Перевооружение ВВС новыми самолётами осуществляется практически во всех странах НАТО.
Для ТАК ВВС США закупается большое количество современных самолётов, в частности 729 тактических истребителей F-15 и 1388 F-16, 156 самолётов, специально оборудованных для ведения РЭБ (из них 40 EF-111A и 116 F-4G). Многие из них уже поступили в части. Всего предполагается перевооружить 89 авиаэскадрилий.
ВВС ФРГ намечают приобрести 322 (без учета двух опытных образцов) тактических истребителя «Торнадо» (рис. 1) и 175 самолётов «Альфа Джет» и заменить ими устаревшие F-104, F-4 и G.91
Рис. 1. Опытный образец нового многоцелевого тактического истребителя «Торнадо»
Английские ВВС, едва закончив перевооружение авиационных подразделений истребителями-бомбардировщиками «Ягуар», начали подготовку к переоснащению бомбардировочных эскадрилий многоцелевыми самолётами «Торнадо» G.1 и ведут работы по созданию истребителя- перехватчика «Торнадо»Р.2. Всего намечается закупить 385 таких самолётов, из них 220 первой модификации и 165 второй.
ВВС Бельгии, Норвегии, Дании и Нидерландов приступили к перевооружению своих авиационных частей новейшими тактическими истребителями F-16 (заказано 358 машин). Командование ВВС Италии планирует получить 100 самолётов «Торнадо».
Таким образом, как отмечается в иностранной печати, только в соответствии с основными программами перевооружения ВВС стран НАТО в ближайшие пять-шесть лет получат более 4200 новых боевых самолётов.
Одновременно с этим для расширения боевых возможностей своих ВВС в будущем в США ведутся работы по созданию новых боевых самолётов, в частности тактического истребителя следующего поколения и высокоманевренного истребителя-перехватчика. Их европейские союзники изучают возможные проекты будущего боевого самолёта, но пока не могут согласовать свои требования к нему.
Модернизация состоящей на вооружении авиационной техники осуществляется по многочисленным программам.
Американские специалисты намечают: на самолёте F-15 увеличить боевую нагрузку, запас топлива и улучшить программу математического обеспечения бортовых радиолокационных и других систем; на штурмовике А-10 установить инерциальную навигационную систему, ИК систему переднего обзора, индивидуальные средства электронной защиты (автоматы сбрасывания дипольных отражателей и ИК ловушки); истребитель-бомбардировщик F-111 оснастить системой автоматического полета на предельно малых высотах, подвесной станцией управления оружием «Пейв Тэк», современными средствами РЭБ и вооружить его УР «Мейверик»; на самолёте-разведчике RF-4C намечается закончить установку новой разведывательной радиоэлектронной системы, работающей совместно с РЛС бокового обзора, что, по мнению американских специалистов, должно значительно повысить его возможности по ведению разведки в сложных метеорологических условиях.
Различные работы по модернизации бортового оборудования ведутся на бомбардировщиках В-52 и других боевых машинах. Совершенствуются конструкции военно-транспортных самолётов С-5, С-141, С-130 и т. д.
В ФРГ планируется усовершенствовать бортовое оборудование истребителей F-4F, что позволит повысить точность самолётовождения и обеспечит возможность применения новейших ракет и бомб.
ВВС Италии намечают: модернизировать истребитель-перехватчик F-104 путем установки на него современной радиолокационной станции и оснащения управляемыми ракетами «Сайдвиндер» (последних модификаций) и «Аспид», разработать к 1983—1984 годам новый самолёт непосредственной авиационной поддержки (программа АМ-Х) для замены устаревших машин G.91.
В странах НАТО уделяется также большое внимание оснащению боевых самолётов новым бортовым оружием (авиабомбами, управляемыми и неуправляемыми ракетами, авиационными пушками).
Например, в трех ведущих странах этого агрессивного блока — США, ФРГ и Великобритании — ведутся работы над новыми системами вооружения для поражения наземных бронированных целей на большой площади. В частности, в США разрабатываются управляемые бомбовые кассеты. Они могут снаряжаться противотанковыми бомбами и минами и поражать ими бронированные боевые машины противника на значительной площади.
