В состав авианосных ударных соединений (АУС), предназначенных для решения разнообразных задач, могут входить один-два и более ударных авианосца. При этом каждый ударный авианосец и корабли его охранения (один — три корабля УРО, эскадренные миноносцы и сторожевые корабли) образуют авианосную ударную группу (АУГ).
Ударные авианосцы могут совершать переходы в районы боевого маневрирования и вести боевые действия как в составе авианосных ударных групп, так и в составе авианосных ударных соединений. При необходимости авианосному ударному соединению придаётся авианосная противолодочная поисково-ударная группа, которая, как правило, следует по курсу АУС или на направлении, где имеется опасность встречи с подводными лодками противника.
Боевые задачи, возложенные на авианосные ударные соединения и группы, решаются в основном «путём применения палубных самолётов. На каждый ударный авианосец могут базироваться до 100 самолётов различного тактического назначения. Организационно они сводятся в ударные авиационные крылья. Состав ударного авиационного крыла зависит от типа ударного авианосца, на который оно базируется, а также от типов самолётов. Например, в состав ударного авиационного крыла авианосцев типа «Форрестол» могут входить: эскадрилья тяжёлых штурмовиков-разведчиков RA-5C «Виджилент» (6 самолётов), две эскадрильи штурмовиков А-7 «Корсар» 2 (14 самолётов в каждой), эскадрилья штурмовиков А-6А «Интрудер» (12 самолётов), две эскадрильи истребителей F-4 «Фантом» 2 (12 самолётов в каждой), отряд самолётов ДРЛО Е-2А «Хокай» (4 самолёта) и отряд самолётов радиотехнической разведки и радиопротиводействия ЕА-3 «Скайуорриор» (до 6 самолётов).
Основываясь на опыте применения палубных самолётов в войне во Вьетнаме, американские военные специалисты подчёркивают, что авианосной авиации приходится выдерживать там высокое боевое напряжение. Так, например, в зарубежной печати отмечалось, что с каждого ударного авианосца во время нахождения его в районе боевых действий производилось 60-100 самолёто-вылетов в сутки. Наличие четырёх катапульт на каждом ударном авианосце позволяет поднимать самолёты в воздух с интервалами 15 сек. Интервалы между посадками самолётов составляют: днем около 30 сек., ночью и при плохих метеорологических условиях около 1,5 мин. Взлёт и приём самолётов на палубу авианосца после выполнения ими боевых задач производятся в районах боевого маневрирования, которые в определённых случаях могут находиться на расстоянии 1500—2200 км (боевой радиус действия палубных штурмовиков) от объектов удара.
В заявлениях американских военных руководителей неоднократно подчёркивалось, что, несмотря на значительные боевые возможности авианосных ударных соединений, эффективность выполнения возложенных на них задач в значительной степени будет зависеть от организации и обеспечения надёжной системы противовоздушной обороны АУС. Поэтому этим вопросам командование ВМС США уделяет большое внимание.
Организация ПВО АУС
В иностранной печати отмечалось, что современные средства воздушного нападения способны наносить удары по кораблям авианосного ударного соединения с любых направлений, используя большой диапазон дальностей и высот — от предельно малых до максимальных. Исходя из этого, основными принципами построения противовоздушной обороны АУС (см. рисунок), обеспечивающими значительную её эффективность, командование ВМС США считает:
- круговой характер ПВО с усилением её на отдельных, наиболее угрожаемых направлениях;
- глубокое эшелонирование обороны при оптимальном распределении сил и средств ПВО в различных зонах;
- обеспечение большой глубины радиолокационного наблюдения за воздушным пространством;
- полностью или частично централизованное управление силами и средствами ПВО при высокой степени автоматизации процессов управления;
- чёткое взаимодействие разнородных сил и средств ПВО.
Принципиальная схема построения ПВО АУС на переходе морем.
В иностранной печати отмечается, что ПВО АУС обычно осуществляется в дальней, средней и ближней зонах.
