По сведениям, опубликованным в иностранной печати, стратегическая управляемая ракета SRAM класса «воздух — земля» для подавления средств системы ПВО противника в зоне прорыва стратегических бомбардировщиков, а также для поражения важных военных и промышленных объектов может быть использована на дальностях до 320 км.
Командование ВВС США, как отмечается в зарубежной прессе, планирует к концу 1974/75 финансового года вооружить ракетами SRAM тяжёлые стратегические бомбардировщики B-52G и В-52Н, а также средние стратегические бомбардировщики с крылом изменяемой геометрии FB-111. В настоящее время в стадии перевооружения находится 42-е тяжёлобомбардировочное авиационное крыло САК ВВС, дислоцирующееся на авиабазе Лоринг (штат Мэн).
Ниже публикуется сокращённый перевод статьи главного редактора журнала «Эр форс мэгэзин», в которой рассматриваются некоторые вопросы, касающиеся конструктивных особенностей и способов боевого применения ракеты SRAM.
Стратегическая авиационная управляемая ракета SRAM (Short Range Attack Missile) класса «воздух — земля» поступает на вооружение ВВС США. Практически эта система ракетного оружия станет полностью боеспособной в текущем году, после того как самолёты первого крыла бомбардировщиков В-52 будут модифицированы для подвески и применения этих ракет. Ядерная боевая часть ракеты SRAM по мощности сопоставима с одной боеголовкой ракеты «Минитмэн» 3, а точность стрельбы равна точности стрельбы новейших межконтинентальных баллистических ракет; после пуска она невосприимчива к помехам.
К концу 1974/75 финансового года должно быть закуплено более 1000 ракет SRAM (на сумму около миллиарда долларов), ими должны быть оснащены тяжёлые стратегические бомбардировщики В-52 последних модификаций и средние стратегические бомбардировщики FB-111. Если разрабатываемый стратегический бомбардировщик В-1 поступит в серийное производство, то ВВС, вероятно, закупят дополнительное количество этих ракет. Самолёт В-1 будет способен нести 24 ракеты SRAM на внутренней подвеске в трёх бомбоотсеках, В-52 — до 20 этих ракет на подкрыльевых пилонах и в бом-боотсеке, FB-111 — две ракеты на внутренней подвеске и четыре ракеты на внешних узлах подвески под крылом. Поворотная пусковая установка на бомбардировщиках В-52 и В-1 способна обеспечить последовательный пуск восьми ракет с темпом стрельбы один выстрел каждые пять секунд. Такой же темп стрельбы может быть получен при пуске ракет с балочных подкрыльевых пусковых установок.
Руководитель программы разработки ракеты SRAM полковник Скэнтц заявил корреспонденту журнала «Эр форс мэгэзин», что при подавлении ПВО противника ракета SRAM может поразить радиолокационные станции и пусковые установки систем ЗУРО, чтобы дать возможность самолёту-носителю прорваться к основной цели, по которой он сможет затем нанести удар оставшимися ракетами SRAM или бомбами.
При всех профилях полёта (см. рисунок) фактическая дальность стрельбы ракеты SRAM, по словам полковника Скэнтца, превышает дальности стрельбы, намеченные техническими условиями. Хотя величина круговой вероятной ошибки является секретной, известно, что она меньше радиуса поражения боевой части ракеты.
Четыре основных типа траекторий полёта ракеты SRAM к цели: 1 — полёт по баллистической траектории; 2 — полёт с огибанием рельефа местности; 3 — полёт с резким набором высоты и плавным снижением; 4 — полёт на средней высоте, а затем с огибанием рельефа местности.
Ракета SRAM оснащёна инерциальной системой наведения и твердотопливным двигателем двухразового включения. Вследствие малой эффективной площади отражения ракеты её отметка должна быть практически невидима на экранах РЛС противника. Хотя на время полёта ракеты SRAM к цели, помимо дальности стрельбы, влияет ряд других факторов, различных для каждого пуска, общее время полёта ракеты к цели почти всегда будет меньше 3 мин.
При полёте к цели по баллистической траектории ракета, наводящаяся с помощью. инерциальной системы, описывает дугообразную кривую. Траектория при этом состоит из трёх различных участков: стартового (первое включение двигателя), маршевого (второе включение двигателя) и полёта по инерции, на характер которого существенное влияние оказывают аэродинамические характеристики ракеты и три аэродинамических руля управления. Так как двигатель оснащается временным механизмом, то интервал между первым и повторным запусками двигателя может изменяться от короткого, составляющего 1-1,5 сек., до длительного, равного 80 сек. Следовательно для ракеты SRAM можно запрограммировать почти бесчисленное множество траекторий.
