Широко используя приток иностранного капитала, нещадно эксплуатируя цветное население страны, южноафриканские расисты форсируют прежде всего развитие военной промышленности. Правящие круги страны, напуганные ростом национально-освободительного движения в Африке, стремятся оснастить вооружённые силы новейшим оружием и боевой техникой. С этой целью проводятся различные мероприятия, направленные на расширение производства современного вооружения, на полное обеспечение потребностей в нём.
Военная промышленность, уже освоившая выпуск по лицензиям артиллерийско-миномётного вооружения, практически готова к производству танков, самолётов, боевых кораблей (в том числе подводных лодок) собственной разработки. Ведутся работы и по созданию ядерного оружия.
О темпах гонки вооружения в ЮАР свидетельствует тот факт, что военные расходы страны увеличились с 1960 года по 1975 год почти в 28 раз. На 1976/77 финансовый год они запланированы в сумме 1350 млн. рэндов (более 1500 млн. долларов).
ЮАР занимает важное стратегическое положение, так как вдоль её побережья проходят международные морские коммуникации, связывающие страны Западной Европы и восточного побережья Американского континента со странами Дальнего Востока, Персидского залива, восточного побережья Африки. В 1974 году вокруг мыса Доброй Надежды прошло более 25 тыс. судов, половина которых заходила в порты ЮАР. Более 50% нефти и около 25% продовольствия в западноевропейские страны перевозится супертанкерами и транспортами мимо берегов ЮАР. По мнению западных специалистов, даже после открытия Суэцкого канала роль этого морского пути, особенно в перевозках нефти из района Персидского залива на Американский континент, продолжает оставаться значительной.
Империалистические круги Запада рассматривают юг Африки не только как объект экономических интересов, но и как плацдарм для осуществления своих далеко идущих политических и стратегических планов. Поэтому не случайно страны НАТО и Израиль сотрудничают с ЮАР и оказывают режиму апартеида военно-политическую поддержку и «помощь» в развитии вооружённых сил, в том числе и ВМС.
Военно-морские силы ЮАР являются самостоятельной видом вооружённых сил, которым в планах реакционного руководства страны отводится значительная роль. Судя по сообщениям иностранной печати, на них возложены задачи по охране военно-морских баз, портов и побережья страны (протяжённость около 2000 миль), ведению морской разведки в южной части Атлантического и Индийского океанов (осуществляется совместно с ВМС США, Великобритании и Франции) и защите морских коммуникаций в этом районе.
ВМС ЮАР возглавляет командующий, который непосредственно подчинён главнокомандующему вооружёнными силами страны. Руководство он осуществляет через штаб, состоящий из пяти управлений (оперативного и боевой подготовки, административного, тыла, подготовки и комплектования личным составом и инженерно-технического) и нескольких отделов (планирования, медицинского, артиллерийского оружия, связи и других).
В организационном отношении ВМС состоят из регулярного и резервного флотов, береговых частей и подразделений, а также морской пограничной охраны. В регулярный флот входят эскадры противолодочных кораблей и тральщиков, а также дивизион подводных лодок, в резервный — отряды катеров и вспомогательных судов.
По данным иностранной прессы, в настоящее время ВМС ЮАР насчитывают около 40 боевых кораблей и вспомогательных судов, в том числе три подводные лодки, два эскадренных миноносца, шесть фрегатов, десять тральщиков, шесть противолодочных и сторожевых катеров, а также 11 вспомогательных судов.
Все подводные лодки — типа «Дафнэ» (рис. 1), они построены во Франция в 1970—1971 годах и являются наиболее современными боевыми кораблями флога. Надводное водоизмещение каждой 850 т, подводное 1040 т, длина 58 м, ширина 6,8 м, осадка 4,7 м; надводная и подводная скорость хода 16 уз; вооружение — восемь носовых и четыре кормовых 550-мм торпедных аппарата.
