В последнее время на страницах зарубежной печати стали появляться статьи, в которых обсуждаются вопросы развития тактики воздушного боя. Это связано, в частности, с поступлением или с предстоящим принятием на вооружение ВВС и ряда западноевропейских стран истребителей для завоевания превосходства в воздухе. К ним прежде всего относятся американские самолёты F-15A , F-16A и F-14A . Первый из них уже поступает и авиационные части США. В скором времени такие истребители будут находиться и в составе ВВС других капиталистических стран. Всего планируется изготовить около 730 самолётов F-15A.

Лёгкий истребитель F-16A, предназначенный для ведения воздушного боя в основном в простых метеорологических условиях, по сообщениям иностранной печати, найдёт широкое применение в ВВС стран — участниц . До 350 самолётов намереваются закупить , , и . Командование ВВС США намечает приобрести 650 таких истребителей. Ожидается, что этот самолёт войдёт в строй в конце 70-х годов.

Истребитель F-14A находится в составе ВМС США. По программе перевооружения предусматривается иметь 403 самолёта.

Все эти истребители сконструированы за последние несколько лет. При работе над ними учитывались опыт действия авиации в прошедших локальных войнах и требования ведения боя в недалеком будущем. Они оснащаются современной электронной аппаратурой, а также пушечным и ракетным оружием.

Сам факт форсированного создания и принятия па вооружение новых боевых самолётов свидетельствует о том, что милитаристские круги стран — участниц НАТО не намерены отказываться от дальнейшего наращивания мощи своих вооружённых сил и подготовки их к будущим агрессивным войнам. Это требует от советских воинов постоянно проявлять высокую бдительность, совершенствовать своё профессиональное мастерство и глубоко знать характер военных приготовлений империалистов.

Почему в последнее десятилетие за рубежом стали уделять большое внимание воздушному бою? Прямой ответ на этот вопрос дают сами иностранные военные специалисты. Они считают, что воздушный бой — основное средство завоевания и удержания превосходства в воздухе, без которого немыслимо рассчитывать на успешное проведение наступательных или оборонительных операции сухопутных войск. Успех в воздушном бою сопутствует тому, кто первым обнаружит и атакует противника, у кого лучший самолёт и более высокое мастерство. На основе сравнения характеристик своего истребителя и предполагаемого поведения в бою самолёта вероятного противника специалисты за рубежом разрабатывают тактические приёмы, которые затем осваиваются лётным составом.

Чтобы правильно понять и осмыслить характер современного воздушного боя, который описывается в иностранной печати, нужно хотя бы кратко рассмотреть историю его развития.

В широких масштабах авиация начала применяться во второй мировой войне. Тогда, по утверждению зарубежных специалистов, господствовала так называемая тактика «меча и шита». Воздушный бой вели в основном большие группы дозвуковых истребителей, которые расчленялись на пары. Обязанностью ведущего в паре был поиск противника и атака («меч»), а ведомого — прикрытие своего ведущего («щит»). Такие же связи существовали и в группе, где одна пара (звено) действовала как атакующая, а другая — прикрывающая. Если требовала обстановка, то в процессе боя их роли менялись. Нарушение огневой связи в паре или отсечение от боевого порядка группы прикрытия приводило, как правило, к поражению. Бои носили манёвренный характер и велись на дистанциях визуальной видимости. Противник поражался пулемётно-пушечным огнём.

Смена тактики началась в 50-х годах, когда появились самолёты — носители ядерного оружия, а авиационные части были укомплектованы сверхзвуковыми самолётами. Наивыгоднейшим способом проникновения бомбардировщиков к целям иностранные специалисты считали одиночный полёт с максимальным соблюдением мер маскировки. Вероятность преодоления ими ПВО противника повышалась ночью, в сложных метеорологических условиях, а также на большой скорости и высоте. Борьба с бомбардировщиками возлагалась на всепогодные сверхзвуковые истребители-перехватчики, имевшие высокие скоростные и высотные характеристики и вооружённые ракетами.

Уничтожение истребителей противника предполагалось вести управляемыми ракетами класса «воздух-воздух», а не огнём пушек. В тактике утвердился метод одноразовой ракетной атаки. В связи с этим на вооружении частей ВВС развитых капиталистических стран не стало «чистых» истребителей, способных успешно вести манёвренный бой. Появились многоцелевые тактические самолёты, приспособленные как для перехвата, так и для действий по наземным объектам (например, американский самолёт F-4 , с которого пушки были сняты).

