Судя по данным иностранной печати, 6 ОТАК включает: от ВВС Турции — 1-ю и 2-ю тактические воздушные армии (со штабами в Эскишехир и Диярбакыр соответственно), два дивизиона ЗУР и три транспортные авиационные эскадрильи; от ВВС Греции — 28-е тактическое авиационное командование (штаб в Ларисса, Греция); от ВВС США — 39-ю тактическую авиационную группу (штаб в Адана, Турция).
Как известно, правительство Греции в августе 1974 года заявило о выходе страны из военной организации НАТО. Однако, как сообщает иностранная печать, до сих пор оно не предприняло никаких практических шагов по выводу своих войск из объединенных вооруженных сил блока.
Примерная схема организации 6 ОТАК приведена на рисунке.
При чрезвычайных обстоятельствах (резкое обострение международной обстановки, возникновение локальных военных конфликтов и т. п.) командование НАТО, по мнению зарубежных военных специалистов, может усилить 6 ОТАК тремя — четырьмя авиационными эскадрильями мобильных сил и тремя авиационными эскадрильями тактических истребителей США, базирующимися на авиабазе Торрехон (Испания). Кроме того, по плану усиления группировок объединенных ВВС НАТО на европейских ТВД возможна также переброска в этот район еще нескольких авиационных эскадрилий ВВС США.
Общая схема организации 6 ОТАК
1-я ТВА ВВС Турции, как сообщает иностранная печать, насчитывает до восьми истребительно-бомбардировочных авиационных эскадрилий (F-104G, F-100D, F-5A, F-84F), две истребительные (F-5A и F-102A) и одну разведывательную (RF-5A).
2-я ТВА ВВС Турции имеет три истребительно-бомбардировочные авиационные эскадрильи (F-100D), двe истребительные (F-5A, F-102A) и одну разведывательную (RF-84F).
Дивизионы ЗУР (по 4 эскадрильи) включают 72 пусковые установки ракет «Найк-Геркулес». Транспортные авиационные эскадрильи вооружены самолетами С-130, С-47 и С-160 «Трансалл».
Авиационные эскадрильи и дивизионы ЗУР организационно входят в состав авиационных баз.
28-е ТАК ВВС Греции состоит из семи истребительно-бомбардировочных (F-104G, F-5A, F-84F), трех истребительных (F-5A, F-102A), двух разведывательных (RF-5A, RF-84F) авиационных эскадрилий, а также из одного отдельного дивизиона ЗУР «Найк-Геркулес». Авиационные эскадрильи (по две — три) объединены в авиационные крылья.
39-я тактическая авиационная группа ВВС США (имеет до эскадрильи самолетов F-4C, летающих по программе «чередование») служит как бы «базой», на основе которой в случае необходимости могут быть развернуты дополнительные авиационные эскадрильи тактических самолетов.
В ближайшие годы планируется перевооружить ряд авиационных эскадрилий ВВС Турции и Греции американскими самолетами типа F-4 «Фантом» 2.
В зарубежной печати сообщалось, что в 6 ОТАК насчитывается более 600 самолетов, среди которых имеются и носители ядерного оружия, в частности самолеты F-104G и F-100D.
Повседневная боевая подготовка авиационных и зенитно-ракетных частей 6 ОТАК проводится под руководством национальных командований в соответствии с требованиями НАТО. О ходе ее командиры авиационных частей и подразделений докладывают в штаб 6 ОТАК.
Каждая авиационная часть 6 ОТАК ежегодно проходит проверку на боеготовность и боеспособность под названием «Тэктикэл эволюэйшн». Для этих целей созданы специальные инспекторские группы из представителей штабов 5 и 6 ОТАК и штаба объединенных ВВС НАТО на Южно-Европейском ТВД. В ходе проверки (обычно она начинается с объявления тревоги) контролируется оперативная, тыловая и административная деятельность штабов, частей и подразделений, оценивается реальный уровень выучки экипажей боевых самолетов по выполнению стрельб, бомбометания, перехватов, ведения воздушной разведки в простых и сложных метеорологических условиях днем и ночью.
