С момента своего создания государство используется международным империализмом в качестве орудия неоколониалистской политики на Ближнем Востоке. Израиль стал его главной ударной силой в борьбе против арабских стран, провозгласивших антиимпериалистический курс своей политики и вставших на путь прогрессивных социально-экономических преобразований.

Пользуясь всесторонней поддержкой милитаристских кругов и других участников агрессивного блока , израильское руководство непрерывно наращивает военный потенциал страны и готовит свои вооружённые силы к новым агрессивным акциям против арабских стран. В зарубежной печати сообщалось, что военно-промышленные предприятия Израиля уже освоили выпуск многих видов оружия, боевой техники и боеприпасов.

Главное внимание в развитии вооружённых сил уделяется ВВС и сухопутным войскам. Однако большая зависимость экономики страны от морских перевозок и возросшая в четыре раза в результате оккупации в 1967 году Синайского п-ова протяжённость морского побережья (540 миль) повлекли за собой усиление и ВМС, главным образом за счёт оснащения их быстроходными ракетными катерами.

Судя по сообщениям иностранной прессы, на израильские ВМС возлагаются следующие основные задачи:

  • обеспечение своих морских коммуникаций в восточной части Средиземного моря и в Красном море (от залива Акаба до Баб-эль-Мандебского пролива);
  • борьба с надводными кораблями и подводными лодками;
  • противодесантная оборона побережья;
  • нарушение морских коммуникаций арабских стран.

Кроме того, корабли израильского флота активно используются для варварских обстрелов лагерей палестинских беженцев, находящихся в прибрежной полосе Ливана.

Военно-морские силы Израиля являются самостоятельным видом вооружённых сил и возглавляются командующим, который подчиняется начальнику генерального штаба. На командующего возложены лишь функции повседневного руководства ВМС, а вопросами их боевого использования ведает генеральный штаб. В мирное время командующий через штаб ВМС организует боевую подготовку кораблей, несение ими патрульной и дозорной службы, комплектование и обучение личного состава, а также материально-техническое обеспечение.

По сообщениям зарубежной печати, к началу 1975 года в составе израильских ВМС имелось около 60 боевых кораблей и катеров, в том числе две дизельные подводные лодки, 16 ракетных, 30 сторожевых и противолодочных катеров, а также девять десантных кораблей и катеров. Кроме того, в состав ВМС входят подразделения морской пехоты и боевых пловцов.

Подводные лодки «Левиафан» и «Долфин» построены в Великобритании в 1944-1945 годах (тип Т) и после модернизации были переданы Израилю в 1967—1968 годах. Их водоизмещение надводное 1500 т., подводное 1740 т., скорость хода под водой 18 узлов; вооружение — шесть 533-мм торпедных аппаратов (четыре носовых и два кормовых). Экипаж 65—69 человек.

В 1972 году израильтяне заказали в Великобритании три подводные лодки, проект которых разработан английскими и западногерманскими конструкторами. Их основные тактики -технические xapaктеристики: водоизмещение надводное 420 т., подводное 600 т.; длина 47,6 м., ширина 4,6 м., осадка 5,7 м.; скорость хода надводная 11 узлов, подводная 17 узлов; вооружение — восемь носовых торпедных аппаратов и система ЗУРО ближнего действия «Слэм», предназначенная для стрельбы по низколетящим воздушным целям и катерам. Экипаж 22 человека. Поступление лодок в Израиль ожидается после 1975 года.

Ракетные катера составляют основу израильского флота. В 1968—1969 годах в боевой состав были введены 12 ракетных катеров. Все они строились во Франции по проекту «Ла Комбаттант» (по израильской классификации это катера типа «Саар»), а вооружались они в Израиле по мере поступления. Часть катеров имеет по пять—восемь пусковых установок для ракет «Габриэль» Мк1 класса «корабль—корабль» израильского производства и один—два 40-мм зенитных автомата. На других установлено по шесть таких установок, а вместо автомата — 76-мм артустановка «ОТО Мелара». Основные тактико-технические данные этих катеров приведены на цветной вклейке.

