Как известно, американский империализм в своих агрессивных устремлениях отводил и продолжает отводить Западной Европе особое место, рассматривая её как одни из важнейших стратегических районов мира Поэтому не случайно с момента окончания второй мировой войны содержат здесь самую многочисленную и мощную группировку своих вооружённых сил, важной частью которой являются ВВС, объединённые в командование. Последнее считается одним из основных командовании тактической авиации ВВС США и главной силой объединённых ВВС .

Общая численность личного состава командования ВВС США в Европейской зоне, по данным иностранной печати, составляет 49000 человек, в том числе 6000 офицеров, 40000 сержантов и рядовых и 3000 вольнонаёмных. На его вооружении находится около 600 современных боевых самолётов.

Несмотря на наличие такой сильной группировки американской авиации в Европе, руководители Пентагона и высокопоставленные деятели НАТО не перестают утверждать, что необходимо увеличить военную мощь блока из-за существующей якобы «советской угрозы». Антисоветская истерия подкрепляется практическими делами. Так, США с ведома союзников намерены усилить свои военно-воздушные силы в Европе, Ряд стран Североатлантического блока получает на вооружение новую боевую технику американского производства.

Командованию ВВС США в Европейской зоне отводится одно из важных мест в реакционных планах империализма. Своими силами оно может вести боевые действия на европейских ТВД и совместно с союзниками решать в современных войнах все присущие авиации задачи во взаимодействии с сухопутными войсками и ВМС.

В административном отношении это командование подчиняется штабу ВВС США. Оперативно им руководит командование вооружённых сил страны в Европейской зоне. В рамках блока НАТО его основные силы сосредоточены в 4 ОТАК. Командующий ВВС США в Европейской зоне (генерал Р. Эллис) одновременно исполняет обязанности командующего объединёнными ВВС НАТО на Центрально-Европейском ТВД.

Организация и состав

Схема организации командования ВВС США в Европейской зоне приведена на рис. 1. Оно состоит из трёх воздушных армий (ВА). 3 ВА объединяет части и подразделения, базирующиеся на территории Великобритании; 16 ВА — Испании, Италии, Греции и Турции; 17 ВА — и Нидерландов.

Схема организации командования ВВС США в Европейской зоне
Рис. 1. Схема организации командования ВВС США в Европейской зоне

По оценке зарубежных военных специалистов, наиболее сильной по своему составу является 17 ВА, в которой имеется пять крыльев боевой тактической авиации из десяти, подчинённых командованию. Второй по значимости считается 3 ВА с четырьмя такими же крыльями.

В тактических истребительных авиационных крыльях числится по две-три эскадрильи (12-24 самолёта в каждой), а в разведывательных — по одной-две (18). Всего боевые крылья насчитывают примерно 450 многоцелевых тактических истребителей F-4C, D и Е. Самолёты F-4C и D используются в основном в качестве истребителей-бомбардировщиков, a F-4E — истребителей ПВО. Для действий по объектам в оперативной глубине имеется более 70 тяжёлых тактических истребителей с крылом изменяемой геометрии F-111E (рис. 2). Воздушной разведкой в интересах как ВВС, так и сухопутных войск занимаются экипажи 60 тактических разведчиков RF-4 .

Самолёты F-111erhs
Рис. 2. Самолёты F-111

В распоряжении командования находится также несколько воздушно-командных пунктов ЕС-135, которые предназначены для управления войсками на ТВД во время войны в случае вывода из строя основных и запасных наземных КП.

Для защиты боевых самолётов главным образом от осколков авиабомб и поражающих факторов ядерных взрывов на авиабазах их дислокации построены индивидуальные железобетонные укрытия (рис. 3).

