Как сообщает зарубежная печать, командование итальянских ВВС считает, что разработанная американскими специалистами в начале 60-х годов ракета AIM-7E не удовлетворяет современным требованиям, предъявляемым к ракетам данного класса, прежде всего из-за недостаточных максимальной дальности стрельбы и маневренности. В связи с этим в 1969 году ВВС страны заключили с фирмой «Селения» контракт на разработку новой ракеты с улучшенными тактико-техническими характеристиками.
Управляемая paкета «Аспид» 1А, подвешенная под крылом истребителя F-104S
Перед фирмой-разработчиком была поставлена задача, в соответствии с которой создание ракеты должно вестись с учётом её использования с истребителя F-104S и в зенитных ракетных комплексах ближнего действия — наземного «Спада» и корабельного «Альбатрос». При этом одно из основных требований к ракете состояло в том, чтобы она имела высокую эффективность при борьбе с воздушными целями как на малых дальностях, что позволило бы истребителю F-104S вести ближний воздушный бой, так и на максимальной дальности стрельбы (несколько десятков километров). Последнее обстоятельство, по мнению итальянских специалистов, должно значительно расширить боевые возможности истребителей.
При разработке новой ракеты «Аспид» 1А (Aspide-1A) фирма широко использовала опыт, полученный при производстве управляемой ракеты AIM-7E «Спарроу» 3, которую она и взяла за основу. У «Аспид» 1А (см рисунок) сохранена аэродинамическая компоновка УР «Спарроу». Она имеет аналогичные подвесные устройства, что позволяет подвешивать её на те же пусковые установки истребителя F-104S, что и ракеты «Спарроу». Длина УР 3,7 м (всего на несколько сантиметров больше, чем у ракеты AIM-7E), диаметр корпуса 203 мм, размах поворотного крыла 1 м, размах стабилизатора 0,8 м. Максимальная расчётная дальность стрельбы новой ракеты при пуске её с истребителя F-104S около 50 км (вместо 20—25 км у AIM-7Е). При использовании «Аспид» 1А в зенитных ракетных комплексах «Спада» и «Альбатрос» ожидается, что она позволит поражать воздушные цели на дальности 15—20 км и высоте полёта до 6 км.
В состав ракеты входят: блок систем наведения, управления и подрыва, боевая часть, а также крыльевой отсек и двигатель. По своей конструкции она подобна УР AIM-7E, за исключением того, что её боевая часть размещена за блоком систем наведения, управления и подрыва, а не между крыльевым отсеком и двигателем. По мнению иностранных военных специалистов, это стало возможным благодаря выполнению всей электронной схемы ракеты на твердотельных элементах (а не на электровакуумных лампах, как у AIM-7E). Это позволило значительно уменьшить объём, занимаемый блоком с электронной аппаратурой, а освободившееся место использовать для боевой части. В свою очередь за счёт такого расположения боевой части удалось увеличить размеры и мощность двигателя ракеты.
Система наведения УР «Аспид» 1А представляет собой полуактивную радиолокационную моноимпульсную головку самонаведения, которая имеет большую точность и помехозащищённость по сравнению с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения конического сканирования, установленной на ракете AIM-7E. Новая система наведения, по расчётам специалистов фирмы, даёт возможность применять УР «Аспид» 1А по низколетящим целям в условиях влияния отражённых от земли сигналов. Диаметр антенны головки самонаведения около 150 мм, диапазон рабочих частот 8—10 ГГц.
На ракете размещается боевая часть осколочного типа, в которой бризантное взрывчатое вещество окружено стальной оболочкой с насечкой. При её подрыве образуются осколки заданного размера. Вес боевой части 33 кг. УР «Аспид» 1А укомплектована двумя взрывателями — дистанционным радиовзрывателем и контактным. Первый, по сообщениям иностранной печати, имеет хорошую помехозащищенность.
В крыльевом отсеке расположены гидравлический привод рулей и блок электрического питания. Отклонение рулей производится пропорционально сигналам, вырабатываемым в системе управления. Питание привода осуществляется от гидравлической системы замкнутого типа, что обеспечивает ракете большую маневренность по сравнению с УР AIM-7E, имеющей гидросистему привода открытого типа (особенно в конце траектории полёта).
Двигатель ракеты твердотопливный, одноступенчатый. Вес топлива около 55 кг, время его горения не более 3,5 с. Суммарный импульс тяги около 12000 кг с. При этом скорость полёта ракеты в конце работы двигателя достигает М=2.
По данным зарубежной печати, разработка УР «Аспид» 1А идёт в соответствии с намеченным планом и её серийное производство может быть начато уже в этом году.