В январе 1972 года на английской судостроительной верфи «Воспер торникрофт» спущен на воду тральщик , корпус которого выполнен из стеклопластика. Его основные проектные тактико-технические данные: полное водоизмещение 450 т, длина наибольшая 46 м, ширина 8,5 м, высота борта 4,5 м, мощность энергетической установки 3000 л. с., наибольшая скорость хода 16 узлов.

По размерениям и конструкции этот корабль почти полностью сходен с существующими тральщиками типа , строящимися в Великобритании с 1958 года и имеющими деревянные или алюминиевые корпуса. Все основное оборудование, размещённое на тральщике «Уилтон», включая и энергетическую установку, было снято с деревянного тральщика «Дерритон». Это позволило сэкономить время при создании корабля, а кроме того, даст возможность более точно определить его преимущества перед тральщиками типа «Тон».

Тральщик со стеклопластиковым корпусом после спуска на водуТральщик со стеклопластиковым корпусом после спуска на воду.

Тральщик «Уилтон» имеет поперечную систему набора с минимальным количеством продольных связей. Проведённые расчёты якобы показали, что такая конструкция корпуса должна обеспечить кораблю хорошую устойчивость при подводных взрывах даже на небольших расстояниях от него. Наружная обшивка корпуса тральщика выполнена из стеклопластика средней толщиной около 32 мм. Шпангоуты изготовлены путём нанесения слоев стекловолокна на бруски полиуретанового пенопласта. В целях повышения взрывостойкости корпуса кромки шпангоутов приформованы к обшивке смолой и дополнительно прикреплены бронзовыми болтами. Аналогично произведено крепление к обшивке переборок, палубы и других элементов набора. Кроме того, использованы усиленные кницы.

По мнению английских кораблестроителей, применение стеклопластика (изофталическая полистироловая смола, армированная стекловолокном) даст кораблю большие преимущества перед тральщиками с деревянными или алюминиевыми корпусами. В частности, стеклопластик является более огнестойким материалом, чем алюминиевые сплавы. Усталостная прочность стеклопластика составляет 25% от предела прочности, Ударная вязкость его значительно выше ударной вязкости стали и алюминиевых сплавов.

Неоднородность стеклопластика как материала способствует локализации трещин. Высокая упругость обеспечивает восстановление нормальных обводов корпуса корабля после ударов. По своим теплоизоляционным свойствам стеклопластик приближается к дереву. С одной стороны, это способствует сохранению тепла в рабочих и жилых помещениях, а с другой — препятствует конденсации влаги на внутренней стороне обшивки корпуса.

Для изготовления корпуса тральщика, который весит более 200 т, была построена специальная металлическая постель. Укладка стекловолокна производилась вручную, а пропитка смолой — с помощью дозировочных машин. Все работы осуществлялись в крытом помещении, оборудованном системой кондиционирования воздуха.

Строительство тральщика оценивается в 1,5 — 2 млн. фунтов стерлингов, что на 500 тыс. фунтов стерлингов больше стоимости постройки тральщика с деревянным или алюминиевым корпусом.

Добавить комментарий