Самолёт F-4  в железобетонном укрытииРис. 3. Самолёт F-4 в железобетонном укрытии

Помимо тактических истребительных авиационных крыльев, в воздушные армии входят:

  • Штаб авиационной дивизии «Туслог» (16 ВА), который имеет в своём подчинении до эскадрильи тактических истребителей F-4, летающих на авиабазу Инджирлик () по программе «чередование», а также ряд групп обеспечения. На базе этого штаба и его подразделений в военное время предполагается развернуть соответствующие силы авиации;
  • 601-е крыло управления тактической авиацией (17 ВА), состоящее из эскадрилий управления. Оно обеспечивает средствами связи и управления штабы и КП боевой авиации на европейских ТВД. Ему придано до 30 самолётов OV-10 и несколько транспортных вертолётов СН-53;
  • 400-е лётно-тренировочное авиационное крыло (16 ВА), предназначенное для обучения лётного состава использованию бортового оружия. Ему придана школа боевого применения оружия. Стрельбы проводятся на полигоне этого крыла;
  • 40-я группа управления тактической авиацией (10 ВА), которая организует связь и управление боевой авиацией на южном фланге Европейского театра войны.

Командованию ВВС США в Европейской зоне также оперативно подчинены 322-е и 513-е транспортные авиационные крылья. На авиабазы дислокации этих крыльев по программе «чередование» прилетают средние транспортные самолёты С-130 военно-транспортного авиационного командования, а также заправщики КС-97 ВВС национальной гвардии. Всего в распоряжении командования постоянно находится окаю 30 С-130, которые обеспечивают воздушные перевозки в пределах Европейской зоны. самолёты-заправщики КС-97 привлекаются для дозаправки топливом в воздухе тактических истребителей во время дальних полётов.

Кроме того, на авиабазе Рейн-Майн (ФРГ) в подчинении 322-го тактического транспортного авиационного крыла имеются четыре самолёта С-9А медицинской службы ВТАК для перевозки больных и раненых.

Боевая подготовка

В зарубежной печати сообщалось, что авиационные части и подразделения ВВС США в Европе полностью укомплектованы боеготовыми лётными экипажами, которые периодически заменяются аналогичными экипажами с континентальной части страны. Большинство из них получило боевой опыт в агрессивной войне США в Юго-Восточной Азии. Многие экипажи несут круглосуточное боевое дежурство.

Командование ВВС США в Европейской зоне стремится постоянно поддерживать высокий уровень боеготовности авиации с учётом того, что ей придётся действовать в войне совместно с авиацией других стран — участниц НАТО. Поэтому боевая подготовка американского лётного состава проводится в соответствии с планами национального командования США и командования НАТО.

По планам национального командования США экипажи боевых самолётов совершенствуют своё лётное мастерство, осваивают особенности европейских ТВД. Большое внимание в боевой подготовке пилотов обращается на их умение вести воздушные бои в условиях, близких к реальным. Для этого в 1976 году на авиабазе Олконбери () в составе 10-го разведывательного авиационного крыла была сформирована 527-я учебная эскадрилья.

Пилоты этой эскадрильи числятся инструкторами ведения воздушного боя. Они специально изучают тактику самолётов вероятного противника, учитывая при этом опыт войны во Вьетнаме и войны 1973 года на Ближнем Востоке. Во время учений и тренировок лётчики эскадрильи выступают в роли «противника» и ведут бой с экипажами других истребителей. По мнению американского командования, такая методика позволяет уже в мирное время максимально приблизить учебный воздушный бой к реальному и практически изучать тактику противника.

По планам командовании НАТО американские авиационные части и подразделения, дислоцирующиеся в Европе, постоянно участвуют в различных учениях и соревнованиях, где отрабатывают задачи взаимодействия с самолётами союзников и обеспечения объединённых сухопутных войск авиационной поддержкой. Они же привлекаются для отражения воздушных налётов «противника».

