Французская фирма «Дассо—Бреге» и западногерманская «Дорнье» со второй половины 1969 года совместно разрабатывают самолёт ТА-501 , который создаётся в двух вариантах: учебно-тренировочный самолёт (для ВВС Франции и ) и боевой — для ведения воздушной разведки поля боя с малых и средних высот, а также для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам (для ВВС ФРГ, где этими машинами в середине 70-х годов предполагается заменить устаревшие самолёты «Фиат» G.91 R/3).

Разрабатываемый самолёт ТА-501 — моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом и хвостовым оперением обычной формы с управляемым стабилизатором (рис. 1, 2). Силовая установка будет состоять из двух турбовентиляторных двигателей «Ларзак» 04 (максимальная тяга каждого 1350 кг), размещённых вблизи центра тяжести самолёта, что впоследствии, как отмечается в иностранной печати, позволит установить на самолёте более мощные двигатели. При отказе одного из двигателей самолёт сможет продолжить полёт. Его крыло будет иметь отрицательный угол установки (—5°), что, по мнению иностранных специалистов, повысит устойчивость самолёта в полёте. Шасси самолёта трёхстоечное, с носовым колесом; предполагается применить пневматики низкого давления, что должно позволить самолёту действовать с грунтовых аэродромов. Баки с топливом в количестве 1400 кг будут расположены в крыле и центральной части фюзеляжа (за кабиной второго лётчика).

Макет самолёта ТА-501 «Альфа джет»
Рис. 1. Макет самолёта ТА-501 «Альфа джет».

Самолёт ТА-501 в варианте, предназначенном для непосредственной авиационной поддержки войск, сможет брать боевую нагрузку до 1500 кг. Для этого предусматривается пять точек подвески вооружения: по две под каждой консолью крыла и одна под фюзеляжем. Самолёт должен быть оснащён 30-мм автоматической пушкой (боекомплект 150 снарядов). Он сможет в различных вариантах использовать 50, 113, 225, 450-кг обычные бомбы и 340-кг баки с напалмом, пусковые установки с неуправляемыми ракетами (по 36 НУР калибра 70 мм) и 270-кг кассетные установки с бомбами малого калибра (для бомбометания по площадям).

Схема самолёта ТА-501 «Альфа джет»Рис. 2. Схема самолёта ТА-501 «Альфа джет» (вид в двух проекциях).

Проектные лётно-технические характеристики самолёта ТА-501 «Альфа джет» следующие: вес пустого самолёта 2950 кг; взлётный вес: 4500 кг — нормальный, в учебно-тренировочном варианте; 6000 кг — нормальный, в боевом варианте; 7000 кг— перегрузочный, в боевом варианте; максимальная скорость: 925 км/час — у земли, 1050 км/час — на высоте 9150 м; посадочная скорость 175 км/час; практический потолок 15 000 м; радиус действия на скорости 650 км/час (при учебно-тренировочных полётах): до 1000 км (продолжительность полёта 3 час.) — на средних и больших высотах, 450 км (продолжительность полёта 1 час. 40 мин.) — на малых высотах; перегоночная дальность 2000 км; длина разбега: 390 м — в учебно-тренировочном варианте, 700 м — в боевом варианте; длина пробега: 400 м — в учебно-тренировочном варианте при посадочном весе 3500 кг, 550 м — в боевом варианте при посадочном весе 4500 кг; геометрические размеры: размах крыла 9,16 м, площадь крыла 17,5 м2, длина самолёта 12,05 м, высота 3,86 м.

По плану разработки самолёта ТА-501 предусматривается построить четыре опытных самолёта для лётных испытаний, два — для наземных испытаний и шесть предсерийных машин. Первый полёт запланирован на начало 1973 года, поставка серийных самолётов в войска — на 1976— 1977 годы. Стоимость программы разработки и серийного строительства этого самолёта (при условии, что ВВС ФРГ и Франции закажут по 200 машин) должна составить более 1,7 млрд. марок при стоимости одного серийного самолёта 3 млн. марок.

Добавить комментарий