В иностранной печати отмечается, что современные подводные лодки, особенно атомные, имеют ряд преимуществ перед другими кораблями и могут самостоятельно решать стратегические задачи. К числу этих преимуществ иностранные военные специалисты относят, например, сравнительную неуязвимость, большие скорость хода и автономность плавания, высокие ударные возможности в результате оснащения подводных лодок баллистическими ракетами и системами ПЛУРО. Согласно планам строительства ВМС в империалистических странах предусматривается дальнейшее повышение боевых возможностей подводных лодок.
Совершенствование подводных лодок в капиталистических странах сопровождается развитием способов их боевого применения. Об этом свидетельствует, в частности, публикуемая ниже статья бывшего командующего Шотландским военно-морским округом ВМС Великобритании вице-адмирала в отставке Макджеока, в которой рассматриваются некоторые изменения в тактике действий подводных лодок, вызванные совершенствованием этих кораблей, а также развитием противолодочных сил и средств.
Многие склонны оценивать роль и значение подводных лодок (так же, впрочем, как и авиации ВМС) по тому влиянию, которое они оказывают на развитие надводных кораблей и на их способность решать традиционные задачи. Отсюда вытекает опасность, что некоторые высокопоставленные военно-морские специалисты могут в своих рекомендациях политическим руководителям дать тенденциозную и ошибочную оценку роли и значения подводных лодок. Развитие кораблей этого класса, особенно после того как их начали оснащать ящерными энергетическими установками, происходило настолько быстро, что теперь появилась очевидная необходимость тщательно взвесить их боевые возможности и пересмотреть задачи, которые они могут решать. Надо определить новые факторы их использования, которые, несомненно, следует учитывать при распределении ассигнований на совершенствование и строительство ВМС.
Развитие ядерного оружия и систем, обеспечивающих его применение, привело к тому, что это оружие стало устрашающим в глобальном масштабе. Такое положение приводит к сознанию, что попытка использовать ядерную войну как «инструмент политики» может оказаться тщетной, бесполезной и очень опасной.
Способность сверхдержав наносить массированные и разрушительные удары, а также соответствующие возможности этих стран защищаться от таких ударов представляют собой единую систему, которая, с одной стороны, кажется совершенно необходимой, а с другой — остаётся постоянно неиспользуемой. Советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений являются результатом тою, что правительства этих стран пришли к выводу о нецелесообразности расходовать на них значительную долю своих национальных ресурсов. Вполне возможно, что Соединённые Штаты и Советский Союз будут все меньше и меньше уделять внимания развитию стратегических вооружений, совершенствуя обычное оружие. Именно поэтому представляется необходимым пересмотреть роль и значение патрульных подводных лодок.
Прежде всего надо сказать об атомных подводных лодках, вооружённых баллистическими ракетами. Роль их очень велика: это силы стратегического устрашения.
На исследования и разработки средств и методов обнаружения подводной лодки, находящейся в подводном положении, затрачены сотни, если не тысячи миллионов долларов, фунтов стерлингов, франков и даже иен. Однако, кроме акустических, пока не найдены другие средства, позволяющие обнаружить подводную лодку, находящуюся на расстоянии нескольких тысяч метров. Даже в ограниченном районе, в котором возможно использование слоя «температурного скачка», поиск её не даёт желаемых результатов. Различия в температуре, солёности и в других физических свойствах морской воды настолько велики и непостоянны, что их очень трудно учитывать при поиске подводных целей. Следовательно, подводная лодка по-прежнему может надёжно укрываться в глубинах морей и океанов, находясь в постоянной готовности к пуску ракет. Таким образом, непрерывное наблюдение за подводным флотом потенциального противника является почти невыполнимой задачей. Атомные ракетные подводные лодки должны выходить из своих баз и возвращаться в них. Такую лодку при выходе её из базы могла бы атаковать патрульная подводная лодка противника, находящаяся на соответствующей позиции. Однако она также в состоянии скрытно, в течение многих дней или недель следить за подводной лодкой-целью, но при условии, что та не предпримет соответствующих контрмер. Между тем надо полагать, что подводная лодка, предназначенная для «стратегического устрашения», обязательно предпримет необходимые контрмеры.
Эскадренные и патрульные подводные лодки относятся к обычным силам ВМС и не включаются в систему стратегических сил устрашения. В Великобритании понятие «эскадренная» подводная лодка после некоторого перерыва было введено в 1967 году главным образом для того, чтобы можно было отличить атомные ракетные подводные лодки, вооружённые ракетами «Поларис», от атомных торпедных лодок—носителей обычного оружия. Подводные лодки, которые не имеют баллистических ракет и не способны решать задачи непосредственной поддержки надводных сил флота (что могут делать эскадренные лодки), но в состоянии выполнять все другие задачи подводных лодок, называются «патрульными».
Патрулирование — это, как правило, не первостепенная задача, её выполняют лёгкие силы флота. Основная цель патрулирования — разведка или обнаружение противника, а иногда и уничтожение его небольших сил. Патрулирование может проводиться на значительном удалении от побережья и главных сил флота или вблизи их.
