В процессе непрекращающейся в капиталистических странах гонки вооружений ВВС этих стран постоянно получают новую, более сложную и дорогую авиационную технику. Использование же устаревших учебно-тренировочных самолётов не обеспечивает, как считают иностранные военные специалисты, достаточного уровня подготовки лётного состава к полётам на современных боевых самолётах, приводит к увеличению сроков и расходов на обучение лётчиков. В связи с этим военное руководство ведущих капиталистических государств, в том числе и Франции, уделяет большое внимание созданию новых учебно-тренировочных самолётов с высокими тактико-техническими характеристиками, близкими к соответствующим характеристикам боевых самолётов.

По сообщениям зарубежной печати, во Франции по заказу ВВС самолётостроительная компания «Дассо—Бреге» разработала самолёт Fl-B (рис. 1) для замены устаревших учебно-тренировочных самолётов Т-33 и «Мистер» 4, а также для экспорта в другие страны. В иностранной печати отмечается, что при создании самолёта были учтены требования командования французских ВВС, а также пожелания ВВС государств, покупающих у Франции истребители «Мираж» F1. Лётные испытания самолёта Fl-В приводятся в испытательном центре Истр под руководством специалистов компании «Дассо—Бреге». Первые пять полётов были выполнены с одним лётчиком на борту, а с июня 1976 года в экипаж входят два лётчика В конце 1976 года начались полёты, в ходе которых проводятся испытания бортовых систем оружия.

Французский учебно-тренировочный самолет «Мираж» F1-B
Рис. 1. Французский учебно-тренировочный самолет «Мираж» F1-B

Самолёт Fl-В представляет собой двухместный вариант находящегося на вооружении одноместного тактического истребителя «Мираж» F1. Он предназначен в основном для обеспечения более эффективной подготовки лётного состава тактической авиации. В боевых условиях самолёт предусматривается использовать в качестве дневного тактического истребителя, пилотируемого одним лётчиком.

Планер самолёта представляет собой почти точную копию планера истребителя «Мираж» F1. Он выполнен в виде моноплана с высокорасположенным крылом неизменяемой геометрии, имеющим стреловидность по передней кромке 50°. Высокое расположение крыла сохранено для подвески вооружения и топливных баков на узлах наружной подвески. Механизация крыла включает двухсекционные закрылки с дифференциальным управлением, элероны, интерцепторы (два на каждой консоли) и управляемые предкрылки. Фюзеляж самолёта цельнометаллический полумонококковой конструкции с боковыми воздухозаборниками. Шасси убирающееся трёхстоечное с передней стойкой. Компоновочная схема самолёта «Мираж» Fl-В показана на рис. 2.

Компоновочная схема самолета «Мираж» F1-B
Рис. 2. Компоновочная схема самолета «Мираж» Fl-B: 1 — многофункциональная РЛС 4; 2 — оптический прицел CSF-196; 3 — переднее катапультируемое кресло; 4 — дублирующий прицельный комплект; 5 — заднее катапультируемое кресло; 6 — расходный топливный бак; 7 — задний фюзеляжный топливный бак; 8 — двигатель «Атар» 9К50; 9 — крыльевой топливный баи; 10 — боковые фюзеляжные топливные бани; 11 — центральный фюзеляжный топливный бак

Установка на самолёте второго кресла и дополнительного оборудования повлекла за собой увеличение длины передней части фюзеляжа на 30 см, уменьшение обьёма отсека электронного оборудования, расположенного за кабиной лётчика, замену центрального аккумулятора двумя боковыми и удаление из конструкции самолёта встроенных пушек. Все пустого самолёта увеличился на 200 кг. Выполнение работ по оборудованию второй кабины привело к увеличению высоты передней части фюзеляжа, но тщательно выполненное сопряжение кабины с задней частью фюзеляжа, по расчётам французских специалистов, позволит самолёту развивать такую же скорость полёта, какую имеет одноместный вариант (основные тактико-технические характеристики обоих самолётов приведены в таблице). Задняя часть фюзеляжа после основного шпангоута изменений не претерпела (за исключением переходного обтекателя). Размеры и расположение хвостового оперения остались прежними. Оно состоит из вертикального киля и управляемого стабилизатора.

