Самолёт-заправщик KC-135A является основным среди самолётов ВВС США подобного типа и может дозаправлять как стратегические, так и тактические самолёты. Он был разработал на базе серийного гражданского пассажирского самолёта Боинг 707 и по аэродинамической схеме представляет собой моноплан с низкорасположенным стреловидным крылом, под которым на пилонах установлены четыре турбореактивных двигателя J57-P-59W (фирмы «Пратт-Уитни») тягой по 6240 кг. Экипаж четыре человека: два лётчика, штурман и оператор заправочного оборудования.
На самолёте КС-135А размещена система заправки, основным элементом которой является »жесткая» телескопическая штанга (из четырёх концентрических труб) с аэродинамическим стабилизатором. При переходе из убранного в полностью выпущенное положение штанга удлиняется и закреплённые на её конце две аэродинамические поверхности (рули) обеспечивают управление ею в двух плоскостях. На заправляемом самолёте имеется воронка топливоприёмника.
Для дозаправки ряда американских тактических истребителей некоторые самолёты КС-135А были оснащёны системой, работающей по схеме «конус-штанга» (к телескопической штанге был подсоединён гибкий шланг длиной около 3 м с конусом, а на заправляемом самолёте установлена приёмная штанга). Аналогичная система применяется при дозаправке английских и канадских самолётов тактической авиации.
Серийный выпуск самолёта КС-135А продолжался с 1957 по 1965 год. Всего построено 732 машины. В настоящее время в составе ВВС США насчитывается 615 таких самолётов (38 эскадрилий).
Значительное количество самолётов КС-135А было переоборудовано для выполнения других задач: ЕС-135А — воздушный командный пункт управления САК ВВС США, RC-135 — самолёт радиотехнической разведки, WC-I35B — самолёт для ведения метеорологической разведки и т. д. Как сообщалось в иностранной печати, 12 таких самолётов были построены для ВВС Франции. Они получили название KC-135F и предназначены для дозаправки самолётов «Мираж» 4А (рис. 1).
Рис. 1. Дозаправка в воздухе французского бомбардировщика «Мираж» 4А от самолёта-заправщика KC-135F
Самолёт-заправщик КС-97 фирмы «Боинг» создан на базе американского военно-транспортного самолёта С-97 «Стратофрейтер», поступившего на вооружение в 1947 году. Всего построено 888 самолётов С-97 различных типов, поставки их закончены в 1965 году. Первый вариант заправщика, получивший обозначение КС-97А, совершил свой первый полёт в 1950 году.
К числу основных модификаций заправщика КС-97, находившихся в серийном производстве и имевшихся в составе стратегического авиационного командования США до замены их более совершенными самолётами, относятся следующие: КС-97Е (построено 60 машин), KC-97F (159) и KC-97G (592). Последней модификацией является KC-97L, который оснащён заправочными контейнерами, установленными под каждой консолью крыла. Он предназначен для обеспечения дозаправки в воздухе самолётов тактической авиации.
В настоящее время самолёты-заправщики KC-97L (72 единицы) находятся на вооружении ВВС национальной гвардии США; самолёты С-97 других модификаций используются американскими ВВС в качестве грузовых. Три самолёта-заправщика KC-97L под обозначением ТК-1 входят в состав ВВС Ирана и служат в основном для дозаправки в воздухе тактических истребителей F-4. Кроме того, некоторое количество самолётов КС-97 было передано ВВС Израиля и ряда других капиталистических государств.
Самолёт-заправщик KC-130F состоит на вооружении авиационных частей корпуса морской пехоты ВМС США с 1960 года. Этот самолёт представляет собой модифицированный вариант среднего военно-транспортного самолёта С-130В. Он оснащён быстросъёмной системой, обеспечивающей дозаправку топливом в воздухе одновременно двух самолётов. Это моноплан с высокорасположенным прямоугольным в плане крылом. Его силовая установка состоит из четырёх турбовинтовых двигателей Т56-А-7 максимальной мощностью на валу по 4050 л. с. Экипаж самолёта пять — семь человек.
В грузовом отсеке серийного варианта самолёта KC-130F расположены дополнительные топливные баки ёмкостью 13 620 л.
