Несмотря на поворот к разрядке международной напряженности, достигнутый благодаря совместным усилиям Советского Союза и других стран социалистического содружества, в мире продолжают существовать силы, стремящиеся противодействовать оздоровлению международной обстановки. Осуществляя милитаризацию экономики своих стран и усиливая гонку вооружений, реакционные круги государств — членов агрессивного блока пытаются сохранить напряженность в отношениях между народами, решать международные проблемы с позиции силы.

Именно такую политику стремятся проводить милитаристские круги НАТО в Северной Европе, которую омывают Северное и Балтийское моря. В зарубежной печати сообщалось, что руководство блока не раз высказывалось за усиление военных приготовлений в этой зоне Европы, мотивируя это слабостью созданной там группировки объединенных вооруженных сил НАТО. Оно считает также, что в современных условиях успех боевых действий на Европейском театре войны в значительной мере будет зависеть от деятельности ВМС НАТО в Северном и Балтийском морях.

Военно-морские силы, на вооружении которых находятся ядерное оружие и большой арсенал обычных средств поражения, рассматриваются военными специалистами НАТО как универсальный вид вооруженных сил, находящийся в высокой степени готовности и способный решать широкий круг боевых задач. Основной задачей ВМС НАТО в европейских водах является завоевание и сохранение господства на море. Ее решению и подчинено строительство военно-морских сил, оснащение кораблей и самолетов морской авиации современным оружием, оборудование театра военных действий, а также направленность оперативной подготовки флотов стран НАТО.

Северное и Балтийское моря занимают важное стратегическое положение, охватывая с севера Центрально-Европейский и с юга Северо-Европейский ТВД НАТО. Эти моря командованием блока рассматриваются как единое стратегическое направление, которое в случае войны станет ареной столкновения всех видов вооруженных сил.

Северное море омывает побережье крупнейших государств Западной Европы, экономика которых в большой степени зависит от ввоза многих видов стратегического сырья. Здесь расположены крупнейшие промышленные центры и торговые порты, через которые проходит основной поток различных грузов. Грузооборот таких портов, как Роттердам, Гамбург, Бремерхафен, Амстердам и Лондон, превысил десятки миллионов тонн в год. Через Северное море проходят также основные внутренние морские пути сообщении между портами Великобритании, , Норвегии, Дании, Нидерландов и Бельгии, а пролив Ла-Манш превратился в международный узел океанских коммуникаций, ведущих из Атлантики к торговым портам этих стран.

Открытие и промышленная разработка нефти и газа в Северном море, перспективы дальнейшего освоения этого нефтеносного района еще больше увеличивают значение Северного моря для стран — участниц НАТО.
Северное море мелководно, глубины менее 50 м. занимают около 36 проц. его площади и расположены к югу от линии, соединяющей мысы Скаген и Фламборо-Хед (). Глубина центральной части моря 50—100 м., северной 100—150 м. Порты и военно-морские базы располагаются, как правило, в устьях рек или на больших удалениям вверх по рекам (Гамбург, Роттердам), а также в шхерах и искусственно сооруженных акваториях. Плавание судов большого водоизмещения вблизи побережья, а также вход и выход из портов осуществляются в большинстве случаев по фарватерам.

В зарубежной печати сообщалось, что командование НАТО рассматривает бассейн Северного моря в случае войны как район напряженных морских перевозок всех видов снабжения для крупной группировки вооруженных сил НАТО в Европе. Для прикрытия этого района и нанесения ударов авианосной авиацией по силам и объектам флота и сухопутных войск противника командование блока намерено использовать в Северном море авианосную ударную группу из состава ударного флота НАТО на Атлантике.

Балтийское море, которое глубоко вдается в континентальную часть Европы, считается важным в стратегическом отношении бассейном но северном фланге Центрально-Европейского ТВД НАТО.

Балтийское море также мелководно. Глубины, не превышающие 50 м., занимают около 60 проц. его площади, а свыше 100 м. — только 12 проц.

Малые глубины Северного и Балтийского морей, по мнению зарубежных военных специалистов, ограничивают использование подводных лодок, но допускают широкое применение минного оружия по всей акватории.

