Проблему стандартизации средств войсковой ПВО военные специалисты стран НАТО пытаются решать путём создания их по совместным двусторонним и многосторонним программам. При этом обычно используются следующие формы: обмен на различных этапах информацией по результатам НИОКР, технологией, научными и инженерными кадрами, совместное финансирование и руководство разработками, совместное производство, а также передача во временное пользование образцов средств ПВО для проведения испытаний (по специальным соглашениям), создание объединений на период практического выполнения отдельных программ. Для подобных мероприятий требуется большое количество разнообразных специалистов. Так, только в сухопутных поисках США выполнением международных программ НИОКР и стандартизации, включающих средства ПВО, занято более 200 групп специалистов. Их деятельность связана письменными соглашениями (более 1000, из которых около 175 касаются такой формы взаимодействия, как обмен данными).
Работы в области стандартизации ведутся на основе длительных межгосударственных соглашений, которые могут заключать, помимо правительственных органов, отдельные виды вооружённых сил. Так, в 1964 году представители сухопутных войск США, Великобритании, Канады и Австралии подписали «Основное соглашение о стандартизации», которое формулирует программу в целом и регулирует взаимоотношения этих стран. Основными задачами соглашения являются: обеспечение сотрудничества специалистов сухопутных войск стран-участниц, а также достижение максимальной совместимости оружия и боевой техники и предельно возможной экономии сил и средств путём объединения используемых ресурсов. Основной формой взаимодействия служит свободный и своевременный обмен информацией по вопросам, представляющим интерес для этих стран. Сюда входят рассылка основополагающих документов и материалов НИОКР, обмен мнениями в 21 рабочей группе и т. д.
В иностранной печати отмечается, что в странах НАТО продолжается процесс совершенствования структуры управления разработками систем оружия. Расформировываются старые и создаются новые органы, уточняются их задачи, разграничиваются сферы деятельности. Так, в 1968 году для улучшения работы в области вооружения десять натовских стран образовали на уровне министерств обороны специальный орган. В его задачу входит обмен информацией, проверка возможности поставки вооружения, организация взаимодействия при поставках и стандартизация. Прежде чем сформулировать технические требования на исследование и разработку какого-либо национального проекта, эта рабочая подгруппа должна выяснить, следует ли использовать имеющиеся в наличии составные части и применять существующие калибры оружия, имеется ли аналогичный образец и целесообразно ли его дорабатывать по новым техническим требованиям, какая потребность стран НАТО в аналогичном образце, проводились ли подобные работы, целесообразно ли разрабатывать или изготавливать данный образец совместно.
С 1972 года натовские специалисты ведут реестр, в котором регистрируются проекты систем ПВО и отражается состояние их развития от разработки концепции до изготовления образца. К середине 1974 года в этом реестре значилось 12 проектов. В частности, в него были внесены проекты создания усовершенствованного ЗРК «Хок», ЗСУ «Гепард» (ФРГ, Бельгия, Нидерланды, рис. 1), 20-мм автоматической зенитной пушки Mk20Rh202 (ФРГ, Норвегия, рис. 2).
Рис. 1. ЗСУ «Гепард»
Начальники управлений НИОКР США, Великобритании, Франции и ФРГ регулярно проводят неофициальные встречи с целью достижения и расширения сотрудничества подчинённых им ведомств в рамках НАТО.
Для производства ЗРК «Хок» в странах Западной Европы организовано промышленное объединение SETEL, в состав которого вошли фирмы Франции, Нидерландов, ФРГ, Италии и Бельгии. В процессе первоначальной подготовки производства происходил обмен представителями, связанными с решением различных технических проблем. Кроме того, в США прошли обучение свыше (650 технических специалистов западноевропейских стран, подготовлены и переданы в объединение SETEL около 250 тыс. производственных чертежей, а также некоторые материалы, необходимые при производстве.
Рис. 2. 20-мм автоматическая зенитная пушка Mk20Rh202
Работы по организации производства ЗРК «Хок» формально начались в июне 1959 года, выпуск серийной продукции относится к 1962 году. Первые батареи вооружены ЗРК «Хок» в середине 1963 года. Программа по выпуску оборудования комплексов к концу 1964 года была выполнена на 45%. Однако в конце 1965 года производство всего оборудования, кроме ЗУР, было закончено. Выпуск последних продолжался до середины 1967 года. К моменту выполнения программы было изготовлено оборудование более чем для 100 батарей и около 4 тыс. ЗУР. Сложность производства в иностранной печати иллюстрируется тем, что для одной ракеты при окончательной сборке требуется свыше 100 тыс. различных элементов. Первоначальная стоимость всей программы производства ЗРК «Хок» составляла 620 млн. долларов. Реальная стоимость превысила запланированную на 7,6% и достигла 667 млн. долларов, из которых вклад США в форме технической помощи и документации, обучения и т. д. составил 32 млн. долларов.