В кабинах лётчиков установлены катапультируемые сиденья «Мартин-Бейкер» Мк4 обеспечивающие экипажу возможность покинуть самолёт на любой высоте, в том числе и на земле. Переднее кресло смещено на 30 см вперёд по сравнению с креслом на одноместном варианте. Оборудование передней кабины (лётчика) полностью идентично оборудованию кабины истребителя «Мираж» F1. В задней кабине (инструктора) повторен максимум основного оборудования передней. Управление воздухозаборниками, двигателем, предкрылками, закрылками, тормозами и тормозным парашютом может производиться из обеих кабин.

Фонари кабин откидные, выполнены из органического стекла. Для создания лучшего обзора из задней кабины часть фюзеляжа между фонарями кабин также выполнена из органического стекла. Перед катапультированием фонари легко разрушаются с помощью специальных резаков, устанавливаемых на заголовниках кресел.

Самолёт «Мираж» F-1В, также как и «Мираж» F1, оснащён турбореактивным двигателем «Атар» УК50 производства компании СНЕКМА. Вес двигателя 1520 кг. Для повышения автономности эксплуатации самолёта запуск двигателя производится от газотурбинного стартера, работающего на основном топливе. Допустимое время непрерывной работы двигателя при полете на скорости М = 2,1 неограниченное, при М = 2,2 оно не более 1 ч (максимально допустимое число М равно 2,3). Запуск двигателя может осуществляться только из передней кабины.

Топливо на самолёте размещается во внутренних (фюзеляжных и крыльевых) баках общей ёмкостью 3850 л, что на 450 л меньше ёмкости внутренних баков истребителя «Мираж» F1. Для увеличения дальности и продолжительности полёта предусмотрена возможность подвески на подфюзеляжном и подкрыльевых узлах до трёх топливных баков ёмкостью 1200 л каждый. Заправка внутренних топливных баков может производиться под давлением. В будущем для обеспечения дозаправки самолёта топливом в воздухе на нем с правой стороны фюзеляжа планируется установить топливоприёмник.

Электрическая и гидравлическая системы самолёта «Мираж» F1-B идентичны соответствующим системам одноместного истребителя. Электрическая система получает энергию от двух генераторов переменного тока мощностью 15 кВт каждый. Система герметизации и кондиционирования воздуха доработана с учётом обеспечения необходимого температурного режима обеих кабин.

Для облегчения пилотирования самолёта, особенно при полётах на малых высотах, на нем используется работающая совместно с автопилотом система автоматической стабилизации. Основными её элементами являются демпферы тангажа, крена и рыскания.

Вооружение самолёта «Мираж» Fl-В по своему составу и вариантам наружной подвески аналогично вооружению одноместного истребителя «Мираж» F1. Исключение составляют пушки калибра 30 мм, которые в случае необходимости могут устанавливаться в подвесных контейнерах на подкрыльевых узлах подвески (на «Мираж» F1 они встроены). На новом самолёте имеется также семь узлов наружной подвески (один подфюзеляжный и шесть подкрыльевых), на которых при использовании его в варианте тактического истребителя могут быть подвешены в различных сочетаниях авиационные бомбы различных калибров, управляемые ракеты классов «воздух — воздух» и «воздух — земля», пусковые установки с неуправляемыми ракетами, авиационные пушки и т. п. Для применения оружия самолёт оснащён оптическим прицелом. Вместо кинопулемёта в передней кабине установлена телевизионная камера производства фирмы «Томсон—КСФ», с помощью которой информация, поступающая на прицел, передаётся в заднюю кабину и там отображается на полупрозрачном стекле дублирующего прицельного комплекта.

По мнению французских специалистов, поступление на вооружение ВВС учебно-тренировочного самолёта «Мираж» Fl-В позволит значительно улучшить подготовку лётного состава тактической авиации.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ «МИРАЖ» F1 и «МИРАЖ» F1-В

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ «МИРАЖ» F1 и «МИРАЖ» F1-В

Одновременно с совершенствованием состоящих на вооружении ВВС боевых самолётов и испытанием описанного выше учебно-тренировочного самолёта «Мираж» Fl-В французские фирмы ведут работы по созданию перспективных тактических истребителей. Например, зарубежная печать сообщает, что на заводе компании «Дассо—Бреге» в Сен-Клу (окраина Парижа) производится сборка первого прототипа нового многоцелевого истребителя «Мираж» 2000 (рис. 3). Планируется, что самолёт будет изготовлен в конце 1977 года, а в начале 1978 гола начнутся его лётные испытания. По заказу командования ВВС Франции самолёт «Мираж» 2000 первоначально разрабатывается в варианте истребителя-перехватчика. Всего намечено построить три прототипа. Первые серийные самолёты, сборку которых планируется закончить к концу 1981 года, пройдут серию дополнительных испытаний. Поставку истребителей-перехватчиков «Мираж» 2000 в авиационные эскадры ВВС ПВО Франции намечено начать в 1983 году. Всего, как сообщается в зарубежной печати, будет изготовлено 250—300 таких машин.

