- военно-морские базы и пункты базирования с плавучими средствами;
- центры комплектования и подготовки экипажей ПЛЛРБ;
- арсеналы баллистических ракет;
- центры снабжения;
- судостроительные и судоремонтные верфи;
- ракетные полигоны;
- корабли для испытаний систем вооружения и боевой техники ПЛАРБ.
Ответственность за организацию тылового обеспечения атомных ракетных подводных лодок возложена на начальника штаба ВМС, который через соответствующие отделы и управления командования МТО и управление тылового обеспечения штаба ВМС решает вопросы базирования, снабжения и ремонта ПЛАРБ, комплектования, подготовки и обслуживания экипажей, а также строительства объектов в интересах ПЛАРБ. Все текущие вопросы решаются в рамках административной организации ВМС командующими Атлантического и Тихоокеанского флотов, командующими подводными силами и командирами эскадр ПЛАРБ. Непосредственное обеспечение ракетных лодок осуществляют силы обслуживания через систему базирования ПЛАРБ.
Система базирования атомных ракетных подводных лодок, как об этом сообщала иностранная пресса, состоит из передовых пунктов базирования, расположенных на побережье дружественных США стран (вблизи районов боевого патрулирования), и тыловых баз на территории США.
Американское командование, создавая передовые пункты, преследовало две цели: обеспечить наибольший коэффициент оперативного использования ПЛАРБ (то есть максимально возможно сократить время перехода их из пунктов базирования в районы патрулирования), а также не размещать на своем побережье объекты, по которым противник нанесёт ядерные удары в первую очередь. При этом учитывалось, что все основные силы и средства тылового обеспечения в передовых пунктах базирования должны быть сосредоточены на плавбазах ПЛАРБ, транспортах снабжения, плавучих доках и мастерских. Этим достигается, по мнению американских военных специалистов, значительное уменьшение зависимости ракетных сил морского базирования от береговых объектов и увеличивается живучесть системы в целом. В случае возникновения угрозы начала военных действий предусматривается выход этих подвижных средств обеспечения из передовых пунктов базирования в открытое море или на заранее назначенные укрытые стоянки, где они смогут осуществить перезарядку ракетами ПЛАРБ, пополнить запасы торпед, предметов снабжения, а при необходимости произвести текущий ремонт и смену экипажей.
В зарубежной печати сообщалось, что американский флот имеет в настоящее время три передовых пункта базирования атомных ракетных подводных лодок: Холи-Лох (Великобритания), Рота (Испания) и Апра (о. Гуам), которые вместе с пунктом базирования Чарлстон, расположенном на территории США (штат Флорида), обеспечивают базирование всех боеготовых ПЛАРБ.
Передовой пункт подвижного базирования атомных ракетных подводных лодок Холи-Лох расположен в одноименной бухте (её длина около 2 миль, ширина 0,5 мили и глубина 15—30 м) в северной части залива Ферт-оф-Клайд. Здесь базируется 14-я эскадра ПЛАРБ в составе десяти лодок, из которых две-три находятся в базе на восстановлении боеспособности, а остальные несут боевое патрулирование в Норвежском море и Северной Атлантике. Визирование ПЛАРБ обеспечивается плавбазой «Канопус», плавучим доком «Лос Аламос», двумя буксирами, грузовой баржей, различными катерами и другими базовыми плавучими средствами. Административные, жилые и складские помещения расположены в прибрежных поселках. В Холи-Лох находится около 1800 американских военнослужащих. Содержание этой базы обходится США в 300 тыс. долларов ежемесячно.