В иностранной печати указывается, что при подготовке производства ЗРК «Хок» было трудно создать соответствующее оборудование для поточных линий, сказывалось также отсутствие необходимого количества высококвалифицированного персонала. В странах Западной Европы выпуском этих ЗРК занято более 60 заводов, удалённых друг от друга на значительные расстояния, поэтому на транспортировку деталей, узлов и блоков были израсходованы большие средства. Ввиду того что данный комплекс требовал многочисленных доработок и усовершенствований, в процессе производства было внесено около 7 тыс различных изменений. В настоящее время ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды, Дания и Греция образовали европейский консорциум по производству усовершенствованного ЗРК «Хок» (программа HIP).
Американские специалисты проявляют значительный интерес к западноевропейским разработкам ЗРК малой дальности. На основе соглашения соответствующие фирмы предоставили им имеющуюся документацию. Кроме того, военные специалисты США были приглашены на испытания комплексов, а образцы вооружения, включая ЗУР, с обслуживающим персоналом были направлены на американские полигоны для всесторонних проверок.
В США проходили испытания следующие ЗРК французский «Кроталь» (в течение мая — июня 1971 года, проведено пять пусков), английский «Рапира» (май — июнь 1972 года, 12 пусков) и франко-западногерманский «Роланд» (февраль — апрель 1973 года, семь пусков). Оборудование РЛС комплекса «Роланд» проверено в условиях пролёта около 600 целей, а западноевропейские фирмы — разработчики этого комплекса представили американским специалистам для изучения данные по 200 ранее проведённым испытаниям. В 1975 году американские специалисты решили предоставить некоторым странам НАТО материалы испытаний ЗРК «Пэтриот» («Patriot», ранее называли SAM-D). Командование ФРГ считает, что этот комплекс в 80-х годах должен быть развернут на Центрально-Европейском ТВД. Согласно западногерманским долгосрочным планам некоторое количество этих комплексов будет закуплено для бундесвера.
Значительное внимание уделяется в странах НАТО упрощению процесса заключения лицензионных соглашений. Несколько лет назад, например, в США для покупки лицензии на производство оружия и боевой техники, созданных в других странах, требовалось разрешение правительства. В настоящее время американские фирмы решают эти вопросы самостоятельно. Так, согласно программе «Шорад» командование сухопутных войск США решило провести испытания западноевропейских ЗРК малой дальности. Для этого американские фирмы закупили по собственной инициативе лицензии на производство ЗРК «Кроталь» («Рокуэлл интернэшнл»), «Роланд» («Боинг» и «Хьюз») и «Рапира» («Юнайтед эркрафт» и «Макдоннелл-Дуглас»).
По мнению специалистов стран НАТО, важным аспектом стандартизации является использование единых методов испытаний и контроля разрабатываемых систем оружия и боевой техники. Этим целям служит испытательный центр тактического ракетного оружия, включая ЗРК, на о. Крит и центр для выборочных проверок ЗУР «Хок», который должен давать рекомендации для дальнейших программ совершенствования ЗРК. Несколько лет назад в НАТО была создана специальная рабочая группа для изучения всех испытательных центров, полигонов, аэродинамических труб и других испытательных средств стран НАТО, чтобы лучше координировать их использование. Эти работы продолжаются и в настоящее время.
Для более эффективного решения проблемы стандартизации натовские специалисты стремятся разграничить сферы деятельности государств в области создания и эксплуатации оружия и боевой техники Так, в 1975 году ответственность за выработку рекомендаций по стандартизации систем ПВО класса «земля — воздух» возложена на ФРГ, а класса «воздух — воздух» на США. Особое внимание при этом обращается на так называемый комплексный подход к решению проблемы стандартизации. Он заключается в том, что работа ведётся одновременно на всех уровнях — от комплекса оружия в целом до отдельных блоков, модулей (узлов) и составляющих элементов. Считается, что со временем такой подход позволит уменьшить число систем ПВО армий стран, входящих в блок НАТО.
