Несмотря на разрядку международном напряжённости, происходящую под влиянием активной миролюбивой политики СССР и других с гран социалистического содружества, военные приготовления в ведущих капиталистических государствах, и прежде всего в . не только не ослабевают, но даже форсируются.

В процессе милитаристских приготовлений Пентагон уделяет большое внимание повышению мобильности вооружённых сил. По мнению американских специалистов, одним из важнейших элементов, обеспечивающих высокую мобильность, является военно-транспортная авиация. По данным зарубежной печати, основная задача американской военно-транспортной авиации состоит в выполнении стратегических воздушных перевозок, а именно: переброска живой силы, военной техники и средств материально-технического обеспечения боевых действии войск на заморские ТВД. Решение этой задачи возложено на военно-транспортное авиационное командование (ВТАК). ВТАК также несёт ответственность за выполнение ряда вспомогательных задач, в частности:

  • ведение разведки погоды в интересах всех видов вооружённых сил;
  • поиск и спасение экипажей самолётов и вертолётов;
  • эвакуация раненых и больных;
  • перевозка американских и иностранных военных и государственных деятелей.

По данным иностранной печати, на вооружении ВТАК ВВС США на начало 1975 года состояло 392 самолёта, из них: 77 самолётов С-5А, 276 С-141А, 39 транспортно-медицинских и специальных самолётов С-9А, С-118, VC-6A, VC-140, VC-137, С-131, С-135. Кроме того, в составе ВТАК имелось некоторое количество других вспомогательных самолётов и вертолётов различного назначения.

Анализируя опыт воздушных перевозок, полученный во время агрессивной войны в Юго-Восточной Азии и при оказании помощи израильским захватчикам на Ближнем Востоке, а также в ходе различных манёвров и учений, американское командование пришло к выводу, что возможности ВТАК по выполнению воздушных перевозок не полностью отвечают современным требованиям. В частности, командующий ВТАК генерал Карлтон считает, что потребный объём воздушных перевозок при непосредственной подготовке и ведении боевых действий на европейских ТВД даже при нормальном функционировании морских коммуникаций в два раза, а в случае нарушения последних в пять раз превысит объем перевозок, который может выполнить ВТАК (в боевом составе на начало 1975 года).

Исходя из этого, генерал Карлтон в феврале 1975 года заявил, что в течение ближайших лет одной из важнейших задач военного руководства США является принятие энергичных мер с целью увеличения возможностей ВТАК как минимум вдвое.

Для дальнейшего развития военно-транспортной авиации и наращивания её боевых возможностей министерство обороны и командование ВВС США разработали и проводят следующие мероприятия:

  • совершенствование организации частей, соединений, объединений и органов управления;
  • модернизация самолётного парка, внедрение дозаправки военно-транспортных самолётов в полете;
  • разработка перспективных военно-транспортных самолётов;
  • усиление резерва ВТАК, выделяемого из состава гражданских авиационных компании и отработка планов его использования, а также повышение уровня летной подготовки экипажей.

Организационные мероприятия

Как сообщает зарубежная печать, основные организационные мероприятия, проводимые военным руководством США, направлены на повышение эффективности использования самолётного парка и обеспечение больших возможностей манёвра силами и средствами военно-транспортной авиации в различной обстановке. При этом большое внимание уделяется централизации управления ею.

Одним из самых крупных мероприятий, проведённых за последние годы, явилась передача из состава тактического авиационного командования (ТАК) в распоряжение ВТАК 14 авиационных эскадрилий, оснащённых средними военно-транспортными самолётами С-130 . В результате проведения этого мероприятия самолётный парк ВТАК значительно возрос. По данным американского журнала «Эр форс», на начало 1976 года в составе ВТАК было более 1000 самолётов и вертолётов, из них 616 военно-транспортных самолётов (76 С-5A, 273 С-141A и 267 С-130); 73 самолёта специального назначения (С-9А, VC-140 и 137, C-131 и 136, WC-130) и 317 других специальных и вспомогательных самолётов и вертолётов (HС-130, Т-39, VC-6A, НН-1, UH-1N, T/UH-1F/P и т. д.).