По сообщениям зарубежной печати, этот самолёт-заправщик может передать около 14 000 кг топлива (дозаправка обычно выполняется на высоте 7000-8000 м при скорости полёта около 570 км/ч) и иметь при этом дальность полёта 1600 км.
самолёты-заправщики «Виктор» (К.1А и К.2) — основные самолёты данного назначения в ВВС Великобритании. Они созданы на базе широко известного бомбардировщика «Виктор», являвшегося в 50-60-х годах основным в английской стратегической авиации.
Самолёт-заправщик «Виктор» К1А, первый полёт которого состоялся в 1965 году, оснащён тремя заправочными системами (две подкрыльевые и одна в хвостовой части фюзеляжа). Сообщается, что он может дозаправлять одновременно два самолёта с помощью подкрыльевых заправочных контейнеров или один — от системы, установленной в хвостовой части фюзеляжа.
В марте 1972 года совершил первый полёт заправщик «Виктор» К.2, созданный на основе бомбардировщика «Виктор» S.2. По данным зарубежной печати, в 1973-1974 годах 17 таких бомбардировщиков были переоборудованы в заправщики.
Как сообщалось в иностранной прессе, в ВВС Великобритании всего насчитывается около 50 заправщиков «Виктор». По мнению английских военных специалистов, самолёты «Виктор» К.2 будут состоять на вооружении ВВС Великобритании до конца 80-х годов. В настоящее время разработка новых заправщиков в Великобритании не ведётся.
Создание новых самолётов-заправщиков. Как сообщает зарубежная печать, дальнейшее развитие самолётов-заправщиков за рубежом идёт по линии увеличения количества топлива, передаваемого одним самолётом. В настоящее время усилия авиационных конструкторов в США и некоторых западноевропейских странах (в частности, во Франции) направлены на создание так называемого транспортно-заправочного самолёта, который может отдавать большое количество топлива другим самолётам, а также использоваться как тяжёлый военно-транспортный самолёт.
В США эти работы ведутся по программе АТСА (Advanced Tanker/Cargo Aircraft) на базе широкофюзеляжных самолётов Боинг 747 и DC-10. Необходимость создания такого самолёта, по мнению американских специалистов, диктуется рядом обстоятельств, основными из которых являются: постепенно вырабатываемый ресурс имеющихся самолётов-заправщиков, увеличение потребностей тактической и стратегической авиации США в обеспечении своих самолётов дозаправкой топливом в полёте, а также возрастание потребной грузоподъёмности военно-транспортной авиации.
Основное преимущество этой программы специалисты США видят в том, что создание такого самолёта на базе одного из существующих широкофюзеляжных самолётов обеспечит экономию времени и средств по сравнению с разработкой совершенно нового самолёта-заправщика или нового военно-транспортного самолёта.
Работы по программе ведут в конкурсном порядке две американские фирмы — «Боинг» и «Макдоннелл-Дуглас». По сообщениям иностранной печати, ВВС США предполагают в ближайшее время рассмотреть предложения по самолёту и до октября 1977 года выдать контракт выбранной ими фирме. На 1977/78 финансовый год ВВС по этой программе выделено 37,2 млн. долларов для закупки самолётов и 8 млн. долларов на исследования. Предусматривается, что в конце 1977 года ВВС закажут пять самолётов, а в последующие три года — ещё 36 самолётов (по 12 машин в год). Поставка первого самолёта согласно существующим в настоящее время планам намечена на конец 1979 года.
Фирма «Боинг» ведет работы по созданию самолёта по проекту ATCA на базе транспортного самолёта Боинг 747.
В зарубежной печати сообщалось, что ВВС США для подтверждения возможности использования самолёта Боинг 747 в качестве самолёта-заправщика провели лётные испытания, во время которых имитировалась дозаправка от него самолётов В-52 (рис. 3), FB-111, SR-71 и F-4, и получил при этом положительные результаты.