Во второй половине 60-х годов в Израилe началась разработка, а затем и строительство на собственных верфях ракетных катеров типа «Решеф», которые, по оценке зарубежных военно-морских специалистов, обладают лучшими мореходными качествами и большей огневой мощью, чем катера типа «Саар». Их полное водоизмещение 415 т.; длина 58 м., ширина 7,8 м., осадка 2,4 м.; наибольшая скорость хода 32 узла, дальность плавания при этой скорости около 1500 миль; вооружение: семь пусковых установок для ракет «Габриэль» Мк2, две 76-мм универсальные артустановки «ОТО Мелара», два 12,7-мм зенитных пулемета, четыре реактивных бомбомета. Экипаж 45 человек, из них шесть офицеров.

Программой строительства предусматривается иметь 12 катеров этого типа. Четыре из них уже введены в боевой состав флота в 1973— 1974 годах.

Сторожевые катера предназначены для несения дозорной службы в прибрежном полосе в районах расположения важных промышленных объектов. После 1967 года в США было закуплено несколько сторожевых катеров типа «Свифт» (водоизмещение 35 т., скорость хода 22 узла, вооружение — два спаренных 20-мм зенитных автомата и пулемет, экипаж шесть человек), которые широко использовались американцами в период вьетнамской войны. В настоящее время на базе этих катеров израильское военно-морское командование приступило к созданию собственного варианта сторожевого катера типа «Дабур» с увеличенными размерами палубы, что позволит дополнительно установить на них миномёты. Кроме них, в составе израильского флота имеются сторожевые катера типа «Кедма» (четыре единицы японской постройки) и типа «Ярден» (два, построенные в ), а также небольшие речные катера типа PBR (12 единиц).

В последнее время в Израиле разрабатывается проект небольшого боевого катера из стеклопластика (водоизмещение 6 т., максимальная скорость хода 52 узла), управляемого по радио с корабля или самолёта.

Противолодочные катера (две единицы) английской постройки 1943 года в мирное время используются как сторожевые катера. Их водоизмещение 46 т., вооружение: два 20-мм зенитных автомата и восемь глубинных бомб. Экипаж 12 человек. Имевшиеся в составе ВМС торпедные катера в 1974 году выведены в резерв, так как не получили широкого применения в арабо-израильской войне 1973 года.

Группа десантных кораблей включает три малых десантных корабля типа «Ашиод» собственной постройки (водоизмещение 400 т., скорость хода 10 узлов, вооружение — два 20-мм зенитных автомата) и шесть десантных катеров типа LCT и LCM американской постройки. В качестве десантных кораблей предусматривается также использование небольших транспортов, переоборудованных для перевозки боевой техники и оружия. В иностранной прессе сообщалось, что на судостроительной верфи в Хайфа в настоящее время строится несколько десантных катеров.

По оценке зарубежных военно-морских специалистов, группа десантных кораблей совместно с транспортной авиацией ВВС способна обеспечить высадку десанта силой до механизированной бригады.

Морская пехота (около 1 тыс человек) подразделяется на группу охраны побережья и разведывательно-диверсионную группу. Последняя состоит из отрядов «командос» и боевых пловцов. Разведывательно-диверсионные подразделения используются для выполнения различных террористических акций против арабского населения, главным образом палестинцев. Зачастую они действуют совместно с отрядами «командос» ВВС. Для проведения диверсий создаются небольшие группы, которые доставляются в заданный район и эвакуируются оттуда вертолётами или катерами.

ВМС Израиля не имеют морской авиации, поэтому прикрытие кораблей с воздуха и нанесение ударов по морским целям и береговым объектам противника возложено на авиацию ВВС. В этой связи в её боевой подготовке важное место занимает отработка взаимодействия самолётов с кораблями.

По оценке некоторых западных военно-морских специалистов, недостатком израильских ВМС является отсутствие минно-тральных сил, хотя сами израильтяне считают, что морской театр, на котором действуют ВМС Израиля, не пригоден дли широкого использования минного оружия из-за больших глубин.

По мнению зарубежных военных обозревателей, опыт арабо-израильской войны 1973 года выявил слабость группировки ВМС Израиля на Красном море, вследствие чего небольшим силам египетского флота (два эскадренных миноносца, две подводные лодки, несколько ракетых и торпедных катеров) удалось полностью блокировать Баб-эль-Мандебский пролив. В результате блокады поставка нефти из Персидского залива в Израиль через порт Эйлат полностью прекратилась.

