Благодаря усилиям Советского Союза и других стран социалистического содружества в Европе сложилась обстановка, благоприятная для превращения этого континента в зону прочного мира и сотрудничества. Однако стратеги НАТО не хотят допустить развития событий в этом районе в неугодном им направлении. Они пытаются придерживаться курса, намеченного ими ещё в разгар «холодной войны». Об этом свидетельствует, в частности, непрерывный рост военных расходов стран — участниц блока, усиление объединённых вооружённых сил НАТО, размещённых на Северо-Европейском, Центрально-Европейском и Южно-Европейском ТВД. В их состав в мирное время наряду с объединёнными сухопутными войсками входят объединённые ВВС, представленные авиационными и ракетными соединениями, частями и подразделениями, переданными 11 странами — участницами блока: США, Великобританией, Канадой, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Данией, Норвегией, Италией, Грецией и Турцией.

США и Канада передали в оперативное подчинение НАТО только некоторое количество своей авиации; ФРГ, , Нидерланды, Дания, Норвегия, Италия, Греция и Турция — весь контингент своих ВВС, а — большую часть его. Правительство Греции, в августе 1974 года заявившее о выходе страны из военной организации блока, до сих пор, судя по сообщениям иностранной печати, не предприняло конкретных шагов в этом направлении, но от проведения совместных мероприятий по боевой подготовке, когда в них принимает участие Турция, отказывается.

В зарубежной печати сообщалось, что для усиления имеющихся на театрах военных действий авиационных группировок в оперативное подчинение верховному главнокомандующему вооружёнными силами НАТО в Европе было передано в апреле 1975 года ударное авиационное командование Великобритании, названное командованием английских ВВС в метрополии. В системе органов НАТО командующий английскими ВЕС в метрополии (главный маршал авиации Смоллвуд) пользуется правами главнокомандующего, а само командование считается главным. Как подчеркивалось в иностранной печати, английское правительство пошло на такой шаг с тем, чтобы увеличить свой вклад в укрепление Североатлантического союча и усилить влияние Великобритании на решение основных военно-политических проблем в Европе.

Для быстрого усиления национальных вооружённых сил стран — участниц НАТО в случае возникновения ограниченных военных конфликтов, главным образом на северном и южном флангах блока в Европе, в составе объединённых вооружённых сил НАТО образованы мобильные силы, включающие сухопутные войска и ВВС. Мобильные ВВС совместно с мобильными сухопутными войсками могут также привлекаться для подавления возможных выступлений прогрессивных сил.

Схема подчинённости группировок обьединённых ВВС НАТО в Европе показана на рисунке.

Схема подчиненности группировок объединённых ВВС НАТО в Европе
Схема подчиненности группировок объединённых ВВС НАТО в Европе

В основе строительства объединённых ВВС, как и объединённых вооружённых сил в целом, лежат требования стратегии «гибкого реагирования», предусматривающей подготовку и ведение войны в условиях применения как обычного, так и ядерного оружия. Командование НАТО проводит боевую подготовку экипажей самолётов с учётом опыта боёв во Вьетнаме и на Ближнем Востоке и содержит в высокой степени боеготовности и боеспособности ударные силы авиации.

Объединённые ВВС НАТО на Северо-Европейском ТВД разделены на три отдельные группировки, расположенные в Северной и Южной Норвегии, а также в зоне Балтийских проливов. Общее руководство действиями этих группировок осуществляет заместитель по ВВС главнокомандующего объединёнными вооружёнными силами НАТО на ТВД.

Объединённые ВВС в Северной Норвегии и объединённые ВВС в Южной Норвегии представлены: четырьмя истребительно-бомбардировочными авиационными эскадрильями (48 самолётов F-5A «Тайгер» и 20 CF-104G ), эскадрильей истребителей ПВО (16 CF-104G), разведывательной авиационной эскадрильей (16 RF-5A), транспортной авиационной эскадрильей (шесть С-130 ) и дивизионом ЗУР (36 ПУ). Кроме того, имеется несколько батарей зенитных пушек L-70, предназначенных для прикрытия основных аэродромов базирования авиации.

Для замены устаревших самолётов F-104G командование Норвегии закупило в США 72 новейших истребителя F-16 , которые, как полагают, поступят на вооружение в конце 70-х — начале 80-х годов.