По мнению вышеупомянутого генерала Карлтона, за счёт централизации управления перевозками, выполняющимися одновременно тяжёлыми и средними военно-транспортными самолётами, появилась возможность организовать более эффективно, чем при раздельном управлении, воздушные переброски живой силы и техники с континентальной части США в районы боевых действии войск на заморских ТВД. При этом часть средних военно-транспортных самолётов будет занята доставкой грузов с аэродромов, расположенных в глубине территории США и зачастую имеющих непригодные для посадки тяжёлых самолётов ВПП, на главные, специально приспособленные для загрузки тяжёлых самолётов авиабазы. Другая часть средних самолётов будет перевозить грузы из пунктов разгрузки тяжёлых самолётов на аэродромы и посадочные площадки, находящиеся в районах расположения своих войск.

Кроме того, некоторые американские специалисты считают, что все переданные в состав ВТАК средние военно-транспортные самолёты С-130 обладают достаточной грузоподъёмностью и дальностью полёта для перевозок военных грузов с континентальной части США в основные пункты разгрузки на западноевропейских ТВД. Сообщается, что нагрузка на каждый самолёт С-130 может быть до 11 т.

В то же время американская печать отмечает, что введение военно-транспортных самолётов ТАК в состав ВТАК не исключает их использования для выполнения и тактических воздушных перевозок на ТВД. Эти самолёты будут по-прежнему участвовать в перевозках живой силы, техники, средств материально-технического обеспечения, в эвакуации раненых и больных, а также выполнять выброску десантов и другие задачи, возлагаемые на них командованием вооружённых сил на ТВД.

По данным иностранной прессы, изучая опыт воздушных перевозок, командование ВВС США выявило, что самолётный парк ВТАК использовался недостаточно эффективно из-за нехватки лётных экипажей. Некоторые американские специалисты считают, что для более успешного выполнения всех поставленных перед ВТАК задач количество экипажей на одни самолёт уже в мирное время должно быть увеличено до четырёх, что по их расчётам эквивалентно увеличению самолётного парка на 25%. Министерство обороны США изучает возможности решения этого вопроса.

Значительное внимание в плане развития военно-транспортной авиации в США уделяется и дальнейшему совершенствованию органов управления. Особый упор делается на организацию надёжной и непрерывной связи, автоматизацию всех процессов, особенно требующих больших затрат времени, например: сбор и обработка информации, выполнение необходимых расчётов и выбор оптимального варианта использования сил и средств ВТАК в различной обстановке.

Модернизация самолётного парка

Американская фирма «Локхид», не гнушаясь в конкурентной борьбе с другими самолётостроительными фирмами никакими средствами, добилась практически абсолютного права на производство и поставку военно-транспортных самолётов как на внутренний, так и на внешний рынок. В результате на вооружении ВТАК ВВС США состоят созданные этой фирмой военно-транспортные самолёты С-5А, С-141А и С-130. Их основные тактико-технические характеристики приведены в таблице.

Основные тактико-технические характеристики военно-транспортных самолётов США

Основные тактико-технические характеристики военно-транспортных самолётов США

Как сообщает зарубежная печать, в процессе эксплуатации этих самолётов выяснилось, что широко разрекламированные фирмой их тактико-технические характеристики не всегда соответствуют фактическим. Самолёты имеют значительное количество дефектов и существенных конструктивных недостатков. Поэтому они неоднократно подвергались различным доработкам и подлежат дальнейшей модернизации.

Модернизация самолётов С-5А

Тяжёлые военно-транспортные самолёты С-5А «Гэлекси» начали поступать на вооружение ВВС США в 1969 году. Они предназначены и широко используются Пентагоном для перевозки военной техники и других крупногабаритных военных грузов на заморские ТВД (рис. 1).

Тяжёлый военно-транспортный самолёт C-5Aс доставленной им военной техникой
Рис. 1. Тяжёлый военно-транспортный самолёт C-5Aс доставленной им военной техникой

По данным иностранной печати, фактический ресурс планера самолёта оказался гораздо ниже расчётного и составил всего 7 тыс. ч. вместо 30 тыс. ч. Основная причина этого — низкая усталостная прочность его крыла. Для увеличения срока службы на самолёт были наложены большие ограничения, например, его максимальная грузоподъёмность со 120 т была уменьшена до 50-70 т, ограничено число посадок и т. д. Однако, по мнению американских специалистов, эти ограничения и уменьшение максимального взлётного веса самолёта за счёт применения дозаправки его топливом в воздухе позволили увеличить ресурс планера только до 11-17 тыс. ч.

С целью доведения характеристик самолёта С-5A до расчётных была разработана программа его модернизации, основным элементом которой является проведение работ по усилению крыла самолёта. В настоящее время по заключённому с ВВС контракту стоимостью 28,5 млн. долларов фирма «Локхид» проводит исследования в этом направлении. По предварительной оценке, стоимость всех работ составит около 900 млн. долларов (некоторые иностранные специалисты считают, что она превысит 1 млрд. долларов, а возможно, и 1,5 млрд.).