Пункт базирования 16-й эскадры атомных ракетных подводных лодок Рота занимает площадь 24,5 кв.км. Здесь имеются три причала (длиной по 350 м), к которым могут швартоваться корабли всех классов. Базирование десяти ПЛАРБ (район патрулирования Атлантика и Средиземное море) обеспечивается плавбазой «Холланд», плавдоком «Оук Ридж» и другими базовыми плавучими средствами. Рота служит также опорной базой 6-го флота США и используется для заходов кораблей при переходе из США в Средиземное море и обратно. Здесь же расположен аэродром патрульной авиации, склад ГСМ и метеорологический центр ВМС США. Численность американского персонала в Рота около 10 тыс. человек.
Пункт базирования Апра (шесть-семь подводных ловок 15-й эскадры ПЛАРБ) расположен в одноименной бухте на о. Гуам. Он периодически используется также для захода кораблей, следующих из США в западную часть Тихого океана и обратно. ПЛАРБ обслуживаются плавбазой «Протеус» и плавучим доком «Ричленд» (рис. 1). Кроме лодок, здесь базируются отряды тральщиков и десантных кораблей.
Рис. 1. Ремонт ПЛАРБ в плавдоке «Ричленд»
В зарубежной печати сообщалось, что, поскольку возможности базирования ракетных лодок на Холи-Лох и Рота ограничены (по десять ПЛАРБ), а количество боеготовых ракетных лодок превысило указанную цифру, командование ВМС с 1965 года использует на Атлантике ещё один пункт базирования ПЛАРБ в районе военно-морской базы Чарлстон (в устье р. Купер). Здесь был сформирован штаб 18-й эскадры, в составе которой, помимо ПЛАРБ, находятся плавбаза «Симон Лейк» и плавдок «Аламогордо». Помимо обеспечения базирования боеготовых ПЛАРБ, здесь же производится подготовка к первому выходу на боевое патрулирование ракетных лодок, закончивших переоборудование или капитальный ремонт. Выход их в море из Чарлстон осуществляется в надводном положении из-за небольшом глубины р. Купер (около 10 м).
По сообщениям американской печати, атомная ракетная подводная лодка по окончании боевого патрулирования (60—70 суток) прибывает в передовой пункт базирования на восстановление боеспособности (смена экипажей, профилактический осмотр и необходимый ремонт всех её систем и механизмов, замена некоторой части баллистических ракет и торпед, пополнение запасов всех видов снабжения), которое продолжается обычно около месяца. Экипаж подводной лодки на это время размещается на плавбазе. Новый экипаж, заступающий на службу, перебрасывается из США в пункт базирования самолётами военно-транспортной авиации.
Ремонт ПЛАРБ осуществляется силами плавучих баз и доков, которые располагают различными специалистами и большими ремонтными возможностями По сообщению журнала «Лайф», на ремонт ПЛАРБ «Авраам Линкольн» в течение месяца было затрачено около 8000 человеко-часов, в том числе примерно 2000 человеко-часов на проверку и ремонт ракет. В период нахождения в пункте базирования с ПЛАРБ снимается часть ракет для осмотра и контроля, а на их место (перед выходом на патрулирование) устанавливаются другие, уже прошедшие тщательную проверку и хранящиеся на плавбазе.
Погрузка на лодки продуктов, медикаментов, горюче-смазочных материалов и других предметов материально-технического обеспечения (на 90 суток) производится непосредственно перед выходом их на боевое патрулирование. Примерный расход продуктов на этот период для 140 человек экипажа составляет около 17 т.
В иностранной прессе сообщалось, что большое внимание уделяется охране ПЛАРБ в пунктах базирования. Место их стоянки огорожено. Через каждые четыре часа специальные аквалангисты производят осмотр подводной части корпуса лодки, готовящейся к выходу на патрулирование.
В качестве тыловых баз атомных ракетных подводных лодок используются крупные военно-морские базы Нью-Лондон (14-я эскадра), Чарлстон (16-я и 18-я), Пёрл-Харбор (15-я), располагающие значительным причальным фронтом, большими ремонтными возможностями, комплексом учебных и складских помещений. Крупнейшей из них является Чарлстон, в состав которой входят: военно-морская база, судоремонтный завод, склад вооружения и боеприпасов, ракетный арсенал, отдел учёта и распределения материальных ресурсов, учебный центр ВМС, военно-морской госпиталь и другие учреждения (большая часть из них используется для тылового обеспечения ПЛАРБ). Территория базы занимает площать около 25 кв. км.
