самолётом типа С-141 составляла 709 долларов, а морем — 73,5 доллара. К тому же морские транспортные средства имеют значительно большую грузоподъёмность и в меньшей степени зависят от погодных условий.

Вместе с тем в зарубежной печати подчеркивалось, что при организации массовых перебросок войск и военных грузов на большие расстояния целесообразнее сочетать морские и воздушные перевозки, учитывая характер грузов и оперативную обстановку. Известно, что из США во Вьетнам на самолётах доставлялись главным образом личный состав и лишь весьма срочные грузы.

Учитывая роль морских перевозок, военное руководство НАТО считает, что надёжная зашита жизненно важных для блока морских коммуникаций явится одним из важных условий достижения успеха в будущей войне, к развязыванию которой они готовятся. Под термином «морские коммуникации» военные специалисты НАТО понимают совокупность океанских и морских путей сообщения, их оборудование, пункты погрузки и выгрузки, морские транспортные средства.

В зарубежной печати сообщалось, что защита морских коммуникаций во время войны предусматривает проведение вооруженными силами НАТО наступательных и оборонительных боевых действий.

Наступательным боевым действиям придаётся первостепенное значение на начальной стадии войны. В их осуществлении главная роль отводится стратегической и авианосной авиации, а также атомным ракетным подводным лодкам, которые будут наносить удары по основным пунктам базирования подводных лодок и надводных кораблей противника, его судостроительным и судоремонтным центрам, аэродромам и другим береговым объектам, которые могут быть использованы для нарушения морских коммуникаций. К наступательным боевым действиям относят, кроме того, действия против подводных лодок и надводных кораблей противника, совершающих переходы в районы их оперативного предназначения.

Оборонительные боевые действия по защите морских коммуникаций предусматривают оборону военно-морских баз и портов, а также защит конвоев и отдельных судов на выходе (входе) из баз и переходе морем.

Судя по сообщениям иностранной печати, защита морских коммуникаций США и НАТО строится по зональному принципу. Её организуют командующие военно-морскими силами, которые одновременно являются начальниками морских коммуникаций в своих операционных зонах (районах).

По мнению военного руководства США и других стран НАТО, с началом войны основные операции по завоеванию превосходства на море и борьба за удержание контроля над морскими коммуникациями развернутся в первую очередь на Атлантике, так как именно здесь будут широко осуществляться стратегические переброски войск, военных грузов и сырья из США и Канады в европейские порты.

Общее руководство и планирование мероприятий по защите морских коммуникаций США и НАТО в зоне Атлантики возложено на стратегическое командование НАТО на Атлантике (Норфолк, США), которое включает командования в Западной Атлантике (Норфолк), Восточной Атлантике (Нортвуд, ) и Иберийской Атлантике (Лиссабон, Португалия).

Ответственность за организацию защиты морских коммуникаций в европейских водах возложена на верховного главнокомандующего объединёнными вооруженными силами НАТО в Европе, который осуществляет её через главные командования объединённых вооруженных сил НАТО на Северо-Европейском ТВД и Южно-Европейском ТВД.

В иностранной печати сообщалось, что одним из важных мероприятий в организации защиты морских коммуникаций стран НАТО является военно-морской контроль над судоходством, который планируется проводить с начала и до конца войны. Органы военно морского контроля должны решать вопросы обеспечения безопасности плавания судов, формирования и организации перехода конвоев, определения безопасных маршрутов их движения, обеспечения информацией по обстановке в море и другие. Предполагается, что органы военно-морского контроля в системе НАТО будут введены в действие во всех зонах ответственности командований объединённых вооруженных сил НАТО на Атлантике и в Европе одновременно. В свою очередь, контролировать судоходство в подах США будет и штаб американских ВМС.

По мнению некоторых военно-морских специалистов США и других стран НАТО, система конвоев станет одной из основных форм защиты морских коммуникаций и обеспечения военных и коммерческих перевозок во время войны, независимо от её характера. Так, английский вице-адмирал Греттон утверждает, что «система конвоев оправдает себя в любой войне, которая будет длиться более нескольких суток». Другие военные специалисты считают, что такая система позволит более экономно, концентрированно и эффективно использовать силы охранения на угрожаемом направлении и обеспечит выбор более выгодных способов защиты судоходства от подводных лодок, поскольку конвои не только имеют силы непосредственного охранения, но для их обороны могут привлекаться противолодочные силы и средства зональных командований ВМС США и НАТО, действующих в районах перехода конвоев. Кроме того, умелый манёвр силами охранения снижает боевые возможности противника, а наличие в походных порядках конвоев боевых кораблей охранения способствует, по мнению специалистов, повышению морального духа команд торговых судов.

