В зарубежной печати отмечается, что активно разрабатывает и производит значительное количество разнообразной боевой техники и оружия как для оснащения всех видов своих вооружённых сил, так и для внешнего рынка. Имея хорошо развитую авиационную промышленность, Франция снимает одно из ведущих мест среди капиталистических государств по производству самолётов военного назначения.

На вооружении ВВС страны состоит большое количество самолётов отечественного производства, например тактические истребители 3 и 5, «Мираж» F1 и описываемый ниже самолёт «Мираж» 4А.

Двухместный сверхзвуковой бомбардировщик «Мираж» 4А создан фирмой «Дассо» специально для нанесения ударов ядерным оружием по объектам, расположенным в глубоком тылу противника. К разработке самолёта фирма приступила в 1955 году. Лётные испытания первого опытного образца начались в июне 1959 года. На нём были установлены два турбореактивных двигателя «Атар» 09 тягой на форсаже по 6000 кг. Взлётный вес самолёта составлял около 25 000 кг. Вслед за опытным образцом было построено три предсерийных самолёта. Лётные испытания первого из них (на нём стояли двигатели «Атар» 09С тягой по 6400 кг) были начаты в октябре 1961 года. Он был несколько больших размеров, чем опытный, по конструкции более близок к серийному самолёту «Мираж» 4А и предназначался в основном для испытаний бомбового вооружения. На втором предсерийном самолёте проводились испытания навигационного оборудования и системы дозаправки топливом в воздухе.

В январе 1963 года начались испытания последнего предсерийного самолёта. На нём были установлены полный комплект бортового оборудования и вооружения и серийные двигатели «Атар» 09К. Поставка серийных самолётов «Мираж» 4А в авиационные части и подразделения ВВС Франции началась в 1964 году, а в 1967 году их производство было прекращено.

Конструкция самолёта представляет собой свободнонесущий моноплан со среднерасположенным треугольным крылом (рис. 1). Крыло самолёта цельнометаллическое, с одним основным и двумя вспомогательными лонжеронами. Его механизация состоит из элеронов (два на каждой консоли), четырёх воздушных тормозных щитков (по два на верхней и нижнем поверхностях).

Средний бомбардировщик «Мираж» 4А
Рис. 1. Средний бомбардировщик «Мираж» 4А

Фюзеляж цельнометаллическим, типа полумонококк. В его задней части имеется мотогондола для размещения двигателей. Хвостовое оперение состоит только из киля с рулём направления. Проекции самолёта показаны на рис. 2.

Проекции самолёта «Мираж» 4А
Рис. 2. Проекции самолёта «Мираж» 4А

Топливные баки расположены в крыле, в центральной части фюзеляжа, между двойными обшивками воздухозаборников двигателей, под воздухозаборниками и двигателями, а также в передней части киля. На подкрыльевых пилонах могут подвешиваться дополнительные сбрасываемые топливные баки. Для увеличения дальности полёта самолёт оборудован системой дозаправки топливом в воздухе. Кроме того, при полёте самолёта на большие расстояния под фюзеляжем вместо вооружения может быть подвешен ещё один бак.

Шасси самолёта состоит из двух основных стоек с четырёхколесными тележками каждая и передней стойки с двухколёсной тележкой. Стойки шасси убираются в ниши фюзеляжа и снабжены масляно-пневматическими амортизаторами и тормозными устройствами. Нормальное давление в пневматиках основных стоек 12 кг/кв.см, передней стойки 8 кг/кв.см.

Силовая установка самолёта включает два турбореактивных двигателя «Атар» 09К, имеющих системы автоматического регулирования сечения выходных сопел, которые обеспечивают самолёту постоянную воздушную скорость при заходе на посадку. Регулируемые воздухозаборники двигателей расположены по бокам фюзеляжа. Характеристики двигателей приведены ниже.

Характеристики двигателя «Атар» 09К

Характеристики двигателя «Атар» 09К

Для обеспечения укороченного взлёта под крытом самолёта могут подвешиваться две группы реактивных ускорителей (по шесть штук).

Чтобы обеспечить работу органов управления, шасси и других механизмов и агрегатов, на самолёте установлены гидравлическая, электрическая и воздушная системы. От гидравлической системы работают приводы исполнительных механизмов системы управления самолётом (приводы элеронов, руля направления и т. д.), системы регулирования воздухозаборников, воздушных тормозов, тормозного парашюта, механизмов выпуска и уборки шасси.

