Как отмечается в зарубежной печати, в стане агрессивного блока » , несмотря на наличие единого командования, объединённых штабов и общих уставных документов, существуют определённые разногласия по вопросам применения авиации в будущей войне и руководства ею в ходе боевых действий, а также в методах решения многих тактических задач. Эти разногласия, по мнению иностранных специалистов, вызываются якобы тем, что у командования ряда стран — участниц блока в основном преобладают узконациональные интересы в подходе к использованию своих вооружённых сил.

Кроме того, многотипность боевой техники, средств её обслуживания и боеприпасов не позволят также наладить в ходе войны непрерывное и бесперебойное снабжение войск и своевременное восполнение боевых потерь. Особенно это относится к обладающей высокой мобильностью и большой ударной силой авиации, от эффективности действий которой во многом зависит успех реализации оперативных планов командованием сухопутных войск.

В зарубежной печати отмечалось, что до недавнего времени выполнение авиацией даже одних и тех же задач проводилось разными способами. В английском журнале «Ронял эр форсиз куотерлн» приводились такие примеры: в 4-м объединённом тактическом авиационном командовании (ОТАК) НАТО, в котором главенствующая роль принадлежит американскому командованию, задачи завоевания превосходства в воздухе и изоляции района боевых действий решались на учениях прежде всего путём нанесения ударов со средних высот по крупным силам противника. При этом ударные группы самолётов прикрывались истребителями, позиции ЗУР «противника» подавлялись специально выделенными самолётами, широко применялись средства РЭБ. Предусматривалось непрерывное управление авиацией с наземных пунктов.

Во 2 ОТАК НАТО, основу которого составляет английская боевая авиация, при выполнении вышеуказанных задач самолёты должны были в режиме радиомолчания лететь к целям поодиночке или небольшими группами и, как правило, обходить районы, прикрываемые средствами ПСО. Эти обстоятельства затрудняли действия самолётов одного ОТАК в полосе другого и ограничивали маневр крупными силами авиации.

Долгое время военное руководство НАТО по инициативе командования пыталось найти пути, которые бы позволили ему выработать единые взгляды на применение авиации и стандартизировать боевую технику, оружие и средства их обслуживания. И вот в зарубежной печати появилось сообщение о том, что в 1976 году удалось выработать общие положения по этим вопросам и принять соглашение, называемое американцами новой «воздушной доктриной».

Соглашение призвано объединить и координировать все усилия командований ВВС стран — участниц НАТО на Центрально-Европейском ТВД в подготовке авиации к боевым действиям на основе единых взглядов в области тактики, вооружения и организационной структуры частей и подразделений. В нем особо подчёркнуто, что тактика авиации будет постоянно совершенствоваться на всевозможных учениях, особенно при отработке задач по оказанию непосредственной поддержки национальным сухопутным войскам и при полётах самолётов с разных аэродромов стран — участниц блока.

Новое соглашение рассматривается иностранными специалистами как основа для создания централизованного управления, которое позволит командованию НАТО быстро организовывать вылеты и рационально распределять силы авиации. Для этого, в частности, Пентагон уже разработал совместное наставление по управлению авиацией в воздушном пространстве ТВД, которое сейчас изучается натовским бюро военной стандартизации. Для того чтобы боевые самолёты могли выполнять задачи на всех высотах, в зоне ответственности 2 ОТАК устанавливается соответствующая система РЛС.

В отношении обслуживания самолётов, как об этом писал английский журнал «Дефенс», союзники по НАТО договорились об использовании одной марки топлива. На 94% аэродромов 2 ОТАК и 87% — 4 ОТАК самолёты уже обслуживаются так, как если бы они находились на своих авиабазах. Здесь могут их заправить топливом, маслом, гидравлической смесью и произвести мелкий ремонт. На многих аэродромах возможна перезарядка пушек и подвеска боеприпасов.

В соглашении также сказано, что союзники продолжат поиски путей по сближению точек зрения по другим вопросам, касающимся применения авиации. До сих пор, например, не принято единого решения о стандартизации УР класса «воздух — воздух» и подготовке лётных кадров.

В качестве варианта стандартной ракеты УР класса «воздух — воздух» с ИК головкой самонаведения для стран НАТО рассматривается новая американская ракета AIM-9L. и считают целесообразным иметь на вооружении своих ВВС эту ракету.