В дальней зоне наблюдение за воздушным пространством ведут корабли радиолокационного дозора, находящиеся на расстоянии до 100 миль от ядра соединения, и самолёты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), барражирующие на удалении до 150 миль от центра АУС. Информация о воздушной обстановке передаётся на флагманский корабль, а в случае взаимодействия с береговой системой противовоздушной обороны она ‘поступает также на береговые посты и центры ПВО.
Перехват и уничтожение воздушных целей в дальней зоне осуществляется, как правило, палубными истребителями. Однако при определённых условиях, и особенно когда АУС действует в прибрежных водах, для его противовоздушной обороны может привлекаться истребительная авиация берегового базирования.
В средней зоне противовоздушную оборону АУС осуществляют корабли охранения, причём каждому из них назначается определённый сектор ответственности. Для наблюдения за воздушным пространством в заданном секторе используются корабельные радиолокационные станции. Информация о воздушной обстановке на корабли охранения поступает также с флагманского корабля, кораблей радиолокационного дозора и самолётов ДРЛО.
Для борьбы с воздушными целями в средней зоне ПВО предназначены в основном зенитные ракетные системы большой и средней дальности действия, хотя при некоторых условиях предусматривается использование и истребителей. В таких случаях, как отмечается в иностранной печати, требуется чёткая организация огневого взаимодействия кораблей УРО с истребителями. Сущность этого взаимодействия заключается в оптимальном распределении целей, подлежащих уничтожению зенитными ракетами и истребителями, а также в строго централизованном управлении боевыми действиями последних. Перехват самолётов противника истребителями осуществляется, как правило, на удалениях, значительно превышающих дальность действия зенитных ракетных систем с учётом расположения кораблей УРО в соединении. В таких случаях истребители могут не опасаться попасть в зону действия зенитных ракет своих кораблей. Однако когда истребитель по каким-либо причинам запоздал с началом перехвата противника, то рубеж его атаки, как считают иностранные специалисты, может приблизиться к кораблям охранения настолько, что он окажется в зоне действительного огня ракетных систем. Во избежание этого принимается решение или о прекращении дальнейших действий истребителя (особенно если успех перехвата сомнителен), или о временном отказе от применения кораблями УРО ракетного оружия, чтобы не поразить свои самолёты. Обычно на принятие такого решения остаётся очень мало времени, поскольку современные средства воздушного нападения и истребители имеют высокие скорости полёта, а зенитные ракетные системы обладают весьма малым временем реакции (время от момента обнаружения цели до пуска первой ракеты). Эти факторы определяют затруднения, возникающие при организации огневого взаимодействия кораблей УРО с истребителями и вызывают необходимость полной автоматизации процессов управления при одновременном использовании разнородных сил и средств.
Ближняя зона ПВО является, по существу, зоной самообороны каждого корабля в отдельности. Основными средствами поражения противника в этой зоне являются зенитные ракетные системы ближнего действия, а также универсальные и зенитные артустановки. Внешняя граница зоны определяется дальностью действия активных средств ПВО, имеющихся на данном корабле.
Силы и средства ПВО. В американской прессе отмечалось, что основной задачей противовоздушной обороны АУС является защита авианосцев от нанесения ударов с воздуха. Успех решения этой задачи значительно зависит от дальности, на которой радиолокационные станции способны обнаружить воздушного противника. На кораблях ВМС США для обнаружения воздушных целей используется большое количество разнотипных РЛС. Наиболее современными из них считаются: AN/SPS-17, AN/SPS-29, AN/SPS-39, AN/SPS-43, AN/SPS-48, AN/SPS-52 и др. Например, ударные авианосцы типов «Форрестол» и «Китти Хок» оснащены радиолокационными станциями обнаружения воздушных целей AN/SPS-43 и РЛС измерения высоты полёта цели AN/SPS-30. Кроме того, на ударных авианосцах типа «Китти Хок» установлены новейшие трёхкоординатные радиолокационные станции AN/SPS-52. Они являются фактически многофункциональными и используются для наблюдения за воздушной обстановкой, управления огнём зенитных ракетных систем и наведения истребителей. Ударный авианосец «Джон Ф. Кеннеди» оборудован трёхкоординатной радиолокационной станцией AN/SPS-48, подобной РЛС AN/SPS-52. На атомном ударном авианосце «Энтерпрайз» установлены уникальные радиолокационные станции AN/SPS-32 и AN/SPS-33 с антеннами типа фазированной решётки, расположенными с четырёх сторон надстройки.