Северное море соединяется с Балтийским проливной зоной, стратегическое значение которой определяется ее географическим положением связующего звена между Северо-Европейским и Центрально-Европейским ТВД. Как сообщалось в иностранной прессе, именно это и позволяет силам, владеющим проливной зоной, контролировать проход кораблей из Балтийского моря в Северное, а также значительно расширяет их возможности по широкому использованию сил флота и авиации в этих морях. Проливная зона мелководна (проход кораблей и судов возможен в некоторых местах только по специальным фарватерам), благоприятна для широкого применения минного оружия и почти полностью (кроме подходов к ней) исключает использование подводных лодок в подводном положении.

Судя по сообщениям зарубежной печати, военное руководство НАТО считает районы Балтийского и Северного морей важным стратегическим и морским направлением Европейского театра войны с точки зрения военно-экономического значения, возможного характера боевых действий и задач, которые придется решать военно-морским силам. В связи с этим здесь создано два командования объединенных вооруженных сил НАТО: главное командование — в зоне пролива Ла-Манш со штабом в Нортвуд (Великобритания) и командование в зоне Балтийских проливов со штабом в Каруп (). Центральная часть Северного моря входит в зону «ответственности» главного командования объединенных вооруженных сил НАТО в Восточной Атлантике.

Район «ответственности» главного командования в зоне пролива Ла-Мзнш, согласно принятой в НАТО нарезке, включает проливы Ла-Манш, Па-де-Кале и южную часть Северного моря до Гельголандской бухты. В случае необходимости это командование может располагать почти 100 кораблями (в том числе до 50 эскадренных миноносцев и фрегатов) и частью базовой авиации Великобритании, Нидерландов и Бельгии.

В приливе Ла-Манш сходятся основные океанские коммуникации, соединяющие Европу с американским континентом, Африкой и Средиземным морем. В проливе Па-де-Кале и южной части Северного моря эти коммуникации разветвляются и ведут к портам Великобритании, Бельгии, Нидерландов и ФРГ. Основной задачей ВМС НАТО в зоне пролива Ла-Манш является обеспечение морских коммуникаций. Исходя из военно-географических условий, а также задач, которые будут решать объединенные ВМС НАТО, командование блока делит зону пролива Ла-Манш на три района: Нор, Плимуг и Бенилюкс.

Подходы к проливу Ла-Манш со стороны Атлантического океана и западная часть пролива сравнительно глубоководны, поэтому иностранные военные специалисты считают подводные лодки основной угрозой для судоходства стран НАТО в военное время в этом районе.

Предполагается также, что с началом военных действий крупные океанские конвои будут расформировываться в западной части пролива Ла-Манш, а суда, входящие в них, будут следовать в порты Северного моря самостоятельно или малыми конвоями. В связи с этим, как сообщалось в зарубежной печати, командование НАТО предусматривает основные усилия противолодочных сил сосредоточить на западных подходах к проливу Ла-Манш, чтобы не допустить проникновения в него подводных лодок противника.

Для выполнения этой задачи планируется в тесном взаимодействии с противолодочными силами привлекать большую часть подводных лодок и надводных кораблей Великобритании и Нидерландов, базирующихся на военно-морские базы в районе пролива Ла-Манш, а также английские ВВС.

В проливе Па-де-Кале и южной части Северного моря, где глубины менее 50 м., действия подводных лодок считаются затруднительными, а в отдельных районах совсем исключаются. Кроме того, близость суши, развитая сеть наземных аэродромов и военно морских баз создают благоприятные условия для организации здесь противолодочной обороны с использованием надводных кораблей, самолетов и особенно вертолетов противолодочной авиации. Поэтому, как сообщалось в иностранной прессе, командование НАТО предполагает, что в данном районе в основном будет действовать морская ракетоносная авиация противника.

Для борьбы с силами и средствами противника (главным образом с низколетящими самолетами и крылатыми ракетами) предусматривается использовать здесь эскадренные миноносцы и фрегаты Великобритании и Нидерландов, а также голландскую авиацию. Судя по сообщениям зарубежной печати, такие задачи постоянно отрабатываются в ходе учений объединенных ВМС НАТО.