Перспективный французский многоцелевой тактический истребитель «Мираж» 2000
Рис. 3. Перспективный французский многоцелевой тактический истребитель «Мираж» 2000

Изучается также возможность создания самолёта «Мираж» 2000 в вариантах истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика и двухместного учебно-тренировочного самолёта.

По конструкции он представляет собой моноплан с треугольным крылом и однокиловым оперением. Крыло самолёта имеет увеличенную толщину в месте сопряжения с фюзеляжем, что, по расчетам иностранных специалистов, позволит увеличить емкость крыльевых топливных баков. Механизация крыла включает автоматические предкрылки, элероны и интерцепторы (на верхней поверхности крыла). Удельная нагрузка на крыло у самолёта «Мираж» 2000 будет значительно меньше нагрузки у существующих типов французских истребителей.

При проектировании профиля крыла конструкторы стремились уменьшить его лобовое сопротивление и добиться увеличения подъемной силы на больших углах атаки. В конструкции планера широко применяются титановые сплавы, а также композиционные материалы.

На самолёте будет устанавливаться электропроводная система управления, которая в отличие от существующих систем вправления имеет меньший вес. Прототип такой системы проходит испытания на серийном двухместном самолёте «Мираж» 3В. Как сообщает иностранная печать, уже выполнено более 100 полётов при управлении этим самолётом с помощью электропроводной системы, которая установлена в передней кабине (в задней кабине сохранено обычное управление).

В качестве силовой установки на серийных самолётах «Мираж» 2000 предполагается использовать двигатель М53-5 тягой 9000 кг производства компании СНЕКМА. В иностранной печати сообщается, что фирма ведёт работы по созданию двигателя М53-7 тягой 9700 кг, установка которого на истребитель-перехватчик «Мираж» 2000 (взлётный вес порядка 10 т) обеспечит тяговооружённость самолёта, близкую к единице. Официальные цифры, характеризующие тактико-технические возможности, как отмечает зарубежная печать, ещё не опубликованы, однако, по мнению некоторых иностранных специалистов, ожидается, что максимальная скорость самолёта будет соответствовать числу М = 2,5-2,7, практический потолок 20000 м. Емкость внутренних топливных баков будет примерно равна емкости баков самолёта «Мираж» F1 (4500 л), а подвесных топливных баков несколько больше, что обеспечит, по мнению французских специалистов, продолжительность полёта самолёта не менее 3,5 ч.

Истребитель-перехватчик «Мираж» 2000 планируется вооружить управляемыми ракетами R550 класса «воздух—воздух» (ближнего воздушного боя) и УР R530 (средней дальности), а истребитель-бомбардировщик на девяти узлах наружной подвески (пять подфюзеляжных и четыре подкрыльевых) сможет нести до 5 т боевой нагрузки и взлетать при этом с ВПП длиной 1200 м. Радиус
действия его в этом случае будет на 30 проц. превышать радиус действия самолёта «Мираж» 3Е.

На самолёт «Мираж» 2000 намечено установить автопилот производства фирмы «СФЕНА», инерциальную навигационную систему (фирма «САЖЕМ»), бортовую РЛС управления оружием (фирма «Томсон—КСФ») дальностью действия 70—80 км, что в четыре-пять раз больше, чем у РЛС управления оружием истребителей «Мираж» 3Е, и почти в два раза больше, чем у истребителей «Мираж» F1.

Французская печать, широко рекламируя самолёт «Мираж» 2000, сообщает, что он будет якобы обладать одинаковой маневренностью с американским истребителем F-15 при скорости полета М=1,5 и лучшей при М=2, а американский истребитель F-16 будет уступать французскому самолёту по максимальной скорости, практическому потолку и дальности действия РЛС управления оружием.

Добавить комментарий