Действуя в союзе с внутренней реакцией, американский империализм под ширмой «советской угрозы» всесторонне содействует Японии в укреплении ее вооружённых сил, а также щедро помогает искусственно созданным южнокорейской и тайваньской кликам в наращивании их военной мощи. Серьезную озабоченность у всех миролюбивых сил вызывает и присутствие на Дальнем Востоке американских войск. Пентагон, по данным иностранной печати, сохраняет в Японии, Южной Корее и на о. Тайвань десятки военных баз. Все это находится в явном противоречии с национальными интересами народа Японии и создает существенные препятствия на пути мирного объединения Севера и Юга Кореи.
Строительство и развитие вооружённых сил Японии, в том числе и ВВС, во многом зависят от сотрудничества ее с США, а Южной Кореи и Тайваня полностью определяются американской военной помощью.
Ниже кратко, на основе материалов зарубежной печати рассматриваются военно-воздушные силы Японии, Южной Кореи и Тайваня.
ВВС Японии
Они состоят из штаба, боевого авиационного командования, учебных командований (авиационного и авиатехнического), командования МТО, а также частей центрального подчинения. К последним относятся транспортное авиационное крыло, крыло спасательной авиации, испытательное авиационное крыло, учебные авиаотряды, центральная группа связи, офицерская школа и школа кандидатов в офицеры. Командующий ВВС является одновременно и начальником штаба.
Здесь рассмотрены только те командования и части ВВС, в которых, по сообщениям иностранной печати, за последние два года произошли существенные изменения.
Боевое авиационное командование
В нем сформирована Юго-Западная смешанная авиационная бригада. На нее возложена ответственность за противовоздушную оборону архипелага Рюкю (о. Окинава с прилегающими островами и водной акваторией). В бригаду вошли 83-я истребительная авиационная группа (самолеты F-104J), 5-я группа ЗУР «Найк-J» и обеспечивающие подразделения. Бригада подчиняется Западному авиационному направлению. Кроме того, создается шестая по счету группа ЗУР «Найк-J», которую планируется придать Северному авиационному направлению.
В целях улучшения и ускорения подготовки летных кадров учебному авиационному командованию из состава боевого авиационного командования было придано истребительное авиационное крыло.
Судя по данным иностранной печати, на начало 1977 года в боевом авиационном командовании находилось шесть авиационных крыльев (2, 3, 5, 6, 7 и 8-е), в которых числилось 16 авиаэскадрилий, из них шесть (202, 203, 204, 205, 206, 207-я) — истребителей-перехватчиков F-104J (179 машин, рис. 1), шесть (3, 4, 6, 8, 10-я и штабная группа) — боевых самолетов F-86F (278) и четыре (301, 302, 303 и 304-я) — истребителей F-4FJ (около 100). Помимо этого, имелась 501-я разведывательная авиаэскадрилья (14 самолетов RF-4E).
Рис. 1. Истребитель-перехватчик F-104J ВВС Японии
По планам командования ВВС в 1977 году авиационные части начали получать первые самолеты непосредственной авиационной поддержка F-1, которые заменяют устаревшие самолеты F-86F (см. цветную вклейку). В течение 1977—1978 годов намечается сформировать три эскадрильи этих самолетов. В 1977 году предполагалось создать пятую по счету 305-ю авиаэскадрилью самолетов F-4EJ.
Учебное авиационное командование сейчас имеет два истребительных и три учебных авиационных крыла. 1-е и 4-е истребительные крылья (50 самолетов F-86F и 50 Т-33А) предназначены для повышенной подготовки летного состава. Основная подготовка пилотов проводится в 13-м учебном авиакрыле (50 самолетов Т-1А и Т-1В). В 11-м и 12 м учебных авиакрыльях (80 Т-34А) осуществляется начальная подготовка.
В 1976 году программа подготовки летчиков была несколько изменена в целях экономии денежных средств, затрачиваемых на процесс обучения без снижения его качества. Этого удалось достичь за счет некоторого увеличения налета на поршневых самолетах и уменьшения на реактивных. Так, срок начальной подготовки на поршневых самолетах был увеличен с 3,5 до 6,5 месяца, налет — с 30 до 70 ч, а срок основной и повышенной подготовки оставлен прежним (6,5 месяца), но налет соответственно уменьшен с 120 до 100 ч.
Из учебного авиационного командования пилоты направляются в строевые части. Здесь одни из них осваивают истребители F-86F в течение шести месяцев (налет 85 ч), а другие — самолеты F-4EJ, F-104J и F-1 за 10 месяцев (140 ч).
Сейчас учебное авиационное командование готовится к замене самолетов Т-34А более совершенными самолетами КМ-2В (заказано 60 машин) и уже получает учебно-боевые самолеты Т-2А (63) вместо F-86F и Т-33А. Благодаря обновлению учебного самолетного парка японское командование намерено сократить сроки подготовки пилотов.
