Военно-морские силы Испании, в состав которых входят флот, авиация ВМС и морская пехота, возглавляет морской министр. Он непосредственно подчинён верховному главнокомандующему вооружёнными силами страны. При министре создан консультативный орган — высший морской совет.
Согласно принятой организации административное руководство ВМС осуществляет морской министр, а оперативное управление возложено на начальника главного штаба, который фактически является командующим ВМС.
Корабли флота организационно сведены в три командования — эскортное, амфибийное и учебное. Часть боевых кораблей и подводные лодки включены в состав военно-морских округов (Кантабрийский, Проливной зоны и Средиземноморский). Однородные корабли объединены в дивизионы.
Судя по сообщениям зарубежной прессы, в настоящее время в ВМС Испании насчитывается около 140 боевых кораблей и катеров, в том числе противолодочный вертолётоносец, эскадренные миноносцы, фрегаты, подводные лодки, торпедные и сторожевые катера, десантные корабли и суда.
Противолодочный вертолётоносец «Дедало» (рис. 1) — бывший американский лёгкий авианосец — прошёл модернизацию и передан Испании в 1967 году. Его стандартное водоизмещение 13 000 т, полное 16 420 т; длина 189,9 м, ширина 21,8 м, осадка 7,9 м; мощность главной энергетической установки 100 000 л. с.; полная скорость хода 32 узла; дальность плавания 7200 миль при скорости хода 15 узлов; вооружение: 20 противолодочных вертолётов, два счётверённых и девять спаренных 40-мм зенитных автоматов. Экипаж 1112 человек (без лётно-технического состава). В настоящее время корабль проходит ремонт и переоборудование для обеспечения базирования самолётов с вертикальным взлётом и посадкой, после которого будет переклассифицирован в противолодочный авианосец.
Рис. 1. Противолодочный вертолётоносец «Дедало»
Эскадренные миноносцы УРО (четыре единицы типа «Балеарес», рис. 2) являются наиболее современными кораблями испанского флота. Все они построены на национальных судостроительных верфях в 1973—1975 годах при технической и финансовой помощи США. Стандартное водоизмещение каждого из этих кораблей 3000 т. полное 4180 т; длина 133,5 м, ширина 14,3 м, осадка 7,9 м; мощность энергетической установки 35000 л. с.; наибольшая скорость хода 30 узлов; дальность плавания 4000 миль при скорости хода 12 узлов; вооружение: системы ЗУРО «Стандарт» и ПЛУРО «Асрок», 127-мм башенная универсальная артустановка, шесть торпедных аппаратов для стрельбы противолодочными торпедами. Экипаж 256 человек, из них 15 офицеров.
Рис. 2 Эскадренный миноносец УРО «Балеаpec»
Эскадренные миноносцы (13 единиц) представлены кораблями четырёх типов: бывшие американские типов «Гиринг» и «Флётчер» (по пять кораблей), «Окендо» и «Рохер де Лаурия» (два) испанской постройки. Эскадренный миноносец «Окендо» (рис. 3) построен в 1960 году. Его стандартное водоизмещение 2580 т; длина 116,4 м, ширина 11,1 м, осадка 3,8 м; мощность главной энергетическом установки 60000 л. с.; наибольшая скорость хода 34 узла; дальность плавания 5000 миль при скорости хода 15 узлов; вооружение: две спаренные 120-мм универсальные артустановки, шесть 40-мм зенитных автоматов, два торпедосбрасывателя для противолодочных торпед, два бомбомёта «Хеджехог». Экипаж 250 человек, из них 17 офицеров. Два других эскадренных миноносца (типа «Рохер де Лаурия») представляют собой модернизированный вариант «Окендо» более поздней постройки (1969-1970 годы). Они имеют стандартное водоизмещение 3000 т и вооружены тремя спаренными 127-мм универсальными артустановками, двумя однотрубными 533-мм торпедными аппаратами и противолодочным вертолётом.
Рис. 3. Эскадренный миноносец типа «Окендо»
Фрегаты (12 единиц) используются в настоящее время главным образом для учебной подготовки курсантов военно-морского училища. Вое они построены в Испании. Два из них типа «Висенте Янес Пинсон» (1949-1951 годы) имеют стандартное водоизмещение 1685 т, полное 2230 т; энергетическая установка мощностью 6000 л. с. обеспечивает скорость хода 18,5 узла; вооружение: две 127-мм универсальные артустановки, четыре 40-мм зенитных автомата, два торпедосбрасывателя для противолодочных торпед, два бомбомёта «Хеджехог» и восемь шточных бомбомётов. Экипаж 255 человек, в том числе 16 офицеров.