В агрессивной войне во Вьетнаме (1964-1973), которую развязали американские империалисты, и в войне на Ближнем Востоке (1973 год), которую вели израильские экстремисты, в тактику воздушного боя были внесены очередные коррективы. Во Вьетнаме американцы вынуждены были возвратиться к ближним манёвренным боям, поскольку их расчёты на применение только управляемых ракет не оправдались.

На тактический истребитель «Фантом», вынесший основную нагрузку в воздушной войне в Индокитае, были срочно вновь установлены пушки.

Опыт американцев в Индокитае учли израильские лётчики, которым тактику боя строили с учётом использования и ракет и пушек.

Судя по сообщениям иностранной печати, в войне на Ближнем Востоке и на последней стадии войны во Вьетнаме воздушные бои велись, как правило, между группами сверхзвуковых истребителей преимущественно на дозвуковых скоростях и средних высотах. При этом пара самолётов иногда преднамеренно размыкалась ради обеспечения свободы манёвра ведомому. В плане боя значительное место занимали ложные манёвры, которые выполнялись с целью создания благоприятных условий для действий ударных групп.

Часто бои начинались со средних дистанций с применения ракет, а затем перерастали в ближние, в последнем случае противник уничтожался огнём пушек. Изменилась расстановка сил перед атакой. В перестроенный боевой порядок стали включаться демонстративная группа и группа наращивания усилий (резерв). Новые требования были предъявлены к организации взаимодействия, так как тактические группы часто действовали за пределами зрительной связи.

В последующие после окончания локальных войн годы иностранные военные специалисты, особенно американские, занимались обобщением и претворением в жизнь их опыта.

Ниже кратко излагаются основные положения, характеризующие подход зарубежных специалистов к подготовке авиационной техники к современным и будущим воздушным боям, а также некоторые взгляды на их ведение.

Современный воздушный бой

Основу для достижения успеха в современном воздушном бою иностранные специалисты видят в качественном улучшении характеристик самолёта, бортового оружия и аппаратуры, а также в повышении мастерства лётчиков.

За рубежом оценивается способность истребителя вести воздушный бой по таким характеристикам и критериям, как: тяговооружённость, нагрузка на крыло, удельная избыточная мощность, время разгона и торможения, прочность конструкции, лёгкость и простота управления, запас топлива, возможности бортовой электронной аппаратуры по поиску и обнаружению цели, а также мощность вооружения. Все эти факторы по-разному проявляются в бою.

При анализе современного боя иностранные специалисты все больше связывают уровень энергии летящего самолёта с тактикой. За рубежом разработана специальная методика оценки по критерию «энергия/ манёвренность» способности истребителя вести бой. Истребитель, с точки зрения лётчика, должен обладать достаточной скоростью для быстрого сближения с противником, а также энергично изменять направление полёта, чтобы занять удобное позиционное положение для применения оружия. Быстро сблизиться с противником можно за счёт избытка тяги (более высокого уровня энергии), а выйти в удобное положение для атаки благодаря лучшей, чем у противника, манёвренности, «техническим» показателем которой является удельная нагрузка на крыло.

По этой методике сравниваются два самолёта — свой и противника, и для них определяются так называемые «области« наивыгоднейшего применения по высоте и скорости. Поведение противника в бою сначала имитируется на тренажёрах, а затем в воздухе. Для проверки правильности выводов используются аналоги самолётов противника, в роли которых выступают свои истребители. Результаты экспериментов обобщаются, на их основе вырабатываются рекомендации для строевых частей ВВС.

В иностранной печати был опубликован график зависимости трёх важнейших показателей, определяющих совершенство истребителя: тяговооружённости, удельной нагрузки на крыло и стоимости. С небольшими изменениями он воспроизведён на рис 1. Линии границ, «технические ограничения» и «ограничения по стоимости» (последние определяются критерием «стоимость/эффективность») соответствуют современному состоянию развития науки и техники.

