Высокая экономичность АЛВ может быть достигнута за счёт того, что их подъёмная сила зависит не от тяги двигателей, а от объёма оболочки, заполняемой «несущим» газом. При этом энергия двигателей расходуется в основном для поступательного движения аппарата, в то время как у самолётов и вертолётов большая её часть тратится на создание подъёмной силы. Такая экономичность и обеспечивает большой радиус действия АЛВ.
Иностранная печать сообщает, что многие научно-исследовательские организации и фирмы США и их союзников по НАТО уже приступили к НИОКР в области создания дирижаблей и гибридных летательных аппаратов.
С целью обмена опытом и координации действий в сентябре 1974 года в г. Монтерей (штат Калифорния, США) состоялся симпозиум по вопросам применения АЛВ для транспортных перевозок. На нем присутствовало около 200 специалистов из девяти капиталистических стран.
Из рассмотренных на симпозиуме проектов АЛВ для перевозки войск и военной техники большой интерес вызвал проект английского дирижабля «Скайшип», имеющего форму двояковыпуклого диска диаметром 213 м и высотой 62 м. В качестве «несущего» газа в нем предполагается использовать гелий.
По расчётам английских специалистов, дирижабль «Скайшип» будет иметь: максимальный полётный вес 800 т, вес корпуса около 300 т, максимальную полезную нагрузку 400 т, скорость полёта 160 км/ч. В силовой установке дирижабля предлагается использовать десять двигателей с поворотными воздушными винтами диаметром 6,3 м. Для причаливания его предусматривается оснастить специальной системой, состоящей из якорей и бортовых лебедок. При приближении дирижабля к земле якоря будут выстреливаться в грунт, а бортовые лебедки притянут корабль до необходимой высоты. По мнению английских специалистов, применение поворотных воздушных винтов двигателей значительно облегчит эту операцию. В грузовом отсеке (расчётные размеры которого: высота около 60 м, размеры пола 45х45 м) можно будет перевезти до 1600 вооружённых солдат, значительное количество техники и других грузов.
17 апреля 1975 года в г. Кардингтон (Великобритания) после проведения фирмой «Бритиш Ховеркрафт» аэродинамических испытаний модель дирижабля диаметром 10 м совершила первые управляемые полёты. По данным зарубежной печати, в настоящее время ведётся строительство модели диаметром 60 м, грузоподъёмностью 10 т, на которой в текущем году будут исследоваться вопросы устойчивости и управляемости дирижабля.
Для грузовых перевозок с корабля на берег и с берега на корабль предлагается применять различные типы АЛВ, одним из которых является гибридный аппарат «Эркрэйн» (Aircrane), представляющий собой аэростат-вертолёт (фирма «Ойл Америкэн»).
По заявлению представителя командования морских перевозок ВМС США Брауна, «Эркрэйн» сможет обеспечить транспортировку грузов с кораблей на берег и далее вглубь страны со скоростью, намного превышающей скорость существующих для этих целей средств. По его мнению, средняя скорость потока грузов при использовании аппаратов «Эркрэйн» достигнет 80 км/ч, в то время как современные средства обеспечивают её в пределах 10—15 км/ч. Кроме того, такой аппарат может быть использован для перевозки поврежденной в бою тяжелой техники и оборудования к месту ремонта и т. д.
АЛВ «Эркрэйн» (см рисунок, а) будет представлять собой шарообразный наполненный гелием баллон диаметром
55 м, к которому прикреплены четыре лопасти-крыла длиной 38,4 м и хордой 6,4 м. Его расчётная грузоподъёмность 82 т. По мнению американских специалистов, можно создать аппараты подобного типа больших размеров, которые смогут поднимать грузы весом до 1000 т. Кроме аэростатической подъёмной силы баллона, наполненного «несущим» газом, на аппарате планируется использовать аэродинамическую подъёмную силу, создаваемую лопастями-крыльями при вращении всего аппарата вокруг вертикальной оси (расчётная скорость вращения 8 об/мин). Вращение аппарата будет осуществляться с помощью четырёх турбовинтовых двнгатепей мощностью по 4000 л. с., установленных на концах лопастей-крыльев. При этом груз на внешней подвеске останется неподвижным благодаря специальной системе стабилизации.
Эскизы некоторых летательных аппаратов легче воздуха (а — «Эркрэйн», б — «Тетралоб», в — «Обеликс»)
По данным специалистов фирмы, аэростатическая подъёмная сила аппарата составит около 40% суммарной подъёмной силы, а остальные G6O% создадут вращающиеся лопасти. Благодаря этому аппарат сможет набирать высоту, снижаться, освобождаться от груза или принимать его на борт без применения специальной системы «подъёма — спуска».
Для проведения исследований и обоснования концепции создания АЛВ нового типа командование BМC США заключило с фирмой контракт стоимостью 65 тыс. долларов. По этому контракту была построена модель диаметром 10 м. В 1975 году ВМС поручили фирме исследование вопросов управляемости и выделили на эти цели 113 тыс. долларов.
Помимо рассмотренных выше, в капиталистических странах имеется значительное количество проектов различных АЛВ. Внешний вид двух дается на рисунке (б и в).
Иностранные специалисты считают, что безопасность полётов на перспективных АЛВ будет выше, чем на современных самолётах и вертолётах, несмотря на их большие размеры. Это объясняется тем, что вместо взрывоопасного водорода, применявшегося ранее в качестве «несущего» газа, в современных проектах предусматривается использовать инертный газ гелий. Кроме того, баллон будет разбит на отсеки с таким расчётом, чтобы при утечке газа из нескольких отсеков (в результате получения пробоин или по другим причинам) аппарат мог бы продолжать полёт.
Как сообщается в иностранной печати, работы по проектированию и созданию АЛВ в капиталистических странах получают все больший размах. Особое внимание при этом обращается на изучение возможностей применения этих аппаратов в военных целях. Например, специалисты ВВС США считают возможным использовать эти аппараты в качестве мобильных пусковых установок МБР. Все это еще раз показывает, что милитаристские кругл США и их союзники по агрессивному блоку НАТО, продолжая материальную подготовку к войне, используют любые достижения науки и техники для наращивания боевой мощи своих вооружённых сил.