Некоторые военно-морские специалисты, даже те, кто командует подводными силами, иногда забывают, что единоборство подводной лодки с подводной лодкой нельзя сравнить с единоборством однотипных боевых^ средств других видов вооружённых сил. Подводная лодка должна полагаться на гидроакустические средства, которые менее эффективны, надёжны и совершенны, чем визуальные или электронные средства обнаружения. — Поэтому корабли этого класса в борьбе друг с другом за редким исключением лишены возможности создать такую тактическую обстановку, когда одна сторона могла бы легко добиться победы над другой. Даже если подводные лодки ведут боевые действия против надводных кораблей, им очень трудно осуществлять это группами, хотя в некоторых ситуациях такой метод их использования приводит к положительным результатам. Единоборство подводной лодки с подводной лодкой похоже на бой двух солдат, в котором очень большую роль играет внезапность. Подводная лодка, первой обнаружившая, правильно классифицировавшая подобного себе противника и точно определившая его координаты, получит неоспоримое преимущество и почти наверняка выйдет победителем из поединка.
Таким образом, ни разрушительная ударная мощь атомной ракетной подводной лодки, ни высокая скорость хода и универсальность эскадренной подводкой лодки не могут обеспечить им значительное тактическое преимущество перед патрульной подводной лодкой. В действительности вполне возможно, что в определённых условиях последняя одержит победу над любым из этих более мощных подводных кораблей. При каких же обстоятельствах это может произойти?
Эскадренная подводная лодка против патрульной. При условии равного мастерства и степени боевой подготовки исход борьбы между эскадренной и патрульной подводными лодками зависит от уровня шумов, производимых ими во время сближения. Следовательно, в более выгодном положении окажется та из них, которая уже находится в заданном районе патрулирования и, притаившись, ждёт прохождения через этот район подводной лодки противника. Патрульная подводная лодка будет иметь также дополнительное преимущество и в тех случаях, когда, во-первых, глубина моря не позволит эскадренной лодке следовать с оптимальной скоростью хода и, во-вторых, когда такая лодка попытается получить преимущество, применяя в активном режиме свою значительно более мощную, чем у противника, гидроакустическую станцию.
Патрульная подводная лодка, находящаяся на позиции вблизи базы противника, представляет постоянную и серьёзную опасность. С другой стороны, эскадренные подводные лодки, используемые в составе эскорта, могут сыграть важную роль в защите эскортируемых сил флота или конвоя от торпедных и ракетных атак подводных лодок противника.
Совершая переход, патрульная подводная лодка будет вынуждена время от времени идти под РДП. В таких: случаях значительно увеличивается вероятность обнаружения её самолётами, подводными лодками или стационарными постами противника. При этом наибольшую опасность для неё представят развёрнутые на позициях неприятельские противолодочные подводные лодки, решающие такую же задачу, но в другом месте. По прибытии в район патрулирования подводная лодка должна быть готова к ещё более интенсивной противолодочной деятельности противника. Одним из наиболее опасных для неё средств может оказаться патрульный самолёт, который будет стремиться обнаружить её на основании данных, полученных с пункта системы стационарных гидроакустических средств, установленных в этом районе. Однако если лодка всплывает не больше одного раза в четыре-пять дней, то один патрульный самолёт, наверное, не сможет заставить её отказаться от выполнения боевой задачи. Патрульная лодка, которую обнаружат и уверенно классифицируют несколько надводных кораблей, располагающих к тому же противолодочными вертолётами, имеет мало шансов на то, чтобы не быть атакованной. Но эта лодка, вооружённая эффективными средствами борьбы с надводными кораблями, вряд ли позволит им долго преследовать себя, а если она имеет и оружие для борьбы с вертолётами, то вероятность уничтожения её (без оказания ею эффективного противодействия) значительно уменьшится.
В обстановке, когда применение ядерного оружия исключается, подводная лодка для атаки надводных кораблей располагает только торпедами. После второй мировой войны никакого нового эффективного средства в дополнение к этому оружию, по-видимому, так и не создано. В настоящее время подводная лодка может применять против надводного корабля только неуправляемые торпеды, выстреливаемые на дальность не более 2 миль, или самонаводящиеся торпеды, которыми можно поразить цель на расстоянии до 7—8 миль. Однако ни первые, ни вторые не обеспечивают высокую вероятность поражения свободно маневрирующих надводных кораблей.
С помощью корабельных гидроакустических станций, какими бы мощными они ни были, подводную лодку, как правило, можно обнаружить на расстоянии не более 10 миль. Но если расстояние между подводной лодкой и надводным кораблём превышает 2 мили, то последний имеет реальную возможность не только уклониться от торпедной атаки, но и эффективно контратаковать подводную лодку. Если бы удалось создать ракету, пускаемую из подводного положения, которая скользила бы затем по поверхности моря со сверхзвуковой скоростью на расстояние около 10 миль, то соотношение преимуществ резко изменилось бы в пользу подводной лодки. Используя возможность внезапной атаки, подводная лодка, оснащённая такой сравнительно простой ракетой ближнего действия, вновь приобрела бы тактическое превосходство, которым она обладала, когда атаковала надводный корабль торпедами, не опасаясь быть обнаруженной его гидроакустическими приборами, поскольку их ещё не было.
