Милитаристские круги Японии продолжают наращивать боевую мощь вооружённых сил, в том числе и ВВС. Судя по материалам зарубежной печати, боевые возможности японской авиации увеличиваются как за счёт замены устаревших самолётов F-86F и F-104J более современными F-4EJ, выпускаемыми японской промышленностью по американским лицензиям, так и принятия на вооружение самолётов различных типов собственной конструкции (FS-T2, С-1 и Т-2). Помимо этого, в будущем предполагается иметь в боевых частях современные истребители F-15A американской конструкции, выпуск которых по лицензиям предполагается наладить японской авиапромышленностью. Такой самолёт избран группой японских специалистов, посетивших , в качестве истребителя ВВС 80-х годов. Доклад, подготовленный по этому вопросу руководством ВВС, должен быть утверждён управлением национальной обороны страны.

В связи с поступлением в авиационные части современных самолётов возрастают и требования к подбору и подготовке лётчиков. Командование ВВС Японии считает, что военный пилот должен быть всесторонне подготовлен к боевым действиям. Он обязан не только хорошо управлять самолётом, но чётко и безропотно исполнять приказы командиров, а также переносить все невзгоды, с которыми может встретиться в чрезвычайной обстановке. Кроме чисто профессиональных качеств, японским лётчикам, как и другим военнослужащим, прививается антикоммунистическое мировоззрение и ненависть к революционным идеям современности. Они воспитываются в духе национализма и традиций старой императорской армии.

Формировать упомянутые качества у лётного состава призвана существующая в ВВС система обучения, а фундамент для такого воспитания закладывается в процессе идеологической обработки гражданской молодёжи и вербовки её на военную службу.

Общее руководство подготовкой авиационных кадров осуществляет командующий ВВС через свой штаб. Штаб ВВС, в который входит отдел личного состава и обучения, определяет основные направления обучения в масштабе этого вида вооружённых сил. Он разрабатывает единые планы подготовки специалистов и контролирует ход их выполнения, организует идеологическую обработку личного состава, оказывает помощь учебным центрам и заведениям в налаживании научно-исследовательской работы и отвечает за их материально-техническое обеспечение.

Непосредственная подготовка лётного состава ведётся в учебном авиационном командовании ВВС, строевых авиационных частях, а также в учебных заведениях и центрах других видов вооружённых сил.

Вербовку кандидатов в лётчики среди гражданской молодёжи проводят авиационные отделы вербовочных пунктов управления национальной обороны. В каждой префектуре (в стране насчитывается 47 префектур) создан такой пункт. Вербовочная работа организуется также и среди военнослужащих других видов вооружённых сил с целью последующего использования их в авиации.

В соответствии с действующим в Японии законодательством комплектование военно-воздушных сил осуществляется по добровольному принципу (по контрактам). Набор добровольцев производится среди мужчин 18—24 лет, имеющих образование не ниже среднего. Срок действительной службы в ВВС по первичному контракт) три года. В дальнейшем контракт может продлеваться через каждые два года.

Авиационные отделы вербовочных пунктов проводят первоначальное изучение и предварительную идеологическую обработку новобранцев. На основании этого и с учётом образовательного уровня, результатов вступительных экзаменов, состояния здоровья, «социально-политический благонадёжности» и личных пожеланий даются рекомендации по их возможному использованию в авиации.

Кандидаты, отобранные из числа гражданской молодёжи, направляются в учебные отряды ВВС для первоначального военного обучения, здесь они изучают уставы и оружие, занимаются строевой и стрелковой подготовкой и т. п. Помимо этого, их знакомят с авиационной техникой, авиационной медициной и правилами армейской гигиены, а также обучают английскому языку, математике и физике. Большое внимание в учебных отрядах уделяется «моральному воспитанию» и физической закалке кандидатов.

Дальнейшее обучение кандидатов в лётчики из числа гражданских лиц и военнослужащих ведётся в подразделениях учебного авиационного командования ВВС, которое состоит из штаба, двух истребительных и трёх учебных авиационных крыльев, а также из подразделений снабжения и обслуживания.