К числу крупных доработок, выполняемых на самолёте С-5А, относится создание и установка новой бортовой противопожарной системы, что вызвано довольно частыми пожарами, возникавшими на самолётах в полете и на стоянках.

Кроме вышеизложенного, на самолёте С-5A постоянно ведутся работы по совершенствованию силовой установки, погрузочно-разгрузочного и другого бортового оборудования. Все эти меры, по расчётам американских специалистов, позволят значительно улучшить эксплуатационные характеристики самолёта и тем самым повысить его возможности.

Одновременно фирмой «Локхид» изучается возможность создания на базе самолёта С-5А двух новых вариантов тяжёлых многоцелевых машин С-5В и «Супер Гэлскси», которые предполагается использовать в качестве военно-транспортных самолётов и самолётов-заправщиков.

Модернизация самолёта С-141А

Тяжёлые реактивные военно-транспортные самолёты С-141A «Старлифтер» начали поступать на вооружение частей ВТАК ВВС США в 1965 году. Наряду с С-5A они широко использовались для перевозок различных военных грузов в Юго-Восточную Азию и .

Изучая опыт воздушных перевозок, американские военные специалисты пришли к выводу, что возможности самолётов С-141А зачастую в большей степени зависят от полезного объёма грузовых кабин, чем от грузоподъёмности. Поэтому программа модернизации самолёта С-141A в первую очередь предусматривает выполнение работ в этом направлении, а во вторую — увеличение дальности полёта. В соответствии с программой увеличить полезный объём грузовой кабины самолёта С-141А планируется за счёт удлинения его фюзеляжа на 7,16 м. По расчётам американских специалистов, это позволит увеличить объем кабины почти на 30%. Они считают, что удлинение фюзеляжа не окажет существенного влияния на скорость и дальность полёта самолёта, но в то же время позволит перевозить большее количество груза. В частности, в модифицированный самолёт можно будет загрузить 13 стандартных грузовых платформ, в то время как в обычный самолёт входит десять таких платформ.

По заявлению бывшего министра обороны США Шлесинджера, удлинение фюзеляжей всех состоящих на вооружении ВТАК самолётов С-141А увеличит их возможности по перевозке военных грузов ровно на столько, сколько смогут перевезти примерно 90 самолётов этого типа.

С целью увеличения дальности полёта, а при полёте не на максимальную дальность — грузоподъёмности самолётов, их намечается оснастить бортовым оборудованием для дозаправки топливом в воздухе. Кроме того, предусматривается замена обтекателей корневых частей крыла, что, по расчётам специалистов фирмы «Локхид», должно при полете самолёта на крейсерской скорости снизить аэродинамическое сопротивление на 8%.

Как сообщалось в американском журнале «Эр форс», модернизация самолётов С-141А обойдётся значительно дешевле закупки эквивалентного количества самолётов. Примерная стоимость всех работ, по оценке того же журнала, равна 666 млн. долларов.

Модернизация самолёта С-130

Средний турбовинтовой военно-транспортный самолёт С-130 «Геркулес» вот уже 20 лет состоит на вооружении ВВС США и многих других капиталистических стран. В процессе многолетней эксплуатации для устранения выявившихся конструктивных недостатков, увеличения ресурса и улучшения тактико-технических характеристик он неоднократно модернизировался.

Большой объём работ был выполнен по модернизации крыла самолёта и совершенствованию силовой установки. По данным зарубежной печати, эти работы выполнены на всех состоящих на вооружении ВВС США самолётах С-130, включая и самолёты первого выпуска С-130А.

Чтобы увеличить дальность полёта самолёта, были созданы дополнительные топливные баки и выполнены необходимые доработки. Эти баки устанавливаются на двух подкрыльевых пилонах (рис. 2).

Средний военно-транспортный самолёт C-130  с подвесными топливными баками
Рис. 2. Средний военно-транспортный самолёт C-130 с подвесными топливными баками

В настоящее время фирма «Локхид» строит самолёт С-130 последней модификации, получивший обозначение С-130Н. По данным иностранной печати, на новом самолёте алюминиевые силовые элементы крыла заменены новыми, сделанными из более прочных и антикоррозийных материалов, улучшена антикоррозийная защита внутренних топливных баков, установлена более эффективная система удаления влаги. Кроме того, на самолёте выполнены следующие работы: установлены более мощные турбореактивные двигатели Т56-А-15 мощностью на валу по 4590 л. с. (на самолёте С-130А были двигатели Т56-А-1А мощностью на валу 3750 л. с.), новые, более эффективные многодисковые тормоза с противоюзовыми устройствами на каждом колесе, улучшена система кондиционировании воздуха, заменена вспомогательная энергетическая установка и т. д.

