Милитаристские круги Великобритании уделяют большое внимание развитию своих ВМС, которые являются одним из основных ударных средств английского империализма. По численности и водоизмещению корабельного состава флот занимает второе место среди капиталистических стран, и ему отводится важная роль в агрессивном блоке . Английские корабли можно встретить в водах многих морей и океанов. Поэтому читателям журнала будет интересно познакомиться с некоторыми их отличительными особенностями.

Подводные лодки ВМС Великобритании

В ВМС Великобритании подводные лодки делятся на три подкласса: атомные ракетные, атомные торпедные и дизельные торпедные.

Атомные ракетные подводные лодки типа (рис. 1) по форме своего корпуса схожи с американскими ПЛАРБ типа , но в отличие от них не имеют рубочных горизонтальных рулей. Управление глубиной погружения на больших скоростях хода осуществляется кормовыми горизонтальными рулями, а на малых — носовыми. Характерными внешними отличительными признаками ПЛАРБ является наличие ракетного отсека на 16 пусковых шахт, расположенного непосредственно за ограждением рубки, и горизонтальных рулей на носовой оконечности лодки.

Атомная ракетная подводная лодка типа «Резолюшн»
Рис. 1 Атомная ракетная подводная лодка типа «Резолюшн»: А — носовые горизонтальные рули; Б — отсек за ограждением рубки

Английские ВМС располагают следующими атомными торпедными подводными лодками: «Дредноут» (бортовой номер S101), пятью типа (S102, S103, S46, S50 и S105) и (S126), которая в отличие от лодок типа «Резолюшн» и «Вэлиант» на 4 м. короче. При нахождении перечисленных подводных лодок в надводном положении (рис. 2) наблюдатель может увидеть выступающую часть корпуса сферической формы с носовыми горизонтальными рулями и ограждением рубки трапециевидной формы.

Атомная торпедная подводная лодка типа «Вэлиант»
Рис. 2 Атомная торпедная подводная лодка типа «Вэлиант»: А — носовые горизонтальные рули; Б — ограждение рубки

ВМС Великобритании имеют 13 дизельных торпедных подводных лодок типа , восемь типа «Порпойс» (рис. 3) и одну типа «А».

Дизельная подводная лодка типа «Порпойс»
Рис. 3. Дизельная подводная лодка типа «Порпойс»: А — носовая оконечность корпуса (как у надводного корабля): Б — обтекатель антенной системы ГАС; В — горизонтальные рули; Г — шпигаты

Внешней отличительной особенностью подводных лодок первых двух типов является корпус, имеющий форму носовой оконечности, характерную для надводных кораблей, и ограждение рубки трапециевидной формы. На палубе в районе носовой оконечности виден цилиндрический обтекатель антенной системы гидроакустической станции. Кроме того, в носовой части хорошо просматриваются горизонтальные рули. Вдоль всего корпуса подводной лодки можно заметить шпигаты. В отличии от этих лодок подводная лодка типа «А» имеет ограждение рубки более сложной конфигурации с уступом в сторону носовой оконечности. В районе ограждения рубки ширина корпуса подводной лодки имеет характерное увеличение.

Авианосцы ВМС Великобритании

ВМС Великобритании к началу 1975 года располагали одним ударным авианосцем «Арк Ройял» (рис. 4). Он имеет угловую палубу (угол между посадочной полосой и диаметральной плоскостью корабля 8,5 ), две катапульты (одна на угловой, а другая на полётной палубе) и два палубных самолёт-подъёмника. Для внешнего вида авианосца характерно наличие по правому борту островной надстройки, над которой возвышается дымовая труба и три ажурные мачты. На двух крайних мачтах смонтированы двухъярусные антенные системы (каждый ярус состоит из восьми сетчатых рупоров) радиолокационных станций дальнего обнаружения воздушных целей, а на средний — антенны радионавигационной системы , радиостанций и средств РЭБ. На островной надстройке нанесен бортовой номер корабля R09. Сзади неё на отдельной тумбе под радиопрозрачным куполом смонтирована антенна радиолокационной станции обеспечения автоматической посадки самолётов на палубу авианосца. При полете над авианосцем наблюдатель может заметить катапульты, самолётоподъёмники и букву R на полётной палубе в кормовой части корабля.

