Эти взгляды командования ВМС США не могли не отразиться на состоянии и тенденциях развития корабельного состава амфибийных сил. Для последних чет характерно снижение численности устаревших, тихоходных кораблей и судов и замена их новыми, быстроходными. Так, с 1960 по 1973 год из состава ВМС США было выведено около 100 десантных кораблей и судов и введено более 50 новых, в том числе: семь десантных вертолётоносцев типа «Иводзима», 12 десантно-вертолётных кораблей-доков типа «Остин», пять десантных транспортов-доков типа «Энкоридж», пять десантных грузовых транспортов типа «Чарлстон», два штабных корабля амфибийных сил типа «Блю Ридж» и 20 танкодесантных кораблей типа «Ньюпорт».
Обновляя состав десантных кораблей, командование ВМС предъявляет к ним требования, возникшие в результате обобщения опыта агрессивных войн в Корее и Вьетнаме. При этом учитывается, что десантирование войск в условиях решительного противодействия противника требует создания таких десантных средств, с помощью которых в нужный момент можно было бы быстро концентрировать большие силы, не увеличивая при этом их уязвимости от современного оружия. К таким средствам командование ВМС США относит прежде всего универсальные десантные корабли.
Впервые необходимость создания таких кораблей была обоснована американскими военно-морскими специалистами в 1966 году, а с 1969 года началась их разработка и строительство. По замыслу специалистов, универсальный десантный корабль (LHА) должен сочетать в себе качества десантного вертолётоносца (LPH), десантного грузового транспорта (LKA) и десантно-вертолётного корабля-дока (LPD). Он должен обладать повышенной десантовместимостью, улучшенными условиями обитаемости личного состава и большой скоростью хода (20 узлов и выше). Считается также, что оснащение корабля быстроходными плавающими высадочными средствами и транспортно-десантными вертолётами повысит темп высадки наземных сил десанта.
Обновление корабельного состава амфибийных сил связано, как сообщалось в зарубежной печати, с намерением командования ВМС США создать десантный флот, обеспечивающий одновременную переброску морем со скоростью не менее 20 узлов личного состава, вооружения и предметов материально-технического обеспечения примерно полутора дивизий морской пехоты.
В настоящее время в США ведется строительство серии из пяти универсальных десантных кораблей LHA типа «Тарава», передача которых флоту запланировала на 1975—1976 годы.
Универсальные десантные корабли типа «Тарава» будут иметь следующие основные тактико-технические данные: полное водоизмещение 39 300 т.; длина 237,8 м., ширина 32,3 м., осадка 8,5 м; мощность энергетической установки (два ТЗА) 70 000 л. с.; скорость хода наибольшая 24 узла, полная 20 узлов, экономическая 18 узлов; дальность плавания при скорости хода 20 узлов 11000 миль; вооружение — система ЗУРО «Си Спарроу», три 127-мм универсальные артустановки и шесть 20-мм автоматов. Экипаж 840 человек. Десантовместимость корабля: 1924 морских пехотинца, 30—39 вертолётов, четыре танкодесантных катера типа LCU, шесть десантных катеров типа LCM-6, четыре пехотно-десантных катера типа LCPL. За счет уменьшения числа вертолётов корабли могут принимать на борт самолеты AY-8A «Харриер».
На этих кораблях предусматривается установить радиолокационные станции AN/SPS-40B, -52 (обнаружения воздушных целей), AN/SPS-10 (обнаружения надводных целей), AN/SPN-35 (управления вертолётами), а также боевые информационно-управляющие системы ITAWDS (Integrated Tactical Amphibious Warfare Data System). Обработка информации, выработка решений и контроль за их выполнением будут осуществляться с помощью ЭВМ AN/UYK-7, объединённой с подсистемами управления оружием корабля, средствами радиоэлектронной борьбы, десантно-высадочными средствами. Радиоаппаратура корабля должна обеспечить падежную связь с командованиями и штабами ВМС, расположенными на любом континенте.
