занимает выгодное стратегическое положение в Восточном Средиземноморье. Она владеет проливной зоной (Босфор и Дарданеллы), чем и привлекает большое внимание милитаристских кругов и агрессивного блока , членом которого Турция является.

Как известно, свое проникновение в Турцию Пентагон начал после второй мировой войны. 12 июля 1947 года США подписали с Турцией договор о предоставлении ей военной и экономической помощи на основании так называемой «доктрины Трумэна». После вступления Турции в НАТО (1952 год) командование этого блока стало проявлять повышенный интерес к её вооруженным силам, в том числе и к ВМС. В начале 50-х годов из США для турецкого флота стали поступать боевые корабли, включая эскадренные миноносцы и подводные лодки, началось строительство новых и реконструкция старых военно-морских баз, портов и других военных объектов.

Как сообщается в зарубежной печати, командование НАТО в случае войны планирует возложить на турецкие ВМС следующие задачи: блокада проливной зоны, поддержка приморского фланга сухопутных войск, противодесантная оборона черноморского побережья, защита своих морских коммуникаций и нарушение коммуникаций противника. Для выполнения этих задач турецкие ВМС, кроме кораблей, располагают береговой артиллерией, базовой патрульной авиацией и наземными частями.

ВМС Турции — это самостоятельный вид вооруженных сил. Руководит ими командующий ВМС, являющимся членом совета национальной безопасности — высшего военно-политического органа, который координирует деятельность центральных гражданских и военных учреждений по вопросам военной политики и национальной обороны страны.

В соответствии с принятой организацией военно-морские силы включают флот, две военно-морские зоны, морскую авиацию, десантные силы, главную военно-морскую базу Гёльджюк, военно-морское учебное командование и генеральную дирекцию морских заводов и верфей.

Основным объединением ВМС является флот, состоящий из трех флотилий: надводных кораблей, подводных лодок и минно­тральной. Флотилии в свою очередь подразделяются на дивизионы кораблей.

Территория Турции и прилегающие воды разделены на Северную (штаб в Стамбуле) и Южную (штаб в Измире) военно-морские зоны. Первая включает четыре военно-морских района: Черноморский, Босфорский, Дарданелльский и Мраморного моря, а вторая — Эгейский и Средиземноморский. Командования Северной и Южной военно-морских зон считаются оперативными и в обычных условиях корабельных сил не имеют. В зависимости от характера планируемых
ими операций (учений) потребное количество кораблей выделяется из боевого состава флота. На командиров военно-морских районов возлагаются задачи по обеспечению всех видов обороны побережья, военно-морских баз и портов.

Согласно опубликованным за рубежом данным, в ВМС Турции в настоящее время имеется около 170 боевых кораблей и до 90 вспомогательных судов, в том числе: подводные лодки, эскадренные миноносцы, сторожевые, противолодочные и десантные корабли, торпедные катера, тральщики, минные и сетевые заградители.

подводная лодка типа «Гюр»Подводные лодки (15 единиц) построены в США в годы второй мировой войны (тип «Балэо») и после модернизации по программе ГАППИ были переданы Турции. Наиболее боеспособными считаются 10 подводных лодок типа , переданные Турции в 1971 — 1974 годах. Водоизмещение стандартное 1526 т., надводное 1829 т., полное 2424 т.; длина 95 м., ширина 8,2 м.; подводная скорость хода 15 узлов, надводная 20 узлов; вооружение: десять 533-мм торпедных аппаратов (шесть носовых и четыре кормовых). Экипаж 85 человек. На всех по подводных лодках этого типа установлено устройство РДП. Остальные пять подводных лодок считаются устаревшими, и в настоящее время командование ВМС Турции производит их замену. В для турецкого флота строятся две подводные лодки, водоизмещением 1000 т. каждая. Их планируется передать Турции в 1975 году по программе военной помощи.

