Наибольшее распространение сверхмалые подводные лодки получили во время второй мировой войны, когда они строились в Германии, Италии, Японии и Великобритании. Эти лодки отличались по конструкции и представляли собой уменьшенные копии обычных дизель-электрических подводных лодок с соответственно пониженными тактико-техническими характеристиками. В частности, стандартное водоизмещение большинства сверхмалых лодок военной постройки не превышало 40 т, подводная скорость хода составляла 5—7 узлов, а глубина погружения 20—80 м.
В послевоенные годы интерес к созданию сверхмалых лодок значительно снизился. В этот период было построено всего девять таких лодок: четыре типа Х-51 (Великобритания), Х-1 (США) и по две типа «Тибурон» и «Фока» (Испания). Они предназначались прежде всего для отработки отдельных технических решений и проведения различного рода экспериментов. В настоящее время в строю остались лишь две испанские лодки типа «Тибурон», а остальные выведены в резерв либо сданы на слом.
Однако с середины 50-х годов строительство сверхмалых подводных лодок возобновилось. В Италии фирма «Космос» (г. Ливорно) спроектировала и построила лодки типов SX-404 и SX-506. В зарубежной печати сообщалось, что с 1955 года фирма построила и продала другим странам более 60 таких лодок.
Кроме того, в 70-х годах в ФРГ конструкторское бюро «ИКЛ» (г. Любек) и судостроительное предприятие «Рейншталь Нордзееверке» (г. Эмден) начали проектировать сверхмалые подводные лодки. Первая из названных организаций разработала проекты подводных лодок типа «70» и «Пиранья», а вторая — MSV75.
Сведения о самостоятельных разработках современных сверхмалых подводных лодок в США, Великобритании и других капиталистических государствах в зарубежной печати отсутствуют. Однако кораблестроительная промышленность этих стран имеет большой опыт постройки подводных лодок различных классов и типов, а также глубоководных аппаратов и транспортировщиков боевых пловцов и поэтому в случае необходимости может достаточно быстро развернуть строительство сверхмалых подводных лодок.
Основные тактико-технические характеристики итальянских и западногерманских сверхмалых подводных лодок приведены в таблице.
Основные тактико-технические характеристики современных сверхмалых подводных лодок
Сверхмалая подводная лодка SX-506
Сверхмалая подводная лодка SX-506 относится к однокорпусному архитектурному типу (рис 1). В носовой оконечности её корпуса размещена цистерна главного балласта, а четыре дифферентные цистерны расположены в надстройке, которая покрывает большую часть прочного корпуса. В надстройке находятся также заваливающаяся воздухозаборная шахта и выхлопной трубопровод устройства РДП. Наружная обшивка выполнена из стеклопластика.
Рис. 1. Сверхмалая подводная лодка типа SX-506 с транспортировщиками боевых пловцов
Прочный корпус цилиндрической формы разделен поперечными переборками на три отсека. В центральном отсеке находятся приборы и средства управления лодкой, а также жилое помещение, оборудованное восемью складными койками и рассчитанное на 13 человек личного состава (пять членов экипажа и восемь боевых пловцов). Пловцы выходят через шлюзовую камеру с донным люком, которая расположена в носовом отсеке. Энергетическая установка размещена в кормовом отсеке. На лодке могут быть установлены гидроакустическая станция, батитермограф и аппаратура звукоподводной связи.
Одновальная энергетическая установка включает дизель мощностью 300 л. с. и гребной электродвигатель. Первый используется при движении в надводном положении и под РДП, а второй — под водой. Дизель вращает гребной вал через редуктор. Электродвигатель расположен на линии гребного вала между редуктором и винтом. Электродвигатель питается от аккумуляторной батареи, состоящей из двух групп и размещённой в прочном цилиндре, который приварен к днищу прочного корпуса лодки. В этом же цилиндре находятся топливная и уравнительная цистерны.
Подводная лодка по глубине и курсу управляется с помощью кормового вертикального и рубочных горизонтальных рулей, оснащённых гидравлическим приводом.
Она имеет сменное штатное вооружение. В него входят транспортировщики боевых пловцов двух типов, которые крепятся на внешней подвеске по одному с каждого борта, большие и малые мины и торпеды. Транспортировщики (длина около 7 м, ширина 0,8 м, вес 2 т) имеют дальность плавания 50 миль при скорости хода 3,5 узла, полезную нагрузку 270 кг, экипаж два человека. Глубина погружения первого 30 м, а второго 60 м. Большие и малые мины (вес 270 кг и 50 кг) снабжены взрывателями с часовым механизмом. Торпедные аппараты заряжаются американскими малогабаритными торпедами Мк37 мод. 0 или 3.
Подводная лодка имеет следующие варианты вооружения:
- два транспортировщика, каждый из которых несёт большую мину, и восемь малых мин, размещённых в надстройке;
- шесть больших мин (вместо транспортировщиков) и восемь малых, которые доставляются к месту постановки боевыми пловцами;
- две торпеды, принимаемые вместо транспортировщиков или больших мин и восемь малых мин в надстройке.