Рис. 3. Дозаправка в воздухе стратегического босбардировщика В-52 от транспортно-заправочного самолёта, создаваемого на базе самолёта DC-10
Для экономии веса представители фирмы предложили установить на разрабатываемом транспортно-заправочном самолёте цельносварные алюминиевые дополнительные топливные баки-цилиндрические ёмкости с полусферическими днищами (диаметр 1,5 м, длина 4,5 м, ёмкость около 6000 л). Сообщается, что они весят примерно в три раза меньше, чем обычные авиационные топливные баки такой же ёмкости.
Поместить топливные баки решено в нижних (переднем и заднем) грузовых отсеках самолёта, под полом основной кабины. Кроме того, сообщается, что баки могут быть сделаны съёмными, чтобы при необходимости освободить место для других грузов. Из них топливо будет перекачиваться в расходный бак, находящийся в центроплане крыла, а оттуда подаваться для дозаправки самолётов или для питания двигателей самого самолёта-заправщика. Всего на самолёте намечается иметь 13 дополнительных топливных баков (шесть в переднем грузовом отсеке и семь в заднем) общей ёмкостью 79 380 л (рис. 2). Максимальный общий запас топлива на самолёте около 280000 л.
Рис. 2. Компоновка транспортно-заправочного самолёта, создаваемого в США по программе АТСА на базе самолёта Боинг 747: 1 — универсальная заправочная горловина: 2 — носовая часть самолёта; 3 — рабочее место штурмана; 4 — верхняя кабина с 20 креслами; 5 — основная грузовая кабина; 6 — боковая грузовая дверь; 7 — кресла для Перевозки личного состава 160 — 70 человек) в основной грузовой кабине; 8 — рабочее место оператора заправочного оборудования; 9 — телескопическая заправочная штанга; 10 — усовершенствованная система огней вывода заправляемого самолёта; 11 — огни вывода заправляемого самолёта; 12 — барабан с заправочным шлангом; 13 — задний грузовой отсек с дополнительными топливными баками; 14 — перекачивающие насосы: 19 — передвижная грузовая лебёдка; 16 — передний грузовой отсек с дополнительными топливными баками; 17 — электронное оборудование системы определения веса и центровки самолёта
Иностранная печать сообщает, что на самолёте может использоваться заправочная штанга самолёта КС-135А, но вероятнее всего будет применена новая система дозаправки топливом в полёте, которая даст возможность увеличить расстояние между заправщиком и заправляемым самолётом с 12,2 м до 14,9 м, а скорость перекачки топлива с 3800 до 4 200-5 700 л/мин. Сообщается, что её разработка предусматривает проведение исследований, направленных на улучшение управляемости телескопической штанги во время выполнения заправки. Лётные испытания новой системы планируется начать в середине 1977 года.
По мнению иностранных специалистов, самолёт рассчитан также на установку системы MARS, разрабатываемой фирмой «Боинг». Она состоит из телескопических заправочных труб, которые монтируются в съёмных гондолах на концах крыла, и должна обеспечивать одновременную дозаправку нескольких самолётов. Управление системой дистанционное. Операторы для наблюдения за её работой будут использовать телевизионные камеры. При необходимости MARS можно демонтировать (примерно за 1 ч) и установить на самолёте систему заправки с гибким шлангом и конусом. Поскольку па разработку системы MARS, по мнению американских специалистов, потребуется от трёх до пяти лет, то первые самолёты намечено выпускать без дополнительных заправочных точек, однако на нем будут сделаны необходимые коммуникации для последующей установки этой системы.
Как сообщалось в иностранной печати, при дальности полёта 6 500 км самолёт фирмы «Боинг» в варианте заправщика (при взлётном весе 400 т) сможет отдать около 115 т топлива, то есть в пять раз больше, чем КС-135А.
Кроме того, он способен перевозить до 68 т груза на расстояние более 9 200 км, а в случае дозаправки в воздухе от другого самолёта-заправщика на расстояние 14 800 км.