График зависимости основных показателей, определяющие способность самолёта вести воздушный бой
Рис. 1. График зависимости основных показателей, определяющие способность самолёта вести воздушный бой

Самолёты периода второй мировой войны и войны в Корее (1950- 1953) из-за низкой тяговооружённости и небольшой нагрузки на крыло располагаются в левой нижней части графика. Возможности самолётов США, участвовавших в войне во Вьетнаме, по ведению воздушного боя увеличились (несмотря на то, что они создавались многоцелевыми). Однако усложнилась их конструкции и выросла стоимость. Поэтому они помешены справа в средней части графика.

Современные истребители F-14A, F-15A и F-16A {находятся в верхней части графика) по сравнению с другими самолётами имеют большую тяговооружённость и относительно малую нагрузку на крыло. Добиться таких качеств удалось за счёт использования в конструкции планера и двигателя новейших достижении науки и техники. В результате стоимость самолёта резко повысилась. В зарубежной печати сообщалось, что на средства, отпускаемые на покупку одного F-15A, можно приобрести четыре самолёта «Фантом».

Из графика также видно, что связанные с созданием многоцелевого самолёта финансовые издержки высоки, а его способность вести бой намного уступает «чистым» истребителям.

Большое влияние на тактику боя оказывает оружие истребителя. Многие иностранные специалисты отдают этому фактору предпочтение перед манёвренностью самолёта. Они полагают, что если бы имелись УР большой дальности стрельбы и их можно было бы пускать под разными ракурсами, то незачем было бы улучшать пилотажные характеристики самолёта.

Но пока бой за рубежом определяется как сочетание манёвра и огня. С помощью манёвра лётчик выводит самолёт в положение, удобное для применения оружия. Для поражения противника в ближнем воздушном бою должны использоваться пушки и УР, а на средних дистанциях — только управляемые ракеты. В иностранной печати приводились следующие данные. Существующие истребители могут поразить цель УР , «Сандвиндер» и огнём пушки на дистанциях 8, 3 и 1 км соответственно. Благодаря оснащению ракетами средней дальности самолёт F-15A получил возможность атаковать противника с передней полусферы (на встречных курсах) на дистанциях около 20 км. Самолёт же F-14A может поразить ракетами поочерёдно шесть воздушных целей на дальности до 130 км.

Основная проблема, над которой сейчас работают за рубежом,- снизить ограничения по пуску ракет с самолёта в основном за счёт улучшения их манёвренности и увеличения сектора автоматического сопровождения. На рис. 2 видно, что атакующий вышел за пределы секторов возможного применения оружия, поскольку при одинаковой тяговооружённости у него либо мал этот сектор, либо нагрузка на крыло больше, чем у атакуемого.

«Вынос» атакующего за пределы секторов возможного применения УР (1) и пушек (2) после энергичного манёвра атакуемогоРис. 2. «Вынос» атакующего за пределы секторов возможного применения УР (1) и пушек (2) после энергичного манёвра атакуемого

Важное значение за рубежом придают и бортовому электронному оборудованию, с помощью которого автоматизируются процессы обнаружения, опознавания противника и управления оружием. Сейчас выдвигается требование о необходимости иметь бортовые РЛС дальностью поиска воздушной цели до 150 км и её захвата до 80 км.

Совершенно обязательным иностранные специалисты считают наличие на истребителе электронной системы предупреждения. Лётчику необходимо принимать сигнал опасности в момент облучения его самолёта РЛС противника (обзорной, наведения или управления огнём) для того, чтобы выполнить защитный манёвр. Помимо всего, в этот же момент система предупреждения должна включать бортовой передатчик помех, который на выявленной частоте посылал бы шумовые сигналы для нарушения работы бортовой РЛС противника.

Возможности электронного оборудования и оружия тесно связаны между собой. Поэтому за рубежом эти средства развиваются параллельно. От их совершенства во многом зависит тактика воздушного боя.

По свидетельству иностранной прессы, современный воздушный бой зависит от умения лётчика правильно использовать возможности самолёта, его электронное оборудование и оружие. Основные этапы такого боя остаются прежними: поиск, обнаружение и опознавание цели, сближение и атака. Как правило, бои будут начинаться на дальних дистанциях. Часть из них в случае неудачи первой ракетной атаки может перерасти в ближние манёвренные. Большую роль в современном воздушном бою предполагается отводить внезапности и маскировке своих намерений. Поэтому найдут широкое применение средства РЭБ, различные ложные и демонстративные манёвры.