В Нью-Лондон, Чарлстон и Пёрл-Харбор расположены также центры комплектования и подготовки экипажей ПЛАРБ (рис. 2). В
каждом из них несколько лабораторий и учебных классов, оснащённых тренажёрами и действующей аппаратурой (такой же, как на ПЛАРБ). Там же имеются корабельные посты (центральный, контроля и управления ракетной стрельбой, связи и навигации), а также макеты пусковых шахт и баллистических ракет в натуральную величину. В период строительства лодок здесь комплектовались и готовились экипажи для строящихся ПЛАРБ, а в настоящее время ведётся подготовка экипажей, свободных от патрулирования. Стоимость строительства каждого такого центра составила, по данным американской печати, около 60 млн. долларов.
Рис. 2. Центр комплектования и подготовки экипажей ПЛАРБ в Нью-Лондон
Центром начальной подготовки специалистов, предназначенных для службы в системе ракетно-ядерных сил морского базирования, является школа ракетного оружия Дэм-Нек (штат Виргиния), где готовятся операторы и технический персонал для систем вооружения, контроля и управления ракетной стрельбой и навигации. Начальная и повышенная подготовка личного состава, отобранного для службы на ПЛАРБ, проводится и в учебных центрах ВМС, расположенных в Грейт-Лейкс, Сан-Франциско, Сан-Диего, Бейнбридж, Ки-Уэст, а также в школе подводного плавания в Нью-Лондон.
В системе тылового обеспечения ПЛАРБ важное место занимают арсеналы баллистических ракет в Чарлстон (расположен на территории склада оружия) и в Бангор (район Пьюджет-Саунд, штат Вашингтон). В них производится сборка, проверка и хранение баллистических ракет и торпед, выдача (рис. 3) и погрузка их на впервые выходящие на боевое патрулирование после переоборудования или капитального ремонта ракетные подводные лодки, приём и выдача ракет на транспорты спецоружия, совершающие регулярные рейсы между арсеналами и передовыми пунктами базирования ПЛАРБ.
Рис. 3. Транспортировка ракеты «Поларис»
Снабжение атомных ракетных подводных лодок всеми видами довольствия, за исключением некоторых продуктов питания, осуществляется через специальный центр учёта и распределения материальных ресурсов, находящийся в Чарлстон. Здесь же организуются перевозки предметов материально-технического обеспечения из США в передовые пункты базирования, заключаются контракты и выдаются заказы на производство и закупку запасных частей и аппаратуры. Учёт заявок и операции по определению места хранения и выдаче нужных материалов осуществляется с помощью ЭВМ. Основными центрами снабжения ПЛАРБ являются: Чарлстон (на Атлантике) и Пьюджет-Саунд (на Тихом океане).
Перевооружение и капитальный ремонт атомных ракетных подводных лодок осуществляется на военно-морских судостроительных верфях Чарлстон, Мэр-Айленд (штат Калифорния), Портсмут (штат Мэриленд), Пьюджет-Саунд (штат Вашингтон) и по контракту на судоверфях частных компаний в Гротон (штат Коннектикут) и Ньюпорт-Ньюс (штат Виргиния). На период переоборудования или капитального ремонта (около 1,5 года) лодки выводятся из боевого состава ВМС и переходят под контроль соответствующих верфей, где по согласованию со штабами подводных сил Атлантического и Тихоокеанского флотов решаются вопросы их технического обслуживания и тылового обеспечения. Капитальный ремонт ПЛАРБ производится через каждые 4,5—5,5 года пребывания их в coставе боеготовых сил. По сообщению американской печати, подводная лодка «Джордж Вашингтон» за 4,5 года пребывания в боевом составе совершала 15 выходов на боевое патрулирование и прошла в подводном положении свыше 100 000 миль за 1020 дней. В ходе капитального ремонта ПЛАРБ заменяются активная зона атомного реактора, узлы и механизмы, выслужившие установленные сроки, проверяются и регулируются все корабельные системы.