Четыре фрегата типа «Аудас» (1964—1965 годы, полное водоизмещение 1550 т) оснащены американским вооружением: две 76-мм универсальные артустановки, два 40-мм зенитных автомата, два торпедосбрасывателя для противолодочных торпед, два бомбомёта «Хеджехог», восемь шточных бомбомётов и два бомбосбрасывателя.
Два фрегата типа «Алава» (1950-1951 годы) прошли модернизацию в 1961 году. Полное водоизмещение каждого 2287 т, максимальная скорость хода 29 умов; вооружение: три 76-мм универсальные артустановки, три 40-мм зенитных автомата, два торпедосбрасывателя для противолодочных торпед, два бомбомёта «Хеджехог», восемь шточных бомбомётов и два бомбосбрасывателя. Экипаж 200 человек.
Четыре фрегата типа «Атревида» (1959—1960 годы) имеют полное водоизмещение по 1135 т; наибольшую скорость хода 20 узлов. Их вооружение состоит из 76-мм универсальной артустановки, трёх 40-мм зенитных автоматов, двух бомбомётов «Хеджехог» и двух бомбосбрасывателей. Корабли могут принимать до 20 мин каждый. Экипаж 132 человека.
Подводные лодки (десять единиц). В 1973 — 1975 годах введены в боевой состав флота четыре подводные лодки типа «Дафнэ» (рис. 4), построенные на судоверфи в Картахене по французской лицензии и при технической помощи Франции. Их надводное водоизмещение 870 т, подводное 1040 т; длина 57,8 м, ширина 6,7 м, осадка 4,6 м; мощность главной энергетической установки 3200 л. с.; скорость хода под водой 15,3 узла; вооружение: восемь носовых и четыре кормовых 550-мм торпедных аппарата. Экипаж 45 человек.
Рис. 4. Подводная лодка типа «Дафнэ»
Четыре подводные лодки типа «Балао» (бывшие американские) прошли модернизацию по программе ГАППИ-2А и в 1971 —1974 годах были переданы Испании.
Кроме того, в составе ВМС Испании имеются две сверхмалые подводные лодки типа «Тибурон», построенные в 1958 году. Их подводное водоизмещение составляет 81 т, скорость хода под водой 14,5 узла, вооружение — два торпедных аппарата. Экипаж восемь человек. Лодки предназначены для высадки на побережье разведывательно-диверсионных групп.
Десантные корабли входят в состав командования амфибийных сил. Большинство из них американской постройки: десантный корабль-док (полное водоизмещение 9080 т), десантный войсковой транспорт (10 680 т), десантный грузовой транспорт (14 000 т), три танкодесантных корабля типа «Террибон Пэриш» (по 5780 т), два типа LSM (1100 т), пять типа LCT (870 т, два английской постройки и три испанской) и три типа EDIC (635 т, построены во Франции). По оценке иностранных военных специалистов, этих кораблей достаточно для переброски морем усиленного полка морской пехоты с тяжёлым вооружением. Кроме того, флот имеет 73 десантно-высадочных катера.
Минно-тральные силы включают минный заградитель, 11 морских тральщиков (водоизмещением по 770 т) и 12 базовых (по 384 т). Все тральщики вооружены 20-мм зенитными автоматами и имеют контактные электромагнитные и акустические тралы.
Минный заградитель типа «Юпитер» (бывший сторожевой корабль, построенный в Испании в 1937 году) в 1960—1961 годах прошёл модернизацию и переклассификацию. Его водоизмещение стандартное 2100 т, полное 2360 т; длина 100 м, ширина 12,6 м, осадка 3,8 м; энергетическая установка мощностью 5000 л. с. обеспечивает наибольшую скорость хода 19 узлов; дальность плавания 5700 миль при скорости хода 12 узлов; вооружение — четыре 76-мм универсальные артустановки, четыре 40-мм зенитных автомата, два бомбомёта «Хеджехог», восемь шточных бомбомётов и два бомбосбрасывателя, может брать на борт до 270 мин. Экипаж 255 человек, из них 16 офицеров.
В составе испанского флота имеются также сторожевые (12), торпедные (два) и небольшие патрульные катера (десять), а также около 50 вспомогательных судов.
В ВМС Испании обновление корабельного состава флота осуществляется за счёт строительства новых кораблей и вывода в резерв или на слом устаревших. В зарубежной печати сообщалось, что в 1974 году из боевого состава флота было исключено 13 кораблей общим водоизмещением 15000 т. Среди кораблей резерва находится крейсер «Канарис».