По взглядам руководства блока, противник во всем районе «ответственности» главного командования объединенных вооруженных сил НАТО в зоне пролива Ла-Манш будет широко применять минное оружие на подходах к военно-морским базам, портам, на прибрежных фарватерах и узлах морских коммуникации. С учетом этого военное руководство НАТО в 1973 году создало объединенное многонациональное соединение минно-тральных сил в зоне пролива Ла-Манш. Пока что оно состоит из четырех тральщиков от ВМС Великобритании, Польши, Нидерландов и ФРГ и занимается в основном отработкой единой документации для такого соединения, организации связи и взаимодействия, а также тактических приемов траления. Это соединение должно стать основой для формирования в военное время крупного многонационального объединения минно-тральных сил. По оценке зарубежных военных специалистов, в его состав может быть выделено до 100 тральщиков от ВМС упомянутых стран. Основным районом действия тральных групп объединения должна быть Гельголандская бухта, прибрежные и подходные к портам фарватеры на участке побережья от Зеебрюгге до Ден-Хелдер. Для противоминного наблюдения предусматривается широко использовать дозорные корабли у входа в порты и базы, патрульные корабли и катера на фарватерах, а также развитую сеть постов берегового наблюдения.

Северная и центральная части Северного моря рассматриваются в иностранной печати как район возможных боевых действий подводных лодок, надводных кораблей и авиации противника Поэтому уничтожение ВМС противника в этом районе, как свидетельствует опыт проведенных учений объединенных ВМС НАТО, считается наиболее важным в борьбе по завоеванию господства на море, где основная роль будет отводиться авианосным ударным и противолодочным силам.

По данным зарубежной печати, для завоевания господства на море, защиты океанских и морских коммуникации и содействия сухопутным войскам на Европейском театре войны предусматривается развертывание ударного флота НАТО на Атлантике, постоянного соединения ВМС НАТО на Атлантике, а также противолодочных поисково-ударных и ракетно-артиллерийских групп из кораблей ВМС США, Великобритания, Нидерландов и ФРГ.

В состав ударного флота НАТО могут войти три-четыре американские и одна английская авианосная ударная группа. В каждой такой группе, по опыту проведенных учений и боевых действий во Вьетнаме, может быть один ударный или многоцелевой авианосец, крейсер УРО (одновременно он штабной корабль), три-четыре фрегата УРО, два — четыре эсминца и фрегата. Кроме авианосной ударной группы, в состав ударного флота НАТО на Атлантике могут войти соединения: амфибийное, сил обслуживания и другие. На борту каждого авианосца может находиться 90—100 самолетов различного боевого предназначения, в том числе до 50 палубных штурмовиков—носителей ядерного оружия.

Как показал опыт учений объединенных ВМС НАТО последних лет, основным районом маневрирования авианосной ударной группы, выделяемой для поддержки сухопутных войск в южной части Северо-Европейского ТВД и на Центрально-Европейском ТВД, является северная и центральная части Северного моря. В иностранной печати сообщалось, что прикрытие подходов к району маневрирования обеспечивается объединенной системой ПВО НАТО в Европе, а наличие противолодочного рубежа между Великобританией и Южной Норвегией ограничивает возможности противника по использованию здесь подводных лодок.

Для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками в Северном мире командование НАТО предусматривает привлечь эскадренные миноносцы и фрегаты ФРГ, Великобритании и Нидерландов совместно с базовой авиацией этих стран.
Учитывая важное оперативно-стратегическое значение проливной зоны Балтийского моря, военное руководство блока в 1962 году выделило этот район, как уже было сказано выше, в отдельное командование. Судя по сообщениям зарубежной печати, зона «ответственности» командования объединенных вооруженных сил НАТО в зоне Балтийских проливов включает территории Дании и западногерманской земли Шлезвиг-Гольштейн, юго-западную часть Балтийского моря (к западу от о. Борнхольм), проливы Фемари Бельт, Большой Бельт, Малый Бельт, Каттегат и Скагеррак, а также восточные районы Северного моря. Западная граница контролируемой командованием зоны проходит по меридиану м. Линнеснес (южное побережье Норвегии) до побережья ФРГ. Этому командованию подчинены вооруженные силы Дании, военно-морские силы и соединения сухопутных войск и ВВС ФРГ, расположенные в Шлезвиг-Гольштейн. Корабельная группировка ВМС названных стран насчитывает свыше 250 боевых кораблей и катеров.

В иностранной прессе сообщалось, что основными задачами вооруженных сил этого командования являются блокада Балтийских проливов, противодесантная оборона побережья ФРГ и Дании, нарушение морских коммуникаций противника в Балтийском море и защита своих коммуникаций в проливной зоне и Северном море.

Блокада Балтийских проливов и оборона островов проливной зоны с морского направления рассматривается военным командованием НАТО в едином комплексе с активными боевыми действиями ВМС ФРГ и Дании по уничтожению или ослаблению флота противника в Балтийском море, для чего предусматривается использовать большую часть кораблей ВМС ФРГ и Данни, усилив их в случае необходимости за счет группировки ВМС НАТО в Северном море.