Кроме того, место крепления транспортировщиков может быть использовано для размещения прочных водонепроницаемые контейнеров, загруженных боеприпасами и снаряжением для боевых пловцов. Эти контейнеры отбуксировываются в район действия с помощью надувной шлюпки.
Сверхмалая подводная лодка типа «70»
Сверхмалая подводная лодка типа «70» относится к полуторакорпусному архитектурному типу (рис. 2). Прочный корпус (длина 14,6 м) имеет цилиндрическую форму на большей части своей протяжённости и веретенообразную — в кормовой оконечности. Лодка имеет развитую надстройку и достаточно большое ограждение выдвижных устройств. Его форма и размеры обусловлены необходимостью разместить в нём шлюзовую камеру, тумбу перископа, а также заваливающуюся шахту устройства РДП.
Рис. 2. Макет сверхмалой подводной лодки типа «70» со сменным вооружением
По данным зарубежной печати, остойчивость лодки в надводном положении и под водой обеспечивается незначительным количеством твёрдого балласта. Объём балластных цистерн составляет примерно 23% стандартного водоизмещения лодки. Обводы корпуса выбраны с таким расчётом, чтобы они оказывали минимальное сопротивление при движении под водой.
Жилое помещение расположено в носовом отсеке, оборудовано девятью стационарными койками и оснащено системой кондиционирования воздуха. За ним находятся посты управления лодкой. В печати сообщалось, что управление движением, погружением и всплытием лодки автоматизировано, хотя предусмотрено и ручное управление.
Подводная лодка маневрирует с помощью носовых горизонтальных и кормовых горизонтальных и вертикальных рулей, оснащённых гидравлическим приводом. Носовые рули, установленные под постоянным углом атаки (правый на погружение, левый на всплытие), имеют оригинальную конструкцию выдвижного типа. В момент выполнения манёвра они выдвигаются или убираются, при этом происходит увеличение или уменьшение площади пера руля и обеспечивается управление подводной лодкой по глубине на малых скоростях. Во время движения с высокой скоростью носовые рули убираются, а управление осуществляется с помощью крестообразного кормового оперения. Отмечается, что наличие такого рулевого комплекса в сочетании с малыми габаритами лодки обеспечивает диаметр подводной циркуляции около 80 м, что составляет менее 4,5 длины корпуса лодки.
Сверхмалая подводная лодка типа «70» оснащена одновальной дизель-электрической энергетической установкой, в состав которой входят дизель-генератор, обеспечивающий движение в надводном положении и под РДП, а также зарядку аккумуляторной батареи (раз в сутки), и гребной двухъякорный электродвигатель постоянного тока. Электродвигатель при движении лодки под водой питается от свинцово-кислотной аккумуляторной батареи, состоящей из двух групп по 120 элементов. Привод гребного винта от электродвигателя осуществляется через понижающий редуктор, что позволяет плавно регулировать частоту вращения винта во всем её диапазоне. При проектировании подводной лодки особое внимание уделялось вопросу обесшумливания энергетической установки. Сообщается, в частности, что гребной электродвигатель и редуктор снабжены резиновыми амортизаторами, а дизель-генератор смонтирован на амортизирующих опорах и заключён в двойной кожух, поглощающий шумы.
В состав вспомогательных механизмов входят воздушный компрессор, два осушительных насоса, различные преобразователи постоянного тока в трёхфазный переменный, вентиляторы и т. д. Все отсеки подводной лодки разделены лёгкими переборками со звукоизоляцией.
Сверхмалая подводная лодка типа «70» оснащена шумопеленгаторной гидроакустической станцией, гидрофоны которой установлены по обводу носовой оконечности. Считается, что такая схема размещения антенного устройства позволяет увеличить дальность обнаружения целей и повысить точность целеуказания. На лодке установлен приёмопередатчик с антенной, смонтированной на верхней части шахты устройства РДП, что позволяет осуществлять связь не только в надводном положении, но и при движении на перископной глубине. Кроме того, имеется аппаратура звукоподводной связи, гирокомпас и другое оборудование. На лодке зарезервировано место для установки средств электронного подавления.
Сменное вооружение подводной лодки типа «70» устанавливается в двух бортовых нишах, расположенных над цистернами главного балласта. По данным зарубежной печати, подводная лодка имеет следующие варианты вооружения:
- два торпедных аппарата, каждый из которых заряжается одной стандартной или двумя малогабаритными торпедами, например, американской Мк37 мод. 3;
- шесть донных мин (по три с каждого борта), сбрасываемых последовательно с помощью специального устройства, управляемого из прочного корпуса;
- два транспортировщика боевых пловцов (каждый рассчитан на двух человек), которые могут отделяться при нахождении подводной лодки на грунте или во время движения с малой скоростью;
- два контейнера с противокорабельными крылатыми ракетами, запускаемыми из надводного положения.
Сверхмалая подводная лодка MSV75
Сверхмалая подводная лодка MSV75 (рис. 3) имеет двухкорпусную конструкцию и выполнена из трёх блоков, скрепленных болтами. Трубопроводы соединены на фланцах, кабели слабого тока снабжены штепсельными разъемами, а силовые кабели подводятся непосредственно к распределительному щиту или к аккумуляторной батарее.