Питание бортового электронного и другого оборудования осуществляется от электрической системы самолёта. Основными источниками электроэнергии являются два генератора переменного тока (мощностью по 20 кВт) с приводом от редукторов двигателей.

Воздушная система обеспечивает работу систем кондиционирования и герметизации кабин, наддува отсека оборудования, а также некоторых других устройств. Воздух для этой системы отбирается от компрессоров двигателей.

Кабины членов экипажа расположены друг за другом (тандем) и оборудованы катапультируемыми сиденьями фирмы «Мартин-Бейкер».

Для выполнения боевых задач в простых и сложных метеорологических условиях на самолёте имеется прицельно-навигационная система.

Её основу составляют: доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса, радиолокационная станция, антенна которой находится в обтекателе под фюзеляжем самолёта, вычислитель бомбометания и оптический прицел. Для ведения боевых действий на малых и предельно малых высотах в состав прицельно-навигационной системы предполагалось включить специальную РЛС. Самолёт оснащён средствами РЭБ, состав которых и диапазон работы постоянно изменяются.

Средний бомбардировщик «Мираж» 4А построен в качестве носителя ядерной бомбы. По сообщениям зарубежной печати, во Франции первая такая бомба была создана в начале 60-х годов. Её вес около 1т, тротиловый эквивалент 40 кт. Несколько позднее на вооружение французские ВВС поступила авиабомба с тротиловым эквивалентом 60—70 кт, весом 1—1,5 т, длиной 4 м, вес её ядерного заряда 35 кг. В дальнейшем эту бомбу планировалось заменить более совершенной, с тем же тротиловым эквивалентом, но весом всего 700 кг. Самолёт рассчитан на подвеску одной ядерной бомбы. Для этого в нижней части его фюзеляжа сделана специальная ниша, в которую бомба входит почти на половину корпуса.

Кроме ядерного оружия, самолёт может нести на подфюзеляжном и подкрыльевых узлах подвески различные варианты бомб и ракет с обычным зарядом, например: до 16 авиационных бомб калибра 1000 фунтов (454 кг); четыре управляемые ракеты класса «воздух—земля» S.37 с пассивной радиолокационной головкой самонаведения и т. д.

Основные тактико-технические характеристики самолёта приведены ниже.

Основные тактико-технические характеристики самолёта «Мираж» 4А

Основные тактико-технические характеристики самолёта «Мираж» 4А

Техническое обслуживание самолёта «Мираж» 4А бывает двух типов: текущее обслуживание (подготовка к полётам, устранение мелких неисправностей и т. п.) — выполняется непосредственно на аэродромах базирования; проведение профилактических осмотров и ремонта — осуществляется в специальном центре техобслуживания, расположенном на авиабазе Бордо-Мериньяк.

Текущее обслуживание включает осмотры до и после полёта, ежедневный и еженедельный осмотры, а также работы по приведению самолётов в боеготовное состояние и подготовке к выполнению специальных заданий. Мелкий ремонт обычно заключается в смене стандартных блоков бортового оборудования, которые затем направляются в центр техобслуживания. Более серьёзные повреждения, как правило, устраняются на аэродроме базирования специальной передвижной ремонтной бригадой, лишь при острой необходимости самолёт направляется в центр техобслуживания.

Все работы в центре техобслуживания выполняются группой эксплуатации, состоящей из трёх подразделений:

  • по уходу за планером, двигателем и самолётными системами;
  • по ремонту электронного оборудования;
  • по устранению повреждений и аварийному ремонту самолётов.

Через каждые три месяца группа эксплуатации проводит в авиаподразделениях промежуточные профилактические осмотры. Один промежуточный осмотр обычно требует два—четыре дня работы.

Профилактический осмотр самолёта осуществляется через каждые 300+60 ч налёта (двигателя — через 150+30 ч) и продолжается 19 дней. При этом двигатели и оборудование самолёта снимаются и направляются для проверки в специальные мастерские. После окончания осмотра проводится контрольный полёт самолёта, и он отправляется в часть.

Капитальный ремонт планера производится через 1800—2160 ч налёта, двигателя — через 600 ч. Эту работу выполняет фирма «Дассо». При этом необходима полная разборка двигателя и осмотр его узлов с целью определения степени их износа.

Командование ВВС Франции считает, что самолёты «Мираж» 4А смогут оставаться на вооружении и эффективно выполнять свои задачи по крайней мере до 1985 года.

Добавить комментарий