Почти во всех натовских учениях принимает активное участие авиация США. Наиболее характерным в этом отношении является серия осенних учений , в замысел которых входит усиление авиационной группировки НАТО в Европе за счёт быстрой переброски по воздуху сюда эскадрилий и отдельных групп самолётов из состава 9 и и 12-й воздушных армий (тактическое авиационное командование), базирующихся на континентальной части США. Такие переброски тактической авиации через Атлантический океан на расстояние до 8000 км осуществляются без промежуточных посадок, но с несколькими дозаправками самолётов топливом в воздухе. Для этих целей привлекаются самолёты-заправщики КС-135 из состава стратегического авиационного командования, базирующиеся на континентальной части США и в Испании.

В зарубежной печати сообщалось, что только с сентября по ноябрь 1976 года американским командованием было проведено шесть учений по переброскам тактической авиации, в результате которых в Европу было временно передислоцировано 160 самолётов из шести различных крыльев, постоянно базирующихся на континентальной части США. Среди них 96 истребителей-бомбардировщиков F-4D 49-го тактического истребительного авиационного крыла (авиабаза Холломэн, штат Нью-Мексико), 18 штурмовиков A-7D 354-го тактического истребительного авиационного крыла (Мертл-Бич, штат Южная Каролина), 18 истребителей F-4E 4-го тактического истребительного авиационного крыла (Симор-Джонсон, штат Северная Каролина), шесть самолётов F-105D 35-го тактического истребительного авиационного крыла (Джордж, штат Калифорния), 18 истребителей-бомбардировщиков F-105D 192-й тактической истребительной авиационной группы ВВС национальной гвардии (Берд-Филд, штат Виргиния) и четыре самолёта типа АС-130 1-го авиационного крыла специального назначения (Херберт-Филд, штат Флорида). Их распределили соответственно по авиабазам Рамштейн и Хан, Лехфельд (все в ФРГ), Флесланд (), Шпангдалем (ФРГ), Лейкенхит (Великобритания) и Цвайбрюккен (ФРГ). Здесь самолёты участвовали в отдельных учениях объединённых вооружённых сил НАТО. Их экипажи осваивали аэродромную сеть и изучали особенности действий на Европейском континенте, а затем возвращались обратно в США. При этом особое внимание обращалось на Центрально-Европейский ТВД.

Таким образом, за короткий срок американское командование привлекло к учениям в Европе самолёты разных типов из различных боевых крыльев и даже из ВВС национальной гвардии. Всё это свидетельствует о том. что уже в мирное время все части тактической авиации, базирующейся в США, готовятся для переброски в Европейскую зону на случай войны.

Усиление группировки авиации в Европе в мирное время

Несмотря на существующую крупную группировку американской авиации на этом континенте и имеющиеся возможности по её усилению в чрезвычайных обстоятельствах, тем не менее Пентагон принял решение ещё более увеличить в течение 1977 года численность своих ВВС в Европе, введя в их состав самолёты с высокими тактико-техническими характеристиками.

Согласно плану 36-е тактическое истребительное авиационное крыло (авиабаза Битбург, ФРГ) намечено вооружить 72 истребителями F-15A , предназначенными в основном для завоевания превосходства в воздухе, а входящие в его состав самолёты F-4D передать в крылья, базирующиеся на авиабазах Хан, Рамштейн и Шпангдалем (все в ФРГ).

В то же время 48-е тактическое истребительное авиационное крыло, размещённое в Великобритании на авиабазе Лейкенхит (самолёты F-4D), предполагается перевести на континентальную часть США, а на его место передислоцировать из США крыло истребителей-бомбардировщиков F-111F. В связи с этим численность личного состава командования возрастет более чем на 3000 человек.

В итоге, судя по сообщениям иностранной печати, авиационная группировка ВВС США в Европейской зоне, помимо качественного улучшения, увеличится в 1977 году почти до 700 боевых самолётов, а при чрезвычайных обстоятельствах, как показали осенние учения 1976 года, её численность может быть доведена до 850 самолётов за 9-10 ч.

Такие действия США идут вразрез с происходящим процессом разрядки напряжённости и являются немалым препятствием в принятии плодотворных решений на продолжающихся переговорах по взаимному сокращению вооружённых сил и вооружений в Центральной Европе.

Добавить комментарий