Английские специалисты в качестве стандартной ракеты с радиолокационной системой наведения предлагают УР «Скайфлэш» XJ-521. Последняя благодаря оснащёнию её полуактивной радиолокационной моноимпульсной головкой самонаведения, как отмечается в английской печати, может использоваться в условиях создания противником помех. Она также способна выдерживать большие перегрузки при маневрировании, чем её предшественница AIM-7E. Американские специалисты проявляют интерес к этой ракете. Проведённые в США её испытания показали положительные результаты.

Командование ВВС Великобритании планирует принять ракету «Скайфлэш» (см. рисунок) на вооружение к концу 1977 года. Недостатком её американские специалисты считают то, что она может применяться только с тех самолётов (F-4 и F-14), каналы подсветки РЛС которых работают в режиме незатухающих излучений. Поэтому сейчас ставится вопрос о создании головки самонаведения, которая могла бы работать с импульсно-доплеровскими радиолокационными станциями, устанавливаемыми на истребителях F-15A, а в будущем и на самолётах F-16 и F-18.

Английские УР «Скайфлэшм класса «воздух — воздух»Английские УР «Скайфлэшм класса «воздух — воздух»

В области унификации процесса подготовки лётного состава и совершенствования их мастерства выдвигаются следующие предложения.

— Организовать обучение лётного состава стран блока в США с выпуском 741 человека в год. Уже разработана учебная программа и определены финансовые затраты для каждой страны. Сейчас рабочая группа НАТО изучает этот проект.
— Создать единый центр по изучению тактики истребителей и применению их бортового оружия. США настаивают на размещении этого центра на авиабазе Тимбакион (о. Крит). Их поддерживают и . В этом центре, по мнению американских специалистов, можно было бы тренировать лётчиков ведению воздушных боев, стрельбе из пушек и пуску управляемых ракет, нанесению ударов по наземным целям, а также применению средств РЭБ.
— Сосредоточить обучение передовых авиационных наводчиков па авиабазе Зембах (ФРГ). Сейчас специалисты США и других стран НАТО работают над этой проблемой. Рассматриваются возможности обмена информацией и инструкторами в данной области.
— Открыть школу НАТО для подготовки специалистов по организации и управлению полётами, а также руководству наземными службами обслуживания. Пока ВВС США и Великобритании готовят таких специалистов в Зембах, а ФРГ — в Фюрстенфельдбрук.
— Организовать обмен опытом тренировки лётного состава среди стран блока. На взаимной основе тактическое авиационное командование ВВС США намеревается принимать лётчиков-инструкторов других союзных государств.

Что касается стандартизации боевых самолётов, то, по признанию иностранных специалистов, в этой области пока существует значительная несогласованность, хотя и в этом направлении якобы сделаны обнадёживающие шаги. По крайней мере четыре государства (, , и Норвегия) планируют принять на вооружение лёгкий истребитель F-16A, три страны (Великобритания, ФРГ и ) намереваются иметь многоцелевой тактический истребитель . В ряде стран в составе ВВС находятся боевые самолёты F-4, F-5 (см. цветную вклейку) и .

Сделана попытка стандартизации и вертолётов. Образован консорциум английских, французских, западногерманских и итальянских фирм с целью разработки для стран НАТО единого тактического транспортного вертолёта, который должен быть легче и дешевле армейского вертолёта США, создаваемого по программе UTTAS. Однако в этой области США пытаются навязать другим странам НАТО свою волю. Они предлагают проекты и ищут выгодную для себя основу для производства различных вертолётов, и особенно огневой поддержки.

В 1975 году между США, Норвегией, Данией и ФРГ было заключено соглашение об образовании курсов по подготовке пилотов вертолётов, которые в настоящее время действуют па континенте США в Форт Раккер (штат Алабама).

Как можно судить по материалам зарубежной печати, стремление военного руководства НАТО выработать единые взгляды на применение авиации и стандартизировать вооружение наталкивается на серьёзные противоречия, вызванные в первую очередь стремлением стран—участниц блока сохранить свою политическую и экономическую независимость, а также острой борьбой ведущих западноевропейских и американских фирм при распределении заказов на изготовление единых образцов орудия и боевой техники. Под предлогом стандартизации империалистические круги основных стран НАТО, и особенно США, хотят монополизировать военное производство других западноевропейских государств, извлечь от размещения угодных им заказов колоссальные прибыли и таким путём расширить сферу своего влияния в этих странах.

Такие действия империалистов, направленные на усиление гонки вооружения, идут вразрез с процессом разрядки международной напряжённости и встречают резкое осуждение прогрессивной общественности в Европе и во всем мире.

Добавить комментарий