Изучая опыт боевого применения авиации в так называемых локальных воинах, и особенно в агрессивной войне в Юго-Восточной Азии, развязанной американским империализмом, специалисты США пришли к выводу, что состоящие на вооружении авиационные пушки не соответствуют современным требованиям. Поэтому в США в последние годы ведутся интенсивные работы по созданию более эффективных пушек. По сообщениям зарубежной печати, в США создана новая 30-мм авиационная пушка GAU-8/A, которая принята на вооружение и входит в состав пушечной установки штурмовика А-10A, разрабатывается четырехствольная 25-мм авиационная пушка безгильзового заряжания.
Пушечная установка штурмовика А-10А разработана и производится американской фирмой «Дженерал электрик». Но данным зарубежной печати, она является высокоэффективной системой для поражения практически любых наземных целей на поле боя.
Пушечная установка (вес 1720 кг, общая длина 6,4 м) конструктивно состоит из трех основных частей: семиствольной 30-мм пушки GAU-8/A, системы подачи патронов и привода (рис. 1) Пушка выполнена по принципу Гатлинга с вращающимся блоком стволов. Стволы крепятся при помощи специальных быстросъемных шпилек в единый блок, который при стрельбе вращается относительно неподвижного кожуха пушки. При вращении блока стволов затворы (по одному на ствол) совершают возвратно-поступательное движение в специальных пазах. При движении их вперед происходит досылание патронов в патронники, запирание стволов и выстрел, при движении назад — отпирание стволов и экстракция стреляных гильз. Выстрел из каждого ствола происходит один раз за полный оборот блока.
Рис. 1. Общий вид пушечной установки с пушной GAU-8/A
Стрельба из пушки производится бронебойно-зажигательными, осколочно-фугасно-зажигательными и практическими снарядами. Верные, по данным зарубежный печати, имеют бронебойный сердечник из обедненного урана, обеспечивающий высокую бронепробиваемость. Гильзы патронов выполнены из алюминиевого сплава. Применение таких гильз вместо обычных бронзовых или стальных позволило снизить общий вес пушечной установки с полным боекомплектом (1350 патронов) на 271) кг. Вес патрона пушки GAU-8/A около 700 г, снаряда (в зависимости от его типа) 370 — 430 г, гильзы 150 г. Начальная скорость полета снаряда составляет 1060 м/с.
В пушечной установке используется беззвеньевая система подачи патронов, основными компонентами которой являются патронный магазин барабанного типа и ленточный конвейер с выходным и подающим блоками. Патроны из барабана извлекаются выходным блоком и, пройдя по рукаву подачи боеприпасов, поступают в подающий блок, смонтированный на пушке, который захватывает патроны и направляет их в пушку. Стреляные гильзы и нестреляные патроны снова возвращаются по отводящему рукаву в барабан.
Два гидравлических привода, работающих от самолетных гидравлических систем, позволяют осуществлять выбор двух режимов стрельбы с темпом 2000 или 4000 выстр./мин.
В ходе наземных испытаний было произведено около 300 тыс. выстрелов, после которых была оценена эффективность поражения бронированных целей (в том числе танков) при стрельбе из пушки, установленной на самолете A-10A. Эти испытания, по оценке американских военных специалистов, показали довольно высокую надежность и эффективность этой системы оружии. В настоящее время в США налажены серийное производство этих пушек и установка их на самолеты непосредственной авиационной поддержки — штурмовики А-10A.
Четырехствольная 25-мм безгильзовая пушка сконструирована специалистами отделения авиационных пушек центра вооружения ВМС США по схеме Гатлинга с реверсом наружного кожуха и кулачковым механизмом, открывающим и запирающим затвор. В зарубежной печати сообщается, что в зависимости от особенностей компоновки самолета и условий размещения на нем пушки она может быть выполнена и с вращающимися стволами.
Как писала иностранная пресса, испытания, проведенные американской фирмой «Грумман азроспейс» (г. Бетцедж, штат Нью-Йорк), показывают, что 25-мм пушка безгильзового заряжания с жидким метательным взрывчатым веществом будет высокоэффективным бортовым оружием перспективных истребителей воздушного боя. По мнению специалистов этой фирмы, эффективность стрельбы из нее будет в три раза выше, чем у стандартной шестиствольной 20-мм авиационной пушки «Вулкан», устанавливаемой на современных истребителях ВВС США.
В пушке используется двухкомпонентное жидкое метательное BВ, состоящее из окислителя в виде белой дымящей азотной кислоты и высокоплотного горючего экзотетрагидродициклопентадиена.