Основными средствами подвижного обеспечения ПЛАРБ являются плавбазы, транспорты снабжения и плавучие доки.
Плавучие базы ПЛАРБ — это крупные суда специальной постройки (кроме плавбазы «Протеус») водоизмещением 18000—21 000 т, располагающие большими возможностями по ремонту всех систем и механизмов ПЛАРБ и ракет. На них имеются ремонтные мастерские, лаборатории, складские помещения и специальные хранилища продовольствия, горюче-смазочных материалов, запасных частей (до 85 000 наименовании), торпед и баллистических ракет. Эти суда имеют специальное крановое оборудование для погрузки и выгрузки ракет, а также площадки для вертолётов. На плавбазе размещаются обычно штаб эскадры (12 офицеров, 14 унтер-офицеров и рядовых) и экипажи лодок, находящихся в пункте базирования на восстановлении боеспособности. Каждая плавбаза обеспечивает деятельность десяти ракетных лодок при одновременном обслуживании трех-четырёх ПЛАРБ (по одной-две с каждого борта).
Всего ВМС США имеют пять плавучих баз ПЛАРБ: две типа «Симон Лейк» («Симон Лейк» и «Канопус») постройки 1964 —1965 годов, две типа «Ханли» («Ханли» — рис. 4 и «Холланд») постройки 1962 — 1963 годов и плавбаза «Протеус» (переоборудованная в 1959—1960 годах из плавбазы торпедных подводных лодок типа «Фултон»). С принятием на вооружение ПЛАРБ ракет новых типов соответствующее переоборудование проходят и плавучие базы.
Рис. 4 Плавучая база ПЛАРБ «Ханли»
Транспорты снабжения плавбаз ПЛАРБ обеспечивают морские перевозки необходимых для ПЛАРБ грузов (ракеты, торпеды, запасные части, нефтепродукты, предметы общевойскового снабжения и продукты питания) из США в передовые пункты базирования. Всего имеется четыре таких транспорта («Норуолк», «Фармэн», «Виктория» и «Маршфилд», рис. 5), переоборудованных в 1963— 1970 годах из транспортов типа «Виктори» постройки времен второй мировой войны. В организационном отношении они входят в состав командования морских перевозок. Основные тактико-технические характеристики плавучих баз ПЛАРБ и транспортов снабжения приведены в таблице. Перевозки грузов осуществляются, как правило, по маршрутам Чарлстон — Холи-Лох, Чарлстон — Рота (на Атлантике) и Бангор — Анра (нл Тихом океане).
Рис. 5. Транспорт снабжения ПЛАРБ «Маршфилд»
Основные тактико-технические характеристики плавучих баз ПЛАРБ и транспортов снабжения
Плавучие доки приписаны к пунктам базирования и предназначены для обеспечения кратковременного докования ПЛАРБ с целью осмотра подводной части их корпусов и ремонта забортных систем. Для обслуживания ПЛАРБ ВМС имеют четыре дока «Лос Аламос» (общая грузоподъёмность семи секций 40 000 т), который находится в Холи-Лох (четыре секции), «Оук Ридж» (30 000 т) в Рота, «Аламагордо» (оОООО т) в Чарлстон и «Ричленд» (18000 т) в Апра. Все они были построены в конце второй мировой войны.
