Ракета «Срэм» (рис 1.) производства американской компании «Боинг аэроспейс» оснащена ядерным зарядом, мощность которого сопоставима с мощностью одного ядерного заряда боевой части МБР «Минитмэн» 3. Основное ее назначение — поразить средства ПВО противника, чтобы дать возможность самолету-носителю или другим ударным самолетам прорваться к намеченному для уничтожения объекту. Стартовый вес ракеты около 1000 кг, дальность стрельбы при полете на большой высоте до 300 км, на малой высоте 56 км. Размеры ракеты: длина 4,2 м, диаметр 0,44 м. Она оснащена твердотопливным реактивным двигателем двухразового включения. В полете ракета невосприимчива к помехам, создаваемым средствами РПД противника, так как имеет инерциальную систему наведения.
Рис. 1 Американская ракета Срэм класса воздух — эемля
На бомбардировщики В-52 (G и Н) может подвешиваться до 20 ракет «Срэм»: 12 на подкрыльевые пилоны и 8 на пусковую установку револьверного типа в бомбоотсеке. Они могут стартовать с пусковых устройств самолета с интервалом 5 с.
В связи с появлением ракет «Срэм» на вооружении стратегических авиационных частей усложнились и появились новые функциональные обязанности у летчиков и штурманов. В состав экипажа самолета входя: командир корабля (он же первый летчик), второй летчик, штурман-навигатор, штурман-оператор систем оружия, оператор радиопротиводействия и кормовой стрелок. Особенно большая ответственность за применение ракет «Срэм» ложится на штурманов. Старшим является штурман-навигатор (более высокая штатная категория). На эту должность обычно назначаются лица, обладающие большим опытом летной работы в САК или летавшие на самолете В-52 в качестве штурманов-операторов не менее 2 — 4 лет. Штурманами-операторами могут быть выпускники летных училищ, имеющие отличные показатели в освоении различных систем управления оружием в период прохождения службы в авиационных подразделениях.
В целях быстрейшего освоения нового оружия в ВВС США проводятся регулярные тренировки экипажей бомбардировщиков как на тренажёрах, так и в ходе учебно-тренировочных полетов с условными пусками ракет «Срэм».
Из сообщении зарубежной печати известно, что во время учебных полетов экипажи американских самолетов В-52, как правило, отрабатывают широкий круг задач в комплексе, например самолетовождение на малых высотах, пуск ракет «Срэм», бомбометание, дозаправка топливом в воздухе и т. д. Так было и в описываемом ниже тренировочном полете. Однако в данной статье сосредоточено внимание на описании действии отдельных членов экипажа при подготовке к учебному пуску ракет «Срэм». Подвешенные на самолет ракеты не были снаряжены ядерными зарядами, поэтому действия экипажа несколько упрощались. Так же, как и при обычных полетах, экипаж производил предварительную и предполетную подготовки.
Предварительная подготовка проводилась накануне вылета. Экипаж в полном составе занимался отработкой задач предстоящего полета в специально оборудованных классах и на тренажерах. Помимо этого, штурманы готовили маршрутные карты и необходимою полетную документацию.
На специальных занятиях с привлечением офицеров инженерно-технической службы проигрывались действия экипажа по подготовке и пуску ракет. Были просмотрены магнитные записи запрограммированных координат целей и траекторий полета ракет (для ракеты «Срэм» можно запрограммировать множество траекторий). Повторно прорабатывались инструкция и документация по боевому их применению. Штурманы ознакомились с порядком ввода в ракеты начальных данных от самолетной центральной цифровой ЭВМ, а также с наземными радиолокационными ориентирами, необходимыми для точного выхода на цель и подготовки к действию системы управления полетом ракеты (в ее составе имеются инерциальный блок наведения с гиростабилизированной платформой и цифровая ЭВМ). Затем члены экипажа уточнили условия радиообмена и радиопеленгации с операторами РЛС полигона. Офицер-руководитель рассказал экипажу о характере целей и дополнительных ориентирах, которые могут быть использованы в качестве вынесенных точек прицеливания.