эскадренный миноносец типа «Адатепе»Эскадренные миноносцы (13 единиц). Все они американской постройки 1913—1946 годов, получены Турцией в 1967 — 1973 годах после модернизации по программе ФРАМ (за исключением четырех кораблей типа «Гливс»). В числе эскадренных миноносцев корабли четырех типов: «Стамбул» (три, бывшие типа ), (четыре, бывшие типа «Гиринг»), «Муавенет» (два, модификации эскадренного миноносца типа «Аллен М. Самнер») и «Гелиболу» (бывшие типы «Гливс»). Корабли первых трех типов считаются наиболее современными, способными вести борьбу с подводными лодками, надводными кораблями и авиацией противника. Например, эскадренный миноносец «Адатепе» вооружен четырьмя 127-мм универсальными артиллерийскими установками, системой ПЛУРО и двумя 533-мм трехтрубными торпедными аппаратами для стрельбы противолодочными торпедами. Эскадренные миноносцы типа «Гелиболу» считаются устаревшими. Они построены в 1941 — 1942 и переданы Турции в 1949 — 1950 годах. Военно-морское командование Турции планирует заменить их в ближайшее время.

Сторожевые корабли (2 единицы). Во второй половине 60-х годов в Турции начато строительство собственных боевых кораблей этого класса. В марте 1967 года на военно-морской судостроительной верфи в Гёльджюк был заложен первый сторожевой корабль , а в январе 1968 года — «Пенк». «Берк» был введен в боевой состав флота в конце 1972 года, а ввод сторожевого корабля «Пенк» планировался на середину 1974 года. Оба сторожевых корабля (водоизмещение стандартное 1450 т., полное 1950 т., длина 95,0 м., ширина 11,8 м., осадка 5,5 м., дальность плавания 4500 миль) вооружены четырьмя 76-мм универсальными артиллерийскими установками, двумя 324-мм трехтрубными торпедными аппаратами для стрельбы противолодочными торпедами, двумя бомбометами «Хеджехог» и противолодочным вертолетом. На каждом из них установлены четыре дизеля итальянской фирмы «Фгат» общей мощностью 24 тыс. л. с. Как отмечается в иностранной печати, такая мощность недостаточна для кораблей этого класса, поэтому сторожевые корабли «Берк» и имеют невысокую скорость хода (до 25 узлов).

Малые противолодочные корабли и катера (24 единицы). Пять кораблей типа «Акхисар» — бывшие противолодочные катера типа PC американской постройки — переданы Турции в 1964 — 1966 годах по программе военной помощи и один корабль () построен в 1966 году на военно-морской верфи в Гёльджюк. Полное водоизмещение каждого 412 т., вооружение: 76-мм универсальная артустановка, 40-мм зенитный автомат и четыре бомбомета. Ввиду небольшой скорости хода (19 узлов) они не могут успешно действовать против быстроходных подводных лодок. Наиболее современными считаются противолодочные катера типа АВ турецкой постройки 1967 — 1970 годов. Водоизмещение 170 т., наибольшая скорость хода 25 узлов; вооружение — два 40-мм автомата, два 12,7-мм зенитных пулемета и восемь глубинных бомб.

Группа минно-тральных кораблей включает 20 базовых и рейдовых тральщиков, а также 15 минных и сетевых заградителей. Четыре базовых тральщика получены Турцией из Канады в 1958 году, остальные построены в США в течение 1952 — 1967 годов и в разное время переданы турецкому флоту. Водоизмещение тральщиков около 400 т., вооружение: 40-мм или 20-мм автоматы. Все они имеют оборудование для траления контактных и неконтактных мин. Минные заградители в основном американской постройки были переданы Турции по программе военной помощи в 1952 — 1960 годах. Наиболее многочисленные среди них — корабли типа (5 единиц), которые построены в 1945 году как десантные корабли типа LSM и позднее переоборудованы в минные заградители. Их водоизмещение 1100 т., вооружение: два 40-мм и шесть 20-мм зенитных автоматов, могут брать на борт до 60 мин. Сетевые заградители типа AG (6 единиц) американской и английской построили, их водоизмещение 803 — 1000 т., вооружение: 76-, 40- и 20-мм автоматы. Эти заградители были получены турецким флотом из Соединенных Штатов в 1944 — 1970 годах.