Испытательный ракетный полигон на м. Канаверал предназначен для испытании и экспериментальных запусков баллистических ракет новых типов. Специалисты этого полигона обеспечивают также проведение контрольно-тренировочных ракетных стрельб и других испытаний ПЛАРБ после капитального ремонта или переоборудования. Полигон располагает рядом лабораторий и мастерских, имеется также несколько испытательных пусковых установок для ракет «Поларис» и «Посейдон». Расположенный рядом с полигоном порт Канаверал является базой приписки опытовых судов «Обзервейшн Айленд» и «Компас Айленд». Здесь же временно базируются и подводные лодки в период подготовки и проведения ракетных стрельб.
Опытовое судно «Обзервейшн Айленд» (переоборудовано из торгового типа «Маринер») предназначено для проведения испытаний баллистических ракет (рис. 6). В 1958 году на судне были установлены две пусковые шахты для ракет «Поларис», навигационная система, система контроля и управления стрельбой, а в 1968 году — ещё две пусковые шахты для ракет «Посейдон» C3. Опытовое судно «Компас Айленд» предназначено для проверки возможностей и надёжности работы новых и модернизируемых навигационных систем, систем радиоэлектроники и связи, устанавливаемых на ПЛАРБ.
Рис. 6. Экспериментальный пуск ракеты «Поларис» с опытового судна «Обзервейшн Айленд»
Таковы основные компоненты системы тылового обеспечения американских ПЛАРБ, оснащённых баллистическими ракетами «Поларис» A3 и «Посейдон» C3. Принятие на вооружение новой стратегической ракетно-ядерной системы «Трайдент», по заявлениям американского командования, позволит отказаться в будущем от передовых пунктов базирования. Считается, что ПЛАРБ с ракетами «Трайдент» 1 (дальность стрельбы до 8000 км) смогут наносить ядерные удары по заранее назначенным объектам на территории вероятного противника, находясь па боевом патрулировании в непосредственной близости от побережья США. В этих условиях, как считают иностранные военные специалисты, наиболее целесообразным и экономичным будет базирование лодок на военно-морские базы Американского континента. Судя по сообщениям зарубежной печати, для первых десяти ПЛАРБ нового типа (24 пусковые установки) определены: место базирования — район Бангор (штат Вашингтон) и зона боевого патрулирования — северо-восточная часть Тихого океана. Предполагается, что база Бангор вступит в строй к началу развёртывания новых подводных лодок. Для существующих ПЛАРБ, которые планируется перевооружить ракетами «Трайдент» 1, намечается использовать район Чарлстон (после соответствующего дооборудования).
В иностранной прессе сообщалось, что одновременно начато строительство новых и реконструкция существующих ракетных арсеналов и центров комплектования и подготовки экипажей ПЛАРБ. Кроме того, запланировано переоборудовать одну из плавбаз, а также опытовые суда «Обзервейшн Айленд» и «Компас Айленд». Соответствующую модернизацию проходят судостроительные верфи Гротон и Ньюпорт-Ньюс, где будет осуществляться строительство новых ПЛЛРБ.
По оценке американского командования, система тылового обеспечения, созданная в начале 60-х годов, хотя и отвечает потребностям боевой деятельности атомных ракетных подводных сил, однако в настоящее время является громоздкой и сложной в управлении. Развёртывание новой ракетно-ядерной системы «Трайдент» позволит значительно упростить её.
Как отмечалось в западной печати, планируемый в будущем отказ от использования передовых пунктов базирования (США обязались якобы в качестве уступки вывести из Рота свои ПЛАРБ в 1979 году) вовсе не означает, что американские милитаристские круги отказываются от своих агрессивных устремлений. Меняются лишь пункты базирования ракет, но не уменьшаются запасы этого смертоносного оружия, ибо маховик гонки вооружений продолжает вращаться по воле тех, кто хотел бы вернуть США к дням «холодной войны» и конфронтации с Советским Союзом. Вот почему XXV съезд КПСС вновь подтвердил необходимость поддерживать высокую бдительность и боевую готовность всего личного состава Советских Вооружённых Сил.