Пушка (общая длина 3,24 м) состоит из четырех модулей, каждый из которых включает: ствол длиной 2,75 м, ствольную коробку, насосы для впрыскивания горючего и окислителя и затвор. При необходимости количество модулей может быть увеличено или уменьшено.
Стволы, как и в других пушках системы Гатлинга, соединяются в казенной части, посредине и у дульного среза. Снаряды хранятся в барабане (как и в 20-мм авиационной пушке М-61 Вулкан”), но ввиду отсутствия гильз он меньше и не имеет механизма удаления стреляных гильз. Пушка снабжена тремя небольшими баллонами (для горючего, окислителя и сжатого воздуха), системой трубопроводов, клапанов, насосов и других элементов. Схема устройства этой пушки показана на рис. 2.
Рис 2. Схема устройства авиационной 23-мм четырехствольной пушки безгильзового заряжания с жидким метательным ВВ: 1 — дульный тормоз: 2 — баллом с жидким ВВ; 3 — баллон с окислителем; 4 — снарядный отсей; 5 — блок стволов; 6 — устройство подачи снарядов; 7 — привод
В однокомпонентной пушечной системе, которую также предлагает центр вооружения ВВС США, имеется один баллон. Иностранная печать отмечает, что, несмотря на то что из-за наличия баллонов безгильзовая пушка занимает больше места на самолете, чем обычная пушка гильзового заряжания, ее общий вес значительно меньше.
Принцип действия безгильзовой пушки состоит в следующем; снаряды из барабана подаются в каждый из четырех стволов, которые последовательно открываются и запираются, насосы впрыскивают определеннее порции горючего и окислителя в камеры, образовавшиеся между снарядами и затворами, и производится электрическое воспламенение горючей смеси (судя по сообщениям зарубежной печати, лаборатория артиллерийского вооружения ВМС США разрабатывает лазерную систему воспламенения). После выстрела открывается клапана среднем зажиме ствола, срабатывает рычаг отпирания затвора и подается следующий снаряд. При отказе ствола рычаг неподвижен и затвор не открывается до нового цикла воспламенения горючей смеси. Если и при повторной попытке выстрел не происходит, то специальный датчик исключает отказавший ствол из дальнейшей стрельбы, что приводит к некоторому снижению скорострельности пушки. Принципиальная схема заряжания пушки показана на рис. 3.
Рис. 3. Принципиальная схема заряжания пушки: 1, 2. 6. 10. 18 и 19 — переключатели подачи жидкого ВВ. окислителя и воздуха; 3. 8, 15. 16 н 30 — контрольные клапаны; 4 и 22 — перепускные клапаны; 5 — баллон с жидким ВВ; 7 — баллон со сжатым воздухом: 9 — форсунка: 11 — снаряд: 12 — насос для подачи жидкого ВВ; 13 — затвор; 14 — устройство перекрытия форсунки; 17 — насос дли подачи окислителя; 21 — баллон с окислителем
Основные расчетные тактико-технические характеристики пушки: темп стрельбы 4000 выстр./мин, начальная скорость снаряда 1200 м/с, вес снаряда 258,8 г, чистый вес пушки 367 кг, снаряженной 617 кг, боекомплект 600 снарядов.
По мнению специалистов фирмы «Трумман аэроспейс», безгильзовая 25-мм пушка имеет преимущества перед стандартной авиационной 20-мм пушкой «Вулкан». В ней может быть реализована более высокая энергия ВВ, что увеличивает скорострельность и вероятность попаданий, а более низкая температура сгорания ВВ увеличивает срок службы стволов. Двух компонентное метательное ВВ — горючее и окислитель — может использоваться в таком соотношении, которое обеспечит почти полное его сгорание с выделением минимального количества побочных газообразных продуктов. В перспективе для этой пушки можно использовать горючее и окислители, которые безопасны в обращении и при транспортировке.
К недостаткам пушки, по сообщениям иностранной печати, относятся трудности хранения и обращения с жидким метательным ВВ на борту самолета, а также отказы при стрельбе, приводящие к снижению скорострельности. Кроме того, проблемой является сильная дульная волна, возникающая при выстреле ввиду большой остаточной энергии. Однако специалисты фирмы считают, что при правильном расположении пушки на самолете, соответствующей конструкции дульного тормоза и использования акустических прокладок и демпфирующих материалов эту пушку можно устанавливать на любые истребители