Следуя опасным для дела мира агрессивным курсом, империалистические силы продолжают гонку вооружений, наращивают боевую мощь всех видов вооружённых сил, в том числе и ВВС, уделяя при этом большое внимание их техническому оснащению. На вооружение частей и подразделении ВВС США поступают новые, более совершенные самолёты различного предназначения. Одним из них является тактический истребитель F-15 «Игл», который разработан по программе FX, предусматривавшей создание истребителя для ведения воздушного боя с возможностью его использования для нанесения ударов по наземным целям.

Исследования по проекту истребителя F-15 начались в 1965 году. Через три года были выработаны основные требования, предъявляемые к самолёту. В соответствии с этими требованиями самолёт должен иметь: тяговооружённость больше единицы, скороподъёмность вдвое больше, чем у истребителя F-4 , скорость полёта на малых высотах М=1,2, скорость установившегося горизонтального полёта на больших высотах М=2,2, максимальную скорость полёта (на высоте 18 000 м) М = 2,5, нормальный взлётный вес (без подвесных баков) до 18,1 т.

Затем был проведен конкурс проектов с участием нескольких ведущих американских фирм. В конце 1969 года ВВС США выбрали проект фирмы «Макдоннелл-Дуглас» и заключили с ней контракт на разработку истребителя. По контракту предусматривалось строительство 20 опытных самолётов (18 одноместных истребителей F-15 и два учебно-тренировочных двухместных самолёта TF-15).

Лётные испытания первого опытного образца самолёта F-15 начались в июле 1972 года, a TF-15 в июле 1974 года. Первый серийный самолёт F-15 был построен в ноябре 1974 года, и с начала 1975 года такие самолёты поступают на вооружение ВВС США.

Истребитель F-15 представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом, двухкилевым вертикальным оперением и двумя двигателями, размещёнными в хвостовой части фюзеляжа (рис. 1).

Американский истребитель F-15 «Игл»
Рис. 1. Американский истребитель F-15 «Игл»

Фюзеляж состоит из трёх основных секций. В носовой секции, изготовленной почти целиком из алюминиевого сплава, размещены кабина и большая часть бортового электронного оборудования (95%). В кабине установлено автоматизированное катапультируемое сиденье с ракетным ускорителем. Используя это сиденье, летчик может покинуть самолёт на земле и на любой высоте полёта в диапазоне скоростей 0 — 1100 км/ч. Объём кабины позволяет разместить в ней экипаж из двух человек (эта возможность реализована на учебно-тренировочном самолёте TF-15). Центральная секция фюзеляжа выполнена тоже в основном из алюминиевые сплавов (за исключением трех титановых задних шпангоутов). В центральной секции размещены четыре фюзеляжных топливных бака и боекомплект авиационной пушки. Хвостовая секция фюзеляжа, в которой располагаются двигатели, сделана из титанового сплава, а в конструкции хвостового оперения наряду с титановыми сплавами широко применяются боро- и графитоэпоксидные композиционные материалы.

Крыло самолёта имеет сравнительно большую площадь, относительно малое удлинение (около 3). Для упрощения конструкции и уменьшения веса оно выполнено без средств механизации на носке (однако предусмотрена возможность их установки). Средствами механизации крыла служат только простые односекционные закрылки (угол отклонения 30°) и элероны.

Система управления самолётом электромеханическая. Продольное управление обеспечивается отклонением стабилизатора, а поперечное — дифференциальным отклонением консолей стабилизатора и элеронов. На верхней поверхности фюзеляжа за кабиной летчика расположен воздушный тормоз.

В качестве основных конструкционных материалов для изготовления планера применяются алюминиевые (35,5% по весу) и титановые (26,7%) сплавы, а также композиционные и другие материалы (37,8%). По данным зарубежной печати, самолёт F-15 является первым американским истребителем, в конструкции планера которого в значительной мере использованы композиционные материалы, за счёт чего было достигнуто существенное уменьшение его веса. Расчётный экономический срок службы планера самолёта F-15 более 8000 ч.

Силовая установка самолёта состоит из двух турбореактивных двухконтурных двигателей F100-PW-100 фирмы «Пратт Уитни». Максимальная тяга каждого из них без включения форсажа 6700 кг, а на форсажном режиме — 11 300 кг. Удельный расход топлива двигателя на 15% меньше, чем у подобных двигателей, созданных ранее. По сообщениям зарубежной печати, при атаке наземных целей самолёт F-15 по сравнению с истребителем F-4 «Фантом» (при одинаковом весе боевой нагрузки) имеет в 1,5 раза больший радиус действия. Двигатели самолёта F-15 взаимозаменяемы, каждый из них имеет 10 разъёмов, соединяющих его с планером и системами самолёта, тогда как двигатель J79-CE-8 самолёта F-4 имеет 34 разъема. В иностранной печати сообщалось, что время замены двигателя не превышает 30 мин, а группа опытного технического персонала осуществляла его замену за 19 мин. Двигатели самолёта F-15 имеют модульную конструкцию, что значительно облегчает их техническое обслуживание.