В ФРГ создается подвесная кассетная установка MW-1 (вес около 4600 кг) для оснащения самолётов «Торнадо» и F-4. Из нее разбрасываются кумулятивные, осколочные и другие бомбы и мины, способные поражать танки, бронетранспортеры, самолёты и другие цели на площади 500х2500 м. Подобные работы ведутся и в Великобритании.
Для повышения точности ударов по малоразмерным целям намечается принять на вооружение УР «Мейверик» с лазерной и ИК головками самонаведения. Кроме того, в США разрабатывается система PLSS (Precision Location Strike System), предназначенная для определения координат объектов — источников электронного излучения и последующего радиокомандного наведения на них ударных самолётов и управляемого оружия.
Развитие тактики боевых действий ведется путем совершенствования «доктрин» (взглядов на использование авиации) и инструкций по организации боевых действий, перераспределения задач между частями и подразделениями истребителей, поиска и отработки новых тактических приемов.
В соответствии с первым направлением в 1976 году в НАТО были приняты единые положения о действиях тактической авиации в современной войне. Для улучшения организации совместных боевых действий ВВС и сухопутных войск в США созданы управление боевого применения авиации и сухопутных войск и управление программ авиации и сухопутных войск. Первое отвечает за разработку концепций боевого применения, тактики действий и инструкций по совместным боевым действиям, а на второе возложено внедрение этих идей и рекомендаций в практику боевой подготовки частей.
Управление боевого применения авиации и сухопутных войск, как заявил об этом командующий ТАК ВВС США, в настоящее время работает над основными положениями по организации: разведки и наблюдения, взаимодействия авиации с сухопутными войсками, непосредственной авиационной поддержки, изоляции района боевых действий, подавления системы ПВО противника, управления воздушным движением над районом боевых действий, радиоэлектронной борьбы, обороны авиационных баз и т. д. Кроме этого, оно отвечает за подготовку передовых наводчиков. Разработанные им предложения проверяются на учениях. Например, в иностранной печати сообщалось, что в конце 1978 года на специальных учениях отрабатывалась тактика действий штурмовиков А-10А по танкам во взаимодействии с боевыми (АН-1) и разведывательными (ОН-5) вертолетами и артиллерией. По мнению американских специалистов, эти учения показали, что, несмотря на некоторые трудности, эффективность ударов по танкам при таком взаимодействии возрастет в два—четыре раза, а потери самолётов А-10 и вертолетов уменьшатся на 50 проц.
В связи с некоторыми изменениями состава ВВС и взглядов на их применение в условиях Западной Европы военное руководство стран НАТО перераспределило боевые задачи между частями и подразделениями. В частности, если ранее части американских истребителей- бомбардировщиков F-111 на Центрально-Европейском ТВД были полностью нацелены на решение задач по изоляции района боевых действий, то в настоящее время на них возложено также оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам, на осуществление которой может выделяться до 50 проц. самолёто-вылетов. Подразделения тактических истребителей F-4 ориентируются на действия как по воздушным, так и по наземным целям. В зарубежной прессе отмечается, что на нанесение ударов по наступающим бронетанковым войскам противника выделяется значительно большее количество сил тактической авиации, чем раньше.
Для обеспечения выполнения задач в сложных условиях боевой и метеорологической обстановки на Центрально-Европейском ТВД в ВВС стран — участниц НАТО отрабатываются действия авиации с частично нарушенным управлением, а для повышения эффективности ее ударов по наступающим танкам разработан и осваивается новый способ боевых действий. Он заключается в том, что тактические истребители наносят удар по цели согласно данным, полученным от специально выделенного самолёта-доразведчика. При этом на экипаж последнего возлагается ответственность за обнаружение и определение координат бронетанковых колонн противника, встречу с ударной группой и вывод ее на цель, обозначение цели, управление самолётами при нанесении удара по ней и определение степени ее поражения. По другому варианту экипаж самолёта-доразведчика только сообщает ударным группам тактических истребителей координаты обнаруженных танковых колонн и контролирует результаты их ударов.
Такая тактика, как считают иностранные военные специалисты, должна снизить потери ударных самолётов от средств ПВО (так как они все время до выхода в атаку следуют на предельно малой высоте и увеличивают ее только непосредственно перед нанесением удара), повысить оперативность, точность и эффективность ударов.