Авиационные подразделения объединённых ВВС в Северной Норвегии размешены на аэродромах Будё, Бардуфосс и других, а в Южной Норвегии — на аэродромах Рюгге, Эрланн, Гардермуен и т. д.

Объединённые ВВС НАТО в зоне Балтийских проливов включают ТАК Дании и две авиационные эскадры ВВС ФРГ (разведывательную и легкую боевую), базирующиеся в Шлезвиг-Гольштейн.

В ТАК Дании входят: три истребительно-бомбардировочные эскадрильи (20 самолётов F-35XD и 40 F-100D «Супер Сейбр»), разведывательная (20 RF-35XD), три эскадрильи истребителей ПВО (40 F-104G) и одна транспортная (восемь С-47 «Скайтрэйн» и два С-54). Кроме того, в его составе имеются по четыре батареи ЗУР «Найк-Геркулес» и (36 и 24 ПУ соответственно).

В конце 70-х годов командование ВВС Дании планирует заменить самолёты F-104 истребителями F-16 (закуплено 48 самолётов).

Авиационные эскадры ФРГ двухэскадрильного состава вооружены самолётами G.91R/3 и RF-4E «Фантом».

Всего в объединённых ВВС НАТО на Северо-Европейском ТВД насчитывается 17 эскадрилий боевой авиации, в том числе семь истребительно-бомбардировочных, две лёгкие боевые, четыре разведывательные и четыре истребителей ПВО. В их число входит до 250-300 боевых самолётов и примерно 100 ПУ ЗУР.

Северо-Европейский ГВД, по мнению натовских военных руководителей, имеет важное стратегическое значение. Наличие сил и средств в этом районе дает возможность командованию НАТО контролировать морские коммуникации, ведущие из Балтийского и Баренцева морей в Атлантический океан, осуществлять боевое обеспечение своего северного фланга и постоянно создавать угрозу социалистическим странам, имеющим выход в Балтийское море. Широкие морские просторы ТВД, как считают специалисты НАТО, благоприятствуют развертыванию атомных подводных лодок и авианосных ударных сил.

По признанию иностранных военных специалистов, возможности объединённых вооружённых сил в этом районе ограничены. Поэтому с началам боевых действий войска здесь будут нуждаться в усилении. В мирное время данный ТВД рассматривается как плацдарм для сосредоточения и развертывания войск.

Проведенные в этом районе учения НАТО показывают, что усиление авиации происходило за счёт выделения дополнительных сил из национальных ВВС других стран блока. При осложнении обстановки предусматривается быстрая переброска на ТВД по одной авиационной эскадрилье из США, Великобритании, Канады и Нидерландов. В ходе учений на экипажи самолётов возлагались задачи прикрытия с воздуха своих кораблей, морских и авиационных баз, а также ведения разведки морских и береговых объектов и нанесения по ним бомбовых ударов. Неоднократно авиация привлекалась и для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам, ведущим бой с морским десантом противника.

Объединённые ВВС НАТО на Центрально-Европейском ТВД являются наиболее крупной и боеготовой авиационной группировкой блока в Европе. В ней сосредоточено около 60% боевого состава тактической авиации и до 70% зенитных ракет стран блока, а также все ракеты 1А западногерманских ВВС. Наличие здесь таких сил определяется особым положением этого ТВД, который стратеги Североатлантического союза рассматривают в качестве главного плацдарма для подготовки к агрессивной войне против стран социалистического содружества.

В объединённые ВВС включены авиационные и ракетные соединения, части и подразделения США, Великобритании, Канады, ФРГ, Бельгии и Нидерландов. Организационно они входят в состав 2 и 4 ОТАК. Действиями авиации ОТАК руководит командующий объединёнными ВВС на ТВД. 2 ОТАК предназначено для выполнения задач в интересах Северной группы армий, а 4 ОТАК — Центральной группы армий.