Корабли типа «Тарава» предназначены для действий в составе десантного маневренного соединения. Каждый такой корабль и два танкодесантных корабля (LST) смогут обеспечить переброску батальонной десантной группы морской пехоты вместе с тяжелыми боевыми машинами и предметами материально-технического обеспечения. Оснащение корабля различным радиоэлектронным оборудованием и средствами связи позволяет использовать его и в качестве штабного для управления разнородными силами в морской десантной операции. Вооружение его универсальными артиллерийскими установками и системой ЗУРО ближнего действия дает возможность вести борьбу с низколетящими целями и оказывать десанту огневую поддержку.
По оценке американских военно-морских специалистов, затраты на постройку и эксплуатацию в течение 20 лет одного универсального десантного корабля типа «Тарава» эквивалентны аналогичным расходам на десантный вертолётоносец и десантно-вертолётный корабль-док (вместе взятые). По боевой эффективности корабль типа «Тарава» превосходит последние: по вместимости ангара для вертолётов — в 1,5 раза, количеству взлетно-посадочных площадок — в 1,6, по количеству перевозимых транспортных средств десанта — в 1,1, по количеству боеприпасов десанта — в 1,2, по весу грузов десанта — в 1,7, по темпам высадки десанта — в 1,15 раза.
По мнению американских специалистов, универсальные десантные корабли смогут длительное время находиться в передовых районах в высокой степени готовности и участвовать в стратегических и оперативных десантных операция к (по американской классификации «Вторжение» и «Захват»), а также в высадке десанта тактического характера («Рейд»). В период проведения десантной операции универсальные десантные корабли предназначаются в основном для выполнения следующих задач: высадка десанта с корабля на берег с помощью вертолётов и десантных катеров, непосредственная авиационная поддержка высадки десанта и его действии на берегу с помощью вертолётов и самолетов с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой, управление силами десанта, эвакуация раненых и оказании медицинской помощи, материально-техническое обеспечение сил десанта.
Постройка универсальных десантных кораблей ведётся с учетом последних достижений науки и техники в области кораблестроения. Так, корпуса кораблей формируются из готовых укрупненных модулей (блоков), каждый из которых собирается из нескольких секций Эти модули имеют полное насыщение, и корабль спускается на воду в высокой степени готовности. Строительство кораблей из отдельных стандартных модулей, как считают американские специалисты, должно резко повысить стандартизацию кораблей, упростить иx техническое обслуживание и ремонт, а также последующую модернизацию.
На этих кораблях будут использоваться новейшие системы загрузки и выгрузки грузов, состоящие из плиточных конвейеров, подвесных монорельсовых нитей, подъемников, автопогрузчиков, а также других механизмов, которые обеспечивают обработку до 500 т грузов в час.
При строительстве кораблей большое внимание обращается на улучшение условий обитаемости. Для достижения наибольшей эффективности ведения боевых действий в любых климатических районах силы десанта на переходе морем будут проходить тренировку в специальном отсеке акклиматизации площадью 464 кв. м.
На корабле послe высадки десанта предусматривается развертывание госпиталя на 300—1000 человек. Медицинское оборудование корабля включает: две операционные, станцию переливания крови, два рентгеновских и три зубоврачебных кабинета, лабораторию, изолятор.
На полётной палубе (рис. 1) расположены девять взлетно-посадочных площадок, два вертолётоподъемника (кормовой и бортовой), щитки электропитания постоянного и переменного тока, колонки пресной воды и азота, кранцы для хранения боезапаса вертолётов, шесть заправочных станций авиатопливом JP-5, выгородки в надстройке для хранения вертолётного оборудования, подъемный кран, станция проверки газотурбинных двигателей Т-64, Т-58 и Т-400, надстройка.
