В планах по дальнейшему наращиванию военной мощи милитаристские круги Японии большое внимание уделяют непрерывному развитию авиационной промышленности, являющейся основным звеном военно-промышленного потенциала страны. На долю этой отрасли приходится 60% общего количества людей, занятых в военном производстве, и 47% стоимостного объёма выпуска военной проекции.

Наибольшее развитие авиационная промышленность получила в годы второй мировой воины, когда производственные мощности отрасли возрастали особо быстрыми темпами (в 1944 году могла выпустить уже 25 тыс. самолётов). Всего за указанный период было произведено 100 тыс. самолётов различных типов. К этому времени на авиационных предприятиях работало около 1 млн. человек.

В послевоенный период авиационная промышленность страны возобновила свою деятельность в 1952 году, то есть после снятии Соединенными Штатами запрета на проведение НИОКР и производство авиационной техники. С 1952 по 1954 год Япония в основном осуществляла ремонт самолётов ВВС , дислоцирующихся на Дальнем Востоке. Выполняя заказы по ремонту американском авиационном техники, японские компании частично восстановили свои авиационные предприятия, оснастили их современным оборудованием и с 1954 года приступили к производству самолётов и вертолётов для собственных вооружённых сил.

Следует указать, что в восстановлении и дальнейшем развитии рассматриваемой отрасли промышленности большая роль принадлежала иностранной технической помощи. Так, только за 1951 — 1970 годы Япония заключила 327 контрактов с зарубежными авиапромышленными фирмами на приобретение лицензии для производства авиационной техники, в том числе с американскими — 239, английскими — восемь, французскими — пять. В 1971 году действовало около 200 подобных контрактов с авиационными компаниями США, Франции, Великобритании, Швейцарии, Швеции, Канады и Дании. Кроме того, руководство японских авиационных фирм заимствовало, главным образом в США, новые способы организации и управления производством, на восстанавливаемые авиационные заводы ввозилось современное оборудование.

В настоящее время авиационная промышленность Японии представляет собой довольно развитую отрасль, способную на 96% удовлетворить внутренние потребности страны. Отдельные виды авиационной техники поставляются в другие страны. В 1971 году производственная площадь действующих авиационных предприятий превысила 1 млн. кв. м., а число занятых на них рабочих и служащих достигло 26 тыс.

В стоимостном выражении общий объём продукции авиационной промышленности за 1952 — 1971 годы составил 1391,5 млрд. йен. По целевому назначению эта сумма распределяется следующим образом — управление обороны Японии 1023,1 млрд. йен (73,5%), вооружённые силы США 57,5 млрд. (4,1%). японские гражданские учреждения и организации 217,8 млрд. (15,6%), экспорт 92,8 млрд. йен (6,8%). Таким образом, около 78% произведенной продукции приходится на заказы вооружённых сил Японии и США, что свидетельствует о значительной военной направленности этой отрасли промышленности.

Производство военных самолётов в Японии осуществляется при технической и финансовой помощи США. На основе соглашений, заключённых с США, японские авиационные фирмы выпустили свыше 780 самолётов (300 F-86F «Сейбр», 230 F-104 , 42 P2V7 «Нептун» и 210 Т-33 «Шутинг Стар») на сумму около 200 млрд. йен, из которых более 68 млрд (34%) составила американская помощь.

Используя опыт изготовления по американским лицензиям самолётов F-86 и F-104, авиационная промышленность Японии в 1969 году приступила к производству на своих предприятиях более современных самолётов, в частности американских истребителей F-4FJ . По сведениям иностранной печати, в декабре 1974 года в боевом составе ВВС Японии находилось 78 самолётов «Фантом». К 1979 году намечено выпустить 158 истребителей этого типа. Некоторые японские компании при технической помощи американских фирм изготавливают военные вертолёты типа V-107, HU-1, S-61, HSS-2 и другие.

Наряду с выпуском отдельных образцов американской авиационной техники в Японии разработаны и запущены в серийное производство самолёты собственной конструкции (учебно-тренировочные Т-1 и Т-2, военно-транспортные YS-11 и С-1, самолёты ПЛО P2J и PS-1, а также истребитель бомбардировщик FST-2). По данным зарубежной прессы в настоящее время на основе конструкции противолодочного гидросамолёта PS-1 в стране созван первый образец спасательного самолёта-амфибии US-1. Кроме того, сейчас разрабатываются самолёты с вертикальным взлётом и посадкой.

Помимо обеспечения внутренних потребностей страны необходимой техникой, предприятия авиационной промышленности Японии выполняют заказы других государств, и в первую очередь США. Так, в период американской агрессии во Вьетнаме японские авиапромышленные компании принимали активное участие в ремонте вышедших из строя самолётов и вертолётов США, что способствовало наиболее полной загрузке их производственных мощностей, а также получению опыта организации производства и ремонта современных образцов авиационной техники.

В производстве самолётов, вертолётов и авиационного оборудования принимают участие более 50 японских компаний. К ведущим относятся: «Мицубиси дзюкогё», «Кавасаки дзюкогё», «Фудзи дзюкогё», «Исикавадзима Харима дзюкогё», «Син Мэйва когё». На их долю приходится более 80% общей стоимости продукции, выпускаемой авиационной промышленностью.