Для обнаружения надводных и низколетящих целей почти все ударные авианосцы снабжены радиолокационными станциями AN/SPS-10.
Дальность действия корабельных РЛС по целям, летящим на больших высотах, составляет примерно 360 км. Однако при такой дальности обнаружения не хватает времени для перехвата воздушных целей на максимальном удалении от авианосного ударного соединения. В связи с этим для увеличения дальности обнаружения целей используются самолёты ДРЛО, барражирующие на больших расстояниях от АУС. Они оснащены радиолокационными станциями AN/SPS-96, имеющими примерно такую же дальность действия, как и корабельные РЛС. Самолёты ДРЛО являются, по существу, передовым радиолокационным дозором, обеспечивающим обнаружение воздушных целей на рубеже, максимально удалённом от АУС.
На вооружении ударных авианосцев ВМС США в настоящее время находятся самолёты ДРЛО двух типов: Е-1В «Трейсер» и Е-2А «Хокай». Наиболее современными являются самолёты типа «Хокай». Максимальная дальность их полёта 3700 км, а продолжительность непрерывного барражирования более 5 час. В задачи самолётов ДРЛО наряду с наблюдением за воздушной обстановкой входят оповещение своих сил об угрозе нападения с воздуха и наведение истребителей на самолёты противника.
Состав палубных истребителей, как сообщалось в иностранной печати, за последнее десятилетие претерпел серьёзное качественное изменение, в результате которого была устранена их многотипность. На вооружении ударных авианосцев остались истребители двух типов: F-8 «Крусейдер» последних модификаций и F-4B и J «Фантом» 2. Первые из них являются устаревшими, но они останутся на вооружении ударных авианосцев довоенной постройки, поскольку полётные палубы этих кораблей не позволяют использовать более тяжёлые реактивные самолёты.
Истребители F-4B и J «Фантом» 2 находятся на вооружении всех ударных авианосцев послевоенной постройки. Они могут использоваться для решения задач ПВО, а также для нанесения бомбовых ударов. Максимальная скорость этих самолётов 2500 км/час, наибольшая дальность полёта 3700 км, практический потолок 22 000 м. В варианте ПВО они несут по шесть ракет «Спарроу» класса «воздух—воздух» (с полуактивной радиолокационной системой самонаведения), дальность действия которых достигает 16 км. Для управления стрельбой бортового оружия самолёты F-4B и J «Фантом»2 располагают системой AN/AWG-10 с цифровой электронной вычислительной машиной.
Качественное обновление палубных истребителей планируется проводить и в дальнейшем. В этих целях командование ВМС выдало заказ на разработку истребителя F-111B с «рылом изменяемой геометрии. Одновременно начаты работы по созданию ракет «Феникс» класса «воздух—воздух» и системы управления бортовым оружием AN/AWG-9, предназначенных для оснащения новых самолётов. Однако отрицательные результаты лётных испытаний вынудили командование ВМС отказаться от истребителя F-111B и приступить к разработке другого самолёта аналогичного назначения — F-14.
На основании тактико-технических требований командования ВМС максимальная скорость самолётов типа F-14 должна соответствовать числу М = 2,3 — 2,4; радиус действия 900—1500 км (в зависимости от боевой нагрузки), практический потолок 19 000—20 000 м. Самолёты типа F-14, как утверждает американская печать, будут оснащены усовершенствованной системой управления бортовым оружием AN/AWG-9, которая позволит осуществлять наведение ракет класса «воздух—воздух» нескольких типов («Феникс», «Спарроу», «Сайдвиндер», «Эджайл») и управлять стрельбой 20-мм пушек. Радиолокационная станция, входящая в состав этой системы, якобы сможет обнаруживать воздушные цели на дальностях до 160 км.