Рис. 1. Схема универсального десантного корабля «Тарава»: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 — взлетно-посадочные площадки для вертолётов: 10 — пусковая установка системы ЗУРО «Си Спарроу»; 11 — кормовой подъемник вертолётов; 12 — 127-мм универсальные башенные артустановки; 13 — десантные катера типа LCM-6; 14 — кран; 15 — разъездные катера; 16 — пост управления взлетом и посадкой вертолётов на палубу; 17 — антенны корабельных РЛС; 18 — надстройка; 19 — бортовой подъемник вертолётов; 20 — пост управления полётами
Ангарная палуба универсального десантного корабля предназначена для размещения вертолётов, их технического обслуживания и ремонта. В ангаре имеются два монорельсовых крана грузоподъемностью 3 629 кг и 1 814 кг и два подъемника грузоподъемностью по 907 кг. Там же находятся мастерские по ремонту авиационных радиоэлектронных средств, двигателей вертолётов, гидравлики, пневматики, спасательного оборудования, зарядке аккумуляторов, по ремонту десантно-высадочных средств, авиационные лаборатории станция обмыва вертолётов пресной водой, колонки для подачи воздуха, кислорода и азота, а также две заправочные станции.
На корабле для хранения ЗИП вертолётов на полётной, ангарной и других палубах расположены 12 складских помещений общим объемом более 450 куб. м. В кормовой части корпуса корабля под ангарной палубой находится док-камера размером 81,6 X 23,8 м.
Перед вводом в боевой состав ВМС универсальный десантный корабль тина «Тарава» пройдет всесторонние испытания, которые намечено провести в три этапа.
Первый этап — приемо-сдаточные испытания. На втором этапе будут проверяться возможности корабля по приему, переброске и выгрузке на необорудованное побережье сил десанта, а также устанавливаться необходимые нормативы и варианты загрузки корабля. В этот период будет определен максимальный радиус действия вертолётов и десантно-высадочных средств, при котором может осуществляться практическое управление ими с универсального десантного корабля. Возможности боевой информационно-управляющей системы будут проверены как в ходе непосредственной высадки десанта, так и в период проведения командно-штабных учений. Заключительный этап (сентябрь — октябрь 1975 года) планируется провести с участием универсального десантного корабля в 17-дневных учениях амфибийных сил с фактической высадкой десанта, в ходе которых будет проверена надежность всех корабельных систем в условиях, приближенных к боевым. Во время учений намечено осуществить обратный прием сил десанта и боевой техники с целью определения нормативного времени, а также времени, необходимого для перехода корабля в другой район и высадки там десанта.
Запланировано также проведение ряда других испытаний, одно из которых — проверка возможности одновременного использования самолетов «Харриер» и вертолётов. Кроме того, будет определено оптимальное количество самолетов «Харриер», которые можно размещать на корабле. В зарубежной прессе приводилось несколько вариантов состава авиагруппы универсального десантного корабля.
Общая схема участия корабля в десантной операции приведена на рис. 2. По окончании планирования и постановки боевой задачи универсальный десантный корабль прибывает в порт погрузки десанта (рис. 2, пункт 1), где на него производится посадка личного состава батальона морской пехоты, погрузка вооружения и боевой техники, боеприпасов, предметов материально-технического обеспечения, тяжелой техники, автотранспорта и т. п.
Рис. 2. Схема высадки тактического десанта универсальным десантным кораблем: 1 — посадка личного состава и погрузка боевой техники и вооружения батальона морской пехоты; 2 — переход морем в район высадки десанта; 3 — высадка сил десанта в район ведения боевых действий; 4 — посадка личного состава и погрузка оружия и техники после операции; 5 — переход морем в порт разгрузки сил десанта; 6 — переход морем в новый район ведения боевых действий
На переходе морем в район высадки десанта (рис. 2, пункт 2) организуется оборона корабля. При этом собственные огневые средства корабля обеспечивают достаточно эффективную ПВО. Предусматривается, что на переходе морем универсальный десантный корабль сможет производить пополнение запасов с транспортов подвижного тылового обеспечения.