Торпедный катер типа «Картал»Торпедные катера (11 единиц). Наиболее современные из них — девять катеров типа (бывшие западногерманские типа ), которые переданы турецкому флоту в 1966 — 1970 годах. Их водоизмещение 180 т., скорость хода 42 узла; вооружение: два -10-мм зенитных автомата, четыре 533-мм торпедных аппарата, четыре глубинные бомбы, могут брать на борт до 28 мин. На четырех катерах этого типа установлена система УРО норвежского производства. Экипаж 36 человек. Другие два катера типа построены в 1959 — 1960 годах в Норвегии и переданы из состава ВМС ФРГ турецкому флоту в 1964 году. Водоизмещение их 75 т., скорость хода 43 узла, вооружение: четыре 533-мм торпедных аппарата и два 40-мм зенитных автомата.

Малые десантные корабли и катера (56 единиц) входят в состав десантных сил. Они строились небольшими серия ми на турецких судо­строительных верфях в 1965 -1973 годax. Эти корабли предназначены в основном для переброски войск, боевой техники и оружия через проливною зону. Во время кипрского кризиса летом 1974 гола они использовались для перевозок сил вторжения и предметов материально-технического обеспечения из южных портов Турции на о. Кипр.

Морская авиация имеет в своем составе 16 патрульных самолетов S2E и 3 вертолета АВ-204В, которые предназначены для ведения воздушной разведки на мире, поиска и уничтожении (во взаимодействии с кораблями флота) подводных лодок противника.

ВМС Турции не располагают резервными кораблями. Исключенные из боевого состава флота корабли переоборудуются под вспомогательные суда или сдаются на слом. При необходимости часть переоборудованных судов может быть вновь включена в боевой состав флота.

Пополнение и обновление корабельного состава ВМС осуществлялось в основном за счет поставок из-за границы (главным образом из США, так как судостроительная промышленность Турции обеспечивает строительство лишь малых кораблей и вспомогательных судов.

По сообщениям зарубежной печати, в Турции в последние годы проводятся мероприятия по расширению возможностей национальной судостроительной промышленности. Они осуществляются под девизом «свои корабли будем строить сами». По признанию бывшего командующего ВМС Каяджана, это вызвано тем обстоятельством, что Турция не может всегда полагаться на военную помощь своих партнеров по НАТО, ибо в случае войны союзники, по его мнению, в первую очередь будут заботиться о своих интересах. При этом он сослался на опыт, полученный Турцией в годы первой мировой войны, когда и отказались передать османскому государству 2 броненосца, 14 эскадренных миноносцев и 4 подводные лодки, за которые им было уплачено золотом. Для привлечения населения к сбору средств на развитие собственной судостроительной промышленности и усиление боевой мощи ВМС в 1965 году было создано общество содействия турецкому флоту.

Строительство боевых кораблей и вспомогательных судов осуществляется в соотвествии с пятилетними кораблестроительными планами. Первыми двумя планами (1962 — 1972 годы) предусматривалось с помощью США и ФРГ построить на верфях страны 5 эскадренных миноносцев, 4 подводные лодки, 10 малых противолодочных кораблей, 20 катеров различного назначения и несколько вспомогательных судов. Однако из-за финансовых затруднений эти планы не были выполнены полностью. Третий кораблестроительный план (1973 — 1977 годы) предусматривает ввод в боевой состав флота второго сторожевого корабля «Пейк», завершение подготовительных работ на верфи в Гёльджюк для закладки двух подводных лодок водоизмещением по 1000 т., строительство четырех ракетных катеров, пяти малых десантных кораблей типа LCT, шести сторожевых катеров и нескольких вспомогательных судов. Наряду с планами строительства боевых кораблей и судов на отечественных верфях командование ВМС Турции с помощью США предполагает обновить основной состав флота, заменив устаревшие эскадренные миноносцы, подводные лодки, базовые тральщики и сторожевые катера более современными кораблями. Предполагается также получить из США несколько патрульных самолетов.

Резервом военно-морского флота является торговый флот, часть судов которого, как сообщает иностранная печать, в военное время передается в распоряжение командования ВМС и может быть использована для обеспечения боевых действий кораблей флота и морских перевозок войск, боевой техники, нефтепродуктов и других грузов между портами Турции. Торговый флот насчитывает около 350 судов общей грузоподъемностью 757 тыс. т., значительная часть которых построена в годы второй мировой войны.