Для достижения максимальной дальности стрельбы полёт ракеты SRAM, по словам полковника Скэнтца, должен происходить по баллистической траектории с последовательным запуском стартовой и маршевой ступеней двигателя. Если же дальность стрельбы ракеты должна быть большой, а траектория не баллистической, то полёт может программироваться таким образом, чтобы после окончания работы стартовой ступени двигателя ракета летела по инерции в течение примерно одной минуты с использованием подъёмной силы корпуса и рулей, затем должна включаться маршевая ступень двигателя. Во время лётных испытаний, которые были завершены к середине 1971 года, достигнутые дальности стрельбы ракеты при её полёте по аэродинамической и баллистической траекториям по существу превысили дальности, планируемые контрактом на разработку.
Для обеспечения ракете SRAM высокой вероятности прорыва ПВО противника в качестве оптимальной выбрана траектория полёта на малой высоте с огибанием рельефа местности. Для этого ракета SRAM оснащается входящим в систему наведения радиолокационным высотомером, с помощью которого она может «следить» за изменяющимся рельефом местности. Эффективная площадь отражения ракеты (при углах наблюдения её до 30° от продольной оси ракеты) со стороны передней полусферы относительно мала. Если к этому добавить небольшое время полёта ракеты к цели и её весьма высокую скорость, то, как сказал полковник Скэнтц, «следить за ракетой SRAM и перехватить её, особенно при полёте на малой высоте, весьма трудно». Он отмечает, что за ракетой SRAM могла бы следить РЛС, расположенная таким образом, чтобы она «видела» ракету под большими ракурсами в течение длительного периода времени, но «даже и в этом случае времени, которым будет располагать противник для слежения, проведения вычислений и перехвата, окажется слишком мало, чтобы оказать эффективное противодействие».
С целью увеличения гибкости применения ракеты SRAM предусмотрено комплексное использование инерциальной системы наведения и радиолокационного высотомера. При таком смешанном способе наведения часть пути ракета летит на большой высоте, затем снижается и конечный участок траектории преодолевает на предельно малой высоте. В дополнение к разным траекториям, которые дают возможность использовать эту ракету в соответствии с конкретными требованиями боевой задачи, можно менять скорость полёта ракеты за счёт варьирования дальностью стрельбы. Использование импульса маршевой ступени двигателя для увеличения скорости подхода ракеты SRAM к цели до максимальной снижает вероятность её перехвата. В то же время перехват ракеты лучше осуществлять на конечном участке её траектории.
Ракета SRAM может изменять в полёте курс и высоту, она может быть пущена по цели, находящейся под любым углом относительно направления полёта самолёта-носителя. Можно произвести по цели залповый пуск этих ракет, прич`м каждая из них будет лететь по отличающейся от других траектории, а цели они достигнут в одно и то же время. Самолёт-носитель может осуществить пуск ракет из любой точки воздушного пространства, находящейся в пределах дальности стрельбы ракеты, и воспользоваться местностью для маскировки в целях повышения своей безопасности.
Хотя перехват ракеты SRAM оружием с ядерной боевой частью маловероятен из-за опасности поражения объектов на территории обороняющегося, эта ракета, по заявлению полковника Скэнтца, тем не менее обладает «высокой выживаемостью в условиях применения ядерного оружия». Это достигается использованием термического покрытия, защищающего ракету от кинетического нагрева, которому она подвергается на больших скоростях полёта. Такое покрытие обеспечивает ракете защиту и в условиях ядерного взрыва.
Применение ракет SRAM с бомбардировщиков B-52G, В-52Н и FB-111 (а со временем и В-1), по словам полковника Скэнтца, не должно повлиять на время готовности этих самолётов-носителей к вылету, так как программы с полётными заданиями для поражения целей должны вводиться в главную ЭВМ самолёта заранее, до взлёта, независимо от того, будет ли использоваться ракета SRAM или нет. Эта ракета не требует проведения проверок или испытаний во время дежурства самолётов на земле. При получении приказа на применение ракет SRAM экипаж должен выполнить минимальное количество операций: включить систему в работу, определить время прохождения контрольных радиолокационных ориентиров и выполнения маневра по корректировке положения самолёта и дать команду на автоматический пуск. Прогрев аппаратуры ракеты и ориентация инерциального измерительного блока ракеты с помощью самолётного блока аналогичного назначения производятся автоматически в течение нескольких минут. После этого бортовая ЭВМ непрерывно вычисляет положение самолёта-носителя относительно цели. Непосредственно перед входом в район цели необходимо также выполнить маневр для ориентации элементов системы наведения ракеты и уточнить местоположение самолёта с помощью бортовой РЛС.