Предполетная подготовка началась с уточнения экипажем данных о метеорологической обстановке и получения дополнительных указаний о предстоящем вылете и проведении предполетного осмотра. По прибытии на стоянку бомбардировщика каждый член экипажа согласно своим обязанностям приступил к осмотру и проверке работоспособности бортовой аппаратуры. Штурманы особое внимание уделили контролю состояния подвешенных ракет и бомб, а также исправности системы управления оружием. В состав последней, в частности, входят инерциальная навигационная подсистема, навигационно-бомбардировочная подсистема, центральная цифровая ЭВМ и блоки преобразования данных. На борту самолета находились три ракеты «Срэм» (две на подкрыльевых пилонах и одна на пусковой установке револьверного типа) и практические авиабомбы. Затем члены экипажа заняли свои места в самолете и доложили командиру корабля о готовности к выполнению задания.
Учебно-тренировочный полет
Вскоре после взлета штурман-оператор включил электропитание системы управления оружием. Примерно через 30 мин на ее панели загорелась красная лампочка, сигнализирующая о том, что аппаратура прогрелась. При подходе к первому контрольному ориентиру штурманы ввели значения курса, скорости, высоты и другие данные в инерциальную навигационную подсистему. После чего красная лампочка погасла. Во время этой операции строго выдерживался режим прямолинейного горизонтального полета.
Затем штурман-навигатор на экране индикатора РЛС точно удерживал электронное перекрестие на метке выбранного ориентира, а штурман-оператор заложил в центральною цифровою ЭВМ начальные координаты местоположения самолета. С этого момента ЭВМ непрерывно вырабатывала текущие координаты местоположения самолета. Через некоторое время штурман-оператор включил систему управления полетом ракеты «Срэм» и скорректировал инерциальный блок наведения по данным, поступающим от центральной цифровой ЭВМ. Перед выходом на рубеж пуска в цифровою ЭВМ ракеты была введена запрограммированная траектория полета, координаты точки пуска и поражаемой цели и другие данные. В зависимости от условий местности, силы системы ПВО противника, а также от общей военной обстановки выбирается тот или иной вариант траектории полета ракеты к цели (рис. 2).
Рис. 2 Возможные варианты траекторий полета ракеты «Срэм» к цели: 1 — баллистическая; 2 — полубаллистическая; 3 — настильная
Система управления оружием автоматически определяет момент нахождения бомбардировщика на рубеже пуска (расстояние, которое ракета должна пролететь, чтобы поразить избранную цель). На панели управления оружием загорается сигнальное табло «Безопасно, в диапазоне дальности стрельбы». В это время в реальных условиях происходит автоматический пуск ракеты. После пуска инерциальный блок наведения сравнивает фактическую траекторию полета с запрограммированной, хранящейся в памяти цифровой ЭВМ, и вырабатывает сигналы рассогласования, которые в виде команд подаются на рули ракеты.
При условном применении ракет экипаж самолета перед выходом на рубеж пуска выполнил ряд дополнительных операций. Была установлена связь с полигоном и получено подтверждение, что наземные радиолокационные посты сопровождают самолет. За 20 с до условного пуска штурман-навигатор включил специальный передатчик, по сигналам которого команда полигона контролировала момент старта ракеты или сбрасывания бомбы. Когда до рубежа пуска осталось лететь 5 с на пульте системы управления оружием появился мигающий огонь лампочки, который известил экипаж, что ракета готова к применению. Штурман-оператор нажал на боевую кнопку. Мигание лампочки прекратилось. «Старт» ракеты имитировался специальным звуковым сигналом. В этом полете экипаж при каждом заходе на цель полигона производил «пуск» одной ракеты. После выполнения задания производился разбор полета.
Вооружение стратегических бомбардировщиков В-52 новыми ракетами «Срэм» и интенсификация подготовки экипажей к их применению свидетельствуют о том, что руководство Пентагона продолжает форсировать военные приготовления, направленные прежде всего против Советского Союза и других социалистических государств. Это еще раз напоминает советским воинам о необходимости проявлять высокую бдительность и сохранять постоянную боевую готовность.