Противодесантная оборона островов проливной зоны возлагается непосредственно на сухопутные войска Дании, которым для усиления придаются морская авиация ФРГ, тактическая авиация, базирующаяся на аэродромы земли Шлезвиг-Гольштейн, авиация тактического авиакомандования Дании. При необходимости предусматривается выделять ракетные и торпедные катера, а также подводные лодки для нанесения ударов по десантным силам противника в базах и на переходе их морем. Группировка сухопутных войск, ВВС и ВМС НАТО в этом районе прикрывается развитой системой ПВО, которая включает вынесенные на восток РЛС обнаружения воздушных целей (передовой центр на о. Борнхольм), зенитные ракетные батареи и , истребительную авиацию Дании и ФРГ.

Для блокады проливной зоны предусматривается также широко применять минное оружие путем заблаговременной постановки мин на подходах к десантно-доступным участкам датских островов со стороны Балтийского моря. Для минных постановок командование НАТО предполагает постоянно содержать в высокой степени готовности минные заградители ФРГ и Дании, а также силы их обеспечения. Кроме того, если в ходе боевых действий возникнет необходимость массовых постановок мин в короткие сроки, то предусматривается привлекать тральщики, фрегаты и эскадренные миноносцы.

Судя по сообщениям зарубежной печати, командование НАТО считает, что небольшие размеры Балтийского моря существенно ограничивают возможности использования крупных надводных кораблей в его открытой части, так как они более уязвимы от ударов авиации противника. Поэтому считается целесообразным активные боевые действия на Балтийском море вести силами подводных лодок, торпедных катеров и истребительно-бомбардировочной авиации с широким применением минного оружия.

В этих целях в ФРГ завершается строительство и ввод в боевой состав ВМС серии подводных лодок проекта 206, специально предназначенных для боевых действий в условиях мелководия Балтийского и Северного морей. Их водоизмещение около 500 т., скорость подводного хода до 17 узлов, вооружение — восемь торпедных аппаратов. Характерной особенностью этих лодок считается то, что они малошумны и имеют небольшие размеры.

В иностранной печати сообщалось, что в боевом составе ВМС ФРГ планируется постоянно иметь 24 подводные лодки, которые для ведения боевых действий предусматривается использовать в основном одиночно (позиционно-маневренным методом в минно-торпедном варианте) на выходах из баз и портов, в узкостях, на основных узлах морских коммуникаций.

Наиболее эффективным для боевых действий против надводных кораблей и транспортов в условиях Балтийского моря, по мнению руководства ВМС ФРГ, считается катер с ракетным и артиллерийским вооружением. Поэтому в ФРГ осуществляется широкая программа строительства ракетных катеров, а также проводятся исследования по определению оптимального состава ударной группы из ракетных и торпедных катеров. По данным иностранной печати, к середине 1976 года ВМС ФРГ будут иметь 10 ракетных катеров проекта 143 и 20 проекта 148.

Ракетные и торпедные катера военно-морских сил ФРГ и Дании, которых насчитывается более 50 единиц, предусматривается использовав внезапно, при плохой видимости и в темное время суток для набеговых действий на якорные стоянки и рейды противника, для минирования фарватеров, нарушения прибрежных морских коммуникаций в предпроливной зоне западной части Балтийского моря.

По опыту прошедших учений, ракетные и торпедные катера будут наносить удары по противнику в тесном взаимодействии с самолетами морской авиации ФРГ и ТАК Дании. Всего может быть задействовано до 100 истребителей-бомбардировщиков упомянутых стран. На вооружение самолетов авиации ВМС ФРГ поступают самонаводящиеся ракеты , имеющие дальность стрельбы до 40 км. При пуске этих ракет самолеты не будут входить в зону эффективного огня зенитной артиллерии и ракет ближнего действия.

Иностранные военно-морские специалисты считают также перспективным использовать против надводных кораблей вертолеты, вооруженные ракетами «воздух — корабль», а также подвижные береговые установки большой дальности стрельбы.

Руководители агрессивного блока НАТО, уделяя серьезное внимание Северному и Балтийскому морям, ведут целенаправленную подготовку своих военно-морских сил для решения задач вооруженной борьбы в этом районе. Эти милитаристские приготовления империализма явно противоречат политической разрядке в Европе, духу договоренностей и принципов, провозглашенных на общеевропейском совещании в Хельсинки.

Добавить комментарий