Об эффективности системы конвоев свидетельствует и опыт второй мировой войны, в ходе которой только через Северную Атлантику прошло 2200 конвоев (около 75 тыс. судов). Количество потопленных судов из состава конвоев не превышало 10% общих потерь.

По численности судов конвои подразделяются на малые (несколько единиц), средние (десятки судов) и крупные, или, как их еще именуют, гигантские (более 100), а по скорости хода — на быстроходные (более 12 узлов) и тихоходные.

Маршруты движения конвоя рекомендуется выбирать с расчётом наименьшей вероятности встречи его с силами противника. Безопасность конвоев на переходе морем, по взглядам иностранных военных специалистов, во многом будет зависеть от наличия хорошо организованной системы их обороны. Этому способствует правильное построение походного и боевого порядка конвоя и кораблей охранения. Наиболее распространённым построением походного ордера считается такое, когда суда находятся в коротких кильватерных колоннах по пять-шесть судов (см. схему). При этом головные суда образуют строй фронта. Как правило, ширина фронта ордера в два-три раза превышает длину наибольшей колонны. Дистанция между судами в колонне составляет 3—4 каб, а интервал между колоннами — 5 каб. Считается, что при угрозе применения противником ядерного оружия эти расстояния должны быть увеличены до 10 каб. и более.

Схема построения походного порядка конвоя
Схема построения походного порядка конвоя (вариант)

Для оперативных перебросок морем войск, оружия и боевой техники планируется использовать десантные корабли и суда амфибийных сил ВМС США, а также грузовые транспорты и суда многоцелевого назначения командования морских перевозок США. Все большее значение в современных условиях приобретают специальные суда — контейнеровозы.

Зарубежные военно-морские специалисты считают, что наибольшую угрозу для морских коммуникаций США и других стран НАТО будут представлять подводные лодки с ракетным и торпедным вооружением, особенно атомные. Поэтому боевое охранение конвоя рекомендуется организовывать главным образом как противолодочное.

В этом случае непосредственное противолодочное корабельное охранение, состоящее из эскадренных миноносцев и фрегатов, располагается вокруг охраняемых судов на расстоянии 20—30 каб., чтобы создать сплошную зону гидроакустического наблюдение в период движение конвоя по маршруту. За непосредственным охранением в 20—30 милях от охраняемых судов находится зона ближней противолодочной и противовоздушной обороны, в которой располагаются эскадренные миноносцы и фрегаты, в том числе оснащенные системами ЗУРО.

Дальнее противолодочное охранение располагается на удалении от 40 до 50 миль от охраняемых судов. В его состав могут входить авианосная многоцелевая группа (АМГ) или корабельная поисково-ударная (КПУГ), или авианосно-ударная (АУГ). При этом одна из названных групп выдвигается на угрожаемое от подводных лодок направление. На расстоянии 100—200 миль от конвоя противолодочное патрулирование ведут также самолёты базовой патрульной авиации. Таким образом, общая зона активного противолодочного наблюдения вокруг конвоя может простираться на 100 миль и более.

По сообщению иностранной прессы, к решению задач защиты морских коммуникаций (для борьбы с подводными лодками) будут широко привлекаться атомные торпедные подводные лодки. Они могут также включаться в состав сил охранения конвоя и выдвигаться на угрожаемое направление на 40 миль и более от охраняемых судов.

Противовоздушная оборона конвоя будет строиться с таким расчётом, чтобы ее основные силы и средства могли быть задействованы в кратчайшее время на угрожаемом направлении. Корабли охранения конвоя должны вести постоянное радиолокационное наблюдение; для этой цели привлекаются также самолёты дальнего радиолокационного обнаружения. Для защиты наиболее крупных конвоев (десантных, войсковых и других) в состав сил охранения планируется включать авианосные многоцелевые и ударные группы. В этом случае авианосная истребительная авиация будет осуществлять воздушное прикрытие конвоя и перехват самолётов противника на угрожаемых направлениях.