Авиация ВМС в оперативном отношении подчинена начальнику главного штаба ВМС, а по вопросам подготовки пилотов и материально-технического обеспечения — командующему ВВС. Самолётный парк морской авиации представлен 24 базовыми патрульными самолётами (20 типа «Альбатрос» и четыре типа «Орион») и 40 вертолётами различных типов. Часть вертолётов (до 20 машин) базируется на противолодочный вертолётоносец «Дедало», остальные на аэродром Рота.
Морская пехота предназначена для участия в морских десантных операциях в качестве первого эшелона десантных войск, охраны военно-морских объектов и несения службы на крупных кораблях. В состав морской пехоты входят два отдельных батальона, дислоцирующиеся в Мадриде и на Канарских о-вах, два полка (северный и восточный) в Эль-Ферроль и Картахене соответственно и группа специального назначения (Кадис). Небольшие отряды морской пехоты находятся также в подчинении командующих военно-морскими округами.
ВМС Испании комплектуются личным составом на основе всеобщей воинской повинности. Срок действительной военной службы 18 месяцев. Численность личного состава ВМС по состоянию на 1 января 1976 года 51 000 человек, из них 4550 офицеров, 6000 морских пехотинцев и 4650 гражданских служащих.
Побережье Испании (протяжённость 3900 км) располагает множеством удобных бухт и естественных укрытий, оборудованных пирсами и причалами, что позволяет осуществлять рассредоточенное базирование кораблей. Основными военно-морскими базами являются Кадис, Картахена, Эль-Ферроль, а также Маон (Балеарские о-ва) и Лас-Пальмас (Канарские о-ва). Судостроительные и судоремонтные предприятия ВМС расположены в Эль-Ферроль и Картахене.
По сообщениям зарубежной печати, развитие испанских ВМС осуществляется по долгосрочной кораблестроительной программе на 1965—1979 годы. За этот период предусмотрено построить: противолодочный вертолётоносец, пять эскадренных миноносцев УРО, 15 фрегатов, шесть подводных лодок, 12 сторожевых катеров и четыре гидрографических судна. Кроме того, запланировано провести модернизацию боевой техники и вооружения морской пехоты, строительство десантно-высадочных средств и средств тылового обеспечения, самолётов и вертолётов для авиации ВМС.
Иностранные военные специалисты отмечали, что из-за финансовых трудностей обновление флота в 1965—1972 годах велось, главным образом, за счёт ремонта и модернизации кораблей, получения кораблей и вооружения из США и лишь частично за счёт строительства новых.
Судя по сообщениям зарубежной печати, программа строительства ВМС выполняется следующим образом:
построены и переданы флоту четыре эскадренных миноносца УРО типа «Балеарес», четыре подводные лодки типа «Дафнэ», два гидрографических судна, сторожевой катер водоизмещением 400 т (построен в ФРГ в 1975 году);
спущены на воду и достраиваются на плаву эскадренный миноносец УРО (типа «Балеарес»); фрегат «Дескубьерта» (полное водоизмещение 1400 т; длина 85 м, ширина 10,3 м, осадка 3,3 м; мощность главной энергетической установки 16000 л. с., скорость хода около 27 узлов; экипаж 100 человек; вооружение: 76-м универсальная артиллерийская установка, два 40-мм зенитных автомата, система ЗУРО «Си Спарроу», 375-мм бомбомёт «Бофорс», два трёхтрубных торпедных аппарата) и два сторожевых катера (400 т);
начато строительство двух подводных лодок типа «Агоста» (строятся на судоверфи в Картахене по французским лицензиям и с технической помощью Франции), двух сторожевых катеров водоизмещением по 150 т (строятся в ФРГ), а дооборудование пройдут на верфях в Испании);
выдан заказ на строительство ещё трёх сторожевых катеров водоизмещением по 400 т.
Как свидетельствуют сообщения иностранной печати, боевая подготовка ВМС Испании направлена на отработку возложенных на них задач обороны побережья страны. Балеарских и Канарских о-вов, а также защиты морских коммуникаций. Эти задачи отрабатываются как самостоятельно (на национальных учениях), так и совместно с кораблями некоторых стран НАТО (США, Великобритания, Италия и Франция). Основная цель такого сотрудничества — обеспечить взаимодействие разнородных сил в различных видах Соевых действий на море.
Отмечал большой вклад Испании в милитаристские приготовления НАТО, западная пресса не скрывает, что Соединённые Штаты добиваются включения страны в этот агрессивный блок, так как рассматривают её в качестве потенциального резерва американского империализма в Европе в случае развязывания им новой войны.