По заявлению представителей фирмы, основные характеристики самолёта С-130 последней модификации по сравнению с предыдущими значительно улучшились. В частности, его максимальная полезная нагрузка возросла на 20%, скорость на 11%, радиус действия увеличился на 50%, значительно возросли ресурс и надёжность.

По данным зарубежной печати, фирма «Локхид» заявила о готовности приступить к созданию более совершенного варианта самолёта С-130, который будет иметь новое прочное крыло с более эффективными закрылками, улучшенную систему управления полётом, увеличенный руль направления, удлинённый на 2,5 м фюзеляж. По расчётам американских специалистов, в результате этой модернизации нормальная грузоподъёмность самолёта увеличится до 13,6 т. Новый вариант самолёта предусматривается оснастить системой дозаправки топливом в воздухе, что позволит значительно увеличить дальность его полёта.

Дозаправка топливом в воздухе

По сведениям зарубежной печати, одним из важных мероприятии, проводимых Пентагоном для увеличения возможностей ВТАК по перевозкам войск и боевой техники на заморские ТВД, является организация дозаправки военно-транспортных самолётов в воздухе. Согласно расчётам американских специалистов, дозаправка топливом в воздухе позволит значительно увеличить дальность полёта военно-транспортных самолётов и наиболее эффективно использовать их грузоподъёмность. Кроме того, она уменьшит зависимость воздушных перевозок от наличия промежуточных аэродромов и топлива на аэродромах разгрузки, ускорит доставку грузов в заданные районы.

Придя к такому мнению, американское военное руководство предпринимает конкретные меры по организации дозаправки военно-транспортных самолётов топливом в воздухе. В частности, иностранная печать отмечала, что все самолёты С-5А были оборудованы системами дозаправки, а с 1974 года их экипажи приступили к практическому выполнению полётов с дозаправкой топливом в воздухе. В ближайшие годы такими системами предусматривается оснастить самолёты С-141А.

Одновременно, как сообщает зарубежная печать, командование ВВС США рассматривает вопрос о разработке нового транспортно-заправочного самолёта, предназначенного для дозаправки современных военно-транспортных самолётов и перевозки грузов. В настоящее время американские специалисты изучают возможность создания такого самолёта на базе широкофюзеляжных транспортных самолётов Боинг 747 и DC-10, которые, по их мнению, смогут отдавать в несколько раз больше топлива, чем КС-135A, а это позволит эффективнее использовать военно-транспортные самолёты.

Разработка новых самолётов занимает важное место в планах дальнейшего развития военно-транспортной авиации США. Одним из направлений проводимых в этой области работ является создание самолётов, способных производить взлёт и посадку на неподготовленных и ограниченных по размерам аэродромах. Как было опубликовано в иностранной печати, в США по программе AMST создаётся средний военно-транспортный самолёт с укороченным взлётом и посадкой. В соответствии с тактико-техническими требованиями, разработанными военными специалистами, две крупнейшие американские фирмы «Макдоннелл-Дуглас» и «Боинг» в конкурсном порядке спроектировали, построили и испытывают опытные образцы такого самолёта. Опытный образец фирмы «Макдоннелл-Дуглас» получил обозначение YC-15, а фирмы «Боинг» — YC-14.

Самолёт YC-15 представляет собой свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом со сверхкритическим профилем, Т-образным хвостовым оперением и убирающимся трёхстоечным шасси (рис. 3). Лётные испытания первого опытного самолёта YC-15 начались 27 августа 1975 года, а второго — 5 декабря 1975 года. Программой испытаний второго опытного самолёта предусмотрены полёты с дозаправкой топливом в воздухе и парашютное десантирование личного состава.

Опытный образец военно-транспортного самолёта с укороченным взлётом и посадкой YC-15 фирмы «Макдоннелл-Дуглас» выполняет очередной испытательный полёт
Рис. 3. Опытный образец военно-транспортного самолёта с укороченным взлётом и посадкой YC-15 фирмы «Макдоннелл-Дуглас» выполняет очередной испытательный полёт

Самолёт YC-14 — тоже моноплан с высокорасположенным прямым крылом со сверхкритическим профилем, Т-образным оперением и трёхстоечным шасси (рис. 4). Крыло самолёта имеет развитую механизацию. На нём установлены трёхсекционные закрылки, спойлеры, элероны, семисекционные предкрылки. Лётные испытания первого опытного образца самолёта YC-14 начались 9 августа 1976 года, строительство второго заканчивается.