По мнению руководства министерства обороны США, сократить количество образцов ЗРК и наилучшим образом решить вопросы стандартизации можно путём создания единого комплекса для различных видов вооружённых сил, например ВМС и сухопутных войск. С этой целью в процессе работ над перспективным ЗРК ВМС «Иджис» министерство обороны США в 1965 году предложило министерству ВМС сравнить его с комплексом «Пэтриот». Эта работа проводилась в течение двух лет. На её основе были сделаны выводы, что создавать единую сложную систему оружия объединёнными усилиями двух или более видов вооружённых сил нецелесообразно, однако допускается сравнение различных технических решений, чтобы выбрать из них наиболее рациональные (например, многофункциональная РЛС с фазированной антенной решеткой в ЗРК «Иджис» подверглась некоторой модификации, в ней были использованы многие решения, полученные в ходе разработки ЗРК «Пэтриот»), стандартизация возможна только на уровне отдельных подсистем (блоков), например ЭВМ, либо узлов (модулей) и составляющих элементов (модуль источника питания, микросхема и т. п.). Следуя этим выводам, специалисты видов вооружённых сил в США и других странах НАТО работают над стандартизацией систем оружия и боевой техники на уровне комплексов в целом и его элементов. Однако, как отмечается в иностранной печати, некоторых результатов удалось добиться только на нижних уровнях (блоки, модули, микросхемы).
При создании ЗРК натовские специалисты стремятся использовать один и тот же комплекс в вооружённых силах многих стран. Так, американские ЗРК «Найк-Геркулес» состоят на вооружении армий 13 стран (в том числе в девяти странах НАТО), «Хок» — в 17 (соответственно в восьми), «Ред Ай» в шести (трёх), английские ЗРК «Бладхаунд» — в четырёх (одной), «Блоупайп» — в трёх (двух), франко-западногерманский ЗРК «Роланд» должен быть принят на вооружение, помимо стран-разработчиков, также в США, Норвегии и других странах. Последний комплекс предполагается использовать не только в сухопутных силах и ВВС, но и в ВМС ФРГ.
Руководящие круги НАТО считают, что новый носимый американский ЗРК «Стингер», который должен заменить ЗРК «Ред Ай» (рис. 3), может стать стандартным оружием сухопутных войск всех стран этого блока.
Рис. 3. Стрельба ЗУР «Ред Ай»
Несмотря на многочисленные декларации о необходимости стандартизации средств войсковой ПВО, количество зенитных ракетных и артиллерийских комплексов непрерывно возрастает. В настоящее время в странах агрессивного блока НАТО их насчитывается несколько десятков, причём многие из них имеют близкие тактико-технические данные и примерно одно и то же предназначение. В то же время основные капиталистические страны имеют на вооружении пять-шесть образцов ЗРК различных типов (например, в Великобритании «Бладхаунд», рис. 4, «Тандерберд», «Тайгер Кэт», «Рапира», «Блоупайп», см. цветную вклейку), но планируется уменьшить количество образцов до трёх-четырёх. Так, в США предполагается иметь следующие ЗРК: «Пэтриот», «Стингер» и создаваемый по программе «Шорад». Сократить количество образцов в каждой стране предполагается, сняв несколько устаревших комплексов с вооружения и оставив вместо них один перспективный. Так, если в вооружённых силах Великобритании для борьбы с целями на больших дальностях имеются ЗРК «Бладхаунд» и «Тандерберд», то в перспективе их планируется заменить одним новым комплексом, например SAM-D или «Мифла».
Рис. 4. ЗРК «Бладхаунд» Мк2
При создании более совершенного образца ЗРК иностранные специалисты стремятся унифицировать его отдельные элементы. Так, в США при выборе РЛС обнаружения, соответствующей характеру перспективных средств воздушного нападения, принимается хорошо зарекомендовавший себя и освоенный в серийном производстве базовый образец. Например, для решения задач ПВО все новые образцы РЛС были созданы на базе лёгкой транспортабельной РЛС AN/TPS-1, работающей в L-диапазоне частот. Таким образом, за 15 лет в США без значительных затрат было создано около десяти современных станции для систем ПВО, отвечающих повышенным требованиям.
Иностранные специалисты используют базовые образцы при создании многих других средств ПВО, в частности управляемых ракет. Примером служит ракета «Спарроу» класса «воздух — воздух». На её базе для ВМС США создана ЗУР «Си Спарроу», а в Италии ракета «Аспид» 1А. В свою очередь конструкция последней путём несложных видоизменений стабилизаторов, крыльев и некоторых элементов бортового оборудования используется для перспективной ракеты 80-х годов класса «воздух—воздух» (самолёт F-104) и «земля—воздух» (ЗРК «Спада» и «Стилетто» сухопутных войск и ВВС, ЗРК «Альбатрос» ВМС Италии). Ракета «Аспид» 1A, за исключением формы консолей крыла и стабилизаторов, подобна ракете АIМ-7Е «Спарроу», выпускаемой в Италии по лицензии. В варианте ракеты класса «воздух—воздух» поворотные крылья имеют меньший, чем у ракеты AIM-7E «Спарроу», угол стреловидности по передней кромке, а размах треугольных в плане стабилизаторов несколько больше (рис. 5).