Транспортное авиационное крыло
Транспортное авиационное крыло состоит из 401-й и 402-й эскадрилий (самолеты С-1 и YS-11). Японские транспортные самолеты С-1 вытеснили самолеты C-46D американского производства. К началу 1978 года крыло должно получить 28 самолетов С-1. Помимо этого, в крыло входят учебное подразделение РЭБ. включающее два самолета YS-11 и два Т-33А, а также подразделение проверки готовности летных экипажей (четыре самолета MU-2J и четыре Т-33А).
По данным зарубежной печати, в ВВС Японии на начало 1977 года находилось более 530 боевых, около 30 транспортных, 230 учебных и примерно 25 вспомогательных самолетов, а также 30 вертолетов.
В настоящее время развитие ВВС Японии определяется принятой в 1976 году пятилетней военной программой укрепления и модернизации японских вооружённых сил (1977—1981 годы). В ней особый упор делается на перевооружение ВВС и ВМС. Например, для ВВС планируется техническое усовершенствование системы ЗУРО, принятие на вооружение нового истребителя F-15A и самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (Е-2С или Е-ЗА) американского производства.
Итак, из зарубежной печати следует, что японское командование продолжает совершенствовать и наращивать боевую мощь авиации за счет принятия на вооружение самолетов собственного производства (F-1, Т-2, С-1), закупки современных самолетов у США (F-15A) и строительства их по американским лицензиям (F-4FJ).
Такая тенденция в развитии ВВС, как и вооружённых сил в целом, идет вразрез с конституцией страны, принятой в 1947 году, в которой записано, что Япония «никогда не будет создавать сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны». Подобные действия японского командования не способствуют укреплению мира на Дальнем Востоке.
ВВС Южной Кореи
Основное развитие южнокорейская авиация получила после войны 1950—1953 годов, развязанной американскими империалистами против КНДР. Превратив Южную Корею в полуколонию, США оснастили современным оружием и боевой техникой 700-тысячную южнокорейскую армию и вопреки соглашению о перемирии содержат здесь 41 тыс. своих военнослужащих (33 тыс. служат в сухопутных войсках и 8 тыс. — в ВВС). Следует упомянуть, что Южная Корея стоит на одном из первых мест в списке получателей американского оружия.
В первой половине 1977 года Южную Корею посетила высокопоставленная делегация США, которая обсуждала с марионеточным режимом вопрос о предполагаемом выводе американских войск из этой страны. Как известно, таково было одно из предвыборных обещаний президента США Дж. Картера. Иностранные обозреватели замечают по этому поводу, что, с одной стороны, США намереваются вывести сухопутные силы из Южной Кореи, а с другой — Пентагон предполагает резко увеличить ей военную помощь. В частности, планируется оснастить южнокорейские ВВС новейшими истребителями F-16A, а также передать им дополнительную партию истребителей-бомбардировщиков «Фантом».
На начало 1977 года в ВВС Южной Кореи было 30 000 военнослужащих, а также насчитывалось около 400 самолетов и вертолетов. Организация ВВС Южной Корен приведена на рис. 2.
Рис. 2. Организации ВВС Южной Кореи
Возглавляет военно-воздушные силы командующий (он же начальник штаба ВВС), подчиненный министру обороны. Он через свой штаб руководит деятельностью командований, частей и военно-учебных заведений.
Боевое командование объединяет все авиационные части и подразделения. В его состав входят четыре истребительных авиационных крыла, эскадрилья тактической разведки, транспортное авиационное крыло и спасательная авиационная эскадрилья.
В тактических истребительных авиационных крыльях имеется 11 авиационных эскадрилий, среди них: четыре — истребителей и истребителей-бомбардировщиков F-4E и F-4D (более 70 машин), четыре — самолетов F-5A и F-5E (70), две — истребителей F-86F (50), одна — истребителей-перехватчиков F-86D (20).
Па боевую авиацию прежде всего возложены задачи по непосредственной авиационной поддержке сухопутных войск и ВМС и по борьбе с воздушным противником. Поэтому по планам боевой подготовки экипажи самолетов много времени расходуют на отработку приемов нанесения ударов по наземным и морским целям и перехват воздушных целей.
В зарубежной печати сообщалось, что ВВС Южной Кореи должны были получить дополнительно 60 самолетов F-5E и F-5F, а также 18 самолетов «Фантом».
Эскадрилья тактической разведки состоит из 12 самолетов RF-5A.
Транспортное авиационное крыло включает 20 самолетов С-46, 12 С-54 и 12 С-123. Кроме того, есть два самолета НS-748 для президента.
Спасательная авиаэскадрилья укомплектована шестью вертолетами СН-19, пятью UH-1D и двумя «Белл» 212.