Рекламируя универсальность боевого применения разрабатываемого самолёта, американская печать сообщает, что, например, переброска эскадрильи истребителей F-4, включая весь обслуживающий персонал и необходимое оборудование, с базы, расположенной на территории США, в любую из стран — участниц НАТО может быть осуществлена с помощью восьми таких самолётов. Каждый самолёт фирмы «Боинг» при этом должен выполнить по два полёта: первый в качестве самолёта-заправщика (неся, кроме топлива, в пределах общего веса полезной нагрузки некоторое количество грузов на главной палубе), а второй в качестве транспортного. В то же время отмечается, что для выполнения рассмотренной задачи потребовалось бы в общей сложности до 50 самолётов-заправщиков КС-135 и военно-транспортных самолётов С-141.
По расчётам некоторых американских специалистов, для обеспечения своевременного перелёта из США в ФРГ эскадрильи, имеющей в составе 24 тактических истребителя F-4E, и перевозки 720 т грузов для этой эскадрильи, достаточно всего 11 транспортно-заправочных самолётов фирмы «Боинг».
Как сообщалось в иностранной печати, к настоящему времени фирма «Боинг» спроектировала и изготовила комплект цельносварных топливных баков для установки на трёх гражданских самолётах Боинг 747-100, которые переоборудуются по заказу иранских ВВС в транспортно-заправочные самолёты. Поставка первого из них запланирована на лето 1977 года. Всего для ВВС Ирана будет переоборудовано 12 таких машин. На каждой из них намечается установить заправочную телескопическую штангу, подобную той, какая имеется на самолёте-заправщике КС-135. Во всех соединениях заправочной магистрали для повышения безопасности предполагается применить двойные кольцевые уплотнения. По заявлению специалистов фирмы «Боинг», расчётная максимальная производительность модернизированной заправочной штанги равна 3800-4500 л/мин.
Фирма «Макдоннелл-Дуглас» по программе АТСА разрабатывает на базе своего широкофюзеляжного грузопассажирского трёхдвигательного самолёта DC-10 вариант самолёта комбинированного использования (в качестве заправщика и военно-транспортного самолёта) для ВВС США.
Планируется, что в качестве самолёта-заправщика он способен дозаправлять стратегические бомбардировщики В-52, FB-111 и В-1. Кроме этого, по заявлению руководства фирмы «Макдоннелл-Дуглас», его можно применять и для дозаправки в воздухе тяжёлых военно-транспортных самолётов С-5А, С-141А и В.
Как сообщалось в иностранной печати, самолёт, предлагаемый фирмой «Макдоннелл-Дуглас», отличается от исходной машины следующим: он будет иметь больший максимальный взлётный вес (278 т вместо 251,7 т), на нём намечено установить более мощные двигатели (тягой по 23 800 кг вместо 23 000 кг), в хвостовой части фюзеляжа самолёта — заправочную штангу и оборудовать рабочее место оператора дозаправки. Заправочная штанга во время взлёта и посадки будет убираться вверх и располагаться вдоль хвостового конуса фюзеляжа. Сообщается, что по желанию заказчика для дозаправки самолётов тактической авиации под концевыми частями крыла могут быть подвешены заправочные контейнеры с убираемым шлангом с конусом на конце.
Дополнительный запас топлива, предназначенный для дозаправки самолётов в воздухе, планируется хранить либо в топливных баках на грузовой палубе, либо в баках модульной конструкции, которые могут быть размещены в центроплане крыла и нижних грузовых отсеках фюзеляжа (переднем и заднем). По сообщениям зарубежной печати, топливные баки, расположенные в нижних отсеках, можно легко снять через большую переднюю грузовую дверь и таким образом освободить эти отсеки для перевозки грузов.
По расчётам специалистов фирмы, после установки дополнительных баков общее количество топлива (марки JP-4), которое сможет взять самолёт, составит 172 т. Этого достаточно для того, чтобы данный заправщик доставил 127 т топлива на расстояние 1850 км, передал его другим самолётам и вернулся обратно. Сообщается, что в других вариантах зависимость топливной нагрузки, предназначенной для передачи, от дальности выглядит следующим образом: при дальности 4 800 км — 86 т, 7200 км — 68 т и 10 800 км — 34 т.
По сообщению фирмы «Макдоннелл-Дуглас», программа демонстрационных испытаний, проводившихся с целью оценки самолёта DC-10 как топливозаправщика, была выполнена успешно и показала, что исходный самолёт пригоден для заправки самолётов топливом в воздухе и способен одновременно нести на борту достаточное количество запчастей и вспомогательного оборудования.