Рис. 5. ЗУР «Аспид» 1А: 1 — обтекатель; 2 — антенна РЛС наведения; 3 — аппаратура РЛС наведения и автопилот; 4 — боевая часть; 5 — система приводов; 6 — поворотное крыло и стабилизатор варианта УР класса «воздух — воздух»; 7 — РДТТ; 8 — поворотное крыло и стабилизатор варианта ЗУР; 9 — антенна приёмника
Военные специалисты стран — участниц НАТО считают, что наибольшего эффекта при стандартизации на уровне блоков, узлов и составляющих их элементов можно добиться при использовании комплексного подхода, проведённые в США исследования показали, что при разработке и создании любой военной аппаратуры, в том числе и средств ПВО, продолжают широко использоваться нестандартные элементы. После изучения в 1972—1974 годах 156 важных программ военные специалисты США выработали предложения о снижении количества нестандартных элементов в радиоэлектронной аппаратуре (в том числе ЗРК) на 53%. Так, из общего числа 3660 нестандартных сопротивлений и конденсаторов 95% были заменены стандартными. При стандартизации значительное внимание уделяется также таким относительно простым элементам, как разъёмы (только в бортовой аппаратуре ЗУР «Пэтриот» количество их составляет около 10% общего количества элементов).
Вначале представители промышленности и военных организаций не могли выработать единые взгляды на стандартизацию многих электронных элементов, но в конце 1970 года министерство обороны США разработало и приняло первый стандарт на изготовление микросхем (монолитных, многокристальных и гибридных), в котором были изложены требования к их параметрам и обозначениям, методам проектирования и изготовления.
Однако, как отмечается в американской печати, создать единые стандарты на изготовление корпусов и модулей электронной аппаратуры не удаётся, хотя каждый вид вооружённых сил ведёт интенсивные работы в этом направлении. Например, в ВМС США в течение последних десяти лет были разработаны стандартные модули, которые используются уже более чем в 50 элементах различных систем оружия, включая РЛС обнаружения целей и наведения ЗУР. Интенсивность их отказа составляет 0,01—0,1 (при наработке 1 млн. ч). Предполагалось, что к концу 1975 года общее число стандартных модулей, включённых в специальные каталоги, составит около 250 единиц. ВВС США изучают опыт ВМС в этой области и хотят применять в своей аппаратуре модули от морских систем оружия или использовать аналогичный подход к решению данной проблемы. Этот вопрос уже решается в сухопутных войсках при разработке элементов ЗРК «Пэтриот». Так, в процессе формирования стандартного модуля при определённом сочетании образуются блоки аналогового и дискретного (цифрового) типа (передатчики, приёмники, ЭВМ и другие), входящие в состав пусковых установок, пункта управления и РЛС с фазированной антенной решёткой. При создании микросхем применяются стандартные платы и разработанный фирмой «Рэйтеон» миниатюрный плоский корпус, где можно смонтировать монолитные и гибридные интегральные схемы. Так же собирается типовой стандартный модуль электронного оборудования ЗРК.
Общие показатели достигнутого уровня стандартизации при таком подходе в иностранной печати характеризуются следующими данными. Всего в наземной аппаратуре ЗРК используется 239 типов модулей, из которых 117 — дискретных (средняя повторяемость каждого типа в одном комплексе 11 раз), 102 — аналоговых (десять раз), 18 источников питания (десять раз), один — аналогово-дискретных преобразователей (шесть раз) и один — антенного модуля (повторяемость 6000 раз). Среднее время безотказной работы антенного модуля 150 тыс. ч.
Американские специалисты указывают, что модульный подход при конструировании позволил резко снизить общее количество запасных частей, необходимых при эксплуатации данного комплекса. Так, в ЗРК «Найк-Геркулес» количество запасных частей достигло 30 тыс. единиц, а в комплексе «Пэтриот» их должно быть не более 3 тыс. При этом предполагается, что расходы на эксплуатацию (МТО) снизятся в три, а численность обслуживающего персонала в пять раз.