Как отмечает иностранная печать, в борьбе против таких ракет используются сбрасываемые с самолёта ложные ИК цели (ловушки), бортовые передатчики помех в ИК диапазоне волн, а также выполняются противоракетные маневры. Для более эффективного применения этих средств противодействия на самолётах и вертолётах устанавливаются ИК станции, предназначенные для своевременного предупреждения членов экипажей о пуске ракет. Немаловажную роль в снижении уязвимости летательных аппаратов от указанных выше ракет иностранные специалисты отводят пассивным средствам, понижающим ИК излучения самолётов и вертолётов.
Ниже приводится краткое описание некоторых американских авиационных инфракрасных станций обнаружения пусков управляемых ракет и ИК передатчиков помех, составленные по данным зарубежной печати.
Инфракрасные станции обнаружения пусков противосамолётных ракет не только предупреждают экипаж об атаке, что используется для принятия решения и выполнения соответствующего противоракетного маневра, но и вырабатывают сигналы на автоматическое включение средств активного противодействия ИК головкам самонаведения этих ракет. По сообщениям иностранной печати, в США в настоящее время используются станции такого назначения нескольких типов. К наиболее современным из них относятся AN/AAR-34 и AN/AAR-38 (разработаны фирмой «Цинциннати электроникс»).
Станция AN/AAR-34 устанавливается на самолёте F-111 и обеспечивает обнаружение целей (ракет и самолётов) со стороны задней полусферы. Её основные элементы: поисково-следящая головка и устройство охлаждения приёмника ИК излучения (оба располагаются в верхней части киля самолёта), а также блок обработки сигналов и пульт управления. Предупреждение о появлении цели отображается на экране электронно-лучевой трубки, одновременно подаётся звуковой сигнал.
Станция AN/AAR-34 имеет следующие основные тактико-технические данные:
В станции используется растровая развёртка, приёмник ИК излучения на антимониде индия (охлаждается жидким азотом). Станция рассчитана для работы при 100-процентной влажности воздуха, окружающей температуре от -54 до +130°С, вибрациях до 10g (при частоте до 500 Гц), ускорениях 12,5 g и при атмосферном давлении, соответствующем высотам над уровнем моря до 21000 м.
Станция AN/AAR-38 устанавливается на вертолётах непосредственной поддержки сухопутных войск. Она предназначена для предупреждения лётчика о пуске па вертолёту ракет со стороны нижней полусферы и выработки сигналов на автоматическое включение средств ИК противодействия.
Основными элементами станции являются (рис. 1) поисково-следящая головка с устройством охлаждения (размеры: 61х31х43 см, вес 26 кг), блок обработки сигналов (13х20×25 см, 4 кг) и пульт управления (8х14х8 см, 0,4 кг). Поисково-следящая головка с устройством охлаждения размещается под фюзеляжем вертолёта. Потребляемая мощность 194 Вт (трёхфазный ток, напряжение 115 В, частота 400 Гц) и 6 Вт (постоянный ток, напряжение 28 В).
Рис. 1. Инфракрасная станция AN/AAR-38 обнаружения атаки вертолёта со стороны нижней полусферы: 1 — пульт управления; 2 — поисково-следящая головка с устройством охлаждения; 3 — электронный блок обработки сигналов
AN/AAR-38 рассчитана для работы при 95-процентной влажности воздуха, окружающей температуре от -40 до +54°C, вибрациях 6g и при атмосферном давлении соответствующем высотам над уровнем моря до 3000 м.
Инфракрасные станции обнаружения пусков ракет, по данным зарубежной печати, имеют ряд недостатков, к которым относятся наличие относительно большого количества ложных срабатываний и недостаточные сектора обзора. В связи с этим в США ведутся работы по модернизации существующих и созданию новых станций на базе более совершенных приёмников ИК излучения. В частности, разрабатываются станции для истребителей F-15 «Игл» и F-14 «Томкэт», которые должны обеспечивать круговой обзор.
При оценке перспектив развития такой аппаратуры американские специалисты считают необходимым использовать в них широкополосные мозаичные приёмники. Широкое применение, по их мнению, найдут полупроводниковые приборы с зарядовой связью, которые повысят эксплуатационную надёжность, значительно снизят размеры и вес аппаратуры, а также потребление энергии. Кроме того, охлаждение их приёмников может осуществляться с помощью термоэлектрических охладителей, а не устройств, требующих наличия жидких газов.
Инфракрасные передатчики помех являются средством противодействия многоразового применения, они в последние годы стали поступать на вооружение американских самолётов и вертолётов. Эти передатчики включаются при обнаружении пусков ракет ИК разведывательной аппаратурой или в то время, когда предполагается атака противника. Мощное излучение этих передатчиков модулируется таким образом, что, поступая на вход приёмника головки самонаведения, оно дезориентирует её и ракета сходит с траектории наведения. Передатчики помех, как правило, размещаются в подвесных контейнерах.