С прибытием в район высадки начинается формирование десантных волн (рис. 2, пункт 3), высадка наземных сил десанта на участок побережья протяженностью 700 — 2000 м. (для батальона морской пехоты) как вертолётами, так и плавающими десантно-высадочными средствами; переброска на берег оружия, техники, боеприпасов и необходимых предметов снабжения.
В американской печати рассматриваются три основных варианта использования вертолётов и период высадки десанта на берег.
При первом варианте (взлет девятки вертолётов со всех взлетно-посадочных площадок) вертолёты одновременно могут поднять и воздух 320 или 505 морских пехотинцев с личным оружием (в первом случае используются шесть вертолётов СН-46 и три вертолёта СН-53Е, а во втором — девять вертолётов СH-53Е).
При втором — шесть вертолётов с личным составом производят взлет с шести взлетно-посадочных площадок (1 — 6), а три вертолёта с грузами с трех площадок (7—9). В этом случае одновременно может быть поднято до 150 морских пехотннцев (шесть вертолётов СН-46) и 48 т. груза (три вертолёта СН-53Е).
Третий вариант предполагает взлет шести вертолётов с личным составом с 1, 2, 4, 5, 6 и 7-й взлетно-посадочных площадок, двух вертолётов с грузами с 8-й и 9-й площадки и двух вертолётов огневой поддержки (UH-1N) с 3-й взлетно-посадочной площадки. Вертолёты одновременно могут поднять до 150 морских пехотинцев (шесть вертолётов СН-46) и 32 т. груза (два вертолёта СН-53Е).
При десантировании личного состава, оружия и боевой техники будут использоваться также плавающие десантно-высадочные средства. В зарубежной печати приводятся возможные варианты состава десантных волн. Первые две десантные волны могут состоять из шести вертолётов СН-40, трех вертолётов СН-53Е и 16 плавающих гусеничных бронетранспортеров LVTP-7; общая численность десанта около 720 морских пехотинцев. В другом примере предлагается состав из девяти вертолётов СН-53Е, восьми плавающих гусеничных бронетранспортеров LVTP-7, четырех танкодесантных катеров LCU-1610 и десантного катера LCM-6; численность десанта при этом до 790 морских пехотинцев и 12 тяжелых (или средних) танков.
Из приведенных двух примеров видно, что в первом случае половина сил десанта доставляется на берег при помощи плавающих десантно-высадочных средств, а вторая — на вертолётах. Во втором случае до 2/3 личного состава десанта доставляется на берег вертолётами и лишь 1/3 плавсредствами. Предполагается, что с вводом в боевой состав ВМС США универсальных десантных кораблей будет изменен существующий в настоящее время порядок десантирования сил, при котором в большинстве случаев 2/3 личного состава высаживаются на берег при помощи плавающих десантно-высадочных средств и 1/3 вертолётами.
С выполнением тактическим десантом своей задачи на берегу производится, как правило, обратная погрузка сил десанта на универсальный десантный корабль (рис. 2, пункт 4), в ходе которой осуществляется переброска на корабль воздухом и морем личного состава, вооружения и техники.
После окончания погрузки в зависимости от поставленных задач корабль может быть направлен в новый район высадки десанта (рис. 2, пункт 6) или в порт разгрузки сил десанта (рис. 2, пункт 5).
Таким образом, ввод в боевой состав ВМС США пяти универсальных десантных кораблей типа «Тарава» позволит командованию ВМС США повысить мобильность и оперативность использования амфибийных сил, а также увеличить темп высадки десанта. С вводом в строй этих кораблей амфибийные силы США смогут одновременно перебросить морем и высадить на необорудованное побережье соединение, на 1/3 превышающее дивизию морской пехоты. По заявлению командования ВМС США, универсальные десантные корабли типа «Тарава» явятся основой амфибийных сил флота до конца текущего столетия.