В общем комплексе мероприятий, направленных на подготовку вооружейных сил к новым агрессивным войнам, командования армий основных капиталистических государств большое место отводят организации тактической воздушной разведки на ТВД, от результатов которой, по их мнению, во многом будет зависеть успех боевых действий войск. Воздушная разведка ведется в интересах всех видов вооруженных сил. В частности, она призвана обеспечить командование ВВС необходимыми данными для решения задач по завоеванию превосходства в воздухе, изоляции района боевых действий и оказанию непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам.

Усилия тактической воздушной разведки при завоевании превосходства в воздухе предусматривается направлять в первую очередь на выявление аэродромной сети, особенно аэродромов и площадок рассредоточения, а также позиций ЗУР, пунктов управления.

При изоляции района боевых действий к основным объектам воздушной разведки относят резервы в районах сосредоточения и на марше, узлы шоссейных дорог и железнодорожные станции, мосты, переправы, командные пункты и узлы связи соединений и объединений, склады и базы снабжения.

Особенно большое напряжение, как полагают иностранные военные специалисты, потребуется от экипажей разведывательных самолётов при оказании непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам, так как наземные боевые действия будут характеризоваться скоротечностью и вестись на больших пространствах при любых метеорологических условиях. В данном случае авиация должна в первую очередь выявить позиции войск, районы их сосредоточения, пусковые установки тактических ракет, командные пункты и радиотехнические средства управления, находящиеся в боевых порядках войск.

Основная задача воздушной разведки на ТВД, как отмечают иностранные военные специалисты, состоит в своевременном обнаружении местоположения носителей ядерного оружия и складов ядерных боеприпасов.

Считается, что данные, получаемые воздушной разведкой, должны быть достоверными и полностью отражать быстро меняющуюся обстановку на поле боя. Поэтому для ее ведения используются не только специально оборудованные, но и все боевые самолёты.

Большую нагрузку по вскрытию объектов в тактической глубине противника несут тактические разведчики. Например, в последние годы агрессивной войны во Вьетнаме из общего количества самолёто-вылетов, совершаемых американской авиацией в целях разведки территории ДРВ, 97% приходилось на тактические разведчики (RF -4С, RF-101 и другие), 1%. — на беспилотные самолёты и 2% — на стратегические самолёты (U-2, SR-71). Экипажи разведчиков должны были не только отыскать объект, опознать его и установить координаты, но и определить, как и с каких направлений безопаснее и удобнее подходить к нему.

В зависимости от задач и от того, в чьих интересах ведется воздушная разведка, ее глубина будет различной. В зарубежной печати сообщилось, что глубина тактической разведки для полевой армии составляет 300—100 км, армейского корпуса — 100 км и дивизии — 40 км.

Для ведения тактической воздушной разведки в составе ВВС США, Франции и имеются разведывательные авиационные крылья (эскадры), состоящие из двух-трех авиационных эскадрилий по 15—18 самолётов, а в других странах — разведывательные эскадрильи. В американских ВВС сформирована эскадрилья беспилотных самолётов—разведчиков и постановщиков помех, запускаемых с самолёта-матки DC-130. Разведывательные авиационные эскадрильи могут самостоятельно решать задачи воздушной разведки на ТВД.

Организация управления воздушной разведкой на ТВД

Руководство действиями разведывательной авиации на ТВД в ВВС США осуществляется через систему управления тактической авиацией, основными органами которой являются центр управления тактической авиацией, входящий в состав КП командующего ВВС на ТВД, и центр непосредственной авиационной поддержки, создаваемый при центре управления боевыми действиями армейского корпуса или полевой армии. Операции по воздушной разведке проводятся на основе плановых или срочных заявок.

В центре управления тактической авиацией находятся офицеры, которые занимаются планированием действии и организацией полетов разведывательных самолётов. Здесь на основе утвержденных заявок происходит детальное планирование вылетов разведывательной авиации на следующие сутки согласно плановым заявкам, которые приходят от батальонов сухопутных войск через офицеров разведки дивизий, корпусов и полевых армии. Каждый последующий начальник может утвердить или отменить заявку. По сообщениям зарубежной печати, в войне во Вьетнаме плановые заявки реализовывались через 4 ч. и более после их поступления. Они составляли 3/4 всех заявок.

Офицеры воздушной разведки в центре непосредственной авиационной поддержки занимаются обобщением срочных заявок. Последние без согласования с вышестоящими инстанциями передаются по радиосетям управления тактической авиации офицерами связи ВВС, находящимися в командах управления тактической авиацией, или передовыми авиационными наводчиками. Рассмотрев заявку, центр непосредственной авиационной поддержки докладывает об этом в центр управления тактической авиацией, а затем вызывает самолёты-разведчики через КП авиационных частей и подразделений. По опыту боевых действий в Юго-Восточной Азии срочные заявки выполнялись через 2—2,5 ч. при взлете самолётов с аэродромов и через 15 мин. при вызове разведчика из положения дежурства в зоне.

По данным иностранной прессы, разведку могут вести следующие самолёты: одиночные, входящие в состав ударных групп, специально прикрываемые с воздуха. Первые, как правило, посылаются в районы со слабой ПВО. Они фотографируют местность со средних и больших высот. Вторые предназначаются для съемки объектов после нанесения по ним бомбовых ударов. Самолёты-разведчики, специально прикрываемые с воздуха, нацеливаются на объекты с сильной ПВО.

Руководство экипажами самолётов на маршрутах осуществляется через центры управления и оповещения, посты наблюдения и оповещения, а также через передовых авиационных наводчиков. Летчикам передается информация о системе ПВО объекта, атаках истребителей противника, изменении погоды, местоположении пункта сброса отснятом пленки, действиях своих самолётов в районе разведки и т. д.