В 1974 году израильское военное командование усилило свою группировку ВМС в Красном море, перебазировав туда четыре ракетных катера типа «Решоф». Судя по сообщениям иностранной печати, переход этих катеров осуществлялся вокруг Африки без захода в африканские порты со средней скоростью 750 миль в сутки. Весь путь (17500 миль) был пройден за 23 сут. Снабжение катеров топливом на переходе осуществлялось израильскими танкерами.

Основными базами военно-морских сил Израиля являются Хайфа (ГВМБ, базируется до 60—70% корабельного состава флота), Ашдод (пункт базирования), Эйлат (ВМБ в заливе Акаба) и Шарм-аш-Шейх (пункт базирования, оборудованный после оккупации Синайского п-ова).

Возможности судостроительной верфи в Хайфа позволяют строить ракетные и десантные катера, а также ремонтировать корабли других классов, в том числе торговые суда. Верфь располагает слипом для постройки судов водоизмещением до 15000 т. и двумя плавучими доками грузоподъемностью по 7500 т.

Торговый флот Израиля насчитывает более 100 судов общим водоизмещением около 700 тыс. т. В начале 60-х годов в Израиле началось строительство торговых судов на национальных верфях. За 10 лет было построено около 30 судов различного назначения. В настоящее время строится несколько контейнеровозов.

Личный состав ВМС в значительной степени комплектуется за счет добровольцев, поступающих на военную службу сроком на три года. Около 20% личного состава ВМС являются сверхсрочнослужащими, а около 14% общего числа военнослужащих ВМС составляют женщины, проходящие службу в береговых частях (подразделения связи, материально-технического обеспечения, береговые РЛС). Почти все офицеры и унтер-офицеры являются кадровыми (еврейской и друзской национальностей).

Подготовка личного состава для кораблей осуществляется в учебном центре ВМС в Хайфа, который оснащен различными тренажерами и имитаторами. По мнению военных специалистов, подготовка на тренажерах является наиболее эффективной в учебном процессе, позволяет сократить сроки обучения, дает возможность имитировать различные условия боевой обстановки.

Боевая подготовка кораблей проводится интенсивно и направлена прежде всего на отработку задач поиска и уничтожения надводных кораблей, подводных лодок и самолётов противника в море и в базах, а также задач защиты морских коммуникаций во взаимодействии с авиацией ВВС. В иностранной прессе сообщалось, что в течение года каждый ракетный катер, как правило, осуществляет один-два практических запуска боевых ракет.

Оценивая боевые действия ВМС Израиля в арабо-израильской войне 1973 года, зарубежные военные обозреватели отмечали что они носили более активный характер, чем в воинах 1956 и 1967 годов. Отмечалось также, что основною ударную силу в борьбе за превосходство на море составляли ракетные катера.

Тактические операции израильского флота имели набеговый характер. Для нанесения удара по кораблям или береговым объектам противника формировались ударные группы в составе до шести ракетных катеров, которые действовали преимущественно в ночное время во взаимодействии с вертолётами или под прикрытием авиации. Самолеты ВВС привлекались для действий в интересах Флота с целью нанесения ударов по береговым объектам противника (склады ГСМ порты, радиолокационные посты и ракетно-артиллерийские позиции).

Ракетные катера в ходе войны 1973 года использовались также для охраны торговых судов, доставлявших в Израиль оружие и боевую технику. Особенностью этого вида боевой деятельности, как отмечалось в иностранной печати, являлось сочетание ударов по береговым объектам противника с непосредственным охранением своих судов или конвоев. Например, израильские ракетные катера выходили в вечернее время из базы Хайфа, ночью наносили удары по береговым объектам противника на Средиземноморском побережье и к утру следующего дня уходили в район о. Крит, где происходила встреча с торговыми судами. Здесь катера пополняли запасы горючего, пресной воды и боеприпасов с торговых судов, а затем сопровождали их в порты назначения.

Для самообороны катеров во время проведения операций широко применялись средства РЭБ и зенитная артиллерия.

Судя по сообщениям западной печати, военная верхушка Израиля продолжает наращивать и совершенствовать свои вооружённые силы, в том числе ВМС. Идя на частичное разрешение отдельных вопросов, она стремится не допустить (или затянуть) окончательного решения ближневосточного кризиса путём политического урегулирования. Всё это является еще одним свидетельством того, что милитаристские приготовления и экстремистские устремления по-прежнему остаются в числе первоочередных задач израильских государственных деятелей.

Добавить комментарий