Основными базами военно-морского флота являются Гёльджюк (главная), Стамбул, Измир, Искендерон и Эрегли, а пунктами базирования — Мерсин, Чанаккале, Амасра и другие. Весь корабельный состав флота приписан к ГВМБ Гёльджюк, в которой находятся штаб флота, береговые штабы основных корабельных соединений, учебный центр по подготовке рядового и унтер-офицерского состава, центр снабжения, кораблестроительные и судоремонтные предприятия. Военно-морские базы Стамбул и Эрегли подчинены командованию Северной военно-морской зоны, военно-морские базы Измир и Искендерон с пунктом базирования Мерсии — командованию Южной зоны. В этих базах боевые корабли находятся при несении боевого дежурства, во время учений и отработки задач боевой подготовки. В них турецкие корабли могут пополнить свои запасы топлива, продовольствия, боеприпасов и воды, а также произвести необходимый ремонт. В ГВМБ Гёльджюк, военно-морской базе Стамбул и пункте базирования Мерсин имеются доки.

По сообщениям иностранной печати, численность личного состава ВМС Турции составляет 40 тыс. человек. Комплектование рядовыми и унтер-офицерами производится на основании закона о всеобщей воинской повинности. Срок действительной службы два года. Рядовой состав по специальностям (минеры, артиллеристы, связисты, электрики, торпедисты, мотористы и другие) готовится учебным центром в Гёльджюк в течение 6 — 9 месяцев. Ежегодно там проходит подготовку около 9 тыс. матросов срочной службы. Унтер-офицеров корабельной службы готовит специальная школа в Бейлербей (район Стамбула) и учебный центр в Гёльджюк, а подготовка унтер-офицеров для подразделений морской пехоты охраны побережья ведется на специальном отделении при пехотном училище в Тузла.

Подготовка кадровых офицеров для ВМС осуществляется в военно-морском офицерском училище «Харп Окулу» (на о. Хейбели), которое имеет два отделения — командное и инженерное. Курсанты набираются из числа выпускников военно-морского лицея и гражданских средних школ. Срок обучения четыре года. По окончании училища выпускникам присваивается первичное офицерское звание «младший лейтенант», а при положительной аттестации через шесть месяцев службы на кораблях и в береговых частях — очередное воинское звание «лейтенант». Ежегодно выпускается около 120 человек. При училище имеются курсы усовершенствования офицерского состава, их оканчивают 50 — 60 офицеров в год. Училище офицеров запаса ВМС (о. Хейбели) комплектуется в основном выпускниками мореходной школы и технического университета. Оно также имеет два отделения: командное и инженерное. Срок обучения один год. По окончании училища выпускники в звании «младший лейтенант» проходят годичную стажировку на кораблях и в береговых частях ВМС, а затем увольняются в запас.

В военно-морской академии (Стамбул) срок обучения три года. В нее принимаются офицеры в званиях «старший лейтенант» — «капитан 3 ранга», прослужившие на флоте не менее трех лет, имеющие положительные характеристики и успешно выдержавшие вступительные экзамены. Ежегодно из академии выпускается 10 — 20 офицеров.

Как свидетельствуют сообщения иностранной печати, боевая подготовка ВМС Турции направлена в основном на отработку задач, которые они должны решать в военное время. В этих целях соединения кораблей и береговые части ВМС проводят учения как самостоятельно, так и совместно с другими видами турецких вооруженных сил. Особое внимание уделяется отработке взаимодействия с ВВС. Помимо национальных учений, турецкие ВМС принимают активное участие в многочисленных учениях и маневрах, ежегодно проводимых по линии НАТО в Эгейском и Средиземном морях.

По оценке зарубежных военно-морских специалистов, ВМС Турции пока не в состоянии самостоятельно и полностью решать возложенные на них задачи, в частности по борьбе с подводными лодками противника и защите морских коммуникаций вне прибрежных вод страны. В связи с этим высказывается мнение о необходимости тесного взаимодействия турецких ВМС с военно-морскими силами США (6-й флот) и других стран — участниц НАТО в бассейне Средиземного моря.

Добавить комментарий