В агрессивных планах американского империализма большая роль отводится стратегической военно-транспортной авиации, объединённой в единое военно-транспортное авиационное командование (ВТАК). Руководство Пентагона считает её одним из основных средств повышения мобильности вооружённых сил . На неё возлагается задача быстрой переброски войск, военной техники и других средств материально-технического обеспечения боевых действий на заморских ТВД.

На вооружении ВТАК ВВС США состоят такие военно-транспортные самолёты, как С-5А «Гэлекси», С-130 и рассматриваемый ниже самолёт C-141A «Старлифтер».

Самолёт C-141A разработан крупнейшей американской фирмой «Локхид». Как сообщает зарубежная печать, при создании этого самолёта впервые в практике американского самолётостроения было уделено большое внимание его надёжности.

Перед началом серийного производства для проведения лётных испытаний было изготовлено пять опытных образцов самолёта. Первый испытательный полёт состоялся в декабре 1963 года, а с апреля 1965 года самолёты C-141 начали поступать на вооружение частей ВТАК ВВС США.

C-141A относится к классу тяжёлых военно-транспортных самолётов и предназначен в основном для межконтинентальных перевозок войск и военных грузов.

По конструкции он представляет собой свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом и Т-образным хвостовым оперением (рис. 1). Фюзеляж самолёта цельнометаллический, типа полумонокок.

Самолёт C-141A в полёте
Рис. 1. Самолёт C-141A в полёте

В нём размещаются кабина экипажа и грузовая кабина. Общий полезный объём грузовой кабины около 150 куб.м. В задней части фюзеляжа имеется грузовой люк с опускающейся рампой.

Крыло — стреловидное (стреловидность крыла по 1/4 хорды 25°), цельнометаллическое, двухлонжеронной конструкции. Его механизация состоит из элеронов, двухсекционных закрылков и установленных на нижней и верхней поверхностях крыла интерцепторов. Привод всех рабочих поверхностей гидравлический. Передние кромки крыла и воздухозаборников двигателей имеют воздушную антиобледенительную систему. Горячий воздух для неё забирается от двигателей самолёта.

Шасси трёхстоечное, убирающееся. Передняя стойка — двухколёсная, основные имеют по четыре колеса. Размеры колёс передней стойки 914×279 мм, основных стоек 1118×406 мм. Давление в ппевматиках 14 и 10,5-18.7 кг/кв.см соответственно, что, по мнению иностранных специалистов, требует для эксплуатации самолёта наличия взлётно-посадочных полос с твёрдым покрытием.

Силовая установка самолёта состоит из четырёх двухконтурных реактивных двигателей TF33-P-7 максимальной статической тягой по 9525 кг, установленных на пилонах под крылом. Топливо находится в десяти интегральных баках (помещаются в крыле между лонжеронами) общей ёмкостью около 90000 л.

Самолёт оснащён:

  • системами наддува (дифференциальное давление 0,58 км/кв.см.) и кондиционирования воздуха, который забирается от компрессора двигателя;
  • тремя независимыми гидравлическими системами с максимальным рабочим давлением 210 кг/кв.см;
  • четырьмя генераторами переменного тока мощностью 40 кВт, вспомогательным генератором (40-50 кВт) и аварийным (2,5 кВт).

В состав радиоэлектронного оборудования самолёта входят: обзорная РЛС, навигационная доплеровская РЛС, навигационный вычислитель, радиовысотомер, бортовое оборудование радионавигационных систем и «Лоран» (два комплекта каждой), курсовой, глиссадный и маркерный приёмники, KB и УКВ радиостанции, автоматическая система управления полётом и другое оборудование. По мнению американских специалистов, это оборудование позволяет эксплуатировать самолёт днём и ночью в любых метеорологических условиях.

Самолет C-141A может быть использован в различных вариантах, а именно: в грузовом, пассажирском, десантном (для посадочного и парашютного десантирования) и санитарном.

Грузовой вариант самолёта является основным и предназначен для перевозки до 42 т груза. Для ускорения процесса загрузки (выгрузки) была создана автоматизированная система 463L, включающая непосредственно размещённые в грузовой кабине самолёта погрузочные устройства и наземное оборудование. Иностранные специалисты считают наиболее эффективной загрузку самолёта с использованием специальных грузовых платформ. Обычно для погрузки применяются погрузочные рампы, грузовые автомобили и прицепы с платформами, а также система рельсово-роликовых настилов (рис. 2).

Загрузка самолёта C-141A с использованием специального погрузчикаРис. 2. Загрузка самолёта C-141A с использованием специального погрузчика

Пассажирский вариант самолёта рассчитан на перевозку 120 человек. Для этого в грузовой кабине устанавливаются блоки из трёх кресел. В кабине обеспечивается нормальная температура, а давление до высоты 12000 м соответствует давлению воздуха на высоте 2400 м. Кроме того, на каждом пассажирском кресле имеется кислородная маска. В передней части грузовой кабины размещается специальная платформа с бортовой кухней, хранилищем для продуктов и питьевой воды и двумя туалетами.

