— одна из главных капиталистических держав — является активной участницей агрессивного блока и других военных союзов (СБИТО, АНЗЮК). В тесном сотрудничестве с она проводит курс на усиление этого блока и делает все возможное, чтобы укрепить в нем свое положение.

По решению правительства страны в 1975 году в Североатлантический союз было передано ударное авиационное командование с непосредственным подчинением верховному главнокомандующему объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, которое в связи с этим получило название командования английских ВВС в метрополии. В системе объединенных ВВС блока оно считается одним из основных, а его командующий наделен полномочиями главнокомандующего.

Теперь, как подчеркивалось в зарубежной печати, фактически вся английская боевая и вспомогательная авиация оказалась придатком натовского военного механизма. Выполняемая ею роль орудия проводимой руководством блока реакционной политики, направленной прежде всего против стран социалистического содружества, существенно возросла.

С учетом дополнительных военных обязательств страны в блоке НАТО министерство обороны Великобритании, как сообщает иностранная печать, провело ряд мероприятии по совершенствованию организационной структуры ВВС в целом и пересмотрело задачи авиации, базирующейся на заморских территориях. Так, в 1975 году был расформирован штаб 46-й транспортной авиационной группы, а эскадрильи последней переданы в распоряжение командира 38-й авиационной группы. С апреля 1976 года прекратило свое существование командование английских ВВС на Ближнем Востоке. Его части и подразделения были подчинены командованию английских ВВС в метрополии. К 1978 году намечается объединить два командования: учебно-тренировочное и материально-технического обеспечения.

Командование английских ВВС в метрополии — высшее оперативное объединение военно-воздушных сил. Судя по сообщениям зарубежной печати, оно располагает необходимыми средствами для ведения операций с применением как обычного, так и ядерного оружия.

Задачи, возлагаемые на командование, всецело определяются требованиями натовской стратегии «гибкого реагирования» и планами верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО на Атлантике и командующего объединенными вооруженными силами НАТО в зоне пролива Ла-Манш. Основными из них являются непосредственная авиационная поддержка объединенных сухопутных войск НАТО, изоляция района боевых действий, стратегическая и тактическая разведка морских и наземных целей, а также воздушные перевозки личного состава и военных грузов в пределах ТВД.

Организация и состав

Общая схема организации командования английских ВВС в метрополии представлена на рисунке.

Организация командования английских ВВС в метрополии

Штаб командования, расположенный в Хай Уиком, отвечает за разработку оперативных и мобилизационных планов страны в части, его касающейся, организует боевую подготовку подчиненных строевых подразделений и участие их в национальных учениях и маневрах НАТО, контролирует реализацию планов развития ВВС в своих авиационных подразделениях, а также обеспечение их материально-техническим имуществом, ведает вопросами подбора и переподготовки кадров.

Командованию подчинены: 1-я бомбардировочная авиационная группа, 11-я истребительная авиационная группа, 38-я авиационная группа, 18-я авиационная группа береговой авиации, а также части н подразделения ВВС на Ближнем Востоке, в Гибралтаре и Гонконге.

Авиационная группа — оперативное объединение. В состав каждой группы входят авиационные станции. Авиационная станция — основная тактическая часть ВВС Великобритании, которая объединяет все авиационные подразделения и службы (боевые, вспомогательные, учебные), а также органы управления, базирующиеся на принадлежащем ей аэродроме. Обычно на авиастанции находятся две—четыре авиационные эскадрильи, которые имеют по 8—18 самолетов.

1- я бомбардировочная авиационная группа вооружена самолетами, способными действовать в глубоком тылу противника Все ее подразделения размещены на авиастанциях Скэмптон, Уоддингтон, Хонингтон, Уайтон и Марем.
На авиастанциях Скэмптон и Уоддингтон базируются 9, 35, 44, 50, 101 и 617-я эскадрильи средних бомбардировщиков В.2, на Скэмптон, кроме бомбардировщиков, 27-я эскадрилья и 230-я летно-тренировочная часть стратегических разведчиков «Вулкан» SR.2, Хоннигтон — 12-я и 2-я эскадрильи и 237-я учебно-тренировочная часть легких бомбардировщиков «Буканир» S.2, Уайтон — 39-я эскадрилья разведчиков PR.9, 51-я эскадрилья самолетов РГР R.1 и «Канберра» В.6, 360-я эскадрилья самолетов радиопротиводействия «Канберра» Е.15 и Т.17, Марем — 55, 57 и 214-я эскадрильи, 232-я учебно-тренировочная часть самолетов-заправщиков «Виктор» К.1А и К.2 и 231-я учебно-тренировочная часть самолетов «Канберра».

Помимо этого, 115-я эскадрилья калибровки радиотехнических средств вышеупомянутой группы (самолеты «Аргоси» Е. 1) находится на авиастанции Брайз-Нортон.