Опасным противником патрульной подводной лодки является противолодочный вертолёт, оснащённый гидроакустической станцией. За 2 — 3 мин., в течение которых летательный аппарат опускает гидролокатор в воду для поиска лодки, он находится на высоте 6— 10 м от поверхности моря. В настоящее время изучается возможность применения подводными лодками ракет «Блоупайп». Если результаты испытаний будут успешными, то подводная лодка сможет атаковать этими ракетами вертолёты.
Задачи патрульных подводных лодок
Из истории войн известны такие действия, как вторжение войск с моря на сушу, противодействие такому вторжению, блокада и контрблокада стран и континентов. В начале XX века некоторые морские государства придерживались концепции, в соответствии с которой господство на море обеспечивалось угрозой уничтожения главных сил флота противника в одном решающем сражении. Однако с появлением подводных лодок и авиации эта концепция стала несостоятельной. Влияние, оказанное подводными лодками и авиацией ВМС на исход двух мировых войн, было значительным, в то время как расходы на боевые действия на морских театрах оказались сравнительно небольшими.
Если превосходство на море в конечном итоге будет решаться способностью противоборствующих сторон потопить, нейтрализовать или захватить как можно больше кораблей и судов противника, то каково должно быть соотношение между современными подводными и противолодочными силами?
В 1942 году в битве за Атлантику на каждые десять потопленных торговых судов приходилась только одна потопленная подводная лодка. С мая 1943 года и до конца войны на три потопленные подводные лодки в среднем приходилось два потопленных торговых судна. В настоящее время подводная лодка, пожалуй, могла бы топить торговых судов в два раза больше, чем в 1942 году. Поэтому эскадренные подводные лодки в качестве составного элемента сил охранения конвоев, а патрульные лодки, используемые как противолодочные и осуществляющие патрулирование в прибрежных районах, должны составлять значительную часть военно-морских сил любой великой державы. Необходимо также помнить о том, что патрульные лодки могут взять на себя часть усилий по борьбе с атомными, эскадренными, а также себе подобными патрульными лодками противника.
Кроме задач борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, патрульные лодки, если вооружить их соответствующим образом, могут быть использованы совместно с авиацией и надводными кораблями для контроля на морских коммуникациях в районах локальных войн. Патрульные лодки очень удобны для решения таких задач, как переброска или приём разведчиков у побережья противника, оказание помощи осаждённым гарнизонам на островах путём доставки им специальных грузов, длительное наблюдение за теми или иными объектами. Если учесть к тому же постоянную потребность ВМС использовать подводные лодки для обеспечения боевой подготовки противолодочных сил, для оценки и отработки тактики и способов применения противолодочного оружия и систем обнаружения подводных целей (атомные подводные лодки использовать в этих целях неэкономично, а иногда и вовсе невозможно), то очень трудно понять почему командования ВМС США и Великобритании намерены обходиться без патрульных лодок. Напротив, ВМС Нидерландов, ФРГ и Франции продолжают совершенствовать патрульные подводные лодки. На средства, расходуемые на строительство одной атомной торпедной (эскадренной) подводной лодки, можно построить четыре или даже пять дизельных патрульных лодок многоцелевого назначения, стоимостью 6 млн. фонтов стерлингов каждая. Хотя задачи, решаемые подводными лодками этих подклассов, различны, основные расходы по их содержанию можно было бы совместить. Невольно напрашивается вывод, что если решение об отказе от дизельных патрульных подводных лодок действительно принято, то это сделано преждевременно.
Наконец, необходимо отметить, что даже самые современные военные корабли уязвимы от надводного оружия. Поэтому совершенно очевидна настоятельная необходимость создать для подводной лодки скользящую по поверхности моря самонаводящуюся ракету с обычным зарядом, которую можно было бы выстреливать из торпедного аппарата. Поскольку наряду с тактической ракетой из торпедных аппаратов по-прежнему можно было бы вести залповую стрельбу торпедами, необходимости откладывать строительство патрульных лодок нового типа не возникнет. При создании новых патрульных подводных лодок надо максимально использовать новейшие достижения в области проектирования корпусов, энергетических установок, автоматизированных систем, навигационного оборудования. средств связи и улучшения условий обитаемости. Патрульная подводная лодка, вооружённая тактическими ракетами и торпедами для поражения крупных военных кораблей, располагая оружием для борьбы с вертолётами, оснащённая электронными вычислительными машинами и автоматизированными системами управления огнём, могла бы стать в ближайшие десятилетия сравнительно недорогим, но очень эффективным военным кораблём.