В агрессивных планах империалистических кругов и их союзников значительная роль отводится военно-воздушным силам, на которые возложено решение различных боевых задач, в том числе ведение воздушной разведки.

Для ведения воздушной разведки в ВВС США в основном используются штатные разведывательные части и подразделения, на вооружении которых состоят самолёты-разведчики, оснащенные аэрофотоаппаратами, радиолокационным, ИК и другим разведывательным оборудованием. Большинство самолётов-разведчиков тактической авиации создано на базе боевых самолётов, а для стратегической авиации разработаны специальные высотные разведывательные самолёты U-2, RB-57F и рассматриваемый ниже сверхзвуковой разведывательный самолёт SR-71.

Начало создания самолёта SR-71 относится к середине 50-х годов, когда по заданию командования ВВС США несколько ведущих американских самолётостроитсльных фирм («Боинг», «Дженерал даниэмикс», «Локхид» и «Норт Америкэн») приступили к проектированию нового дальнего всепогодного сверхзвукового истребителя-перехватчика.

В 1959 году после изучения представленных фирмами проектов командование ВВС приняло решение о строительстве первых образцов самолётов по проекту фирмы «Локхид». Вначале был построен один экспериментальный самолёт (фирменное обозначение A-11). После окончания его летных испытании было построено еще три образца, несколько больших размеров, чем А-11, переименованные впоследствии в YF-12A. Первый испытательный полет самолёта YF-12A состоялся в апреле 1962 года.

В дальнейшем программа создания-дальнего всепогодного истребителя была аннулирована, а построенные самолёты использовались в качестве экспериментальных образцов для изучения особенностей аэродинамики полета самолёта при скорости М больше 3. Исследования велись по программе AST (Advanced Supersonic Technology) под контролем ВВС США и в течение нескольких лет. Во время выполнения полетов по этой программе один из самолётов разбился. Вместо него был построен новый, более современный по конструкции самолёт, получивший обозначение YF-12C. Он и явился прототипом будущего самолёта SR-71.

На основании анализа данных, полученных при выполнении испытательных полетов экспериментальных самолётов YF-12А и YF-12C, был разработан серийный стратегический самолёт-разведчик SR-71, первый испытательный полет которого состоялся в декабре 1964 года. В январе 1966 года самолёты SR-71 начали поступать на вооружение 9-го стратегического разведывательного авиационного крыла САК ВВС США (авиабаза Бил, штат Калифорния). Были созданы два варианта этого самолёта: SR-71А — боевой стратегический разведывательный самолёт (рис. 1) и HSR-71B — учебно-тренировочный.

Стратегический разведывательный самолёт SR-71AРис. 1. Стратегический разведывательный самолёт SR-71A

По конструкции самолёт SR-71A представляет собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом. Крыло тонкое, треугольное, со стреловидностью по передней кромке 60°. Фюзеляж, крыло и другие основные элементы самолёта имеют сложную в плане и по модульным сечениям форму, которая, по мнению американских специалистов, позволила достигнуть высоких аэродинамических характеристик самолёта на различных режимах полета.

Сверху, на концах гондол двигателей, установлены два киля. Они наклонены на 15° от вертикали к центру самолёта и работают в качестве рулей направления. поворачиваясь вокруг своих осей вправо и влево на угол до 20°. В зависимости от режима полета летчик может разворачивать кили синхронно или асинхронно. Система управления килями гидравлическая.

Отмечается, что при полете на больших скоростях средний аэродинамический нагрев обшивки самолёта составляет 260° С, а некоторые места нагреваются до 430° С. Поэтому более 90% деталей фюзеляжа, крыла и килей сделаны из специального титанового сплава В-120, который рассчитан на работу при высоких температурах.

Силовая установка самолёта SR-71 состоит из двух двухконтурных турбореактивных форсажных двигателей фирмы «Пратт-Уитни» J-58. Максимальная тяга двигателя без форсажа 10 340 кг, при включенном форсаже около 15 000 кг. В воздухозаборниках установлены выдвижные конусы и створки, изменяя положение которых можно регулировать количество поступающего в двигатели воздуха. Управление работой конусов и створок производится специальным автоматическим устройством. В случае необходимости летчик может регулировать положение этих элементов вручную.

По мнению американских специалистов, самолёт имеет сложную топливную систему. Топливные баки расположены в верхней части фюзеляжа и в консолях крыла. Топливо используется для охлаждения обшивки самолёта. В двигатели оно подается под давлением 9 ат и подогретое до 320° С. По мере расходования топлива баки заполняются инертным газом (азотом). Порядок выработки топлива из баков регулируется с помощью специальной автоматики, которая обеспечивает нормальную центровку самолёта в процессе всего полета.

Для увеличения дальности полёта самолёт оборудован системой дозаправки топливом в воздухе от самолёта-заправщика KC-135 (обычно дозаправка производится на высоте 9000 м.). Приемное устройство этой системы расположено в верхней части фюзеляжа за кабинами членов экипажа. Самолёт SR-71 заправляется топливом JP-7, которое имеет сравнительно малое содержание легких углеводородов и низкую упругость паров.