Район ответственности 2 ОТАК охватывает Бельгию, Нидерланды, Люксембург и северную часть ФРГ (без земли Шлезвиг-Гольштейн). В него входят командования английских ВВС в ФРГ, ТАК Бельгии и Нидерландов, 3-я дивизия авиационной поддержки и 4-я дивизия ПВО ТАК ВВС ФРГ, а также 32-я авиационная эскадрилья тактических истребителей (24 самолёта F-4E) из 17 ВА США, находящаяся в оперативном подчинении командующего ТАК ВВС Нидерландов. Последняя решает главным образом задачи ПВО. В распоряжении командующего 2 ОТАК находится около 600 боевых самолётов, 30 оперативно-тактических ракет «Першинг» 1А и примерно 500 ЗУР.

4 ОТАК, район ответственности которого охватывает южную часть ФРГ, объединяет 3 и 17 ВА США, имеющие самолёты F-111 (см. рисунок на цветной вклейке), F-4C, D и Е, RF-4C, 1-ю дивизию авиационной поддержки и 2-ю дивизию ПВО ТАК ВВС ФРГ, а также 1-ю авиационную группу ВВС Канады. Основу боевой мощи 4 ОТАК составляют американские и западногерманские авиационные части. Как сообщалось в зарубежной печати, в его подразделениях числится около 800 боевых самолётов, из них 70% современных (F-111E, F-4C, D и Е), свыше 140 ПУ ЗУР и 36 ПУ ракет «Першинг» 1А2.

Часть боеготовых сил объединённых ВВС блока на Центрально-Европейском ТВД несет круглосуточное дежурство, находясь в 15-минутной боевой готовности. В случае необходимости вышеупомянутые объединения могут быть быстро усилены боевыми эскадрильями, переброшенными из США.

По сведениям иностранной печати, во время учения «Крестид кэп-75» из США на авиабазы Рамштейн, Битбург, Хан, Шпангдалем и Цвайбрюккен перелетело следующее количество авиационных эскадрилий: четыре — истребителей F-4D, три — штурмовиков A-7D , одна — перехватчиков F-106A «Дельта Дарт» и одна — самолётов радиопротиводействия ЕВ-57. В ходе учений они выполняли самые разнообразные задачи. Основными из них являлись завоевание превосходства в воздухе, изоляция района боевых действий, непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск и воздушная разведка. Большое внимание уделялось взаимодействию авиации ОТАК с соединениями и частями Северной и Центральной групп армий.

Объединённые ВВС НАТО на Южно-Европейском ТВД предназначены для ведения самостоятельных операций, а также совместных боевых действий с объединёнными сухопутными войсками и ВМС. Характер применения авиации, как подчеркивалось в зарубежной печати, определяется военно-политическим значением и особенностью географического положения ТВД. Он занимает территории Италии, Греции, Турции, а также Средиземное и Мраморное моря, зону Черноморских проливов и южную часть Черного моря. Этому ТВД отводится важная роль в планах НАТО. Здесь командование НАТО может контролировать морские коммуникации, ведущие из Черного моря в Средиземное, создавать угрозы левому флангу стран Варшавского Договора и сказывать определенное давление на арабские государства Ближнего и Среднего Востока.

В состав объединённых ВВС на ТВД входят переданные в НАТО американские, итальянские, греческие и турецкие авиационные и ракетные части и подразделения, которые организационно сведены в 5 и 6 ОТАК, а также отдельные подразделения 16 ВА США и командивания английских ВВС на Ближнем Востоке. Все они непосредственно подчинены командующему объединёнными ВВС НАТО на ТВД.

5 ОТАК представлено частями и подразделениями итальянских ВВС и 40-й тактической авиационной группой из 3 ВА США. Всего в 5 ОТАК насчитывается около 300 боевых самолётов и 108 ПУ ЗУР «Найк-Геркулес». В соответствии с планами НАТО при выполнении боевых задач 5 ОТАК должно взаимодействовать с объединёнными сухопутными войсками блока в южной части ТВД.

6 ОТАК отводится задача взаимодействия с объединёнными сухопутными войсками блока в юго-восточной части ТВД. В его состав входят 1-я и 2-я тактические воздушные армии ВВС Турции, 28 ТАК ВВС Греции, а также 39-я тактическая авиационная группа ВВС США, которая имеет до эскадрильи самолётов F-4C, летающих по программе «чередования». В зарубежной печати сообщалось, что в 6 ОТАК находится более 600 самолётов и свыше 100 ПУ ЗУР.