В США создано значительное количество передатчиков ИК помех, в которых используются различные источники некогерентного ИК излучения, например AN/AAQ-4, GAIR-1 и GAIR-2, AN/ALQ-104, -107, -123 и -144.
AN/AAQ-4 устанавливается на самолётах ЕВ-66 и RF-4C (выпущен фирмой «Халликрафтерс» небольшой серией). Он смонтирован в подвесном контейнере диаметром 33 см. В нЁм используются четыре лампы, генерирующие мощное ИК излучение в спектральной полосе, соответствующей пиковому излучению двигателя самолёта.
GAIR-1 и GAIR-2 (фирма «Сандерс») выполнены соответственно на дуговой лампе и газовой форсунке, работающей на сжатом пропане. В этих передатчиках используются зеркальные отражательные системы, формирующие излучение в виде обширного ореола, а передатчики помех AN/ALQ-104, -107 и -123 работают на цезиевых лампах и имеют электронные схемы модуляции излучения.
AN/ALQ-107 разработан фирмой «Авко» и предназначен для защиты вертолётов от ракет класса «земля-воздух». Источник излучения располагается в обтекателе в нижней части вертолёта, а вся электронная аппаратура — внутри вертолёта.
AN/ALQ-123 (основные его элементы показаны на рис. 2) используется на самолётах А-4, -6, -7 и F-4, вес его вместе с контейнером составляет 172 кг. Он может работать автоматически или же управляться лётчиком. Блок управления лётчика имеет размеры 13х6х15 см и весит 0,9 кг. Он позволяет устанавливать режим работы «готовность» и »полная мощность». Из режима »готовность» лампа может почти мгновенно переводиться на максимальное излучение (вручную или автоматически), и в дальнейшем работа её осуществляется по установленной программе. НадЁжность непрерывной работы лампы составляет не менее 150 ч, для смены её требуется 10 мин. Питание передатчика осуществляется от генератора с воздушной турбиной, которая вращается от встречного потока воздуха. По данным иностранной печати, командование авиации ВМС США заказало промышленности 120 таких передатчиков (сумма контракта 6 млн. долларов).
Рис. 2. Основные элементы инфракрасного передатчика помех AN/ALQ-123: 1 — источник излучения; 2 — модулятор: 3 — блок питания; 4 — электронные схемы; 5 — электрогенератор; 6 — кожух контейнера; 7 — проверочная панель; 8 — счётчик-указатель неисправностей
Как сообщала зарубежная печать, американская фирма «Сандерс» по программе «Хот брик» разработала четыре типа передатчиков, в которых установлены источники излучения, работающие па авиационном топливе. Один из них (AN/ALQ-132) выполнен в подвесном контейнере обтекаемой формы и весит 67 кг, три других имеют необтекаемую конфигурацию и предназначены для установки: один на самолётах OV-1D, другой на лёгких вертолётах (его передатчик имеет всенаправленную диаграмму излучения) и третий на вертолётах СН-47.
Кроме вышеупомянутых, в США создано значительное количество передатчиков помех и других типов, например AN/ALQ-I44 (для вертолётов). Он имеет небольшой вес (9 кг) и размеры (объём 0,028 м3), Время наработки на отказ составляет 300 ч.
Наряду с совершенствованием имеющихся и разработкой новых передатчиков помех (с источниками некогерентных ИК излучений) американские специалисты в последние годы уделяют большое внимание лазерным передатчикам помех. Они считают, что эти передатчики могут стать эффективным средством противодействия любым ракетам с электронно-оптическими головками самонаведения (инфракрасными, телевизионными и лазерными), так как при попадании луча лазерного источника излучения, обладающего высокой энергией и её большой спектральной плотностью, на чувствительные элементы приёмников таких головок самонаведения может произойти их перенасыщение или полный вывод из строя. Лазеры могут также использоваться для ослепления наводчиков оружия. В области создания средств противодействия оптическим и инфракрасным системам наведения оружия работают фирмы «Мартин-Мариетта», «Чикаго эриал», «Рейтсон», «Анко» и многие другие.
Зарубежная печать сообщает, что в США изучаются также возможности защиты самолётов от ракет с ИК головками самонаведения путём постановки дымов и аэрозолей, ведутся работы по совершенствованию аэродинамических форм летательных аппаратов, рациональному расположению на них двигателей, их теплоизоляции, созданию специальных экранов для искажения диаграмм направленности излучении, разрабатываются новые покрытия для маскировки и т. д.
Пентагон, продолжая гонку вооружений, уделяет все большее внимание развитию авиационных средств противодействия ракетам с ИК головками самонаведения. Об этом красноречиво свидетельствуют приведённые в зарубежной печати данные о расходах на создание и закупку этих средств. Если в 1974/75 финансовом году на эти цели израсходовано 46 млн. долларов, а в настоящее время они возросли почти вдвое, то в 1980/81 финансовом году, по предварительным расчётам иностранных специалистов, они превысят 112 млн. долларов.