По мнению командования вооруженных сил , в современной войне одной из главных задач ВВС является непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск. В основном эта задача возложена на тактическую авиацию. Удары авиации при непосредственной авиационной поддержке наносятся главным образом по объектам, расположенным в боевых порядках противника, которые мешают успешным действиям сухопутных войск и не могут быть уничтожены огневыми средствами этих войск.

Американские военные специалисты, изучая опыт войны в Юго-Восточной Азии, пришли к выводу, что современные истребители-бомбардировщики F-4D , F-105D и штурмовики A-7D оказались недостаточно эффективными при решении указанной задачи. Исходя из этого, командование ВВС США приняло решение о создании нового самолёта, предназначенного специально для непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск, и поручило шести американским самолётостроительным фирмам разработать и представить на рассмотрение свои проекты. Согласно требованиям ВВС эти самолёты должны быть высокоманевренными, иметь большой радиус действия, мощное вооружение и простое, но высоконадежное оборудование, а также обладать такими взлетно-посадочными характеристиками, которые обеспечили бы применение самолётов с неподготовленных передовых аэродромов и площадок.

В 1970 году командование ВВС США рассмотрело предложенные проекты самолётов, из которых выбрало два: фирмы «Нортроп» и фирмы «Ферчайлд». В том же году оно подписало контракты с указанными фирмами, согласно которым к 1972 году каждая из них должна была построить по два опытных самолёта. Самолёт фирмы «Нортрон» получил обозначение А-9А, а фирмы «Ферчайлд» — A-10A. Строительство их завершено В 1972 году, и в мае того же года начались испытания. В январе 1973 года, после сравнения результатов испытании, к дальнейшей разработке был примят самолёт А-10А (рис. 1). Для проведения дополнительных всесторонних испытаний и выполнения необходимых доработок было заказано шесть предсерийных самолётов.

Новый американский самолёт А-10А «Тандерболт»
Рис. 1. Новый американский самолёт А-10А (на подкрыльевых узлах подвешены авиабомбы)

Конструкция самолёта A-10A «Тандерболт»

Он представляет собой моноплан с низкорасположенным крылом, двухкилевым хвостовым оперением. Фюзеляж цельнометаллический, полумонококовой конструкции. Он состоит из трех отсеков: носового, центрального и хвостового. В носовом отсеке размещаются:

  • герметическая кабина летчика;
  • узлы крепления и ниша передней стойки шасси;
  • электронное оборудование;
  • приемник системы дозаправки топливом в воздухе;
  • семиствольная 30-мм пушка GAU-8/A;
  • патронный ящик и другое оборудование, обеспечивающее ведение огня из пушки.

Передняя стойка шасси сдвинута вправо от продольной оси самолёта, что вызвано большими размерами пушки. Для защиты летчика и оборудования от огня зенитных средств на полу кабины и по её боковому контуру установлены бронеплиты из титанового сплава.

В среднем отсеке фюзеляжа находятся два основных протектированных топливных бака. В хвостовом отсеке размещаются агрегаты и трубопроводы гидравлической и топливной систем, турбостартёр. К верхней части этого отсека крепятся хвостовое оперение и двигатели.

Крыло самолёта трапециевидное. Оно состоит из центроплана и двух консолей. Центроплан крепится к нижней части среднего отсека фюзеляжа. Консоли крыла выполнены с небольшим углом стреловидности по передней кромке. Снизу, в местах подсоединения консолей к центроплану, размещены гондолы, в которые убираются основные стойки шасси. На крыле справа и слева от фюзеляжа расположены двухсекционные закрылки. На концах консолей крыла установлены элероны, состоящие из двух разделяющихся рабочих поверхностей — верхней и нижней, которые имеют отдельные приводы и могут работать в качестве тормозных щитков. На передней части центроплана между фюзеляжем и гондолами шасси установлены небольшие предкрылки.

Хвостовое оперение самолёта состоит из стабилизатора с рулем высоты и двух вертикальных килей с рулями направления.
Управление подвижными поверхностями самолёта осуществляется с помощью гидравлических приводов, сигналы к которым поступают от летчика через систему тяг, качалок и тросов. С целью повышения живучести системы управления широко используется дублирование как в гидросистеме, так и в механических связях.

Шасси самолёта убирающееся, трехопорное. На всех трех стойках установлено по одному колесу. Переднее колесо управляется по направлению из кабины летчика. Колеса основных стоек шасси тормозные, давление в пневматиках невысокое, что улучшает возможности использования самолёта с грунтовых ВПП.

Профили самолёта и расположение его основных элементов показаны на рис. 2.