Бомбардировщики приспособлены для нанесения ударов по объектам противника с малых и больших высот с применением средств РЭБ. Средние бомбардировщики «Вулкан» В.2 оснащаются ядерными бомбами и УР класса «воздух—землям с ядерной головной частью. Легкие бомбардировщики «Буканир» S.2 208-й эскадрильи, вооруженные УР класса «воздух — земля», в основном служат для поражения морских целей. Начиная с 1979—1980 годов все бомбардировщики планируется заменить многоцелевыми самолетами , заказанными в количестве 385 единиц.

Стратегические разведчики «Вулкан» SR.2 и «Канберра» PR.9 предназначены для ведения всех видов воздушной разведки с больших высот в интересах ВВС, ВМС и сухопутных войск. Кроме того, они могут выполнять задания по целеуказанию.
Самолеты-заправщики «Виктор» К. 1А и К.2 используются для дозаправки в воздухе бомбардировщиков и тактических истребителей ВВС Великобритании. В настоящее время на смену самолетам «Виктор» К-1А в подразделения продолжают поступать заправщики «Виктор» К.2.

ll-я истребительная авиационная группа решает задачи противовоздушной обороны Великобритании. К ее авиастанциям относятся Бинбрук, Льючарс, Уотисем, Конингсби и Уэст Рейнем. На первой из них находятся 5-я и 11-я эскадрильи истребителей-перехватчиков F.6; на трех следующих — 23, 29, 43, 56 и 111-я эскадрильи и 228-я учебно-тренировочная часть истребителей FG.1 и FGR.2, а на последней — 41-я и 85-я эскадрильи ЗУР .

Авиастанцию Льючарс прикрывает от воздушного нападения 27-я эскадрилья ЗРК ».

11-й истребительной авиационной группе подчинена также 8-я эскадрилья самолетов ДРЛО «Шэклтон» AEW.2, базирующаяся на авиастанции Лоссимут.

Как полагают английские военные специалисты, истребители «Лайтнинг» F.6 останутся на вооружении вышеупомянутых эскадрилий до 1984 года.

38-я авиационная группа имеет в своем составе тактические самолеты разных типов, на которые возлагаются следующие основные задачи: изоляция района боевых действий, непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск, воздушная разведка, а также переброска войск и грузов на ТВД. Главными объектами ударов тактических истребителей являются самолеты носители на аэродромах, стартовые позиции ракет оперативно-тактического назначения, склады ядерных боеприпасов, ракет и другие.

Подразделения группы базируются на авиастанциях Уиттеринг, Колтисхолл, Конингсби, Однгем, Брайз-Нортон, Лайнем.

На авиастанции Уиттеринг размещены 1-я эскадрилья и 233-я учебно-тренировочная часть самолетов GR.1, 45-я и 58-я учебные эскадрильи самолетов FGA.9; Колтисхолл — 6-я и 54-я эскадрильи самолетов «-Ягуар» GR.1; Конингсби — 41-я эскадрилья тактических истребителей «Фантом» FGR.2; Одигем — 33-я и 230-я эскадрильи и 230-я учебно тренировочная часть вертолетов НС.1, 72-я эскадрилья вертолетов НС.2; Брайз-Кортон — 10-я эскадрилья транспортных самолетов VC10 (предназначаются для стратегических перевозок); Лайкем — 24, 30, 47 и 70-я эскадрильи и 212-я учебно-тренировочная часть транспортных самолетов С.1.

К другим подразделениям этой группы относятся: 32-я и 207-я эскадрильи самолетов связи «Пемброукс», HS 125-400 и HS 125-600, а также «Девоне»; 7-я и 100-я эскадрильи обозначения целей (самолеты «Канберра») на авиастанциях Сент-Моган и Марем; 63, 79 и 234-я эскадрильи по испытанию оружия (самолет «Хантер» Мк6А) на авиастанциях Броуди.

По данным иностранной печати, для английских ВВС заказано 163 боевых и 37 учебных (двухместных) самолетов , основная часть которых уже поставлена строевым подразделениям В настоящее время из этих самолетов сформировано шесть эскадрилий (две в командовании английских ВВС в метрополии и четыре в составе английских ВВС в ).

18-я авиационная группа береговой авиации ведет морскую разведку и поисково-спасательные работы в акваториях Северного моря и Северной Атлантики, а также в территориальные водах страны. Авиастанции группы — Кинлосс, Сент-Моган и Линкофилд. На первой и второй дислоцируются 42, 120, 201 и 206-я эскадрильи и 236-я учебно-тренировочная часть самолетов «Нимрод» MR.1, на второй и третьей — 22-я и 202-я поисково-спасательные эскадрильи вертолетов «Уирлуинд» HAR. 10. Сообщалось, что в ближайшие годы в эти подразделения поступят вертолеты I1AR. МкЗ.