Воздухозаборники двигателей боковые, прямоугольные (с косым срезом входного отверстия) и многоскачковые. Регулирование скачков и расхода воздуха обеспечивается автоматически (в зависимости от скорости полёта и температуры заторможенного воздуха). Передняя часть воздухозаборника подвешена к основанию на шарнирах и при изменении угла атаки самолёта может отклоняться вверх (на 4°) и вниз (на 10°), уменьшая тем самым влияние искажений потока воздуха на входе и повышая устойчивость работы двигателя при резком манёврировании самолёта.

Запас топлива на самолёте размещается в четырёх фюзеляжных баках и двух баках-отсеках, сделанных в корневой части крыла. Для увеличения дальности полёта самолёта на нём может быть подвешено до
трёх дополнительных баков ёмкостью по 2270 л (на двух подкрыльевых и одном подфюзеляжном пилонах).

Кроме того, самолёт может быть снабжен двумя специальными контейнерами, плотно прилегающими к боковым поверхностям фюзеляжа (под корневой частью крыла). Длина каждого 9,9 м, максимальный размер поперечного сечения 0,61х0,92 м. Суммарная ёмкость их около 6400 л, что, по мнению американских специалистов, позволяет увеличить дальность полёта самолёта почти вдвое. Как сообщалось в зарубежной печати, в случае необходимости такие контейнеры могут быть использованы для установки дополнительного оборудования (например, электронных средств РЭБ, лазерного целеуказателя, инфракрасных датчиков, аэрофотоаппаратов, кинокамер) и вооружения. По заявлению специалистов фирмы, лётные испытания самолёта F-15 показали, что его характеристики по управляемости и манёвренности (при установке на нём контейнеров) почти не изменяются по сравнению с соответствующими данными самолёта без контейнеров.

Самолет F-15 «Игл» оснащен системой управления оружием фирмы «Хьюз» с многофункциональной поисковой РЛС, способной обнаруживать воздушные цели на больших и малых высотах на фоне сигналов, отражённых от поверхности земли. По данным зарубежной печати, дальность обнаружения целей с помощью этой РЛС 80 км, а дальность их «захвата» около 60 км. В состав электронного оборудования входят также инерциальная навигационная система, индикатор отображения данных на лобовом стекле, радионавигационная система TACAN, автоматическая встроенная система проверки бортовой аппаратуры, система опознавания «свой — чужой». Кроме этого, имеется специальная аппаратура предупреждения летчика об облучении самолёта РЛС противника, сигнализации о наличии в задней полусфере приближающихся к самолёту ракет, создания помех радиоэлектронным средствам противника.

Самолёт F-15 оснащён современной системой посадки в сложных метеорологических условиях ILS, радиосвязным и другим электронным оборудованием. На нём установлена бортовая цифровая ЭВМ (ёмкость запоминающего устройства 16 тыс. 32-разрядных слов). Она получает информацию от входящего в комплекс бортового оборудования, обрабатывает её и выдаёт данные на устройства отображения и исполнительные элементы систем. Как сообщалось в иностранной печати, вес бортового оборудования самолёта F-15 около 500 кг, а стоимость почти 2 млн. долларов.

Вооружение самолёта состоит из встроенной 20-мм шестиствольной пушки М-61/А 1 (скорострельность 6000 выстр./мин, боезапас 960 патронов), установленной в правом воздухозаборнике у корневой части крыла, и различных вариантов подвесок авиабомб, ракет и другого оружия на наружных узлах. Например, для ведения воздушного боя на самолёте могут быть подвешены: четыре УР AIM-7F (на нижних внешних кромках воздухозаборников двигателей — по две ракеты одна за другой) и четыре ракеты AIM-9L (по две ракеты на двух подкрыльевых пилонах). По сообщениям зарубежной печати, в дальнейшем вместо ракеты AIM-9L «Сайдвиндер» предусматривается использовать ракету ближнего воздушного боя с инфракрасной системой наведения.

При использовании самолёта F-15 для нанесения ударов по наземным целям на нём подвешиваются авиабомбы (фугасные, зажигательные, кассетные и т. д.), управляемые и неуправляемые ракеты различного назначения. Максимальная боевая нагрузка самолёта 5500 кг (на внешних узлах подвески). Один из вариантов подвески вооружения на самолёт F 15 показан на рис. 2.