Опытный образец военно-транспортного самолёта с укороченным взлётом и посадкой YC-14 фирмы «Боинг» перед началом лётных испытанийРис. 4. Опытный образец военно-транспортного самолёта с укороченным взлётом и посадкой YC-14 фирмы «Боинг» перед началом лётных испытаний

По данным испытаний самолётов YC-14 и YC-15 командование ВВС примет решение о продолжении разработок и серийном производстве одного из них.

Как сообщается в зарубежной печати, в последнее время в США и некоторых других странах — участницах агрессивного блока расширяются работы по созданию шасси на воздушной подушке для установки их на военных самолётах, в том числе военно-транспортных. Американские специалисты считают, что шасси на воздушной подушке обеспечивают более плавный и безопасный взлёт и посадку самолётов на таких участках местности, которые непригодны для взлёта и посадки современных самолётов, оснащённых обычным колёсным шасси. По их расчётам, при использовании шасси на воздушной подушке самолёт создаст давление на поверхность земли до 0,2 кг/кв.см., то есть во много раз меньше давления, создаваемого самолётами с колёсным шасси. Это позволит эксплуатировать самолёты с неподготовленных посадочных площадок.

По данным зарубежной печати, в настоящее время проходит испытания военно-транспортный турбовинтовой самолёт YC-8A «Буффало» (взлётный вес около 26 т), оснащённый разработанными фирмой «Белл аэроспейс» шасси на воздушной полушке. Программа испытаний финансируется совместно ВВС США и министерством национальной обороны Канады. В марте 1975 гола экспериментальный самолёт YC-8A совершил первый взлёт с использованием шасси на воздушной подушке, посадка была выполнена на обычное шасси. В ходе последующих испытании он совершал взлёты и посадки с применением только шасси на воздушной подушке. Учитывая опыт, полученный при создании и испытании шасси на воздушной подушке, американская фирма «Боинг» разрабатывает такие шасси для установки на перспективный военно-транспортный самолёт YC-14. По расчётам специалистов фирмы, использование на этом самолёте шасси на воздушной подушке позволит уменьшить вес его конструкции и даст экономию средств при серийном производстве.

В США, по сведениям иностранной печати, ведутся также работы по совершенствованию бортового оборудования военно-транспортных самолётов, создаются более мощные и экономичные двигатели, разрабатываются и используются новые конструкционные материалы, создаются мобильные наземные системы загрузки и разгрузки военно-транспортных самолётов и т. д.

Усиление резерва

Наращивая боевые возможности ВТАК, Пентагон уделяет большое внимание подготовке его резерва. Как сообщает зарубежная печать, при объявлении мобилизации наряду с подразделениями командования резерва ВВС и ВВС национальной гвардии, на вооружении которых имеется около 340 тактических военно-транспортных самолётов С-130, С-7А, С-123, в распоряжение ВТАК может быть передано значительное количество транспортных самолётов из гражданских авиакомпаний. В состав этого резерва обычно включаются тяжёлые коммерческие самолёты, имеющие большие грузоподъёмность и дальность полёта, в частности самолёты Боинг 707, DC-8, а особенно широкофюзеляжные самолёты Боинг 747, DC-10 и L-1011.

По данным иностранной печати, в настоящее время в составе этого резерва насчитывается около 250 самолётов, из них более 70 грузовых, 84 грузопассажирских и 90 пассажирских. С целью усиления этого резерва министерство обороны США разработало специальную программу, в соответствии с которой предусматривается модернизировать часть самолётов гражданской авиации (усиление пола грузовой кабины, установка грузовых люков больших размеров, в том числе в виде откидных носовых и хвостовых частей фюзеляжа, и т. д.), а также создать новые коммерческие самолёты большой грузоподъёмности (до 113 т) с соблюдением технических требований ВТАК.

Мероприятия Пентагона по дальнейшему развитию военно-транспортной авиации и недвусмысленные высказывания разного рода военных специалистов о боевых действиях на так называемых заморских, а чаще европейских ТВД, куда ВТАК ВВС США намерено перебрасывать подкрепления, ещё раз убедительно показывают агрессивную сущность американского империализма, острие которой направлено прежде всего против СССР и других стран социалистического содружества.

Добавить комментарий