На нервом этане обучения курсанты проходят общевойсковую подготовку по программе офицерской школы, рассчитанной на 25-58 недель в зависимости от их общеобразовательного уровня. Одновременно они осваивают первичный курс лётной подготовки, в ходе которого каждому необходимо налетать около 8 ч на лёгких учебных поршневых самолётах. Кроме того, по программе «выживания» курсанты учатся действовать в сложных условиях обстановки на море и ни суше и использовать индивидуальные средства спасения (на случай вынужденного оставления самолёта). Большое место в ней уделено отработке вопросов, связанных с поведением будущих офицеров в том случае, если они попадут в плен.

Программа «выживания» включает психологическую подготовку, чтобы научить будущих лётчиков, оказавшихся в бедственном положении, преодолевать чувство страха и одиночества, а также практические тренировки. В число последних, в частности, входят:

  • приводнение на большую волну;
  • применение спасательных жилетов и надувных лодок;
  • плавание в одежде;
  • использование аварийных радиопередатчиков для подачи сигналов бедствия и химикатов для опреснения морской воды;
  • оказание себе первой медицинской помощи;
  • преодоление жажды, голода и холода.

Во время таких тренировок изучаются опасные и ядовитые морские животные и рыбы, съедобные растительные и живые организмы, а также многое другое.

По завершении общевойсковой подготовки курсанты стажируются в авиационных частях, а затем в течение 10—24 недель изучают английский язык.

Успешное освоение вышеуказанных программ даёт молодым офицерам, получившим первичные офицерские звания, право приступить непосредственно к обучению на курсах подготовки пилотов.

Ниже, на основе данных иностранной печати, кратко освещается процесс подготовки лётчиков истребительной и транспортной авиации, а также вертолётов.

Обучение лётчиков истребительной авиации предусматривает последовательное прохождение курсов начальной, основной и повышенной подготовки в учебном авиационном командовании. Совершенствование лётной подготовки организуется в строевых частях.

Начальная подготовка начинается с изучения аэродинамики (отводится 3 ч), аэронавигации (48 ч), теории полётов по приборам (10 ч), радиоаппаратуры и порядка радиообмена (15 ч), метеорологии (20 ч), методов вынужденного покидания самолёта (9 ч), правил безопасности полёта (4 ч) и английского языка (25 ч).

На освоение других дисциплин, а также на идеологическую обработку и физическую подготовку дополнительно выделяется более 180 ч.

После сдачи зачётов по теоретическим предметам слушатели обучаются полётам на самолётах Т-34А в течение 3,5 месяца каждый из них обязан налетать не менее 30 ч. Кроме того, слушателю выделяется 40 ч налёта для приобретения навыков пилотирования этого самолёта по приборам.

Основная подготовка предусматривает освоение учебного реактивного самолёта Т-1А и В после теоретических занятий и тренировок на тренажёрах. Слушатель должен в течение шести-семи месяцев налетать на этом самолёте примерно 90 ч. В ходе этой подготовки оценивается способность будущих лётчиков к дальнейшему обучению на более сложных реактивных самолётах.

Повышенная подготовка включает также необходимую теоретическую подготовку и полёты на учебном реактивном самолёте T-33А. Срок обучения шесть-семь месяцев с налётом не менее 120 ч. На этом же этапе молодые лётчики приступают к освоению боевых истребителей F-86F. Наряду с техникой пилотирования они отрабатывают и совершенствуют элементы боевого использования самолёта (воздушные бои, стрельба, разведка и т. п.). Продолжительность подготовки шесть месяцев, налёт на лётчика около 85 ч.

Закончив курс повышенной подготовки, пилоты направляются на годичную стажировку в строевые части ВВС, где они совершенствуют свои навыки на боевых самолётах. В ходе стажировки каждому из них нужно налетать около 210 ч. Из этого налёта не менее 83 ч отводится тренировкам по боевому применению самолёта.

После такой стажировки лётчики считаются подготовленными, и их распределяют по строевым частям для прохождения дальнейшей службы. Таким образом, на подготовку лётчика истребительной авиации японских ВВС затрачивается примерно 33—36 месяцев с налётом на самолётах различных типов 550—600 ч.

В строевых частях молодые лётчики проходят программу ввода в строй, рассчитанную на пять месяцев. Каждый пилот самолёта F-86F обязан налетать около 85 ч. Программой предусмотрено дальнейшее освоение и совершенствование элементов боевого применения этого дозвукового истребителя. После ввода в строй пилоты повышают своё мастерство по планам боевом подготовки и переучивания на другую боевую технику.