Вариант подвески вооружения на самолёте F-15 «Игл»
Рис. 2. Вариант подвески вооружения на самолёте F-15 «Игл» (УР «Спарроу» на узлах подвески воздухозаборника двигателей, авиабомбы на подфюзеляжных узлах, УР «Сайдвиндер» и авиабомбы на подкрыльевых пилонах)

Как сообщалось в иностранной печати, по манёвренным характеристикам истребитель F 15 «Игл» превосходит многоцелевой тактический истребитель F-4 «Фантом» в два раза. Высокая манёвренность достигается в основном за счёт большой тяговооружённости самолёта, которая позволяет ему при необходимости осуществлять набор высоты на сверхзвуковой скорости. По сообщениям зарубежной печати, разгон самолёта от дозвуковой крейсерской скорости до сверхзвуковой занимает менее минуты, а небольшая удельная нагрузка на крыло обеспечивает выполнение манёвра с перегрузкой 5 при наличии некоторого избытка тяги для разгона. При испытаниях самолёта были достигнуты перегрузки в диапазоне от —3 до +9 (с 50-процентным запасом топлива).

Созданный с учётом опыта военных действии в Юго-Восточной Азии, истребитель F-15 предназначен в основном для полётов с большими околозвуковыми скоростями на средних высотах. Он может также совершать устойчивый продолжительный полёт (на форсажном режиме) со скоростью М=2,3 и кратковременно М=2,5. Основные тактико-технические характеристики самолёта приведены в таблице.

По сообщениям зарубежной печати, при создании самолёта F-15 специалисты фирмы стремились обеспечить наименьший объём работ по его техническому обслуживанию по сравнению с любым истребителем такого же класса, состоящим на вооружении ВВС США. Одним из конкретных условий, выдвинутых фирме со стороны ВВС на этапе разработки, являлось то, что для технического обслуживания истребителя F-15 на 1 ч налета должно затрачиваться на 50% человеко-часов меньше, чем для самолёта F-4 «Фантом», при этом потребность в обслуживающем персонале должна быть сокращена не менее чем на 15%.

Для выполнения этих условий были использованы некоторые новые конструктивные решения, в частности:

  • размещение вспомогательных агрегатов двигателей на фюзеляже (а не на двигательных рамах), что, по мнению американских специалистов, позволит упростить монтаж двигателя после ремонта и смену его агрегатов;
  • выполнение двигателя из пяти независимых модулей с возможностью снятия любого из них для ремонта, не нарушив целостности его остальной части;
  • отсутствие средств механизации на передней кромке крыла с целью упрощения его конструкции;
  • высокое расположение крыла для облегчения обслуживания и подвески боевой нагрузки, топливных баков и т. д.

По заявлению специалистов фирмы «Макдоннелл-Дуглас», для технического обслуживания истребителя F-15 потребуется не более 11,3 человеко-часов на 1 ч налета, в то время как для самолёта F-4 «Фантом» требуется 24 человеко-часа. По сообщениям иностранной печати, при выполнении программы лётных испытаний подготовка самолёта F-15 к повторному вылету с типичным вооружением истребителя занимала 12 мин, го есть на 45% меньше, чем самолёта F-4.

В соответствии с планами американского командования самолёты F-15 совместно с лёгкими истребителями F-16 будут основой истребительной тактической авиации ВВС США в ближайшие 15—20 лет. Всего для ВВС США запланировано выпустить 729 серийных самолётов F-15 (включая двухместные учебно-тренировочные самолёты TF-15). Окончание поставок этих самолётов намечено на 1982 год. По сообщениям зарубежной печати, к началу 1976 года в ВВС США поступило более 30 серийных самолётов F-15 и 20 таких же самолётов, участвовавших в закончившейся программе лётных испытаний. По заявлению представителей фирмы, к середине 1976 года темп выпуска самолётов возрос до девяти машин в месяц.

Участвуя в непрекращающейся в капиталистических странах гонке погружений и стремясь нажить на ней ещё большие капиталы, руководство фирмы и другие заинтересованные американские круги ведут большую работу по привлечению покупателей за рубежом. С этой целью в американской печати широко рекламируются самолёты F-15. Представители фирмы рассчитывают, что им удастся продать около 1800 самолётов, из них не менее 700 — за границу. Потенциальными покупателями они считают , Канаду, Японию и некоторые другие капиталистические страны.

Основные тактико-технические характеристики истребителя F-15 «Игл»

Основные тактико-технические характеристики истребителя F-15 «Игл»

Добавить комментарий