В зарубежной прессе отмечалось, что командование ВМС, ещё не приняв на вооружение первый самолёт типа F-14 (он получил обозначение F-14A), уже дало фирме-поставщику задание на его модернизацию. Так, например, вариант самолёта F-14B предполагается снабдить усовершенствованным двигателем, который будет иметь тягу на 40% больше, а вес на 25% меньше, чем у двигателя самолёта F-14A.
Командование ВМС США возлагает большие надежды на самолёты типа F-14 и рассчитывает, что, заменив ими истребители F-4B и J «Фантом» 2, оно удовлетворит на ближайшие годы потребности флота в обеспечении противовоздушной обороны авианосных ударных соединений.
В соответствии с программой разработки планируется построить 14 самолётов типа F-14, 12 из которых предназначены для проведения лётных испытаний. Первые самолёты F-14A должны быть поставлены на вооружение в апреле 1973 года.
Для обеспечения ПВО корабельных соединений в ВМС США наряду с истребительной авиацией планируется широко применять зенитные ракетные системы. Особенно широкое их развитие наблюдалось в 50-е и 60-е годы. В этот период основное внимание уделялось разработке ракет для борьбы со сверхзвуковыми воздушными целями на больших и средних высотах. В результате были созданы зенитные ракетные системы «Терьер» и «Тартар» средней дальности действия и система ЗУРО «Талос» дальностью действия до 180 км. Интенсивное развитие зенитного ракетного оружия позволило ВМС США оснастить им многие корабли различных классов. В иностранной печати отмечалось, что к 1968 году более чем на 70 кораблях были установлены зенитные ракетные системы «Терьер» и «Тартар» и на нескольких крейсерах система ЗУРО «Талос».
С целью повышения эффективности оружия ПВО ВМС США непрерывно совершенствуют уже принятые на вооружение ракетные системы и разрабатывают новые. Так, на базе систем «Терьер» и «Тартар» была создана ракетная система «Стандарт». Она отличается от первых двух более высокими боевыми характеристиками и повышенной помехозащищённостью. В настоящее время разрабатывается ракетная система «Иджис» для замены всех существующих систем, корабельного зенитного ракетного оружия. Специалисты ВМС США заявляют, что эта система будет применяться не только для противовоздушной, но и для противоракетной обороны кораблей авианосного ударного соединения. По планам американского командования ракетная система «Иджис» должна поступить на вооружение ВМС в середине 70-х годов.
Сравнительно длительное время, как отмечалось в американской прессе, ВМС США не располагали эффективными зенитными средствами для борьбы с низколетящими целями, что считалось одним из существенных недостатков в системе ПВО АУС.
Первая ракетная система ближнего действия в ВМС США была создана на базе ракет «Спарроу» класса «воздух—воздух» и получила наименование «Си Спарроу». Этой зенитной ракетной системой (пусковые установки имеют по восемь направляющих) вооружены наиболее современные ударные авианосцы, такие, как «Энтерпрайз», «Америка», «Джон Ф. Кеннеди». Предполагается также вооружить ею строящиеся атомные ударные авианосцы «Нимитц» и «Эйзенхауэр».
В иностранной печати сообщалось, что разработка ракетных систем ближнего действия в ВМС США не планируется. Однако испытывая в них значительную потребность, военно-морские силы США закупили систему ЗУРО «Кроталь» французского производства и проводят её оценочные испытания. При положительных результатах эту систему предполагается принять на вооружение кораблей американского военно-морского флота.
В то же время американские специалисты считают, что эффективную оборону АУС от низколетящих самолётов нельзя обеспечить одним ракетным оружием. Это объясняется тем, что практически все системы ЗУРО на малых дальностях стрельбы имеют мёртвую зону, в которой они не могут поражать воздушные цели. Для прикрытия таких зон предполагается использовать артиллерийские установки.
