В настоящее время на вооружении авиации ВМС основных стран НАТО состоят авиационные противокорабельные УР «Экзосет» AM-38 (Франция), «Отомат» (Франция, Италия) и «Корморан» AS-34 (ФРГ). В стадии разработки и испытаний находится ракета «Гарпун» AGM-84A (США). Основные тактико-технические характеристики упомянутых противокорабельных УР приведены в таблице.
Тактико-технические характеристики авиационных противокорабельных ракет основных капиталистических стран
• Каждый вариант несколько отличается по своим тактико-техническим характеристикам: например. корабельный вариант УР «Гарпун» RGM-84A имеет стартовый вес 667 кг, длину 4581 мм за счёт наличия стартового ускорителя.
УР «Экзосет» АМ-38
УР «Экзосет» АМ-38 предназначается для поражения неподвижных и подвижных морских целей. Она разработана на базе УР «Экзосет» ММ-38 класса «корабль — корабль».
Система наведения ракеты комбинированная (инерциальная с радиолокационным высотомером и активная радиолокационная головка самонаведения). Она позволяет самолёту (вертолёту) после пуска ракеты выполнить противозенитный манёвр или выйти на новый боевой курс для нанесения удара по другой морской цели.
В настоящее время во Франции разрабатывается УР «Экзосет» AM-39, стартовый вес и геометрические размеры которой меньше, чем у AM-38. Вместо алюминиевого корпуса на ней используется тонкостенный стальной. В связи со сверхзвуковой скоростью полёта изменена конфигураций крыла и хвостового оперения ракеты. Оба варианта ракет (AM-38 и AM-39) построены по нормальной аэродинамический схеме, имеют корпус цилиндрической формы большого удлинения с конической головной частью (рис. 1).
Рис. 1. Авиационная противокорабельная УР «Экзосет» AM-39, разработанная на базе УР MM-39 класса «корабль— корабль»: 1 — головка самонаведения; 2 — блоки вычислительного устройства и инерциальной платформы; 3 — передатчик радиолокационного высотомера; 4 — приёмник радиолокационного высотомера: 5 — боевая часть; 6 — маршевый РДТТ; 7 — стартовый ускоритель: 8 — привод аэродинамического руля; 9 — руль; 10 — консоль крыла; 11 — контейнер
В настоящее время командование ВМС исследует возможность применения УР AM-39 с самолётов «Мираж» F-1 и «Ягуар». Ракеты «Экзосет» могут подвешиваться на наружной и внутренней подвесках. УР отделяется от пусковой установки с помощью специального пиротехнического механизма, и в 3—4 м под самолётом-носителем запускается её твердотопливный двигатель.
По данным зарубежной печати, предельно малая высота полёта ракеты над водной поверхностью на конечном участке траектории полёта и сравнительно точное её поддержание обеспечивают прямое попадание в корпус корабля. Однако, как и в других УР, предусмотрена возможность подрыва боевой части ракеты при её пролете над целью в том случае, когда из-за шторма она не может лететь на предельно малой высоте.
Поступление УР «Экзосет» АМ-39 на вооружение авиации ВМС планируется на начало 1977 года.
УР «Отомат» 1
ПКР «Отомат» 1 предназначена для поражения обычной боевой частью неподвижных и подвижных надводных морских целей (в первую очередь быстроходных кораблей малого водоизмещения) на больших дальностях. УР оснащаются самолёты базовой патрульной авиации и противолодочные вертолёты. Кроме того, она может применяться с надводных кораблей (до эскадренного миноносца включительно) и береговых пусковых установок. В 1974 году ракета поступила на вооружение французских и итальянских ВМС.
Боевое применение УР с самолёта осуществляется следующим образом. После обнаружения цели бортовой РЛС лётчик (оператор) вводит в комбинированную систему наведения УР одну из программ полёта, данные о состоянии моря, время включения радиолокационной головки самонаведения (ГСП), а также другие данные и пускает ракету (рис. 2). Затем самолёт-носитель, если этого требует тактическая обстановка, выполняет противозенитный манёвр н уходит из зоны атаки или наносит ракетные удары по другим целям.
Рис. 2. Пуск ракеты «Отомат» с самолёта и траектория её полёта при поражении надводной цели: 1 — противозенитный манёвр после пуска УР; 2 — траектория полёта над водной поверхностью на среднем участке траектории полёта; 3 — горизонтальный участок траектории полёта, используемый при спокойном море и допустимой высоте борта корабля; 4 — траектория с захватом цели активной радиолокационной головкой самонаведения с запрограммированным набором высоты; 5 — траектория полёта при условиях действия активных средств РЭП противника.