Ударный авианосец «Арк Ройял»
Рис. 4. Ударный авианосец «Арк Ройял»: А — антенны РЛС обнаружения воздушных целей; F — антенна РНС «Такан»; В — радиопрозрачный купол антенны ГЛС обеспечения автоматической посадки самолёта на палубу; Г — дымовая труба; Д — катапульты; Е — самолётоподъёмники

Размеры авианосца «Арк Ройял» по сравнению с новейшими американскими авианосцами меньше примерно на 25%. Кроме отличительных особенностей силуэта самого корабля, авианосец «Арк Ройял» можно определить и по характеру использования с него палубной авиации. Так, интервалы между очередными взлетами самолётов 2—3 мин, а между посадками 4—6 мин. Возможности полётной палубы авианосца ограничены, и это приводит к тому, что самолёты нередко совершают посадку после второго, а иногда и третьего захода.

Крейсера ВМС Великобритании

Согласно справочнику «Джейн» на 1974—1975 годы в составе ВМС Великобритании есть крейсера и легкие крейсера. К первым отнесены корабли «Тайгер» и «Блейк», построенные в 1959 и 1961 годах как крейсера с обычным артиллерийским вооружением, а затем переоборудованные в крейсера-вертолётоносцы.

Отличительной особенностью крейсеров типа «Тайгер» (рис. 5) является наличие массивной кормовой надстройки и приподнятом над верхней палубой взлетно-посадочной площадки для вертолётов. Кроме того, в кормовой надстройке оборудован ангар для четырех вертолётов. Над надстройкой возвышается мачта с антенной радиолокационной станции обнаружения воздушных целей. В носовой части корабля впереди надстройки размещена двухорудийная 152-мм башенная артустановка, за которой несколько выше расположена двухорудийная 76-мм башенная автоматическая артустановка. На носовой надстройке смонтированы две антенны радиолокационных станций управления оружием и треногая мачта с антеннами радио- и радиолокационных станций. Пусковые установки ЗУР находятся за кормовой дымовой трубой. Всего на корабле две дымовые трубы. На бортах крейсеров нанесены номера С20 и С99 соответственно.

Крейсер типа «Тайгер»
Рис. 5. Крейсер типа «Тайгер»: А — двухорудийная 152-мм башенная артустановка; Б — двухорудийная 76-мм башенная артустановка; В — антенна РЛС обнаружения воздушных целей; Г — кормовая надстройка; Д — антенны РЛС управления оружием; Е — пусковые установки ЗУР «Си Кэт»

К легким крейсерам справочник «Джейн» относит корабль типа и восемь кораблей типа «Каунти». Ранее они считались эскадренными миноносцами УРО.

Легкий крейсер «Бристоль» имеет удлиненную верхнюю палубу, доходящею до юта, и сильно развитые надстройки (рис. 6). В носовой и кормовой частях надстройки под радиопрозрачными куполами смонтированы антенны радиолокационных станций управления оружием. В носовой части корабля расположена одноорудийная 114-мм башенная артустановка. На надстройке корабля имеются три дымовые трубы: одна в средней части надстройки, а две другие побортно в ее кормовой части. Такое размещение считается наиболее характерным отличительным признаком крейсера «Бристоль». На фок-мачте установлена антенна радиолокационной станции обнаружения воздушных целей. В кормовой части надстройки расположена грот-мачта с антеннами радио- и радиолокационной станций. Спаренная пусковая установка системы ЗУРО «Си Дарт» размещена в кормовой части корабля. За ней находится трехтрубный реактивный бомбомет «Лимбо». На борту корабля нанесен номер D23.