До недавнего времени для борьбы с подводными лодками предназначались противолодочные авианосцы, составлявшие основу авианосных поисково-ударных групп (АПУГ). Однако постепенно их исключают из боевого состава флотов стран НАТО, так как они малоэффективны в борьбе с современными атомными подводными лодками и не оправдывают затрат на содержание. Например, в ВМС США, после того как их число сократилось до четырех, они были выведены в резерв. Как считают специалисты ВМС западных стран, задачи противолодочных авианосцев по защите конвоев на переходе морем с не меньшей эффективностью могут решать многоцелевые авианосцы и авианесущие корабли. Строительство последних развернуто в США, Великобритании и Франции.

Многие зарубежные военно-морские специалисты продолжают считать, что система конвоев с хорошо организованным эскортом остается пока одной из основных форм защиты морских коммуникаций. Вместе с тем, как отмечалось в иностранной печати, она имеет существенные недостатки:

  • скорость движения конвоя ограничена скоростью хода наиболее тихоходного судна;
  • значительные потери времени на ожидание завершения погрузки всех судов конвоя приводят к снижению коэффициента полезного использования торговых судов примерно на 30%;
  • сосредоточение в конвоях большого количества судов создаёт возможность для нанесения по нему ракетно-ядерных ударов, а также расширяет возможности подводных лодок и авиации противника в выборе целей.

В силу указанных недостатков некоторые западные военно-морские специалисты подвергают сомнению эффективность системы конвоев, как формы защиты судоходства на море в будущей войне, выдвигая идею самообороны транспортных судов на переходе морем. В связи с этим они предлагают больше внимания обратить на использование в морских перевозках одиночных быстроходных судов, обладающих хорошими манёвренными качествами. Высказывается мнение о возможности оснащения таких судов средствами обнаружения и уничтожения подводных лодок и воздушных целей. Указывается, например, что противолодочный вертолёт с радиолокационной и гидроакустической станциями, базирующийся на транспортном судне, может обнаруживать подводные лодки или противокорабельные ракеты на удалении до 50 миль от судна, что позволит последнему совершить необходимый маневр по уклонению от атаки.

Большая роль в защите морских коммуникаций и охране судоходства на море в странах НАТО отводится базовой патрульной авиации, основной задачей которой является поиск и уничтожение подводных лодок противника в противолодочных зонах, создаваемых в прибрежных районах этих стран, а также в открытых океанских и морских районах на главных маршрутах судоходства.

Судя по сообщениям западной печати, при организации защита морского судоходства найдут широкое применение стационарные гидроакустические системы обнаружения подводных лодок. К их числу относится, например, система «Цезарь», созданная на континентальном шельфе Атлантического и Тихоокеанского побережий США. Шумопеленгаторные якорные установки этой системы вынесены на сотни миль от берега в океан и кабелями соединены с береговыми станциями. Во взаимодействии с системой «Цезарь» будет действовать другая гидроакустическая система «Артемис», гидрофоны которой, как сообщалось в иностранной печати, установлены в районе Бермудских о-вов. Всё это, по мнению иностранных специалистов, дает возможность обнаруживать подводные лодки на расстоянии до 500 миль.

Наряду с развитием сил и средств, предназначенных для решения задач по защите морских коммуникаций, командования ВМС США и других стран НАТО продолжают совершенствовать организацию этом защиты и отрабатывать её на различных учениях, проводимых как по национальным планам боевой подготовки, так и в рамках блока. К таким учениям привлекаются крупные силы флота с целью обеспечения проводки конвоев. Так, на последнем учении ВМС восьми стран НАТО (условное наименование «Нозерн мерджер»), проведённом на Атлантике, Северном и Балтийском морях в сентябре 1974 года, было задействовано до 200 боевых кораблей и вспомогательных судов, а также большое количество самолётов палубной и базовой патрульной авиации. На одном из основных этапов учения отрабатывались мероприятия по защите морских коммуникации, в частности проводка океанских и прибрежных конвоев, которые формировались из вспомогательных судов ВМС и зафрахтованных судов гражданских ведомств различных стран НАТО.

Все это свидетельствует о том, что военно-политическое руководство НАТО в своих милитаристских приготовлениях важное значение придает вопросам зашиты морских коммуникаций, которые в случае развязывания блоком новой агрессивной войны призваны обеспечить бесперебойные переброску войск, боевой техники и предметов материально-технического снабжения на театры военных действий.

Добавить комментарий