После включения системы оружия SRAM в работу она может функционировать полностью автоматически. Когда самолёт входит в область досягаемости ракеты до цели, загорается сигнальное табло «безопасно, в диапазоне дальности стрельбы» и пуск ракеты производится автоматически (если экипаж не препятствует его осуществлению). Система оружия SRAM автоматически определяет, когда самолёт находится в пределах досягаемости ракеты до любого из «запрограммированных» комплексов целей.
ЭВМ системы оружия учитывает такие переменные величины, как плотность воздуха, скорость и высота полёта, которые существенно влияют на дальность и скорость полёта ракеты SRAM. В системе оружия SRAM имеется устройство обеспечения безопасности экипажа самолёта, автоматически приостанавливающее операции по пуску ракеты по целям, находящимся настолько близко, что при подрыве ядерная боевая часть ракеты может поразить самолёт-носитель.
В определённых тактических условиях при выполнении боевого задания информацию о цели, возможно, придётся перепрограммировать. Это может быть осуществлено автоматически, с помощью самолётной РЛС, или офицером управления этой системой оружия, вводящим информацию о цели вручную.
Система оружия SRAM способна осуществлять самоконтроль. Ее состояние во время работы непрерывно контролируется автоматически с помощью ЭВМ. Самопроверка позволяет ЭВМ системы оружия при появлении определённых отказов выбирать дополни-тельные траектории или не использовать дефектную ракету вообще. Вспомогательный источник энергии системы оружия включается в работу при критических изменениях мощности, которые могут привести к серьёзным отказам. Сведения о любом отказе фиксируются в запоминающем устройства главной ЭВМ. Выявленные неполадки устраняются после выполнения боевого задания. Поскольку конструктивно система состоит из модулей, то в большинстве случаев для устранения отказов потребуется заменить неисправные модули.
Точность наведения ракеты SRAM на цель определяется рядом факторов. Основным из них является исправность навигационной системы самолёта-носителя (при любом промахе ракеты на 90% будет «виновата» самолётная навигационная система). Во время лётных испытаний системы оружия было установлено, что круговая вероятная ошибка наведения ракеты SRAM при пусках с самолёта FB-111 меньше, чем при пусках со стратегического бомбардировщика В-52, так как система навигации первого более совершенна. Новое бортовое электронное оборудование разрабатываемого бомбардировщика В-1 должно обеспечить, как предполагают, ещё большую точность наведения ракет SRAM на цель. На точность наведения также влияют ошибки при установке инерциальных блоков наведения самолёта-носителя и самой ракеты SRAM, отказы в системе наведения ракеты в полёте, геодезические и геофизические ошибки.
Поскольку считается, что надёжность и стоимость системы оружия SRAM имеют решающее, значение, то все основные усилия по её совершенствованию направляются на решение этих проблем, а не на улучшение лётных характеристик ракеты. Полковник Скэнтц сказал, что он не видит «в настоящее время необходимости повышать боевые возможности этой управляемой ракеты, так как полученные в результате испытаний данные в достаточной мере удовлетворяют всем требованиям заказчика. К тому же при проведении программы лётных испытаний ракета во всех критических случаях продемонстрировала лучшие лётные характеристики, чем предусматривалось заданием на разработку. Поэтому мы будем концентрировать наши усилия на уменьшении стоимости ракеты SRAM и повышении её надёжности».
Внутри корпуса ракеты предусмотрено место для установки пассивной радиолокационной системы самонаведения. В сочетании с пассивным самолётным приёмником излучений эта система самонаведения могла бы обеспечить достижение высокой вероятности поражения мобильных излучающих целей, местоположение которых неизвестно при взлёте.
По словам полковника Скэнтца, ракета SRAM с некоторыми изменениями в программировании ЭВМ могла бы использоваться также и для защиты бомбардировщиков от воздушного противника.
Фирма «Боинг» изучает и другие вероятные направления использования ракеты SRAM (например, пуски ракет с самолётов F-4 и А-7). Исследуется также возможность применения ракеты SRAM в ВМС, в частности в интересах ПЛО.