Экипажи истребителей-перехватчиков объединенных ВВС НАТО отрабатывают дальний всепогодный перехват одиночных воздушных целей и отражение массированных налетов авиации противника с применением радиолокационных систем управления оружием и управляемых ракет. Они тренируются в выполнении этих задач из положений дежурства на аэродроме и в воздухе.
По сведениям зарубежной военной печати, истребители стран НАТО, в том числе новейшие F-15 и F-16, не имеют надежных систем опознавания воздушных целей на больших дальностях и вынуждены либо пользоваться информацией наземных КП, либо сближаться с ними. Кроме того, после пуска УР они должны наводить иx на цель. Все это приводит к увеличению вероятности ответного удара. Поэтому специалисты НАТО ведут интенсивный поиск тактических приемов и новых образцов оружия, которые позволят компенсировать эти недостатки. Одно из таких решений командование ВВС США и их союзники по блоку видят в оснащении истребителей ракетами, которые не требуют наведения после пуска.
По сообщениям зарубежной печати, авиационные части, вооруженные штурмовиками А-10, отрабатывают тактику действий, характеризующуюся полетом групп самолётов к цели на высотах не более 50 м и маневрированием при выходе на цель (для преодоления противодействия средств ПВО). Атака танков и других объектов будет производиться с нескольких заходов и направлений парами самолётов с применением УР «Мейверик», авиационных пушек GAU-8/A, бомб «Снейкай» или кассет, снаряженных противотанковыми бомбами и минами. При этом один самолёт должен подавлять зенитные средства противника, а другой наносит удар по цели.
Для повышения интенсивности действий авиации военное руководство блока проводит ряд мероприятий по сокращению сроков готовности самолётов к повторным боевым вылетам. В частности, сводится к минимуму их техническое обслуживание, широко внедряются средства механизации подвески оружия и выполнения других трудоемких операций, наземный обслуживающий персонал регулярно тренируется в быстрой подготовке самолётов к вылету. С этой же целью командование ВВС США в Европе требует от подразделений, вооруженных штурмовиками А-10, отрабатывать выполнение максимально возможного количества вылетов (до трех-четырех) без дозаправки самолётов топливом. В этом случае при подготовке к повторному боевому вылету время будет затрачиваться только на снаряжение их боеприпасами.
В ВВС стран НАТО, а особенно США, по свидетельству иностранной прессы, большое внимание уделяется ведению радиоэлектронной борьбы. Наряду с имеющимися самолётами РЭБ и оснащением боевых машин различной аппаратурой данного предназначения в США ведутся работы по созданию специальных самолётов EF-111 (намечается закупить 40 машин) и F-4G «Уайлд Уизл» (116, из них 48 уже состоят на вооружении двух эскадрилий ТАК; первые такие самолёты начали поступать в состав командования ВВС США в Европе). По расчетам американских специалистов, рациональное применение самолётов EF-111 снизит вероятность перехвата ударных групп тактических истребителей и штурмовиков истребителями противника на 75 проц., а эффективность огня его ЗУР—на 30 проц.
Самолёты F-4G предполагается использовать в основном для сопровождения ударных групп с целью обнаружения и подавления РЛС системы ПВО с помощью противорадиолокационных ракет и другого оружия.
Боевая подготовка ВВС стран НАТО направлена на дальнейшее повышение боевой готовности и боеспособности авиационных частей и соединений.
Она организуется в основном в эскадрильях и крыльях и проводится в виде подготовки одиночных экипажей, а также в составе групп (пары, звена, эскадрильи). При этом летный состав, кроме совершенствования техники пилотирования самолётов, применения их бортового оружия, осваивает тактические приемы ведения боевых действий в различных условиях обстановки, отрабатывает групповую слетанность (рис. 2) и взаимодействие как между собой, так и с частями и подразделениями других видов вооруженных сил, особенно сухопутных войск. Экипажи тактической авиации обучаются выполнять полеты на малых и предельно малых высотах, производить дозаправку топливом в воздухе и т. д.