Авиационные части 6 ОТАК регулярно принимают участие в войсковых и командно-штабных учениях НАТО, проводимых на Южно-Европейском ТВД. Так, на страницах зарубежных военных журналов упоминались следующие ежегодные учения, в которых непосредственно участвовала авиация 6 ОТАК: «Дип фарроу» («Глубокая борозда»), «Дон пэтрол» («Утренний патруль»), а также учения типа «Экспресс» (например, «Александрийский экспресс», «Босфорский экспресс»).
На учениях «Дип фарроу» отрабатывается взаимодействие авиации с сухопутными войсками и ВМС. Так, основная задача учения «Дип фарроу», проходившего в сентябре 1972 года в Эгейском море, а также на территории Греции (Македония, западная и восточная Фракия), состояла в организации развертывания и использования подкреплений. На учении проверялся план НАТО по налаживанию обороны и усилению группировки войск в вышеупомянутом районе. Авиационные части и подразделения 6 ОТАК отражали воздушные налеты «противника», оказывали авиационную поддержку сухопутным войскам и ВМС, а также выполняли разведывательные задачи.
Во время учений «Дон пэтрол», в которых участвовали сухопутные войска, ВВС и ВМС НАТО, авиация 6 ОТАК обычно нацеливалась на борьбу с военно-морскими силами «противника» при ограниченном использовании ядерного оружия и вела прикрытие группировок своих ВМС от ударов с воздуха. По данным иностранной прессы, на учении «Дон пэтрол», проведенном в конце апреля 1970 года, войска действовали с самого начала «боевых действий» на данном ТВД в условиях применения ядерного, химического и бактериологического оружия.
«Экспресс» — это учения мобильных сил НАТО, которые, как правило, проводятся в Греции. В них авиация 6 ОТАК взаимодействует с мобильными силами НАТО и национальными вооруженными силами Греции и Турции.
Кроме того, экипажи авиационных частей 6 ОТАК участвуют в ежегодных соревнованиях истребителей-бомбардировщиков объединенных ВВС НАТО на Южно-Европейском ТВД под наименованием «Бест хит» («Наилучшее попадание»). На этих состязаниях проверяется выучка экипажей по бомбометанию ядерными и обычными бомбами.
Как сообщалось в иностранной печати, в настоящее время командование НАТО обеспокоено слабостью системы ПВО зоны 6 ОТАК, что объясняется недостаточным количеством зенитных средств и истребителей-перехватчиков. Имеющиеся в распоряжении 6 ОТАК пусковые установки ЗУР развернуты для прикрытия района Афин и зоны Черноморских проливов. Из общего количества истребителей-перехватчиков (около 150 самолетов) менее половины — всепогодные. Поэтому на учениях к отражению «воздушного нападения» привлекались тактические истребители.
На Южно-Европейском ТВД имеется 6 секторов ПВО, в которых находятся 29 радиолокационных постов системы «Нейдж» и более 20 отдельных радиолокационных постов. Эти посты обеспечивают органы управления авиацией и зенитными средствами данными о воздушной обстановке и данными для наведения истребителей и ЗУР на цели в диапазоне высот от 50 до 21 000 м.
В ближайшие годы командование НАТО планирует модернизировать существующие радиолокационные средства постов с целью повышения их помехоустойчивости, а также построить четыре дополнительных поста системы «Нейдж» на территории Греции и три — на территории Турции.
В системе управления объединенными вооруженными силами НАТО важное место отводится тропосферной линии связи «Айс хай», посты которой расположены в большинстве стран блока. Командующий 6 ОТАК через эту линию (в зоне ОТАК 17 промежуточных и оконечных станции) может поддерживать постоянную связь с вышестоящими органами НАТО и взаимодействовать с другими авиационными командованиями.
Таким образом, как сообщает зарубежная печать, 6 ОТАК является сравнительно сильным оперативно-тактическим объединением.
По признанию иностранных военных специалистов, после намечаемой замены в ближайшем будущем самолетов F-84F, F-100D и F-102A более современными боевые возможности ОТАК значительно возрастут.