Организационно тактическая авиация США сведена в три авиационных командования: тактическое авиационное командование (ТАК), дислоцирующееся на континентальной части страны, командование ВВС в зоне Европы и командование ВВС в зоне Тихого океана. Часть сил тактической авиации входит в ВВС национальной гвардии и резерв ВВС. Ниже в краткой форме дается характеристика тактического авиационного командования.
ТАК — это одно из основных авиационных командовании ВВС США. Возглавляет его генерал Р. Диксон. Штаб командования расположен на авиабазе Ланглей (штат Вирджиния).
По взглядам руководителей Пентагона, части и подразделения ТАК считаются мобильным стратегическим резервом, предназначенным для ведения боевых действий на заморских ТВД. Силы и средства командования предполагается привлекать для усиления существующих авиационных сил на этих ТВД или развертывания там новых авиационных группировок. В мирное время ТАК готовит летный состав для замены экипажей частей тактической авиации, дислоцирующихся за пределами США.
В оперативном отношении ТАК подчинено штабу командования войск готовности, который находится в Мак-Дилл (штат Флорида). Схема организации ТАК приведена на рис. 1.
Рис. 1. Схема организации ТАК ВВС США
Тактическое авиационное командование состоит из 9-й и 12-й воздушных армий, центра боевого использования тактической авиации, центра боевого применения оружия тактических истребителей, 1-го авиационного крыла специального назначения, 4500-го крыла аэродромного обслуживания, 1-й медицинской группы, а также из других вспомогательных частей.
В настоящее время в ТАК отсутствуют части и подразделения тактической транспортной авиации (самолёты С-130). В конце 1974 года они были перемещены военно-транспортному авиационному командованию, которое теперь осуществляет также переброски личного состава и грузов в пределах ТВД.
Высшим оперативным объединением ТАК является воздушная армия. Имеющийся в 12 ВА штаб 832-й дивизии (на схеме показана пунктиром) согласно плану реорганизационных мероприятий ВВС предполагается расформировать в 1975 году. В иностранной печати приводились следующие данные по ВА.
9-я воздушная армия включает 1, 4, 23, 31, 33 и 354-е тактические истребительные авиационные крылья, базирующиеся соответственно на авиабазах: Мак-Дилл (самолёты F-4E, рис. 2); Симор-Джонсон, штат Северная Каролина (F-4F); Ингленд, штат Луизиана (A-7D); Хомстед, штат Флорида (F-4E); Эглин, штат Флорида (F-4E); Мертл-Бич, штат Южная Каролина (A-7D); а также 363-е разведывательное авиационное крыло на авиабазе Шоу, штат Южная Каролина (RF-4С, ЕВ-66С и ЕВ-66Е).
Рис. 2. Тактический истребитель F-4Е «Фантом» 2
Кроме того, в этой армии находятся 68-я группа тактического авиационного обеспечения (самолёты 0-2А, вертолёты СН-3Е) и 507-я группа управления тактической авиацией.
12-я воздушная армия состоит из 27, 35, 49, 355, 366 и 474-го тактических истребительных авиационных крыльев, расположенных соответственно на авиабазах: Кеннон, штат Нью-Мексико (самолёты F-111D); Джордж, штат Калифорния (F-4C, D и Е, F-105G), Холломэн, штат Нью-Мексико (F-4D, Т-38, рис. 3); Девис-Монтан, штат Аризона (A-7D, DC-130A, вертолёты СН-3); Маунтин-Хом, штат Айдахо (F-111F); Неллис, штат Невада (F-111A). В нее входят также 67-е разведывательное авиационное крыло на авиабазе Бергстром, штат Техас (RF-4C) и 58-е авиационное крыло подготовки боевых экипажей на авиабазе Льюк, штат Аризона (F-4C, F-104G).
Рис. 3. Учебно-боевые самолёты Т-38
12 ВА включает, кроме того, 425-ю отдельную авиационную эскадрилью подготовки боевых экипажей (самолёты F-5A, В и Е), 71-ю группу тактического авиационного обеспечения (самолёты 0-2А, вертолёты СН-3) и 602-ю группу управления тактической авиацией.
В авиационные крылья воздушных армий обычно входят по три авиационные эскадрильи (18 — 24 самолёта в каждой). Некоторые крылья могут иметь учебно-тренировочные эскадрильи. Группы тактического авиационного обеспечения состоят из авиационной и вертолётной эскадрилий. Их эипажи действуют в качестве передовых авиационных наводчиков в системе управления на ТВД. Группы управления тактической авиацией развертывают наземные органы управления тактической авиацией во время военных действий. Они не имеют в своем составе самолётов или вертолётов.