Несмотря на то, что тактика, отвечающая возможностям новых истребителей для завоевания превосходства в воздухе, не определена до конца, на страницах зарубежных журналов прогнозируется картина воздушных боев дальней перспективы.

Воздушный бой в будущем

Иностранные военные специалист предполагают, что существенные изменения в тактике произойдут после 2000 года, когда, возможно, появятся качественно новые истребители, управляемые ракеты и бортовое электронное оборудование. По их мнению, тактику боя будет определять также и характер будущей войны.

Учитывая это, зарубежные теоретики выдвигают две основные концепции воздушного боя.

Исходным моментом первой концепции являются технические достижении в области развитии УР класса «воздух-воздух» и электронной аппаратуры, управляющей этим оружием. Именно от совершенства этих компонентов и в меньшей степени от характеристик самолёта-носителя, по утверждению сторонников первой концепции, будет зависеть успех выполнения задачи завоевания превосходства в воздухе.

Основываясь на этих предпосылках, они предсказывают коренные изменения в тактике, которые сводятся к подчинению манёвра огню. Поскольку появится возможность уничтожать воздушного противника на значительном расстоянии, с большой точностью и под любым ракурсом, то у самолёта отпадает необходимость в энергичном маневрировании. Исход боя в основном будет зависеть от результата первой ракетной атаки, не потребуется создавать группы различного тактического назначения и делить лётчиков на ведущих и ведомых. Каждый экипаж станет и огневой и тактической единицей. В связи с этим произойдёт полное расчленение боевого порядка. Истребители будут вводиться в бой поодиночке. В основу тактики ляжет принцип наступления с дальнего рубежа, так как оборона при ограниченной манёвренности почти невозможна.

Лётчик, по мысли иностранных теоретиков, обязан обнаружить и опознать цель (эти данные ему могут дать с земли), настроить на неё аппаратуру и направить самолёт на соответствующий курс. После этого произойдёт автоматический «захват» цели и пуск УР.

Победителем в таком бою пророчат того, кто первый получит информацию о противнике или обнаружит его. Последнему почти невозможно будет уйти из-под удара маневрирующей в обширной зоне ракеты, тем более, если удар окажется внезапным. Защиту от такой ракеты следует скорее искать не в манёвре, а в противодействии ей путём создания ложных целей или поражения её соответствующими средствами.

Несмотря на особую специфику дальнего ракетного боя, некоторые основные принципы его ведения, по мнению иностранных теоретиков, останутся прежними: наступательный характер, внезапность, начальное преимущество, которое будет характеризоваться прежде всего опережением в получении информации о противнике.

Приверженцы второй концепции за основу берут условия, в которых будет развиваться воздушный бой. Они считают, что в будущем ситуации могут сложиться так, что самолёту необходимо будет не только наступать, но и обороняться, особенно тогда, когда он станет действовать над территорией противника. Это приведёт к необходимости ведения как дальнего, так и ближнего воздушного боя. Поэтому они выступают за одновременное внедрение научных и технических достижении в развитие манёвренности истребителя, а также УР и бортовой электронной аппаратуры.

По второй концепции не отрицаются классические способы ведения боя (равноправие манёвра и огня), которые получат дальнейшее совершенствование. Большое значение в таких боях будет играть компактная малогабаритная бортовая аппаратура. Она сможет автоматически обнаруживать и выбирать маневрирующие цели, определять принадлежность и «захватывать» их, открывать прицельный огонь из оружия соответствующего типа.

В иностранной печати выдвигалась также идея разделения истребителей на два типа на том основании, что решение задач завоевания превосходства в воздухе станет не под силу истребителю целевого назначения. Один тип истребителя должен предназначаться для ведения ближнего, а другой — дальнего воздушного боя. Однако в этом случае потребуется организовать тесное тактическое взаимодействие между ними.

Судя по сообщениям зарубежной печати, пока эти две концепции только в общих чертах дают представление о воздушном бое в будущем и в них имеется ряд спорных проблем. Тем не менее они в определённой степени отражают стремление иностранных специалистов предугадать тактику боя в зависимости от развития авиационной техники и возможного характера будущей войны.

Добавить комментарий