Рис. 2. Звено истребителей-бомбардировщиков «Ягуар» ВВС Великобритании отрабатывает групповую слетанность
Особое место в боевой подготовке ВВС занимают всевозможные учения и учения-соревнования, которые проводятся в рамках вооруженных сил своих стран и блока в целом, например «Дон пэтрол», «Эрроу экспресс», «Карбон эйдж», «Тэктикл уэпонз мит», «Ройял флэш» и т. п.
На учениях большое внимание уделяется подготовке экипажей и личного состава наземных служб к ведению боевых действий при применении противником оружия массового поражения (рис. 3).
По сообщениям иностранной печати, в США обучение экипажей, командиров и штабов авиационных частей в условиях, близких к боевым, осуществляется по четырем основным программам (учениям), а именно: «Ред флэг», «Блю флэг», «Грин флэг» и «Грей флэг».
Программа «Ред флэг» включает периодические тренировки в ведении воздушных боев и нанесении ударов по наземным целям для отработки тактики боевых действий при широком применении средств РЭБ и сильном противодействии зенитных средств ПВО и истребителей. За год по ней проходят подготовку более 6000 экипажей.
По программе «Блю флэг» командование и штабы воздушных армий и авиакрыльев учатся управлению тактической авиацией при решении задач по непосредственной авиационной поддержке сухопутных войск. Это позволяет прививать им умение и навыки оценивать обстановку, рационально распределять силы авиации и осуществлять взаимодействие с сухопутными войсками. Учения проводятся четыре раза в год. По их результатам оцениваются уровень подготовки командиров и штабов, новые тактические концепции, методы руководства и организация управления боевыми действиями авиации.
На учениях «Грин флэг» отрабатываются следующие вопросы: оповещение и приведение авиационных частей в боевую готовность; планирование боевых действий авиации по основным операционным направлениям в сторону границ стран Варшавского Договора с целью формирования у командиров и штабов умения организовать разведку, распределять силы и средства авиации для выполнения различных боевых задач; выполнение практических полетов с имитацией нанесения ударов по группировкам войск «противника», подавления системы ПВО, отражения воздушных налетов и организации РЭБ своими силами и с получением подкреплений. За два года в этих учениях участвовало 1300 экипажей.
По программе «Грей флэг» проводятся мероприятия, направленные на сокращение (с 90 до 30 дней) сроков подготовки поступающих в части молодых летчиков до уровня боеготовых и на повышение уровня боеготовности за счет последовательной подготовки авиационных частей и подразделений к выполнению конкретных боевых задач. Так, эскадрильи, вооружаемые истребителями F-15, сначала готовят к решению отдельных задач ПВО, затем к завоеванию и удержанию превосходства в воздухе. В соответствии с этой программой для комплектования авиационных частей летчиками установлены следующие нормативы: 1,34 летчика на самолёт (для частей, вооруженных самолётами F-15 и F-4), 1,77 (А-10), 1,26 (А-7) и 1,1 (F-111).
Ускоренная подготовка летчиков и улучшение организации их переучивания на новые самолёты проводятся по программам «Гоулд флэг» и «Рэди тим».
Согласно первой (рассчитана на четыре-пять лет) предусматривается выделить 67 проц. самолёто-вылетов на подготовку молодых летчиков. Всего намечается подготовить 984 человека, из них около 25 проц. до уровня командиров звеньев. В соответствии с требованиями этой программы рекомендуется освободить летный состав от всех дополнительных работ, не связанных с полетами.
Обучение по второй программе позволит сократить сроки потери боеготовности перевооружаемых на новые самолёты авиакрыльев: с 12 до 4 месяцев при перевооружении на однотипные самолёты и с 18 до 12— на самолёты других типов. Этого намечается достичь за счет формирования дополнительной эскадрильи в перевооружаемом крыле и организации переучивания поэскадрильно, а также благодаря сохранению его боеготовности на старых типах самолётов до завершения перевооружения.
Значительно повышены требования к проверке боевой готовности авиационных частей. Если раньше они проверялись на аэродромах постоянной дислокации со значительным количеством упрощений и условностей, то в настоящее время — в условиях, максимально приближенных к боевым. Авиационные части перебазируются на передовые аэродромы и выполняют боевые задачи совместно с подразделениями и частями других командований. Подобные мероприятия проводятся и ВВС других стран НАТО.