Части и подразделения ВВС Великобритании на Ближнем Востоке, в Гонконге и Гибралтаре не имеют в своем составе боевых самолетов (кроме разведывательных на Ближнем Востоке) и служат основой для развертывания в случае необходимости крупных сил в целях «защиты интересов страны» в этих районах немного шара.
На Ближнем Востоке имеются две авиастанции: Лука (о. Мальта) и Акротири (о. Кипр). На первой базируются 13-я и 203-я разведывательные эскадрильи самолетов «Канберра» PR.9 и «Нимрод» MR. 1, а на второй—84-я эскадрилья транспортных вертолетов «Уирлуинд» HAR.10. В настоящее время самолеты 13-й и 203-й эскадрилий совершают разведывательные полеты в районе Средиземного моря.

В Гонконге на авиастанции Кайтак размещена эскадрилья транспортных вертолетов «Уэссекс» НС.2, а в Гибралтаре находятся лишь отдельные подразделения наземного обслуживания авиации.

По данным зарубежной печати, на середину 1976 года в командовании английских ВВС в метрополии насчитывалось: 50 бомбардировщиков «Вулкан» В.2 и 50 «Буканир» S.2; 35 самолетов-заправщиков «Виктор» K.1A и К.2; 40 истребителей «Лайтнинг» F-6, 90 истребителей и тактических разведчиков «Фантом» FG.1 и FGR.2; 20 самолетов-разведчиков «Канберра» PR.9, 10 «Вулкан» 3R.2, три «Нимрод» R.1 и четыре «Канберра» В.6; 24 истребителя-бомбардировшика «Ягуар» GR.1; 20 самолетов для непосредственной авиационной поддержки «Харриер» GR. 1; 45 морских разведчиков «Нимрод» MR. 1; 12 самолетов ДРЛО «Шэклтон» AEW.2; 20 самолетов радиопротиводействия «Канберра» Е.15 и Т.17; десять стратегических транспортных самолетов VCiO; 45 тактических транспортных самолетов «1еркулес» С.1, 24 учебно-боевого самолета «Хантер» FGA.9, около 70 специальных и вспомогательных самолетов и более 100 вертолетов различного назначения.

Боевая подготовка

В соответствии с требованиями военного руководства НАТО командование Великобритании готовит свои вооруженные силы, в том числе и ВВС, к боевым действиям во всеобщей ядерной, а также в ограниченных войнах с использованием как ящерного, так и обычного оружия. В связи с этим постоянно совершенствуется мастерство летного состава в боевом применении самолетов и оружия, организуются соревнования между экипажами и подразделениями, проводятся всевозможные учения.
Экипажи бомбардировочной авиации во время полетов по индивидуальным программам основное внимание уделяют технике пилотирования, самолетовождения и бомбометания с малых и больших высот, пнем и ночью, в различных метеорологических условиях, а также отработке методов преодоления сильной системы ПВО противника. Пилоты тактических истребителей тренируются в применении оружия и выполнении задач авиационной поддержки других видов вооруженных сил.

По мнению иностранных специалистов, немаловажную роль в подготовке летного состава играют соревнования, обычно организуемые между экипажами самолетов стран — участниц НАТО с целью приверни их мастерства в бомбометании и навигации. Например, экипажи самолетов «Вулкан» постоянно участвовали в крупных соревнованиях (условное наименование «Хай Нун») по самолетовождению и бомбометанию, ежегодно устраиваемых стратегическим авиационным командованием ВВС США. Самолеты береговой авиации «Нимрод» регулярно привлекаются к соревнованиям по ведению борьбы с подводными лодками, которые организуются в районе акватории Средиземного моря и других районах Мирового океана.

Наиболее важным элементом боевой подготовки английских ВВС являются учения, проводимые в национальных рамках и в составе объединенных вооруженных сил НАТО. В процессе их решаются разнообразные задачи, основными из которых являются: нанесение ударов по войскам и объектам противника с применением обычного и ядерного оружия, борьба с подводными лодками и надводными кораблями, переброски войск и боевой техники на различные ТВД, а также ведение воздушной разведки и создание активного радиопротиводействия средствам управления войсками и оружием противника.

Из национальных учений зарубежная печать особо выделяет совместное учение ВВС и ВМС Великобритании «Хайвуд». В ходе его проверяется боеготовность всех частей и штабов командования английских ВВС в метрополии, командования английских ВВС в ФРГ и морской авиации.

Части и подразделения командования английских ВВС в метрополии принимают активное участие почти во всех учениях объединенных вооруженных сил НАТО. Например, в таких крупных учениях, как «Боулд гейм», , «Тэктикл файтер уэпонри» на Северо-Европейском ТВД, , «Плейбой» на Центрально-Европейском ТВД и , «Дэшинг импэкт» на Южно-Европейском ТВД, которые освещались в зарубежной печати. Кроме того, самолеты командования совершают регулярные полеты в район Средиземного моря для участия в учениях ПВО «Шахбаз».

Таким образом, судя по сообщениям зарубежной печати, английские ВВС в метрополии, являясь одной из крупнейших авиационных группировок объединенных ВВС НАТО, активно используются руководством блока для демонстрации военной силы, что идет вразрез с позитивными изменениями в современной международной обстановке и имеет целью подорвать процесс разрядки напряженности в Европе.

Добавить комментарий