Учебное командование предназначено для подготовки летных и наземных кадров по различным специальностям в соответствии с потребностями военно-воздушных сил. В него входят учебно-тренировочное авиационное крыло, четыре школы (офицерская, младших авиаспециалистов, связи, авиационно-техническая) и подразделения обслуживания. Для обучения и тренировки летного состава используется до 20 самолетов T-28D, 30 Т-33А, 20 T-41D и несколько F-5B (рис. 3)
Рис. 3. Учебно-тренировочный самолет F-5B ВВС Южной Кореи
Тыловое командование обеспечивает потребности боевых и вспомогательных частей ВВС во всех видах военного имущества. Оно также занимается организацией обслуживания авиационной техники. В его распоряжении находятся базы и пункты снабжения, склады, авиаремонтные органы, транспортные и строительные подразделения.
Крылья боевого обеспечения выполняют задачи, способствующие эффективной деятельности авиации. Имеется, например, крыло противовоздушной обороны, объединяющее радиолокационные средства наблюдения за воздушным пространством, и крыло обеспечения безопасности полетов, ведающее организацией УВД и связи, а также прогнозированием метеорологических условий. Контроль за воздушным пространством осуществляют десять радиолокационных постов, оснащенных РЛС американского производства.
ПВО Южной Кореи осуществляется силами и средствами ВВС и сухопутных войск. На вооружении последних состоят ЗУР «Найк-Геркулес» и «Хок». Однако главенствующую роль в системе ПВО играет американская авиация.
К учебным заведениям Южной Кореи, в частности, относятся военно-воздушная академия и авиационный колледж, к медицинским учреждениям — центральный авиационный госпиталь.
ВВС Тайваня
ВВС Тайваня являются составным элементом армии гоминьдановцев, бежавших после разгрома в 1949 году с континентальной части Китая на о. Тайвань. Тайвань — часть территории Китая, где при поддержке США сохраняется гоминьдановский режим. США установили военный контроль над островом и построили на нем многочисленные аэродромы, военные склады и казармы. В морях, омывающих Тайвань, курсируют корабли 7-го американского флота.
Американские военные советники и инструкторы оказали помощь в создании вооружённых сил гоминьдановского режима, в том числе авиации. Они провели мероприятия по техническому перевооружению и повышению боевых возможностей частей и подразделений ВВС, значительная часть командного состава которых прошла подготовку в военно-учебных заведениях США. ВВС Тайваня призваны главным образом решать задачи противовоздушной обороны острова и оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС. С этой целью проводятся многочисленные учения и тренировки под контролем и при непосредственном участии американских военных специалистов.
Возглавляет военно-воздушные силы главнокомандующий, подчиненный министру национальной обороны. По данным иностранной печати, численность личного состава ВВС на начало 1977 года превысила 70 тыс. человек (кроме того, имелось до 190 тыс. резервистов). Самолетный парк насчитывал более 400 боевых самолетов.
Организация ВВС Тайваня представлена на рис. 4. Судя по сообщениям зарубежной печати, в них имеются тактические авиационные крылья и отдельные авиационные эскадрильи. К числу тактических истребительных авиационных крыльев относятся, в частности, следующие:
- 1-е крыло (три авиаэскадрильи, примерно 100 самолетов F-5A и F-3F);
- 2-е и 3-е (шесть, более 150 F-5E и F-86F);
- 4-е (три, 90 F-100A и D).
Выполнение задач ПВО возложено на три авиаэскадрильи истребителей-перехватчиков F-104G (63 машины).
Важные административные и военные объекты прикрыты от воздушного нападения ЗУР «Найк-Геркулес» и «Хок» (сведены в два дивизиона). Для управления силами и средствами ПВО планируется иметь автоматизированную электронную систему, контракт на установку которой был недавно подписан с американской фирмой (стоимость его 34 млн. долларов).
Воздушная разведка ведется отдельной эскадрильей, состоящей из восьми самолетов RF-104G.
В число транспортной авиации входят 30 самолетов С-46, 50 С-47, 40 С-119, 10 С-123.
Учебно-тренировочная авиация включает около 120 самолетов различных типов (PL-1B, Т-28, Т-33, F-5B, F-104B) Часть учебных самолетов (Т-38, Т-33, F-5B и TF-104G) построена авиапромышленностью Тайваня по лицензиям США.
Задачи поиска и спасения решаются с помощью самолетов HU-16B и вертолетов. В ВВС имеется шесть вертолетов «Хьюз»500, семь LTI-19, 10 «Белл» 470 и около 60 UH-1H.
Снабжением авиационных частей и подразделений, их обслуживанием занимаются части обеспечения. На них также лежит обязанность обеспечивать боевую и учебную деятельность авиации. Для базирования авиации на Тайване построено более 20 аэродромов.
В зарубежной печати сообщается, что руководство гоминьдановских вооружённых сил намеревается приобрести еще 80 истребителей F-5E. Около 50 истребителей F-104G намечается заменить самолетами F-16A американского производства. В результате этого в 80-х годах на вооружении ВВС будут состоять вполне современные боевые самолеты.