Компания «Мицубиси дзюкогё» обладает достаточно большим опытом изготовления авиационной техники. В 1921 — 1945 годах на её предприятиях было выпущено 18 тыс. самолётов и 52 тыс. авиационных двигателей различного назначения. В послевоенный период компания стала главным подрядчиком управления обороны в области разработки и производства указанной техники. Она располагает крупным промышленным комплексом в Нагоя, состоящим из четырёх авиационных заводов в Ооэ, Дайко, Северном Комаки и Южном Комаки.

Предприятие в Ооэ (насчитывает 4000 человек) специализируется на производстве агрегатов и деталей для самолётов F-4EJ, MU-2, Т-2 и вертолётов HSS-2. Кроме того, оно занимается сборкой ЗУР .

Авиационный завод в Дайко (1300 человек) производит и ремонтирует двигатели CT63-M-5A, JT8D-M-9, GCM-I, а также изготовляет отдельные узлы и детали авиационных двигателей J-79, J-3 и Т64.

На заводе в Северном Комаки, построенном в 1972 году, осуществляется главным образом сборка двигателей для военно-транспортного самолёта С-1, а также выпуск исследовательских ракет на жидком топливе.

Авиационный завод в Южном Комаки (1900 человек) является основным предприятием в Японии по сборке истребителей F-4EJ «Фантом», FST-2, реактивного учебно-тренировочного самолёта Т-2, вертолётов HSS-2, S-61. Совместно с компанией «Кавасаки дзюкогё» он производит военно-транспортные самолёты С-1.

Компания «Кавасаки дзюкогё» занимает в Японии второе место по производству авиационной техники. В 1954 — 1973 годах она выпустила для собственных вооружённых сил около 520 самолётов и вертолётов. Ей принадлежат два авиационных завода: в Гифу и Акаси.

Предприятие в Гифу (число рабочих и служащих 1100 человек) изготавливает противолодочные самолёты P2J и военно-транспортные С-1. Кроме того, совместно с компаниями «Мицубиси дзюкогё» и «Фудзи дзюкогё» оно выпускает вертолёты по американским лицензиям.

Авиационный завод в Акаси (префектура Хиого) занимается сборкой турбовальных двигателей КТ-5311А для вертолётов, а также выпускает узлы и детали для авиационных двигателей J-79, J-3, J-47.

Компания «Фудзи дзюкогё» имеет завод в Уцуномия (префектура Тогити), на которым осуществляется производство учебно-тренировочных самолётов, самолётов вспомогательной авиации и вертолётов различного назначения. В 1954-1973 годах на этом заводе было выпущено 430 самолётов и вертолётов. Кроме того, там изготавливаются отдельные элементы фюзеляжа для военно-транспортных самолётов YS-11 и С-1, а также для противолодочного самолёта PS-1.

Компания «Син Мэйва когё» является основной базой по ремонту японской и американской авиационной техники. С 1970 года компания на своем заводе в Кобе по заказу ВМС Японии приступила к производству противолодочных самолётов PS-1. Кроме того, на нем выпускаются отдельные узлы и детали для самолётов F-104J, С-46, Т-2.

На авиационном заводе этой компании в Итами (насчитывает более 1000 человек) осуществляется ремонт самолётов YS-11, С-46 и UF-2.

Компания «Исикавадзима-Харима дзюкогё» — главный производитель авиационных двигателей. Hа её авиационных предприятиях в Танаси и Мидзyxo ведутся сборка и ремонт двигателей для самолётов и вертолётов различного назначения.

Дальнейшему расширению производства авиационной техники в Японии в значительной степени способствует выполнение четвертого пятилетнего плана строительства вооружённых сил на 1972—1976 годы.

Так, по оценке специалистов японской ассоциации самолётостроителей, общая стоимость продукции авиационной промышленности в указанный период превысит 1100 млрд. иен. Около 86% этой суммы составят заказы управления обороны Японии. Согласно пятилетнему плану для японских вооружённых сил намечено выпустить 564 самолёта и вертолёта. В частности, для сухопутных войск планируется произвести 195 самолётов и вертолётов (пять самолётов связи и ведения разведки LR-1 и 190 вертолётов). Военно-воздушным силам предусматривается поставить 247 самолётов и вертолётов, в том числе 46 истребителей F-4EJ «Фантом», 68 истребителей FST-2, 24 военно-транспортных и 59 учебно-тренировочных самолётов. ВМС Японии получат от авиационной промышленности 122 самолёта и вертолёта, включая 43 противолодочных самолёта P2J, 12 PS-1 и 48 вертолётов HSS-2, V-107, S-61.

По данным японской ассоциации самолётостроителей, объём продукции авиационной промышленности в стоимостном выражении к 1980 году должен возрасти в четыре раза по сравнению с 1971 годом. Это означает, что Япония может приблизиться к уровню производства авиационной техники основных капиталистических стран Европы.

Объём производства авиационной техники в Японии с 1952 по 1974 года

Объём производства авиационной техники в Японии с 1952 по 1974 года

Добавить комментарий