Центр боевого использования тактической авиации занимается обобщением опыта боевых действии самолётов, изыскивает новые способы их применения, а также изучает боевые возможности отдельных самолётов.
Центр боевого применения оружия тактических истребителей испытывает авиационное оружие в различных условиях ведения боевых действий и даёт рекомендации по его использованию. В подчинении центра находится 57-е авиационное крыло боевого применения тактической авиации, состоящее из авиационных эскадрилий (самолёты F-4, F-111А и Е, F-105, А-7, Т-38).
1-е авиационное крыло специального назначения с входящими в него эскадрильями (самолёты 0-2, 0V-10, С-123, С-130. АС-130, вертолёты UH-1) может привлекаться для выполнения разнообразных задач на заморских территориях, в частности для авиационной поддержки карательных операций, разбрасывания листовок, сопровождения железнодорожных составов и автотранспортных колонн на ТВД.
4500-е крыло аэродромного обслуживания обеспечивает деятельность штаба ТАК и управление воздушным движением в районе авиабазы. Оно имеет в своем составе группу, на которую возлагаются задачи по перегонке самолётов.
1-я медицинская группа обеспечивает эвакуацию раненых и больных военнослужащих (своих самолётов не имеет).
По данным иностранной печати, на начало 1975 года численность личного состава ТАК была 88 тыс. человек. В командовании имелось около 40 авиационных эскадрилий тактических истребителей (до 1000 боевых самолётов).
Основным тактическим истребителем, находящимся на вооружении ТАК, является многоцелевой самолёт F4 «Фантом- 2. Он может наносить удары по наземным целям при изоляции района боевых действий, оказывать непосредственную авиационную поддержку сухопутным войскам или действовать в качестве истребителя для завоевания превосходства в воздухе.
Самолёты F-111 предполагается использовать для решения задач по изоляции района боевых действий в сложных метеорологических условиях.
Оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам возлагается на штурмовики A-7D «Корсар» 2.
Для воздушной разведки предназначаются самолёты RF-4C, оборудование которых позволяет фотографировать местность днём и ночью с больших и малых высот. Разведка может вестись на глубину более 600 км.
Командование ВВС постоянно стремится к совершенствованию и обновлению авиационной техники. Проанализировав опыт ведения локальных войн, оно пришло к выводу о необходимости иметь на вооружении частей и подразделений самолёты одноцелевого назначения. В основу создания их положен критерий «стоимость/эффективность».
С учетом этого критерия разработан истребитель F-15A. По оценке иностранных военных специалистов, этот самолёт якобы способен успешно вести воздушный бой с современными истребителями даже в сложных метеорологических условиях. ВВС США намереваются приобрести 729 таких истребителей. В иностранной прессе сообщалось, что в конце 1974 года самолёты F-15A начали поступать в учебно-тренировочные части для продолжения войсковых испытаний и подготовки инструкторского состава. В частности, 58-е авиационное крыло подготовки боевых экипажей получило к тому времени два таких истребителя. Ожидается, что в боевые авиационные части самолёты начнут поступать в конце 1975 — начале 1976 голов. Они заменят самолёты F-4 «Фантом» 2.
Истребитель YF-16 командование ВВС также считает перспективным. Его предполагается использовать в качестве легкого истребителя для ведения воздушного боя в простых метеорологических условиях. По данным зарубежной печати, американская фирма «Дженерал дайнэмикс» планирует построить 1500 истребителей YF-16, из них 650 для ВВС США, а остальные для ВВС других стран НАТО. В настоящее время самолёт проходит летные испытания.
В будущих войнах Пентагон намерен использовать оба вышеупомянутых истребителя. Специалисты считают, что один самолёт будет дополнять другой в зависимости от воздушной обстановки и метеорологических условий.
С учетом критерия «стоимость/эффективность» создается и самолёт A-10A, основное назначение которого оказывать непосредственную авиационную поддержку сухопутным войскам. По мнению иностранных военных специалистов, этот штурмовик, имея сравнительно низкую стоимость, обладает достаточной ударной силой и повышенной живучестью. В 1974/75 финансовом гону планировалось закупить 25 самолётов А-10А.
Командование ТАК считает, что в будущем с принятием на вооружение самолётов дальнего обнаружения и управления «Авакс» намного увеличатся боевые возможности тактической авиации. С такого самолёта можно будет контролировать воздушную обстановку в районе боевых действий и обеспечивать выполнение задач органов управления авиацией. В 1974/75 финансовом году выделены средства для закупки шести самолётов «Авакс».