При оценке возможности применения самолёта в качестве военно-транспортного в иностранной печати сообщалось, что он может перевозить 84% всех видов транспортных средств, находящихся на вооружении механизированных дивизий армии США, По критериям весовой категории на нем можно перевозить 57% всех типов армейских транспортных средств. Вместе с тем указывается, что основные боевые танки и другие большие гусеничные машины транспортироваться данным самолётом не могут.
По сообщениям зарубежной печати, при переброске войск и боевой техники через Атлантический океан в Европу на расстояние 6300 км самолёт фирмы «Макдоннелл-Дуглас» сможет доставить до 57 т груза.
Однако иностранная печать отмечает, что, несмотря на создание новых самолётов, заправщики КС-135А будут состоять на вооружении ВВС США до 2000 года и позже. С этой целью в настоящее время в США проводится модификация крыла этого самолёта, которая, по расчётам американских специалистов, позволит увеличить ресурс самолёта вдвое (с 20 000 до 40 000 ч).
Таблица 1. Основные тактико-технические характеристики самолётов-заправщиков, состоящих на вооружении ВВС стран НАТО
Наряду с проводимыми в США работами по созданию новых и модернизации существующих самолётов-заправщиков в некоторых западноевропейских капиталистических государствах планируется разработка таких самолётов собственной конструкции.
Таблица 2. Расчётные тактико-технические характеристики перспективных самолётов-заправщиков ВВС стран НАТО
В частности, иностранная печать сообщает, что но Франции изучается вопрос о замене заправщиков KC-135F более современными самолётами. Французская фирма «Аэроспасьяль» завершила исследования проекта военного варианта пассажирского широкофюзеляжного самолёта-аэробуса А.300В. Проект предусматривает возможность применения данного самолёта как для перевозки грузов и личного состава, так и для заправки топливом в воздухе истребителей типа «Ягуар» и «Мираж» F1. Как и в проектах транспортно-заправочных самолётов фирм «Боинг» и «Макдоннелл-Дуглас», дополнительные топливные баки на этом самолёте планируется устанавливать в его нижних грузовых отсеках под полом основной кабины. Заправочные устройства намечено расположить в двух контейнерах на концах крыла.
По мнению специалистов фирмы «Аэроспасьяль», такой самолёт при использовании его в качестве заправщика может передать до 58 т топлива, имея при этом дальность полёта 930 км, или 46 т при дальности 1850 км. Он сможет заправлять одновременно два тактических истребителя на высотах 4500-9100 м при скорости полёта 370-600 км/ч.
В варианте военно-транспортного самолёта он будет перевозить личный состав (360 человек на расстояние 5 000 км или 280 на расстояние 6 100 км). В смешанном грузопассажирском варианте он способен перебрасывать 145 человек и 30 т груза на расстояние 3200 км или 145 человек и 13 т груза на расстояние 6100 км. По заявлению специалистов фирмы, при установке большой грузовой двери в хвостовой части фюзеляжа самолёта А.300В на нём можно перевозить различную военную технику (военные автомобили, вертолёты и т. д.). В иностранной печати сообщалось, что в грузовом варианте самолёт в состоянии доставить 44 т груза на расстояние 3200 км или 27 т на расстояние 6100 км.
Фирма «Аэроспасьяль» исследовала также возможность использования военно-транспортного самолёта С-160 «Трансалл» в качестве перспективного комбинированного транспортно-заправочного самолёта. Указывается, что максимальный взлётный вес такого самолёта в варианте заправщика составит 51 т (вес пустого самолёта 30 т). По расчётам специалистов фирмы, заправщик, созданный на базе самолёта «Трансалл», сможет дозаправить в воздухе три истребителя «Ягуар», имея при этом дальность полёта до 1850 км. или четыре таких истребителя при дальности 1100 км.
Изложенное выше ещё раз свидетельствует о том, что милитаристские силы капиталистических государств, и прежде всего США, продолжая военные приготовления, направленные против стран социалистического содружества, отводят немаловажную роль повышению боевых возможностей своей авиации.