Совершенствование системы управления боевыми действиями осуществляется по следующим направлениям: модернизируются состоящие на вооружении и создаются новые автоматизированные системы управления и их компоненты (средства связи, обработки и отображения информации), совершенствуется структура органов управления, перераспределяются между ними функциональные обязанности, более целенаправленно проводятся обучение и подготовка личного состава.
В зарубежной печати большое место отводится созданной в США воздушной системе дальнего радиолокационного обнаружения и управления АВАКС (самолёты Е-ЗА). В ближайшие годы намечается завершить вооружение этими самолётами 552-го авиакрыла (в его составе формируются три боевые и одна учебная эскадрилья) и 18 таких самолётов разместить в Западной Европе.
Военное руководство НАТО возлагает большие надежды на систему АВАКС в повышении боеготовности и боеспособности ВВС. По словам начальника штаба ВВС США, она должна позволить не только достичь необходимой гибкости в управлении наведением самолётов на воздушные и наземные цели, но также обеспечить командные инстанции объединённых вооружённых сил НАТО данными, необходимыми для принятия решения.
Для обеспечения высокой степени боеготовности системы планируется иметь два экипажа на каждый самолёт Е-ЗА и по мере его освоения приступить к отработке управления боевыми действиями авиации с этих самолётов совместно с наземными АСУ. С целью устранения имевшихся в системе недостатков и повышения ее возможностей намечалось:
- к концу 1979 года на самолётах Е-ЗА заменить основные программы, обеспечивающие работу бортового оборудования;
- к середине 80-х годов ввести в строй объединённую тактическую систему распределения информации JTIDS;
- оборудовать самолёт Е-ЗА средствами самообороны и борьбы с радиоразведкой противника, а также дублирующими устройствами сопровождения целей.
Повышение мобильности авиационных частей позволяет обеспечить быстрое усиление группировок ВВС НАТО в Западной Европе за счет переброски сил, дислоцирующихся на Североамериканском континенте, а также в сжатые сроки перенести усилия авиации с одного направления на другое. В последние годы, как отмечается в иностранной печати, интенсивность таких перебросок значительно возросла. В них участвуют подразделения ТАК, командования резерва ВВС и ВВС национальной гвардии США. Переброски авиации в Западную Европу сочетаются с комплексными проверками боевой готовности и участием ее в учениях. При этом увеличивается количество авиабаз совместного базирования, интенсивно осваиваются так называемые «необорудованные базы». Одновременно отрабатывается использование отдельных участков автомобильных дорог в качестве запасных аэродромов.
В ВВС США по программе «Блэк флэг» испытывается и внедряется новая организация технического обслуживания и ремонта самолётов на стоянках и в мастерских (для того чтобы ускорить подготовку самолётов к повторным вылетам) группами технического состава, сформированными в эскадрильях по принципу «совмещения профессий».
Улучшение материально-технического обеспечения авиационных частей и подразделений тактической авиации занимает важное место в планах повышения боеготовности и боеспособности ВВС стран НАТО и, по сообщениям зарубежной прессы, проводится в следующих направлениях:
- увеличиваются запасы топлива, боеприпасов и запасных частей на авиабазах, размещённых в Западной Европе (намечается вначале создать 30-, затем 60- и, наконец, 90-дневный мобилизационный запас, а склады топлива и боеприпасов оборудовать в противоядерном отношении);
- планируется организовать производство запасных частей и ремонт американских самолётов на производственной базе западноевропейских стран НАТО;
- расширяется двустороннее сотрудничество США с ФРГ, Великобританией и некоторыми другими странами — участницами Североатлантического блока по совместному использованию авиабаз, гражданских аэродромов, созданию совместных хранилищ боеприпасов, стандартизации вооружения, топлива и других средств МТО.
Проводится и ряд других мероприятий.
Изложенное выше еще раз свидетельствует о том, что агрессивные империалистические круги США и их союзников по НАТО активно готовятся к развязыванию войны против СССР и других стран социалистического содружества, придавая при этом большое значение наращиванию боевой мощи своих ВВС, и в первую очередь тактической авиации, стремятся к непрерывному повышению ее боеспособности и боеготовности.