Силуэты самолёта А-10А «Тандерболт»
Рис. 2. Силуэты самолёта А-10А «Тандерболт» (снизу справа — вид сбоку предлагаемого фирмой двухместного варианта самолёта)

Силовая установка самолёта А-10А «Тандерболт»

Силовая установка серийных самолётов будет состоять из двух двухконтурных турбовентиляторных двигателей TF34-GE-100 фирмы «Дженерал электрик» максимальной тягой 4100 кг. каждый. Сухой вес двигателя около 650 кг., коэффициент двухконтурности 6,2. Двигатели крепятся к пилонам, которые установлены выше крыла и стабилизатора по бокам верхней части хвостового отсека фюзеляжа. Гондолы двигателей бронируются. Такое расположение двигателей, по мнению американских специалистов, уменьшит опасность повреждения лопаток компрессоров посторонними предметами при эксплуатации самолётов с неподготовленных ВПП, а также несколько снизит эффективность поражения самолёта зенитными ракетами противника с инфракрасными головками самонаведения, так как стабилизатор расположен ниже двигателя и в некоторой степени выполняет роль теплового экрана. Чтобы ослабить ИК излучение двигателей в нижнюю полусферу, их выходные сопла выполнены таким образом, что газы отклоняются несколько вверх, а температура газов перед выходом из сопел резко снижается за счет смешивания его с холодным воздухом, забираемым от системы охлаждения двигателя.

Радиоэлектронное оборудование самолёта А-10А «Тандерболт»

Радиоэлектронное оборудование самолёта включает:

  • приемник тактической навигационной системы ;
  • самолётный ответчик системы опознавания «свои — чужой»;
  • систему предупреждения летчика об облучении самолёта радиолокационными средствами противника;
  • автоматический радиокомпас;
  • радиостанция;
  • систему автоматического кодирования переговоров и другое оборудование.

Вооружение самолёта А-10А «Тандерболт»

Вооружение самолёта состоит из одной встроенной семиствольной 30-мм пушки GAU-S/A с боезапасом 1350 патронов и подвесного оружия.

Пушка установлена по продольной оси самолёта, что, по мнению американских специалистов, обеспечивает более высокую точность ведения огня, чем при установке ее в стороне от продольной оси самолёта. Длина пушки 5,8 м, вес около 1720 кг (с боезапасом), скорострельность 2000 или 4000 выстр./мин (выбирается летчиком по его усмотрению). Отстрелянные гильзы собираются в специальный контейнер.

На десяти подкрыльевых и одном подфюзеляжном узле подвески самолёт может нести значительное количество оружия (фугасные авиационные бомбы с лазерными и телевизионными головками самонаведения, управляемые ракеты «Mайверик» класса «воздух—земля» и класса «воздух—воздух», зажигательные авиабомбы, авиационные бомбовые кассеты, подвесной контейнер с шестиствольной пушкой ), а также подвесные топливные баки емкостью около 1000 л. каждый. В зависимости от поставленных боевых задач вооружение может подвешиваться в различных вариантах. Максимальный вес внешних подвесок составляет 7250 кг.

Основные тактико-технические характеристики самолёта приведены в таблице.

Тактико-технические характеристики самолёта А-10А «Тандерболт»

Экипаж, человек… 1
Вес, кг:
пустого самолёта… 8 500
максимальный взлетный… 20 200
максимальной боевой нагрузки на наружной подвеске… 7 250
топлива во внутренних баках… 4 800
Размеры, м:
длина… 16,26
размах крыла… 16,75
высота… 4,47
Боевые скорости полета, км/ч:
у земли без внешних подвесок… 725
на высоте 1500 м с шестью авиабомбами Мк82… 710
Крейсерская скорость на малых высотах, км/ч… 550
Радиус действия, км:
с 18 бомбами Мк82 при патрулировании в заданном районе до 2 ч. — 460
при выполнении разведывательных задач… 750
Перегоночная дальность полета, км… 4 400
Длина разбега с максимальным взлетным весом, м… 1 200
Длина пробега, м:
с максимальным посадочным весом… 650
с посадочным весом около 14 т.… 330

При разработке самолёта А-10А конструкторы стремились обеспечить простоту его обслуживания и эксплуатации. С этой целью на самолёте применено встроенное проверочное оборудование, предусмотрена возможность отключения отказавших агрегатов или систем, широко использованы различные быстроразъёмные соединения с целью сокращения трудозатрат и времени для замены поврежденных или отказавших агрегатов. По данным иностранной печати, опыт летных испытаний показал, что самолёт А-10А может быть подготовлен к повторному вылету штатным количеством специалистов за 30 мин.

С 15 апреля по 15 мая 1974 года были проведены сравнительные оценочные летные испытания состоящего на вооружении ВВС США штурмовика A-7D «Корсар» и опытного образца самолёта A-10А «Тандерболт» для сравнения их лётных характеристик и боевых возможностей. В результате командование ВВС США решило принять самолёт А-10А на вооружение и сделало фирме первоначальный заказ на строительство 22 серийных машин. Иностранная печать сообщает, что Пентагон планирует закупить до 700 таких самолётов.

Проводимые в США мероприятия по разработке и поставкам в ВВС новых боевых самолётов еще раз свидетельствуют о том, что милитаристские круги США продолжают следовать агрессивным курсом, направленным прежде всего против СССР и других социалистических стран.

Добавить комментарий