К отдельным подразделениям 16 ВА США и командования английских ВВС на Ближнем Востоке относятся эскадрильи тактических истребителей, истребителей перехватчиков и эскадрилья ЗУР на о. Кипр, а также две эскадрильи самолётов-разведчиков и на о. Мальта.

По признанию иностранных военных специалистов, авиационная техника 5 и 6 ОТАК уже устарела, поэтому в ближайшем будущем имеющиеся в них самолёты F-84F, F-100D, F-102A и F-104G предполагается заменить более современными.

Во время учений на Южно-Европейском ТВД авиация выполняла все присущие ей задачи. Она действовала также против военно-морских сил «противника» и осуществляла прикрытие группировок ВМС от ударов с воздуха.

Командование английских ВВС в метрополии включает 1-ю бомбардировочную, 11-ю истребительную и 38-ю тактическую авиационные группы, а также 18-ю группу береговой авиации.

1-я бомбардировочная авиационная группа (штаб в Ботри) предназначена для нанесения ударов по объектам и ведения разведки в оперативной глубине обороны противника. На вооружении группы находятся средние бомбардировщики В.2, лёгкие бомбардировщики «Буканир» S.2, разведчики «Вулкан» SR.2 и «Канберра» PR.9, заправщики «Виктор» К.1 и К.2.

2-я истребительная авиационная группа (Станмор) участвует в ПВО страны. Она имеет истребители-перехватчики «Лайтнинг» F.3 и F.6, FG.1 и «Фантом» FGR.2.

38-я тактическая авиационная группа (Апейвон) решает задачи по авиационной поддержке сухопутных войск, в том числе и по переброске войск и грузов. В её распоряжении находятся тактические истребители , «Фантом» FGR.2 и GR.1, а также транспортные самолёты VC-10, «Белфаст», «Британия», «Андовер» и С-130.

18-я группа береговой авиации (Нортвуд) ведет разведку, борьбу с подводными лодками и выполняет спасательные операции. Для этих целей на её вооружении находятся самолёты «Нимрод» MR 1, «Шэклтон» AEW.2, а также вертолёты НС.2, «Уирлуинд» HAR.10.

Около 300 боевых самолётов, включая более 140 носителей ядерного оружия («Вулкан» В.2, «Буканир» S.2, «Ягуар» и «Фантом» FGR.2), числятся в составе командования английских ВВС в метрополии.

В настоящее время в ВВС Великобритании происходит процесс перевооружения тактической авиации самолётами «Ягуар» и «Фантом» 1GR.1, что, как отмечалось в иностранной печати, повысит её боевые возможности. В конце 70-х годов в ВВС должны поступить новые многоцелевые самолёты , проходящие сейчас летные испытания.

Мобильные ВВС НАТО, как укатывалось в зарубежной прессе, могут состоять из семи—девяти эскадрилий боевой авиации (по одной от ВВС США в Европе, ФРГ, Нидерландов, Бельгии, Канады и Италии, по одной — три от ВВС Великобритании). В них 130—150 боевых самолётов.

В мирное время мобильные ВВС НАТО находятся в оперативном подчинении командования НАТО, но боевую подготовку проходят в составе национальных командований ВВС.

Согласно оперативным планам для усиления северного фланга НАТО выделяются три-четыре эскадрильи от ВВС США, Великобритании, Нидерландов и Канады, а для усиления южного фланга такое же количество эскадрилий от ВВС США, Великобритании, ФРГ, Бельгии и Италии. После переброски они поступают в подчинение командующего объединёнными ВВС НАТО в данном районе и выполняют задачи в соответствии с его указаниями.

Таким образом, объединённые ВВС НАТО в Европе, по мнению иностранных специалистов, являются крупной и мощной группировкой авиации, способной выполнять разнообразные задачи не только совместно с объединёнными сухопутными войсками и ВМС, но и самостоятельно. Боевая техника этой группировки постоянно совершенствуется. Уже само размещение объединённых вооружённых сил, в том числе и объединённых ВВС, по театрам военных действий говорит о том, что они нацелены против СССР и других стран социалистического содружества. Всё это обязывает советских воинов бдительно следить за происками атлантических стратегов и быть постоянно готовыми дать отпор любым проискам реакционных кругов империализма.

Добавить комментарий