Рис. 1. Подводная лодка «Мария Ван Рибен» (типа «Дзфнэ»)
Оба эскадренных миноносца (типа W, английской постройки 1944 года) переданы ЮАР в 1950—1952 годах. В результате модернизации (1962—1964 годы) на них были оборудованы взлётно-посадочные площадки и ангары для противолодочных вертолётов (рис. 2). Эти корабли имеют полное водоизмещение 2850 т; длину 110,6 м, ширину 10,9 м, осадку 5,2 м; наибольшую скорость хода 36 уз. Экипаж 192 человека. Кроме артиллерийского вооружения (две спаренные 102-мм универсальные артустановки и два 40-мм зенитных автомата), на каждом эсминце два противолодочных вертолёта «Уосп», четырёхтрубный 533-мм и два трёхтрубных 305-мм торпедных аппарата, два бомбомёта и два бомбосбрасывателя.
Рис. 2. Эскадренный миноносец «Ян Ван Рибек» (типа W)
Класс фрегатов ВМС ЮАР представлен тремя типами. Три фрегата типа «Президент» (рис. 3) построены в 19132— 19134 годах в Великобритании, а в 1969—1971 годах они прошли модернизацию на верфях г. Саймонстаун, в ходе которой на них были оборудованы взлётно-посадочная площадка и ангар для противолодочного вертолёта, установлено по два трёхтрубных торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами, снято по одному бомбомёту «Лимбо» и перенесены на крышу вертолётного ангара оба 40-мм зенитных автомата. Полное водоизмещение корабля 2800 т; длина 112,8 м, ширина 12,5 м, осадка 5,2 м; наибольшая скорость хода 30 уз. Экипаж 203 человека. Кроме упомянутого, вооружение фрегатов включает спаренную 114-мм универсальную артустановку, бомбомёт «Лимбо» (боезапас 120 глубинных бомб) и противолодочный вертолёт.
Рис. 3. Фрегат «Президент Стейн» (типа «Президент»)
Фрегат «Вристаат» (постройки 1944 года) переоборудован из английского эскадренного миноносца типа W и передан ЮАР в 1957 году. Его основные тактико-технические характеристики остались прежними, а вооружение состоит из спаренной 102-мм универсальной артустановки, двух 40-мм зенитных автоматов, четырёх бомбомётов «Сквид» и «Лимбо».
Оба фрегата типа «Лох» построены в Великобритании в 1941 — 1945 годах. Их полное водоизмещение 2450 т; длина 93,6 м, ширина 11,7 м, осадка 4,6 м; наибольшая скорость хода 19 уз; вооружение, спаренная 102-мм универсальная артустановка, два — шесть 40-мм зенитных автоматов и два бомбомёта «Сквид». Экипаж 165 человек.
Базовые тральщики типа «Тон» постройки 1953— 1958 годов имеют полное водоизмещение 425 т, наибольшую скорость хода 15 уз; вооружение: 40-мм и два 20-мм зенитных автомата. Экипаж 27 человек.
Флот располагает также пятью противолодочными катерами типа «Форд» английской постройки 1954—1958 годов (водоизмещение 160 т, вооружение — 40-мм зенитный автомат и два бомбосбрасывателя) и сторожевым катером собственной постройки (водоизмещение 54 т, вооружён двумя 20-мм зенитными автоматами).
В отряд вспомогательных судов входят три учебных корабля, гидрографическое судно, танкер, боно-заградительное судно, два буксира, торпедолов, водолазный бот и четыре спасательных судна.
В составе ВВС страны имеется морская авиагруппа, в которую входят разведывательная авиаэскадрилья (семь самолётов «Шеклтон» и девять «Альбатрос», дислоцируются в Кейптауне) и штурмовая (12 самолётов «Буканир», в Вестерплац). Они придаются флоту для отработки задач противолодочной обороны и на период учений. Все самолёты английского производства.