Рис. 3. Сверхмалая подводная лодка типа MSV75: 1 — кормовой вертикальный руль; 2 — кормовой горизонтальный руль; 3 — гребной электродвигатель; 4 — баллоны с воздухом высокого давления; 5 — генератор; 6 — дизель; 7 — распределительный щит; 8 — аккумуляторная батарея; 9 — приборы управления; 10 — кольцевая уравнительная цистерна; 11 — забортные контейнеры; 12 — камбуз; 13— навигационное оборудование; 14 — рубочный горизонтальный руль; 15 — перископ; 16 — койки; 17 — шлюзовая камера
Прочный корпус (длина 16,8 м) почти весь цилиндрической формы, имеет конусы и полусферические переборки в оконечностях. Такую же форму имеет и лёгкий корпус, в оконечностях которого находятся дифферентные цистерны. Внутренние переборки отсеков, используемых для размещения этих цистерн, полусферические. Балластные цистерны и аккумуляторные батареи расположены в нижней части прочного корпуса.
В носовом отсеке (длина 6,6 м) находится жилое помещение, оборудованное шестью стационарными койками, и шлюзовая камера для выхода боевых пловцов в то время, когда лодка лежит на грунте или движется с малой скоростью. Снаряжение пловцов хранится в специальных рундуках, находящихся на наружной поверхности корпуса непосредственно за ограждением рубки, и в герметических обтекаемых контейнерах, прикреплённых к нижней части лёгкого корпуса.
В кормовой части центрального отсека (длина 6 м) сосредоточены приборы и устройства управления подводной лодкой. В этом же отсеке находится внутренняя кольцевая уравнительная цистерна, перед которой располагаются камбуз и навигационное оборудование (гирокомпас, лаг, радиопеленгатор, бортовая аппаратура радионавигационной системы «Омега»), Подводная лодка оснащена также приёмопередатчиком, работающим в широком диапазоне частот, и шумопеленгаторной гидроакустической станцией.
В кормовом отсеке (длина 8,4 м) размещена одновальная энергетическая установка, включающая дизель-генератор и гребной электродвигатель. Здесь же находятся баллоны со сжатым воздухом. Кормовой отсек отделён от центрального водонепроницаемой переборкой со звукоизоляцией.
Лодка по глубине и курсу управляется рубочными горизонтальными и кормовыми горизонтальными и вертикальными рулями. Диаметр подводной циркуляции корабля составляет 84 м (четыре длины корпуса).
Подводная лодка MSV75 имеет сменное вооружение, устанавливаемое на внешней подвеске. В его состав входят мины, транспортировщики боевых пловцов, две стандартные или четыре малогабаритные торпеды. В торпедном варианте корпус лодки удлиняется за счёт установки между носовым и центральным блоками дополнительной секции длиной 2,4 м, необходимой для размещения приборов управления торпедной стрельбой.
Зарубежные военно-морские специалисты считают, что современные сверхмалые подводные лодки во многом превосходят своих предшественниц военной постройки. При их проектировании были использованы самые последние достижения в области подводного кораблестроения. С одной стороны, это привело к росту весовых и габаритных характеристик лодок, а с другой — позволило существенно улучшить условия их обитаемости, увеличить мощность энергетических установок и запасы принимаемого топлива. В результате значительно увеличились подводная скорость хода, дальность плавания в подводном положении и под РДП, автономность и как следствие повысилась их общая боевая эффективность. Этому способствовало также оснащение лодок сменным вооружением и специальным малогабаритным электронным оборудованием.
Все перечисленные факторы явились причиной расширения круга задач, решаемых этими подводными лодками. Так, по мнению западногерманских военно-морских специалистов, если раньше основная задача сверхмалых лодок заключалась в проведении диверсий против кораблей противника в прибрежных районах, то сегодня на первый план выходят задачи разведки и скрытного слежения за этими кораблями на так называемых «ограниченных морских театрах». Условия, прежде всего глубины, таких театров (Балтийское, Северное и Средиземное моря, Персидский залив и т. п.) значительно ограничивают или не позволяют использовать там атомные или дизель-электрические торпедные подводные лодки. Кроме того, такие лодки могут применяться на десантно-опасных направлениях для слежения за амфибийными кораблями противника. Наконец, по мнению зарубежных специалистов, в современных условиях вполне вероятным представляется применение сверхмалых подводных лодок для разрушения (защиты) специальных буровых платформ и установок, используемых для освоения ресурсов Мирового океана.
Все приведённые рассуждения иностранных военных специалистов о перспективах использования сверхмалых подводных лодок носят оценочный характер. Большой интерес, проявляемый сегодня к подводным «малюткам» военно-морскими силами ряда капиталистических государств, ещё раз свидетельствует об агрессивных намерениях империализма, который даже в условиях разрядки международной напряжённости нацеливает свои ВМС на создание средств проведения диверсионно-разведывательных операций.