Лётчики, хорошо овладевшие техникой пилотирования и боевого применения F-86F и налетавшие на нем не менее 500 ч (обычно по истечении двух-трёх лет службы), могут быть направлены на переучивание на самолёт F-104J или F-4EJ . Программа переучивания (продолжительность 2,5—3 месяца) состоит из теоретических занятий и тренировок на самолёте избранного типа (8 ч на учебном и 12 ч на боевом). После переучивания лётчику необходимо в боевых частях пройти программу ввода в строй, включающую отработку техники пилотирования (примерно 40 ч) и освоение боевого применения самолёта (50 ч).

Обучение лётчиков транспортной авиации на этапе начальной подготовки ведётся совместно с лётчиками-истребителями. Затем кандидаты в лётчики транспортной авиации учатся в авиационной школе ВМС, где примерно 7,5 месяца отрабатывают технику полётов по приборам на поршневом самолёте (налёт на обучаемого не менее 150 ч). После этого они тренируются на транспортных самолётах YS-11 на учебной базе транспортного авиационного крыла. За четыре-пять месяцев каждый пилот должен налетать не менее 70 ч.

Далее даётся двухмесячная стажировка, а также тактическая подготовка в строевых частях, в ходе которой налёт на одного пилота должен составить 30 ч. На этом подготовка молодых лётчиков считается законченной, и они направляются в транспортное авиационное крыло для прохождения дальнейшей службы.

Обучение пилотов вертолётов в процессе начальной подготовки проходит по тем же программам, что и обучение лётчиков истребительной и транспортной авиации. После этого слушатели в течение четырёх месяцев отрабатывают элементы пилотирования по приборам на поршневых самолётах (налёт не менее 60 ч) в авиационной школе ВМС. Отсюда их переводят в авиационную школу сухопутных войск для освоения вертолёта Н-13 (налёт не менее 40 ч). Затем молодые пилоты тренируются в учебном авиаспасательном отряде ВВС, где им необходимо за четыре месяца пройти курс подготовки лётчика спасательной авиации (налёт на вертолёте S-62 свыше 80 ч). Назначение их в строевые части происходит после окончания стажировки в крыле спасательной авиации.

По мнению японского командования, существующая система подготовки лётных кадров не полностью отвечает современным требованиям (процесс их обучения чрезмерно растянут и усложнён, учебная база устарела). В связи с этим изыскиваются пути совершенствования учебных программ и методики обучения, а также возможности обновления учебно-материальной базы.

В зарубежной печати, в частности, сообщалось о совершенствовании системы подготовки лётчиков истребительной авиации. Для этого в ближайшие время планируется заменить поршневые самолёты Т-34А самолётами КМ-2В (рис. 1) подобного же типа, но с лучшими лётными характеристиками, а также ввести в программу подготовки учебно-боевой реактивный самолёт Т-2 (рис. 2) вместо устаревших тренировочных самолётов Т-33А и F-86F. При этом начальная подготовка должна длиться три-четыре месяца (самолёт КМ-2В, налет 30—70 ч), основная — до 5,5 месяца (Т-1А и В, 50—90 ч), повышенная — семь месяцев (Т-2, 100—120 ч). Вместо стажировки в войсках молодые лётчики обязаны пройти в течение шести месяцев лётно-тактческую подготовку на самолёте Т-2 (налет 100—140 ч).

Японский учебно-тренировочный самолёт КМ-2В и его проекцииРис. 1. Японский учебно-тренировочный самолёт КМ-2В и его проекции

Японские военные специалисты считают, что после такого обучения лётчик сможет освоить истребитель F-104J в течение 2,5 месяца, налетав 20—30 ч, а затем переучиться на самолёт F-4EJ, на это потребуется два-три месяца и 30—40 ч налета.

Учебно-боевой самолёт Т-2 ВВС Японии
Рис. 2. Учебно-боевой самолёт Т-2 ВВС Японии (на кромках консолей крыла подвешены УР , а на пилонах — топливные баки)

В зарубежной печати отмечалось, что усовершенствованная система обучения позволит якобы без снижения качества подготовки сократить период учебного процесса и общин налет на лётчика, а также уменьшить численность инструкторского и обслуживающего персонала за счёт использования меньшего числа тренировочных самолётов.

Добавить комментарий