Перспективным этапом развития ВМС, разработанным военным руководством ЮАР на 1970—1980 годы, предусматривается обновить корабельный состав флота как за счёт приобретения кораблей различных классов за границей, так и строительства их на собственных верфях. В зарубежной печати сообщалось, что в ЮАР уже началось проектирование новых кораблей с привлечением иностранных специалистов. На судоверфях в г. Дурбан с 1975 года ведётся строительство шести ракетных катеров по израильским лицензиям, которые предполагается вооружить противокорабельными ракетами: французскими «Экзосет» или израильскими «Габриэль». Судя по заявлению министра обороны, ЮАР намерена в ближайшее время начать строительство на национальных верфях шести фрегатов по лицензиям западных стран. Во Франции заказаны две подводные лодки типа «Агоста», которые будут поставлены ЮАР в 1979 году. Кроме того, планируется передать три ракетных катера. На эти корабли якобы не распространяется эмбарго, наложенное Францией на поставки оружия расистскому режиму ЮАР. Судя по некоторым сообщениям европейской прессы, в 1975 году одна из испанских судостроительных верфей в г. Картахена получила от ЮАР заказ на постройку трёх подводных лодок типа «Дафнэ». Предусматривается также замена находящихся в строю тральщиков новыми и усовершенствование вооружения фрегатов.
Согласно сообщениям иностранной печати, численность личного состава ВМС 5000 человек, в том числе 475 офицеров. Кроме того, в ВМС имеется более 10 тыс. резервистов первой очереди.
Подготовка офицеров для корабельной службы осуществляется в военно-морском колледже, находящемся в Гордонс-Бей (м. Доброй Надежды), унтер-офицерского и рядового состава — в учебном центре ВМС, расположенном в г. Салданья. Личный состав для подводных лодок готовится в учебном центре в г. Саймонстаун, открытом в 1971 году. Высшие командные кадры ВМС проходят обучение за границей (в Великобритании и Франции). Западная пресса отмечала, что военное руководство ЮАР расширяет сейчас сотрудничество с Израилем с целью создания единой системы подготовки офицерского состава ВМС обеих стран.
Боевая подготовка ВМС направлена на поддержание кораблей и самолётов морской авиации в постоянной готовности к выполнению возложенных на них задач. Проводятся регулярные учения по поиску подводных лодок и организации опознавания и слежения за всеми кораблями и судами, проходящими к югу от мыса Доброй Надежды, отрабатываются задачи по ведению артиллерийских стрельб по надводным и воздушным целям, торпедные стрельбы и бомбометание с применением осветительных ракет. Большое внимание уделяется вопросам защиты морских коммуникаций и ведению разведки в южной части Индийского и Атлантического океанов, отработка которых проводится на совместных учениях ВМС ЮАР, США, Великобритании и Франции.
Главной военно-морской базой флота является г. Саймонстаун, который занимает важное стратегическое и географическое положение на стыке Атлантического и Индийского океанов. База имеет хорошую естественную защиту с суши и моря, доступна для кораблей всех классов и располагает всем необходимым для их обслуживания и обеспечения. В настоящее время проводится её реконструкция, после завершения которой здесь сможет находиться одновременно до 50 боевых кораблей. В иностранной печати сообщалось, что вблизи ВМБ (гора Силвермайн) расположен оперативный центр ВМС ЮАР, построенный в 1973 году при технической помощи США и Великобритании. Он является одним из наиболее важных элементов в общей системе наблюдения за надводной и воздушной обстановкой в южной части Атлантического и Индийского океанов, данные о которой поступают от кораблей и самолётов ВМС ЮАР, Франции, Великобритании и США. Деятельность оперативного центра координируется с соответствующими центрами наблюдения ВМС США в районе Карибского моря, ВМС Франции, Великобритании и других стран НАТО.
По мнению зарубежных военных специалистов, техническое состояние корабельного состава, характер и направленность боевой подготовки флота свидетельствуют о том, что военно-морские силы ЮАР обладают определёнными возможностями по контролю за судоходством, защите морских коммуникаций и ведению разведки в южной части Атлантического и Индийского океанов.