Легкий крейсер «Бристоль»
Рис. 6. Легкий крейсер «Бристоль»: А — радиопрозрачные куполы антенны РЛС управления оружием; Б — одноорудийная 114-мм башенная артустановка; В — дымовая труба; В1 — дымовые трубы с побортным размещением; Г — антенна РЛС обнаружения воздушных целей; Д — пусковая установка ЗУР «Си Даст»

Одной из особенностей архитектуры легких крейсеров типа «Каунти» являются удлиненные надстройки, доведенные до бортов (рис. 7) Четыре корабля типа «Каунти» имеют по две двухорудийных 114-мм универсальных башенных артустановки, размещенных в носовой части корабля. На других четырех кораблях на месте второй башни видна пусковая установка для УР класса «корабль—корабль». В кормовой части размешена взлетно-посадочная площадка для противолодочного вертолёта. Ангар для него оборудован в надстройке, около которой расположена рубка с антенной радиолокационной станции управления оружием. На верхней палубе за взлетно-посадочной площадкой у всех кораблей типа «Каунти» имеются пусковые установки ферменной конструкции для ЗУР «Си Слаг». Возле ангара побортно установлены две счетверенные пусковые установки системы ЗУРО «Си Кэт». Каждый корабль имеет по две дымовых трубы и по две мачты. На грот-мачте возвышается антенна радиолокационной станции обнаружения воздушных целей.

Легкие крейсера типа «Каунти»
Рис. 7. Легкие крейсера типа «Каунти»: А — двухорудийная 114-мм башенная артустановка; Б — пусковая установка УР «Экзосет»; В — пусковая установка ЗУР «Си Слаг»; Г — взлетно-посадочная площадка для вертолёта: Д — антенна РЛС управления оружием; Е — пусковые установки ЗУР «Си Кэт»; Ж — антенна РЛС обнаружения воздушных целей

Эскадренные миноносцы УРО ВМС Великобритании

Класс эскадренных миноносцев в ВМС Великобритании включает шесть строящихся кораблей типа «Шеффилд». Для их внешнего вида характерны гладкая палуба и две надстройки, одна из которых расположена в средней части корабля, а другая смещена к кормовой части (рис 8). На первой надстройке просматриваются ходовой мостик, антенны радиолокационных станций управления оружием и обнаружения воздушных целей, две мачты и дымовая труба. На палубе перед носовой надстройкой видны спаренная пусковая установка системы ЗУРО и одноорудийная 114-мм башенная артустановка. На кормовой надстройке расположена антенна второй радиолокационной станции управления оружием. В этой же части надстройки оборудован вертолётный ангар, а за ним находится взлетно-посадочная площадка для вертолёта.

Эскадренный миноносец УРО типа «Шеффилд»
Рис. 8 Эскадренный миноносец УРО типа «Шеффилд»: А — ходовой мостик; Б — радиопрозрачные куполы антенн РЛС управления оружием; В — антенна РЛС обнаружения воздушных целей; Г — мачты; Д — дымовая труба: Е — пусковая установка ЗУР «Си Дарт»; Ж — одноорудийная 114-мм башенная артустановка; 3 — кормовая надстройка с ангаром для вертолёта; И — взлетно-посадочная площадка