Инерциальная система наведения обеспечивает её полёт на начальном и среднем участках траектории. Высота снижения и полёта над водной поверхностью контролируется с помощью радиолокационного высотомера, который практически мгновенно выдаёт данные. На расстоянии около 12 км от цели включается активная радиолокационная ГСН, антенна которой осуществляет сканирование в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Обнаружив и захватив цель, ГСН вырабатывает команды управления и наводит на неё ракету. На расстоянии 7 км от цели ракета набирает запрограммированную высоту (175 м) и пикирует на неё.
Если на ГСН воздействуют активные средства радиоэлектронного подавления (РЭП) противника, то ракета переводится в режим набора высоты с выдерживанием небольшого горизонтального участка и последующим пологим пикированием на цель. При спокойном море и достаточно высоком борте корабля ракета может поразить цель и без набора высоты и последующего пикирования (горизонтальная траектория).
УР «Корморан» AS-34
УР «Корморан» AS-34 предназначается для поражения надводных кораблей среднего и большого водоизмещения, оснащённых современными средствами ПВО, практически при любом состоянии моря.
УР наводится на цель с помощью комбинированной системы (инерциальной с радиолокационным высотомером и активной радиолокационной ГСН). Высотомер работает на всей траектории полёта, измеряя текущую высоту с большой точностью, что обеспечивает полёт УР на предельно малой высоте. На конечном участке траектории включается активная ГСН, которая, принимая отражённые от цели сигналы, вырабатывает команды управления и наводит на неё ракету. Согласно сообщениям иностранной печати, радиолокационная ГСН обеспечивает выделение цели на фоне морских волн и кильватерной струи и может работать при воздействии средств радиоэлектронного подавления противника.
УР состоит из следующих отсеков — головного, боевой части, двигательного и хвостового. В головном отсеке находятся ГСН с соответствующими электронными блоками и инерциальная система наведения. В отсеке боевой части с обычным ВВ расположены предохранительное устройство и взрыватель, в двигательном — маршевый и два стартовых твердотопливных двигателя. При пуске УР одновременно включаются стартовые двигатели. Они разгоняют ракету до необходимой крейсерской скорости полёта, которая затем поддерживается маршевым двигателем. В хвостовом отсеке размещены радиолокационный высотомер, электронные блоки и сервоприводы аэродинамических рулей.
Основным самолётом-носителем этой ракеты является тактический истребитель F-104G «Старфайтер», на внутренние пилоны которого подвешивается по одной УР под каждой консолью крыла. Кроме того, командование НАТО рассматривает вопрос о вооружении такими ракетами самолёта Бреге 1150 «Алантик».
Для нанесения удара самолёт выходит в район атаки цели на малой высоте. Перед пуском УР на максимальную дальность самолёт переходит на средние высоты и летчик вводит в инерциальную систему ракеты координаты точки пуска и цели.
Сразу же после пуска УР самолёт-носитель осуществляет противозенитный манёвр и на малой высоте выходит в новый район для атаки другой цели. Подвесные топливные баки позволяют самолёту дважды выходить в районы атаки цели на малых высотах, а также барражировать в заданном районе в ожидании появления надводной цели.
УР «Гарпун» AGМ-84А
УР «Гарпун» AGМ-84А — авиационный вариант ракеты класса «корабль — корабль», она предназначена для поражения надводных целей большого водоизмещения.
В конструкции этой ракеты, как сообщалось в иностранной печати, воплощены последние достижения науки и техники Так, комбинированная система наведения, состоящая из инерциальной подсистемы с радиолокационным высотомером и активной радиолокационной ГСН, имеет надёжную защиту от средств РЭП противника, так как значения её рабочей частоты меняются по случайному закону. Кроме того, в систему наведения входит цифровая ЭВМ с запоминающим устройством большой ёмкости, обеспечивающая выдачу необходимых данных автономного полёта и работу устройства программного сканирования антенной фазированной решетки.
Силовая установка включает малоразмерный ТРД (вес 44 кг, тяга 273 кг) и топливный бак емкостью около 50 кг высококалорийного топлива JP-5, которые обеспечивают полёт УР с высокой дозвуковой скоростью на дальность 110—130 км.
Практически завершённая большая серия испытательных пусков с самолётов, кораблей и подводных лодок, как сообщает зарубежная печать, показала хорошие результаты. Эта ракета должна поступить на вооружение ВМС в конце 1976 года.
В основных странах агрессивного блока НАТО интенсивно проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых авиационных противокорабельных управляемых ракет, которыми можно было бы в любое время суток и в любых метеорологических условиях поражать различные надводные корабли, вооружённые современными средствами ПВО. Так, в Великобритании создается УР «Си Скьюа», в Италии — «Си Киллер» Мк2 и «Эйртос». Аналогичные работы ведутся и в других капиталистических странах. В частности, в Японии разрабатывается ракета ASM-1. По данным зарубежной печати, все разрабатываемые ракеты должны иметь мощную боевую часть, предельно малую высоту полёта над водной поверхностью, небольшую уязвимость и высокую точность попадания в цель.