Экипаж самолёта состоит из двух человек: летчика и оператора разведывательной аппаратуры. Летчик размещается в передней кабине, оператор в задней, расположенной за кабиной летчика. Оператор, кроме работы с разведывательной аппаратурой, выполняет обязанности штурмана, бортового инженера и в случае необходимости может пилотировать самолёт. Кабины оборудованы катапультируемыми сиденьями. Члены экипажа одеваются в специальные герметические костюмы-скафандры (рис. 2). Такие костюмы были на американских летчиках-космонавтах при выполнении ими полетов на космических кораблях типа «Джеминай». Сообщается, что система спасения членов экипажа может обеспечить безопасное катапультирование с высоты до 30 км при скорости полета М = 3.

Экипаж стратегического разведывательного самолёта SR-71A в высотных костюмахРис. 2. Экипаж стратегического разведывательного самолёта SR-71A в высотных костюмах

Для управления элеронами, килями и другими аэродинамическими поверхностями, а также для выпуска и уборки шасси на самолёте имеются две независимые друг от друга гидросистемы.

В иностранной печати сообщается, что самолёт SR-71A оснащен совершенным навигационным оборудованием. На нем, в частности, установлены автоматическая автономная астроинерциальная навигационная система, позволяющая нести наблюдение за звездами и по ним определять местоположение самолёта даже в дневное время; вычислитель воздушных данных и бортовая ЭВМ, обеспечивающая высокую точность полета по заданному маршруту.

Разведывательное оборудование самолёта состоит из аэрофотоаппаратов, радиолокационной станции бокового обзора и ИК аппаратуры. Отмечается, что с высоты 24 000 м. за один час полета бортовая аппаратура позволяет произвести разведку территории площадью 155 тыс. кв. км. Вооружения на самолёте нет.

Для уменьшения длины пробега после посадки на самолёте имеется тормозной парашют. Он установлен сверху в задней части фюзеляжа (рис. 3).

Посадка самолёта SR-71A на мокрую ВПП с использованием тормозного парашюта
Рис. 3. Посадка самолёта SR-71A на мокрую ВПП с использованием тормозного парашюта

Учебно-тренировочный самолёт SR-71B1 отличается от боевого самолёта тем, что его задняя кабина несколько приподнята над фюзеляжем (рис. 4). Это сделано для того, чтобы улучшить находящемуся в ней летчику-инструктору обзор по курсу самолёта. Кроме того, на самолёте SR-71B, как и на самолётах YF-12, установлены два нижних неуправляемых киля.

Учебно-тренировочный самолёт SR-71B
Рис. 4. Учебно-тренировочный самолёт SR-71B

Тактико-технические характеристики самолёта SR-71A составленные по материалам, опубликованным в зарубежной печати, приведены в таблице.

Зарубежная печать сообщает, что по контракту, заключенному в 1961 году ВВС США с фирмой «Лснфид», было построено 20 самолётов SR-71, а в 1966 году был подписан дополнительный контракт на строительство еще 10 самолётов. Впоследствии несколько самолётов было выведено в резерв и законсервировано. В настоящее время командование ВВС США намерено изъять часть этих самолётов из резерва, оснастить их более совершенной разведывательной аппаратурой и ввести в боевой состав САК.

Пентагон неоднократно использовал самолёты SR-7IA для выполнения провокационных разведывательных полетов в различных частях земного шара. Например, зарубежная печать сообщала, что в 1970 и 1973 годах самолёты SR-71A вели воздушную разведку зоны Суэцкого канала, а группа таких самолётов, базировавшаяся на американской авиабазе Кадена (о. Окинава, ), совершала разведывательные полеты над территорией КНР. Кроме того, ВВС США продолжают в нарушение Парижского соглашения использовать вышеназванные самолёты для ведения воздушной разведки территории ДРВ.

Эти факты, свидетельствующие о наглых нарушениях воздушных пространств суверенных государств, еще раз напоминают об агрессивной сущности американского империализма и необходимости сохранения высокой бдительности.

Основные характеристики разведывательного самолёта SR-71А

Экипаж, человек… 2
Вес, кг:
пустого самолёта… 27 215
максимальный взлетный……………………………..77 100
Максимальный запас топлива, кг……………………..36 300
Практический потолок, м. ……………………….24 500
Максимальная скорость, км/ч:
на высоте 24 000 м ……………………………….3 220
на высоте 9000 м …………………………………2 125
Скорость отрыва, км/ч……………………………..370
Посадочная скорость, км/ч………………………….280
Длина разбега (при взлетном весе 63,5 т.), м…………1 650
Длина пробега (при посадочном весе около 28 т), м…….1 100
Радиус действия, км……………………………….1 930
Радиус виража при скорости 3220 км/ч км……………..145 — 190
Максимальная дальность полёта без дозаправки в воздухе на
высоте 24 000 м., км… около 4 800
Максимальная продолжительность полета (на высоте 24000 м.
при скорости около 3200 км/ч), ч …………………..1,5
Размеры самолёта, м:
размах крыла……………………………………..16,95
длина фюзеляжа …………………………………..32,74
высота…………………………………………..5,64
плошадь крыла, кв.м……………………………….167

Добавить комментарий