Сторожевые корабли ВМС Великобритании

Сторожевые корабли являются наиболее многочисленным классом кораблей английского флота. По данным справочника «Джейн», в составе регулярных ВМС Великобритании насчитывается 61 сторожевой корабль типов «Амазон», , «Ротсэй», «Уитби», «Блэквуд», «Трайбл», , «Солсбери», «Ярроу» и «15». Наиболее современными из них являются корабли типа «Амазон» (головной корабль серии из восьми единиц построен в 1973 году) и «Линдер» (построены в 1963— 1973 годах). Для внешнего вида корабля «Амазон» характерен корпус с удлиненным полубаком (рис. 9). В его средней части имеется надстройка, доведенная до бортов, на которой оборудована закрытая ходовая рубка полукруглой обтекаемой формы. За ней возвышается массивная мачта башенной конструкции с антеннами радиолокационных станций. На надстройке перед мачтой расположена параболическая антенна радиолокационной станции управления оружием. В кормовой части надстройки установлена низкая дымовая труба, перед которой находится вторая мачта, имеющая в верхней части штыревую антенну. За дымовой трубой размещена еще одна антенна радиолокационной станции управления оружием и пусковая установка с четырьмя направляющими для ЗУР «Си Кэт». В носовой части корабля на палубе перед надстройкой расположена одноорудийная 114-мм башенная артустановка, а на палубе в кормовой части — взлетно-посадочная площадка для вертолётов. На борту корабля нанесен номер F169.

Сторожевой корабль типа «Амазон»
Рис. 9 Сторожевой корабль типа «Амазон»: А — ходовая рубка полукруглой формы; Б — мачта башенкой конструкции; Б1 — мачта; В — антенна РЛС управления оружием; В1 — антенна РЛС управления оружием; Г — дымовая труба; Д — пусковая установка ЗУР «Си Кэт»; Е — одноорудийная 114-мм башенная артустановка; Ж — взлетно-посадочная площадка для вертолёта

Корабли типа «Линдер» имеют традиционною для английских сторожевых кораблей конструкцию корпуса с гладкой палубой и сравнительно небольшой надстройкой, размещенной в средней части корабля (рис. 10). Над надстройкой, в передней части которой разметена ходовая рубка, возвышаются две мачты башенной конструкции и дымовая труба. Корабли, оснащенные системой ЗУРО «Си Кэт», имеют на грот-мачте антенну радиолокационной станции обнаружения воздушных целей; на кораблях, вооруженных системой ПЛУРО «Икара», такой антенны нет. Пусковая установка ЗУРО «Си Кэт» смонтирована на кормовой части надстройки. Башенная артустановка размещена па главной палубе перед надстройкой. На некоторых кораблях вместо артустановки планируется разместить пусковые установки для УР «Экзосет». Чтобы разместить систему ПЛУРО «Икара», предусматривается удлинить надстройку в сторону носовой оконечности корабля. Реактивный бомбомет «Лимбо» размещен в специальном углублений палубы. В кормовой части надстройки предусмотрен ангар для вертолёта, а за ним взлетно-посадочная площадка.

Сторожевые корабли типа «Линдер»Рис. 10. Сторожевые корабли типа «Линдер»: А — ходовая рубка; Б — мачты башенной конструкции; В — дымовая труба; Г — антенна РЛС обнаружения воздушных целей; Д — пусковая установна ЗУР «Си Кэт»; Е1 — двухорудийная 114-мм башенная артустановка; Е2 — пусковая установка УР «Экзосет»; Е3 — пусковая установна ПЛУР «Икара»; Ж — бомбомет «Лимбо»

На всех английских сторожевых кораблях перед номером, который нанесен на среднюю часть борта, стоит буква F.

Десантные корабли ВМС Великобритании

Десантные корабли ВМС Великобритании включают десантные вертолётоносцы «Гермес» и «Булварк», два десантно-вертолётных корабля-дока типа «Феарлесс» и шесть танкодесантных кораблей типа «Сэр Ланцелот». Кроме того, имеется более 40 различных десантных катеров.

Десантный вертолётоносец «Гермес» в 1973 году был переоборудован из ударного авианосца того же наименования. В процессе переоборудования с него были сняты катапульты и аэрофинишеры, а сам он был приспособлен для перевозки и использования 20 противолодочных и транспортно-десантных вертолётов.