Как считают за рубежом, к концу 70-х годов самолётный парк ТАК намного обновится.
Командование ВВС США уделяет постоянное внимание повышению мобильности и гибкости использования тактической авиации и её способности действовать с необорудованных аэродромов, расположенных на заморских территориях.
По программе «пустых баз (аэродромов, на которых, кроме запасов воды и ВПП, ничего не имеется) закупаются аэротранспортабельные комплекты оборудования для аэродромного и технического обслуживания самолётов. По сообщениям иностранной прессы, к концу 1977 года для авиационных крыльев ТАК намечено приобрести четыре комплекта оборудования для аэродромного обслуживания и 25 для технического обслуживании самолётов F-4, RF-4, F-l11, A-7D и С-130.
Комплект для аэродромного обслуживания включает сборно-разборные ангары, помещения для личного состава и мастерских, а также возимые и переносные системы электропитания, водоснабжения и отопления, осветительные устройства для ВПП. Все это оборудование может перебрасываться на ТВД самолётами С-130 и С-141 и развертываться на «пустой» базе за 72 ч. Каждый такой комплект обеспечит боевые действия авиационного крыла в составе трех—пяти авиационных эскадрилий (численность личного состава 4500 человек). Эти комплекты хранятся на складах районов МТО командования тыла. Срок их пригодности — два года непрерывного использования или десять лет хранения на складах.
Комплект для технического обслуживания используется в авиационной эскадрилье, имеющей 18—24 самолёта. Такие комплекты находятся на складах авиакрыльев в постоянной готовности к переброске на ТВД.
Боевая подготовка личного состава ТАК проводится в соответствии с планами штабов соединений и частей командования, а также ВВС в целом. В них отражаются мероприятия, направленные на повышение боеготовности отдельных экипажей, частей и подразделений по действиям в различных условиях боевого использования.
В системе боевой подготовки частей и подразделений тактических истребителей особое место занимают вопросы перебросок их на ТВД с целью его освоения, а также отработка взаимодействия самолётов с сухопутными войсками и ВМС при проведении совместных операций.
Повседневная летная подготовка экипажей включает: тренировочные полеты одиночных самолётов, а также звеньев или пар с дозаправкой топливом в воздухе, самолётовождение по приборам и ночью, а также обучение способам боевого применения оружия, особенно управляемых ракет с лазерными и телевизионными системами наведения. Зарубежная печать сообщала, что командование ВВС США закупило 19000 УР «Мейверик» класса «воздух—земля», имеющих телевизионные системы самонаведения.
На учениях, проводимых не реже трех-четырех раз в год по оперативным планам командования войск готовности, тактическая авиация оказывает поддержку сухопутным войскам в ходе выброски воздушных десантов, захвата и удержания плацдармов. Тактические истребители на учениях, как правило, решают разнообразные задачи, основными из которых являлись непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск, изоляция района боевых действии, воздушная разведка, ПСО, радиоэлектронная борьба. Они выполняют также специальные задания командования.
В соответствии с концепцией «двойного базирования» эскадрильи тактических истребителей и разведчиков ТАК ежегодно участвуют в учениях «Крестид кэп» и «Крик би», в ходе которых осуществляется переброска самолётов из США на передовые авиабазы в ФРГ, где они оказывают авиационную поддержку объединенным сухопутным войскам НАТО.
В зарубежной печати отмечалось, что ежегодный налет экипажей тактических боевых и вспомогательных самолётов составляет в среднем 700 тыс. ч.
По заявлению иностранных военных специалистов, самолёты и экипажи ТАК содержатся в высокой боевой готовности. Например, повседневная готовность экипажей тактических потребителей к вылету составляет 3 ч. Летчики имеют навыки полетов днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях. На маршрутах перелета организуется четкое обеспечение. Американский журнал «Эр форс» писал, что в 1973 году во время воины на Ближнем Востоке первый из восьми самолётов F-4 прибыл из США в распоряжение израильского командования через 7 ч. 19 мин. после взлёта.
Из вышеизложенного следует, что командование ВВС содержит крупные резервы тактических истребителей, которые при необходимости в любое время могут быть переброшены в различные районы земного шара. Этот факт убедительно подтверждает агрессивную сущность американского империализма, который использует вооруженные силы, в частности тактическую авиацию, для достижения своих реакционных внешнеполитических целей.