При посадочном десантировании войск самолёт может перевезти 154 солдата (для этого по бортам его грузовой кабины устанавливаются 72 кресла, а по центру — 82), а при парашютном десантировании — до 123 десантников или около 32 т грузов (рис. 3). Обычно парашютисты покидают самолёт через боковые двери, которые с помощью специальных электроприводов открываются наружу (вперёд по полёту) и служат отражателями воздушного потока, облегчая тем самым выход парашютистов из самолёта. Двери могут открываться при скоростях полёта, не превышающих 360 км/ч.

Грузовая кабина самолёта C-141A, частично оборудованная креслами для перевозки  парашютного десантаРис. 3. Грузовая кабина самолёта C-141A, частично оборудованная креслами для перевозки парашютного десанта (на переднем плане) и пассажирскими креслами (на заднем плане)

Грузы, предназначенные для десантирования, укладываются на платформы, которые через задний грузовой люк вытягиваются из кабины вытяжными парашютами.

Самолет C-141A может перевозить до 80 носилочных раненых и восьми человек сопровождающего медицинского персонала. В этом случае в грузовой кабине устанавливаются подвесные кровати (носилки) и специальная платформа с оборудованием для обеспечения питания раненых. Как сообщает зарубежная военная печать, самолёты C-141A широко использовались для эвакуации раненых и больных из Юго-Восточной Азии, в частности, только с августа 1965 по сентябрь 1966 года этими самолётами было перевезено около 15 000 раненых и больных американских солдат и офицеров.

По данным иностранной печати, переоборудование военно-транспортных самолётов C-141A из одного варианта в другой занимает незначительное время. Это достигается благодаря использованию специально созданных комплектов различного типового оборудования и установленных в грузовой кабине узлов его крепления.

Как сообщает зарубежная печать, более 30 самолётов С-141A было переоборудовано для перевозки межконтинентальных баллистических ракет . При этом МБР «Минитмэн» перевозятся в специальных контейнерах (вес ракеты с контейнером около 39 т), а время погрузки ракеты в самолёт не превышает 2 ч.

Тактико-технические характеристики самолёта C-141

Тактико-технические характеристики самолёта C-141

Во время эксплуатации самолётов C-141A большое внимание уделяется увеличению их надёжности. С этой целью на все имевшие место неисправности, отказы, поломки и отклонения от норм составлялись технические донесения, которые направлялись в специально созданный фирмой «Локхид» центр сбора, обработки и анализа данных. Результаты анализа использовались при проведении доработок самолётов.

Самолёты C-141A наряду с самолётами С-5 составляют в настоящее время основу парка тяжёлых военно-транспортных машин ВТАК США. Придавая большое значение наращиванию возможностей военно-транспортной авиации, Пентагон постоянно предпринимает меры по увеличению численности парка тяжёлых реактивных транспортных самолётов при одновременном улучшении их боевых возможностей.

По данным иностранной печати, командование ВВС приняло программу модернизации 275 самолётов C-141A. Основные цели этой программы: обеспечение перевозок более крупногабаритных грузов, повышение грузоподъёмности и увеличение дальности полёта самолётов. Объем грузовой кабины и грузоподъёмность самолёта решено увеличить за счёт удлинения фюзеляжа на 7,16 м. Для увеличения дальности полёта самолёт намечено оснастить системой дозаправки топливом в полёте. Кроме того, предусматривается замена обтекателей в местах соединения крыла с фюзеляжем, что должно при полёте на крейсерской скорости снизить аэродинамическое сопротивление на 8%.

На модернизацию самолётов C-141A ВВС было выделено в 1973/74 финансовом году 40 млн. долларов, в 1974/75 — 25 млн. долларов. На последующие два финансовых года запрашивалось 17 и 124 млн. долларов соответственно. Общая стоимость программы модернизации оценивается в 660 млн. долларов.

Наряду с другими самолётами ВТАК ВВС США тяжёлые военно-транспортные самолёты C-141A широко использовались для перевозки войск и грузов при ведении американским империализмом агрессивной войны против вьетнамского и других народов Юго-Восточной Азии. Иногда налёт некоторых из этих самолётов достигал 397 ч. в месяц, то есть в среднем 13,2 ч. в сутки. Весьма интенсивно с помощью самолётов C-141A перебрасывались боевая техника и оружие на Ближний Восток для оказания помощи израильским захватчикам. В настоящее время, как и ранее, самолёты ВТАК принимают активное участие в проводимых Пентагоном учениях по переброске личного состава и боевой техники для усиления американских войск, размещённых на европейских ТВД.

Характер задач, выполняемых самолётами ВТАК, в том числе и C-141A, и мероприятия военного руководства США по усилению военно-транспортной авиации ещё раз убедительно свидетельствуют об агрессивной сущности американского империализма.

Добавить комментарий