Для внешнего вида корабля характерны наличие полётной и небольшой угловой палубы, островной надстройки и двух подъемников, один из которых бортовой, а другой — палубный (рис. 11). На островной надстройке этого корабля установлены две мачты в отличие от ударного авианосца «Арк Ройял», на котором их три. Одна из мачт вертолётоносца имеет башенную конструкцию, на ней смонтирована антенна радиолокационной станции обнаружения воздушных целей. На второй, ажурной конструкции, установлена антенна радионавигационной системы «Такан». У вертолётоносца «Гермес» одна дымовая труба. На его островной надстройке нанесен бортовой номер R12, а на кормовой части полётной палубы — буква Н. Кроме того, на полётной палубе есть разметка на восемь взлетно-посадочных мест для вертолётов.

Десантный вертолётоносец «Гермес»
Рис. 11. Десантный вертолётоносец «Гермес»: А — бортовой подъемник вертолётов; Б — кормовой подъемник; В — антенна РЛС обнаружения воздушных целей; Г — антенна РЛС «Такан»

Десантный вертолётоносец «Булварк» был переоборудован из легкого авианосца, поэтому он не имеет угловой палубы. На его островной надстройке всего одна ажурная мачта, за которой возвышается дымовая труба (рис. 12). Спаренные 40-мм автоматы расположены на спонсонах под полётной палубой (по два с каждого борта). Корабль имеет два палубных подъёмника. В его кормовой части (под полётной палубой) на шлюпбалках с каждого борта размещено по два десантных катера типа LCVP. На островной надстройке нанесен бортовой номер R08. На полётной палубе имеется разметка на девять взлетно-посадочных мест для вертолётов.

Десантный вертолётоносец «Булварк»
Рис. 12. Десантный вертолётоносец «Булварк»: А — подъемники для вертолётов; Б — спаренные 40-мм автоматы; В — десантные катера

Кроме перечисленных внешних отличительных признаков, английские десантные вертолётоносцы «Гермес» и «Булварк» можно различить также по наличию на полётной палубе противолодочных или транспортно-десантных вертолётов.

Десантно-вертолётные корабли-доки типа «Феарлесс» имеют характерный корпус, сочетающий в себе признаки конвойного авианосца (наличие вертолётной палубы), войскового транспорта, крейсера (его обводы) и десантного транспорта-дока (рис. 13). Другими отличительными признаками этих кораблей являются размещенные в шахматном порядке с разносом по бортам дымовые трубы, вертолётная палуба над док-камерой (перекрывает её на 3/4 длины), две мачты башенной конструкции с антеннами радио- и радиолокационных станций, подъёмный кран поворотного типа на кормовой части вертолётной палубы. В носовой части первого яруса надстройки размещены пусковые установки системы ЗУРО «Си Кэт». На корпусах кораблей нанесены их бортовые номеpa L10 и L11.

Десантно-вертолётный корабль-док типа «Феарлесс»
Рис. 13. Десантно-вертолётный корабль-док типа «Феарлесс»: А — дымовые трубы с побортным размещением; Б — взлетно-посадочная площадка для вертолётов; В — мачты башенной конструкции; Г — подъемный кран; Д — пусковая установка ЗУР «Си Кэт»

Танкодесантные корабли типа «Сэр Ланцелот» отличает наличие в кормовой части большой надстройки, доведенной до бортов (рис. 14). Там же находится взлетно-посадочная площадка для вертолётов. Над надстройкой возвышаются дымовая труба и мачта, а на ее бортах можно заметить много иллюминаторов. На палубе перед надстройкой и в районе носовой оконечности установлены подъемные краны. Носовая оконечность корабля имеет ворота для выхода плавающих машин, а в его кормовой части есть аппарель для погрузки и выгрузки боевой техники. На бортах кораблей нанесены номера L3004, L3005, L3027, L3029, L3036 и L3505.

Танкодесантный корабль типа «Сэр Ланцелот»
Рис. 14. Танкодесантный корабль типа «Сэр Ланцелот»: А — взлетно-посадочная площадка для вертолётов; Б — иллюминаторы; В — подъемные краны; Г — ворота; Д — аппарель

Добавить комментарий