Сравнение боевых возможностей артиллерийского и ракетного оружия привело к [выводу, что при решении ряда задач, связанных с обороной от низколетящих самолётов особенно в ближней зоне, корабельная артиллерия является эффективным средством.
На кораблях американского флота наибольшее распространение получили 127-мм и 76-мм артустановки. Так, например, все авианосцы, на которых нет зенитного ракетного оружия, имеют по четыре одноорудийных 127-мм артустановки, фрегаты УРО — по одному-два 127-мм орудия и до четырёх 76-мм орудий, эскадренные миноносцы — по два—шесть 127-мм орудий и от двух до шести 76-мм артустановок.
Американские специалисты ВМС считают, что универсальные 127-мм артустановки Мк42 являются уже устаревшими. Однако они якобы ещё останутся на вооружении кораблей в ближайшие годы. ВМС США в 1964 году приступили к разработке, а в 1969 году приняли на вооружение новую 127-мм артиллерийскую установку Мк45. Все процессы управления стрельбой этого орудия (подача боеприпасов, заряжание, наведение орудия, установка дистанционного взрывателя и производство выстрела) автоматизированы. Артустановка имеет магазин барабанного типа, обеспечивающий непрерывную автоматическую подачу 20 выстрелов. Пополнение его происходит без прекращения стрельбы.
Для управления огнём орудий предполагается использовать систему Мк. 86, в состав которой входят импульсно-доплеровская радиолокационная станция сопровождения воздушных целей, электронно-вычислительная машина типа «Юнивак 1219» и средства дистанционного управления.
Для повышения помехозащищённости системы Мк86 в её состав входит также телевизионная камера. Она применяется для сопровождения воздушных целей в тех случаях, когда нормальная работа радиолокационной станции сопровождения нарушается под воздействием помех.
Артиллерийскими установками Мк45 и системами управления огнём Мк86 намечено оснащать вновь строящиеся эскадренные миноносцы типа DD963.
Среди 76-мм орудий наиболее широкое распространение получили артустановки Мк27, Мк33 и Мк34. Они находятся на вооружении преимущественно эскадренных миноносцев типа «Форрест Шерман» и сторожевых кораблей типа «Дили». Разработанная в послевоенные годы 76-мм полуавтоматическая спаренная артустановка Мк37 с системой управления Мк63 установлена лишь на одном фрегате типа «Норфолк».
Основные причины этого, как считают иностранные специалисты,— сложность её эксплуатации, низкая эффективность и большой вес.
Некоторые корабли ВМС США, в том числе часть эскадренных миноносцев типов «Флетчер» и «Гивс», сторожевые корабли типов «Д. К. Баттлер», «Эдсал» и другие, вооружены 40-мм автоматами фирмы «Бо-форс», имеющими скорострельность 240 выстр/мин.
На вооружении многих малых кораблей находятся 20-мм автоматы «Эрликон», разработанные ещё в годы второй мировой войны. Их скорострельность составляет 450 выстр/мин.
В середине 50-х годов на базе автомата фирмы «Испано-сюиза» была разработана пушка Мк. 12, скорострельность которой достигает 1000—1100 выстр/мин. Примерно в то же время на американские корабли начали поступать 20-мм автоматы 204СК «Эрликон», имеющие такую же скорострельность, как и пушка Мк12. Во второй половине 60-х годов на вооружение ВМС США были приняты спаренные гладкоствольные 20-мм автоматы Мк. 11, скорострельность которых достигает 4200 выстр/мин.
Основными направлениями развития корабельной артиллерии, как отмечается в зарубежной печати, являются дальнейшее увеличение скорострельности за счёт автоматизации процессов управления огнём, уменьшения веса и габаритов артустановок, а также разработки малокалиберных автоматов, которые должны дополнять зенитные ракетные системы при обороне кораблей от самолётов, действующих на малых высотах.