Подготовка к ведению воздушной разведки на ТВД

Подготовка к ведению воздушной разведки в эскадрилье начинается с получения приказа с КП авиационного крыла. На его основе командир эскадрильи отдает соответствующие указания оперативному офицеру и офицеру фоторазведки.

Оперативный офицер, который контролирует расчет потребного запаса топлива и время передачи разведывательных донесений, определяет порядок следования к цели, маршруты и время выхода на цель, условия радиообмена, ответственных за связь по этапам полета, при необходимости указывает способы взаимодействия разведчиков с истребителями прикрытия.

Назначенные экипажи для выполнения задания начинают готовить план полета. Маршрут к разведывательному объекту выбирается с учетом скрытного выхода на него и обхода районов, прикрытых средствами ПВО. Он наносится на карту, на которой хорошо видны контрольные ориентиры. При необходимости в плане указывается район дозаправки самолётов топливом в воздухе на обратном пути. Если самолёт-разведчик должен идти на задание вместе с ударной группой, то записывается место, время и высота их встречи. При разведке объектов, имеющих сильную систему ПВО, в плане отражаются вопросы взаимодействия с группой прикрытия.

Офицер фоторазведки совместно со специалистами по радиоэлектронному оборудованию в соответствии с поставленной задачей и погодой выбирает тип АФА, количество пленки, фильтры и интервалы съемки.

Во время предполетной подготовки, которая может длиться до 1,5 ч. инструктируются экипажи. Командир эскадрильи уточняет задачу и разъясняет ее. Офицер разведки знакомит экипажи с учетными данными целей (если они не были изучены ими во время предварительной подготовки), затем информирует летчиков о средствах ПВО противника на маршруте и в районе цели, рекомендует тактические приемы их преодоления, называет особо заметные визуальные ориентиры и объясняет маскировку объектов противника. Он также доводит до сведения экипажей (на случай, если они по каким-либо причинам окажутся на территории противника) возможное отношение населения к ним, каким образом избежать пленения и как действовать при спасении.

Офицер фоторазведки инструктирует экипажи о порядке применения АФА, указывая количество фотоснимков, которое можно сделать каждым аппаратом, и контрольные ориентиры начала фотографирования.

Офицер радиотехнической разведки из эскадрильи технического обслуживания напоминает режимы работы аппаратуры, моменты ее включения и выключения, особенности опознавания источников излучения на бортовых индикаторах.

Офицер-метеоролог знакомит экипаж с прогнозом погоды по маршруту и в районе цели.

На инструктаж специально приглашаются экипажи, ранее летавшие в заданный район.

По окончании инструктажа экипажи уточняют маршруты полетов к объектам и обратно, время пролета контрольных ориентиров и подхода к целям, запасные маршруты при изменении погоды или неожиданно сильном противодействий сил ПВО противника.

После выполнения задания самолёт встречает дежурная команда, которая снимает кассеты с фотопленкой и доставляет их в фотолабораторию. Здесь еще мокрая пленка просматривается дешифровальщиками для предварительной оценки и составления срочного донесения. Помимо этого, командир экипажа представляет доклад по результатам визуального наблюдения. При обнаружении на пленке заданных объектов она отправляется в фоторазведывательную техническую эскадрилью разведывательного авиационного крыла. Если объекты не обнаружены, то решается вопрос о повторном вылете. В фоторазведывательной технической эскадрилье пленка дешифрируется более тщательно.

Иностранные специалисты считают, что время, затрачиваемое на дешифрирование пленки, все еще велико. Поэтому за рубежом стремятся подучать информацию о противнике с борта самолёта. Ценность такой информации заключается в своевременности и достоверности, так как экипаж самолёта может передать ее в течение 3—5 мин после обнаружения объекта. Принимать данные о цели могут одновременно все органы, заинтересованные в их получении. В войне во Вьетнаме, как сообщала иностранная печать, американское командование получало по радио с борта разведывательных самолётов более 2/3 данных о подвижных объектах.

Разведывательный самолёт RF-4C «Фантом» 2
Рис. 1. Разведывательный самолёт RF-4C 2

Возможности разведывательных самолётов по съемке местности определяются глазным образом тактико-техническими характеристиками бортовой аппаратуры.

Судя по сообщениям зарубежной печати, основным тактическим самолётом-разведчиком в ВВС главных капиталистических стран является RF-4С «Фантом» 2 (рис. 1). Экипаж два человека. На нем установлена современная разведывательная аппаратура. Возможности ее при съемке местности с высоты 100 м. показаны на рис. 2. С набором высоты площадь местности, охватываемая фотографированием, увеличивается.

Полосы местности, захватываемые разведывательной аппаратурой самолёта RF-4C при его полете на высоте 100 м
Рис. 2. Полосы местности, захватываемые разведывательной аппаратурой самолёта RF-4C при его полете на высоте 100 м: 1, 2 и 3 — АФА передней, перспективной и плановой съемок; 4, 5 — ИК и лазерной аппаратурой; 6 — РЛС бокового обзора, которая снимает местность по обе стороны самолёта; 7 — дальность действия аппаратуры радиотехнической разведки

На самолётах «Фантом» не устанавливается телевизионная разведывательная аппаратура. Это объясняется ее слабой помехозащищенностью. Однако она применяется на беспилотных самолётах-разведчиках. Сообщалось, что ее планируется использовать совместно с инфракрасными средствами наблюдения.

Таким образом, как об этом можно судить по публикуемым в иностранной печати данным, ведению тактической воздушной разведки на ТВД в вооруженных силах стран НАТО придается первостепенное значение. Она организуется с учетом использования всех боевых самолётов и быстрейшей передачи данных о противнике командирам.

Добавить комментарий