Автоматизированные системы управления, состоящие на вооружении ВМС США, используются для решения комплекса задач боевой деятельности флота. Одной из этих задач является обеспечение противовоздушной обороны корабельных соединений, и в частности оптимальное управление силами и средствами ПВО. Автоматизированные системы широко используются на кораблях (NTDS), самолётах (ATDS) и в береговых частях (MTDS) военно-морских сил. Основными элементами системы являются:
- источники информации (радиолокационные станции, средства радиотехнической разведки и другие);
- электронные устройства обработки информации с накопителями большой ёмкости;
- индикаторные устройства и планшеты для отображения оперативно-тактической обстановки;
- устройства для отображения состояния и боевой готовности своих сил и средств;
- автоматическая быстродействующая аппаратура связи для взаимного обмена информацией между кораблями, самолётами, береговыми постами и центрами управления.
- Применение автоматизированных систем с быстродействующими ЭВМ позволяет резко сократить время на обработку информации и выполнение оперативно-тактических расчётов, необходимых командиру для принятия решения.
Работа систем управления при решении задач, связанных с обеспечением противовоздушной обороны соединений кораблей, как свидетельствуют данные зарубежной печати, заключается в следующем.
Информация о воздушной обстановке от всех кораблей и самолётов соединения по специальным каналам связи поступает на флагманский корабль. Автоматизированная система NTDS на основе этой информации производит опознавание, определение координат и автоматическое сопровождение воздушных целей, классификацию их по степени угрозы и целераспределение. ЭВМ системы оценивает эффективность, которую можно ожидать от применения того или иного вида оружия и на этой основе вырабатывает рекомендации о наибольшей целесообразности применения конкретных сил и средств ПВО для уничтожения воздушного противника при сложившейся на данный момент тактической обстановке. Выработанные ЭВМ рекомендации передаются на планшеты и индикаторные устройства, находящиеся в боевом информационном и главном командном постах. Командир корабля или соединения оценивает поступившую информацию с учётом факторов, не поддающихся машинной обработке, и принимает окончательное решение. Приказы и распоряжения по выполнению принятого решения вновь вводятся в автоматизированную систему NTDS в виде команд и сигналов и автоматически передаются исполнителям: на корабельные посты управления артиллерийским огнём, корабли охранения или самолёты ДРЛО.
Наведение истребителей самолётами ДРЛО осуществляется с помощью самолётной автоматизированной системы управления ATDS, имеющей в своём составе электронно-вычислительное устройство CP-413/ASA-27 и комплекс средств связи для передачи данных AN/ASQ-52. Используя информацию о воздушных целях противника, полученную от радиотехнических средств наблюдения, и данные о местонахождении своих самолётов, высоте их полёта, запасах топлива и боевых возможностях вооружения, ЭВМ системы ATDS автоматически определяет наилучший способ перехвата и оптимальные параметры наведения истребителей. Для обеспечения высокой точности вывода истребителей в зону атаки им непрерывно передаются скорость и курс полёта, а также координаты цели, назначенной для атаки. Наведение истребителей продолжается до тех пор, пока они не обнаружат цель собственными радиолокационными средствами.
В зарубежной печати отмечается, что автоматизированные системы ВМС США характеризуются значительным быстродействием и способны обрабатывать большой объём информации.
Стремясь повысить эффективность противовоздушной обороны авианосных ударных соединений, командование ВМС США непрерывно совершенствует организацию ПВО, средства борьбы с воздушными целями и методы боевого управления ими. Для этого же предполагается широко использовать средства радиоэлектронного противодействия, с помощью которых, по мнению американских военных специалистов, можно нарушить работу радиолокационных станций, используемых неприятелем, или же ввести противника в заблуждение путём создания так называемых ложных целей. Поэтому при отработке задач ПВО авианосными ударными соединениями командование ВМС США уделяет большое внимание использованию средств радиоэлектронного противодействия и особенно организации их применения при работе своих радиолокационных станций наблюдения и управления оружием.
Таковы далеко не полные сведения иностранной печати о системе, силах и средствах противовоздушной обороны авианосных ударных соединений.